Доклад диакона Алексия Котельникова, студента III курса церковно-исторического отделения Московской Православной Духовной Академии, на научной конференции молодых исследователей "История христианского просвещения и духовного образования в России", проводимой Кафедрой Церковной Истории МПДА. Доклад был озвучен 26 декабря 2010 года.

 

 

Введение.

Временные рамки данного сообщения определены основанием ордена базилиан (первая четверть XVII века) и событиями, последовавшими после первого раздела Речи Посполитой в 1772г., которые значительно изменили условия деятельности ордена.

Итак, монашеский орден свт. Василия Великого (OSBM) сыграл важнейшую роль в деле распространения унии. Одной из главных задач базилиан на первом этапе их деятельности было создание образовательных учреждений, которые могли бы готовить священнослужителей и иерархов для ордена и всего униатского сообщества.

Отметим, что с конца XVI века общественное просвещение и воспитание в Речи Посполитой было сосредоточено в руках иезуитов. Кроме того, значительно были представлены школы монашеского ордена пиаров. Вместе с тем, общий уровень грамотности населения был невысок. По некоторым оценкам не более 10% крестьянского сословия умело читать, и даже в шляхетской среде около 28% людей были неграмотны[i].

Православных школ в виде четко построенной образовательной системы также не существовало. Фактически, действовали школы при братствах – во Львове, Вильно, Луцке, Бресте Литовском, Могилеве и Киеве, однако, они представляли собой достаточно разрозненное явление. По оценке К. В. Харламповича таких школ было немного, и целью их скорее было образование пастырей, нежели борьба с неграмотностью населения в широком смысле слова[ii].

Таким образом, перед базилианами стояла задача создать сеть образовательных учреждений разного уровня, которые бы учитывали особенности и потребности униатской среды, а именно – сочетали бы в себе элементы западной (католической) и восточной (православной) учености.

Педагогическую деятельность базилиан в целом можно разделить на 4 периода.

Первый включает в себя время от основания ордена в начале XVII века до середины этого столетия и характеризуется становлением базилианских образовательных учреждений.

С середины XVII века наступает почти вековой застой в культурной жизни Речи Посполитой, который связан с многочисленными войнами и длится до середины века XVIII-го – второй период.

Третий период характеризуется возрождением орденских образовательных проектов и длится до 1-го раздела Речи Посполитой (1772), включая в себя и краткий «золотой век» ордена (1754 – 1772 гг.[iii]).

С этого момента и до самого упразднения унии в 1839 году (4-й период) образовательные проекты ордена постепенно ставятся под контроль государственных органов. Орден разделяется на 4 провинции (1773г.), со временем приходит в упадок и, фактически, упраздняется.

Школы низшего звена. Новициат.

К организации жизни ордена базилиан и построению системы образования приступил уже униатский митрополит Киевский Иосиф Рутский (на кафедре 1613 – 1637) «Орден не иначе может преобразоваться, — говорил он, — как только, если дано будет им (т.е. монахам – прим. авт.) воспитание и просвещение монашеское как в духе, так и в науках»[iv].

Естественно, что первейшей задачей базилиан было приготовление своих послушников (новициев) к принятию монашеского пострига. Такая подготовка осуществлялась в так называемых новициатах, существовавших при ряде базилианских монастырей.

Первый полноценный новициат был открыт при монастыре в Бытене. По свидетельству протоархимандрита ордена (1661 – 1666(?)) Якова Суши[v] в качестве наставников на первое время туда были приглашены монахи-иезуиты[vi]. Кроме того, в актах базилианских конгрегаций упоминаются новициаты в Вильно и Березвече[vii], а, позже, и в других монастырях. Устройство новициата основывалось на папской булле от 19 марта 1603 года об устройстве новициатов для всех монашеских орденов. Новиции ежедневно присутствовали за богослужением, обучались грамоте и чтению на церковно-славянском языке и латыни, а также началам арифметики, знакомились «с церковными обрядами и церемониями»[viii], кроме того упражнялись телесно. При новициате полагался хорошо огражденный и запертый сад. Посетители могли пройти туда для разговора с новицием только по разрешению и в сопровождении учителя (магистра), который не удалялся и во время разговора. Магистром мог стать монах не моложе 35 лет, находящийся в ордене не менее 10 лет и рукоположенный в священный сан. Выход за пределы новициата дозволялся 1 раз в неделю, непременно в сопровождении магистра[ix].

Согласно данным исследований более половины новициев по вероисповеданию были римо-католиками[x].

К новициатам по уровню примыкали приходские (парафиальные) школы. Они организовывались как при приходах, так и в монастырях. О их деятельности имеется очень мало информации. Главной их задачей, как можно полагать, было изучение начал грамотности на основе церковно-славянского языка, при этом о изучении латыни речь вряд ли может идти.

Школы среднего звена (конвикты).

Следующими по уровню образования были школы среднего звена для монахов, белого духовенства и просто юношей (в основном шляхетского звания). Таковыми должны были стать конвикты и семинарии. Многолетние труды митрополита Иосифа Рутского получили поддержку в высших инстанциях – 31 марта 1613 года король Жигимонт III своим привилеем позволил базилианам «школы в том панстве нашом… где бы ся… наисподобней фундовать, и в тых школах учити всих наукъ языком Кгрецким, Латинским, Словенским, Руским и Полским»[xi]. А в 1615 году папа Павел V уровнял в правах школы базилиан и иезуитов, что было исключительно важно для ордена.

Несмотря на желание митрополита, чтобы школы были в каждом монастыре, в первый период деятельности базилиан они находились лишь в 7 монастырях: Хелме, Новогрудке, Минске, Жировицах, Владимире Волынском, Бучачах[xii].

Известно явление смены статуса школ. Например Новогрудская школа, основанная около 1616 года трудами и вкладами митр. Иосифа Рутского, в 1624 году известна уже как духовная семинария, готовящая именно духовенство[xiii].

Со временем базилиане открыли при многих монастырях школы и для светской молодежи. Это могли быть школы специально предназначенные для светских учащихся, а могли быть и монашеские школы, в которых светским дозволялось учиться в младших классах[xiv]. К сожалению информация о учебных планах школ среднего звена весьма разрознена. На них мы остановимся несколько позже, говоря о третьем периоде деятельности ордена.

Что же касается семинарий для белого духовенства, то их открытие встречало в базилианской среде известное сопротивление, связанное с соперничеством монашествующих и белого униатского духовенства[xv]. Лишь в 1681 году было постановлено создать по семинарии для каждой епархии, но фактически они не существовали до 20-х гг. XVIII века[xvi], а позже, в начале XIX были реформированы[xvii] и служили униатам до самого упразднения унии.

Головной школой в образовательной системе базилиан со временем стала коллегия в Вильно, ее ректоры, обычно — архимандриты монастыря Св. Троицы в Вильно, имели серьезную автономию в свои действиях. В программу изучения в 1822 году входили: для 1-го года обучения – догматическое и нравственное богословие, Священное Писание, история Церкви, тридентский катехизис, языки латинский, греческий; еврейский; французский или немецкий по выбору. Далее к этим предметам добавлялись всеобщая история, российская литература, логика и проч. Кроме того, по 2 часа в неделю уделялось подготовке и репетиции проповедей[xviii].

Школы высшего уровня.

Высшую ступень обучения учащиеся проходили в заграничных коллегиях (в основном иезуитских) и папских алюмнатах (Греческая коллегия в Риме, Папский алюмнат в Вильно, коллегия свв. Сергия и Вакха в Риме, Брунгбергский иезуитский алюмнат, Камнисский и Пултусский алюмнаты[xix]). Всего папскими декретами униатским студентам было предоставлено более 20 мест с двухлетним периодом обучения[xx].

При таком состоянии дел естественным было желание униатских иерархов учредить свою высшую школу. Так, в 1615 году митрополит Иосиф Рутский предпринял попытку создания семинарии в Минске. Она должна была действовать как двухуровневая школа, где первый уровень соответствовал среднему, а второй высшему – его программы были составлены по образцам Греческого коллегиума в Риме. Семинария была создана только после 1641 года, а в 1655 году уже разрушена при нападении московского войска.

Следует отметить, что на начальном этапе педагогической деятельности базилиан большое внимание уделялось изучению церковно-славянского языка и грамотности на его основе. Язык церковно-славянский уже в то время расходился с русским разговорным языком, и изучение его было залогом понимания восточного богослужения и переводов Св. Отцов. Говоря же о планах на будущее, даже князь Константин Острожский рекомендовал новые переводы свв. отцов делать на разговорный польский язык[xxi], как имеющий большее значение в общественной жизни.

Упадок педагогической деятельности базилиан.

Во второй половине XVII века после своего становления и краткого развития базилианская система образования пережила значительный упадок, связанный с общим упадком культуры в Речи Посполитой из-за войн и иных государственных нестроений.

Несистематические попытки оживления образовательной деятельности привели к возобновлению средних школ во Владимире (1670) и Жировичах (1705). Кроме класса для светской молодежи в ней имелось и «філасофска-багаслоўскае аддзяленне для уніяцкага святарства»[xxii]. Это учебное заведение в дальнейшем являлось образцом при учреждении иных базилианских школ.

Золотой век базилианского ордена.

Очередным импульсом развитию системы базилианского образования было письмо папского нунция протоархимандриту ордена от 24 апреля 1751 года, в котором говорится о недовольстве папы количеством базилианских школ. Время его написания совпало началом с культурного возрождения Речи Посполитой. «Святейший господин наш заявлял, как было бы ему приятно, если бы в каждой провинции основано было по две генеральных студии философии и столько же богословия», — говорится в письме[xxiii], что свидетельствует об отсутствии должного количества высших классов в базилианских школах среднего уровня.

Кризис был преодолен в период с 1754 по 1772 год, который принято называть «золотым веком» базилианского ордена, кратким, но плодотворным. В публичном обучении во второй половине XVIII века базилиане заняли третье место после иезуитов и пиаров.

Что касается школ низшего уровня, то их существование и в это является наименее исследованным из-за малого количества сохранившихся документов. Новициат же на описанных выше принципах действовал в 7 монастырях ордена[xxiv].

Ответственность за деятельность школ среднего уровня лежала на провинциалах. Они наблюдали, чтобы в провинции имелись следующие низшие классы среднего уровня: 1 (или более, смотря по количеству учеников) класс риторики и гуманных (humanitatis) знаний (2 года обучения), 2 (или более) классов практического (нравственного) богословия (2 — 3 года с обязательным изучением русского языка и чтением памятников на нем); также высшие классы среднего уровня: по 2 класса философии и математики (3 года), 2 класса догматико-схоластического богословия (3-х или 4-летний период обучения), 2 класса каноники при классах богословия. Преподаватель в таких классах называется профессором. Претендующие на эту должность сдавали 2-часовой экзамен по преподаваемой дисциплине, включающий в себя 40 вопросов, не объявляемых заранее испытуемому.

К профессорам догматического богословия по возможности прикреплялись 2 профессора-помощника, один из которых изъяснял Священное Писание и преподавал еврейский язык, другой изъяснял священные каноны.

Профессорами философии могли быть только лица, прошедшие обучение в классе богословия, чтобы их «преподавание было более основательно, безопасно и чуждо заблуждений»[xxv]. Курс философии включал в себя логику, физику и метафизику и преподавался по Аристотелю.

Курс нравственного богословия сопровождается преподаванием какого-либо рукоделия, а также начатками геометрии и арифметики, истории и экономики.

Особая забота уделялась и будущим учителям младших классов (магистрам). К моменту окончания ими обучения специально назначенный наставник на протяжении 2 месяцев 3 раза в неделю по 1 часу занимался приготовлением их преподавательской деятельности[xxvi].

Дважды в год – ко дню Святого Василия и к началу обучения богословы и философы сочиняли стихи на латыни, трижды в году произносили проповеди в трапезной при собрании всех, в этом к ним присоединялись риторы.

Важное место в обучении принадлежит различного рода диспутам и актам. Они бывали каждую неделю, а при начале учебного года и его окончании на торжественные акты приглашались также и сторонние слушатели. Разрабатывалось до 40 положений, подлежащих защите или опровержению, которые и обсуждались в ходе такого мероприятия.

Летние каникулы составляли 2 месяца для богословов и философов и месяц для риторов и гуманистов. В прочее же время отдых для первых имел место от 20 декабря по ст. ст. и до дня памяти свт. Василия, отдыхали также сырную, страстную и светлую седмицы, и 3 дня на Пятидесятницу. Отдых для низших классов несколько сокращался.

Средние школы – конвикты, таким образом, находились при 21 монастыре ордена. Высшие курсы наук преподавались в 14 школах.

Отдельно необходимо сказать о базилианских школах для светского юшошества. В XVIII веке из школ основанных ранее упоминаются Жировичская (философская, 300 учеников), Владимирская коллегия на Волыни (философская, 500 учеников), Бучачская (риторическая, 300 учеников), Гощанская (риторическая, 100). Из новооткрытых школ – Сверженская (1743), Любарская (1758, философская, 300), Шаргородская (богословская, 400 учащихся), Уманская (1768, богословская, 300), Варшавская в Уяздове (1768), Боруньская (философская, 300 учеников) и Якобштадтская в Курлянлии (риторическая, 200)[xxvii].

Обучение в таких школах, по некоторым данным, состояло из 5 классов общей подготовки, которые, видимо, уместно сопоставить с 5-летним сроком учебы. После этого успешный ученик мог перейти в класс риторики, а затем философии или богословия (длительностью обычно 2 года)[xxviii].

Заключение.

Таким образом, к 1773 году – за 160 лет своей деятельности, базилиане образовали достаточно устоявшиеся формы образовательных учреждений – основали новициат, низшее приходское обучение, средние школы, в которых могли также учиться студенты светского звания, семинарии для белого духовенства.

Первый раздел Речи Посполитой состоявшийся в 1772 году ознаменовал собой многие перемены. Орден, разделенный в 1743 году на две провинции – польскую и литовскую, в 1773 был разделен уже на четыре: литовскую и русскую (польскую), пределах Польши, белорусскую (Российская Империя) и галицийскую (Австрия). В 1773 был изгнан из Польши орден иезуитов.

14 октября 1773 года начала свою деятельность Комиссия народного просвещения (Komisja Edukacji Narodowej – KEN), составившая новые программы для обучения в образовательных учреждениях различного уровня. В Российской империи деятельность ордена базилиан и униатов в целом была со временем подчинена Римо-католической коллегии и, позже, 2-му ее депараменту.

С этого времени говорить об ордене базилиан, как о монолитной организации не представляется возможным. Равно и образовательная деятельность в провинциях требует отдельного рассмотрения, выходящего за рамки данного сообщения. Отметим лишь, что просветительские труды монахов ордена прекратились только с упразднением его на местах.

К сожалению, большинство исследований о базилианских школах носит общий характер. Многие частные вопросы остаются неразрешенными. Необходимы, например, исследование деятельности приходских школ, детализация учебных планов, более ясное представление о структуре классов в средних школах и времени обучения в них[xxix]. Также внимание надо уделить изучению взаимодействия монашеских и светских средних школ и семинарий для белого духовенства. Отдельным является вопрос о западном (латинском) влиянии в базилианском образовании. Ответы на эти вопросы, видимо, могут быть даны при более подробном исследовании архивных материалов, находящихся в основном в архивах Республики Польша.


[i] Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 28 — 29.

 

[ii] Сharłampowicz K. W. Polski wpływ na szkolnictwo ruskie w XVII i XVIII stuleciu. Lwow, 1924. S. 15. Оригинал на русском языке не опубликован. Цит. по: Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 29.

 

[iii] Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 34.

 

[iv] Congregacya I Nowogrodowicka. Sessia pierwsza. №7. / Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа. Т. 12. Вильно, 1900. с. 9.

 

[v] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1870. Май. С. 459.

 

[vi] Там же. С. 459.

 

[vii] См., например: Congregacya XX Zyrowicka. Sessia szosta. / Археографический сборник документов, относящихся к истории северо-западной Руси, издаваемый при управлении Виленского учебного округа. Т. 12. Вильно, 1900. с. 119.

 

[viii] Коялович М. История базилианского ордена. / Христианское чтение. 1864. Ч. 1. Апрель. С. 452.

 

[ix] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1870. Май. С. 462 – 463.

 

[x] См., например: Клiмаў С. Базыльяне на землях Вялiкага Княства Лiтоўскага у другой палове XVIII ст. / Беларускi гiстарычны агляд. 1996. Снежань. http://www.belhistory.eu/syargejklima%D1%9Ebazylyanenazemlyaxvyalikagaknyastvalito%D1%9Eskaga-%D1%9Edrugojpalovexviiistartykul/ 15.12.2010г.

 

[xi] Беларускі архіў. Т. 3. Мн., 1930. С. 174.

 

[xii] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1870. Май. С. 476.

 

[xiii] PidlypczakMajerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 31.

 

[xiv] Там же. S. 32 – 33.

 

[xv] Стрельбицкий И. Униатские церковные соборы с конца ХVI века до воссоединения униатов с православною церковью. Вильна, 1888. С. 103.

 

[xvi] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1870. Май. С. 476.

 

[xvii] См.: Чистович И. Состояние униатской церкви в России в царствование императора Александра I. / Православное обозрение. 1879. Т. 2. С. 676.

 

[xviii] Описание документов архива западнорусских униатских митрополитов. Т. 2. СПб.: Синодальная типография, 1907. С. 744.

 

[xix] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1870. Май. С. 468 – 469.

 

[xx] Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 31.

 

[xxi] Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 32.

 

[xxii] Самусік А.Ф. Базыльянскі ордэн у сістэме асветы Беларусі (XVIІ – першая трэць ХІХ стст.) / Хрысціянства у гістарычным лёсе беларускага народа. Гродна, 2008. http://pawet.net/library/history/bel_history/marozava/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%A1.%D0%92..html 15.12.2010г.

 

[xxiii] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1871. Июль. С. 150.

 

[xxiv] Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 38.

 

[xxv] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1871. Июль. С. 159.

 

[xxvi] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1871. Июль. С. 162.

 

[xxvii] Петров Н. Очерк истории базилианского ордена в бывшей Польше. / Христианское чтение. 1871. Июль. С. 154.

 

[xxviii] Pidlypczak-Majerowicz M. Bazylianie w koronie i na Litwie. Warszawa: PWN, 1986. S. 37.

 

[xxix] Часто так называемые «школы» представляли из себя только отдельный класс, окончив который, учащиеся переводились в другой, соответственно, в ином монастыре.