Polyakov

Митрополит Леонид
(Поляков Лев Львович, 1913–1990)

Митрополит Леонид (в миру Лев Львович Поляков) родился 19 февраля 1913 года в Санкт-Петербурге в семье врача.

По окончании средней школы учился на химическом факультете, затем в Ленинградском педиатрическом медицинском институте. С 1939 года работал врачом-терапевтом. В качестве медика принимал участие в финской кампании и в Великой Отечественной войне.

Награды: орден Великой Отечественной войны II степени, медаль «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За участие в Великой Отечественной войне».

13 ноября 1949 года рукоположен во диакона, 20 ноября — во иерея. Пастырское служение проходил в ленинградских храмах.

В 1952 году экстерном закончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. 1 сентября 1952 года в Псково-Печерском монастыре пострижен в монашество с именем Леонид.

С 1 сентября 1953-го по июль 1957 года был доцентом Ленинградской Духовной Академии.

18 июля 1957 года возведен в сан архимандрита и назначен инспектором Московских Духовных Академии и Семинарии. Одновременно преподавал гомилетику. По традиции, которую ввел тогда архимандрит Леонид, до сих пор в Покровском академическом храме по средам вечером служится акафист Покрову Божией Матери, а студенты произносят, в храме проповедь в воскресные и праздничные дни.

В январе 1959 года защитил магистерскую диссертацию по теме «Схиархимандрит Паисий Величковский и его литературное наследие», ему было присвоено звание профессора.

11 июня 1959 года митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем; † 1961), архиепископом Виленским и Литовским Романом (Тангом; † 1963) и епископом Дмитровским Пименом (Извековым, впоследствии Святейший Патриарх; † 1990) архимандрит Леонид был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.

9 апреля 1962 года назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии и управляющим Курской епархией, председателем Хозяйственного управления Московской Патриархии и настоятелем Богоявленского патриаршего собора.

29 апреля 1962 года возведен в сан архиепископа. 13 июня того же года освобожден от управления Курской епархией.

11 мая 1963 года награжден правом ношения креста на клобуке; в том же году избран почетным членом Московской Духовной Академии.

С 4 августа 1963 года — архиепископ Ярославский и Ростовский с освобождением от должности председателя Хозяйственного управления и настоятеля Богоявленского патриаршего собора.

С 20 мая 1964 года — архиепископ Пермский и Соликамский.

16 июня 1964 года Владыке Леониду присвоена ученая степень доктора церковной истории за диссертацию на тему «Афон в истории русского монашества (духовно-нравственные связи), X–XVIII вв.».

7 июля 1966 года назначен временно управляющим Свердловской и Челябинской епархией.

8 октября 1966 года освобожден от временного управления Свердловской епархией и назначен архиепископом Рижским и Латвийским. Рижской епархией митрополит Леонид управлял более 23 лет. Каждый год в день празднования Толгской иконы Божией Матери, 21 августа, по сложившейся традиции все рижское духовенство и верующие собирались в Троице-Сергиевский женский монастырь в г. Риге, чтобы молитвенно приветствовать своего архипастыря со знаменательной датой вступления на Рижскую кафедру.

1960-е годы были временем серьезных испытаний для Русской Православной Церкви. Тяжелой была и ситуация в Рижской епархии. Храмы в большинстве своем не отапливались, не имели двойных рам, в аварийном состоянии были кровли и крыши. Священники окормляли по 3–4 прихода одновременно. На периферии служба совершалась не чаще одного раза в месяц, а иногда лишь раз в год. Под угрозой ликвидации находился монастырь в Риге. Некоторым священникам, чтобы прокормиться, приходилось совмещать служение в храме с работой в государственных учреждениях. Епархия находилась на дотации Московской Патриархии. Возрождая духовную жизнь, Владыка Леонид в 1968 году пригласил в епархию архимандрита Тавриона (Батозского), ставшего духовником Спасо-Преображенской пустыни под Ригой. В течение десяти лет он руководил духовной жизнью насельниц, количество которых за эти годы резко увеличилось. Постепенно пустынь благоустроилась и в нее стали стекаться многочисленные паломники. Храмы в Риге и других городах также приводились в порядок, благоустраивались. Ко многим из них было подведено центральное отопление, ремонтировались крыши. Возросло число молящихся в храмах. Владыка Леонид изыскивал возможности для привлечения диаконов, псаломщиков, регентов и хористов. Все это достигалось не сразу, а постепенно, благодаря настойчивой, неутомимой деятельности митрополита Леонида. Он неукоснительно совершал богослужения, прививая духовенству и верующим благоговейное к ним отношение. При нем стали постоянными контакты с католиками, лютеранами, баптистами. Широкая миротворческая и благотворительная деятельность, привлечение к служению в Православной Церкви местного населения способствовали утверждению ее авторитета в Латвии.

За архипастырскую деятельность на благо Святой Церкви Святейшие Патриархи Алексий и Пимен удостоили Владыку Леонида высших церковных наград: ордена святого равноапостольного князя Владимира и Преподобного Сергия Радонежского всех степеней.

В 1979 году в ознаменование 20-летнего служения в архиерейском сане Владыка Леонид был возведен в сан митрополита. 20 августа 1988 года к 75-летию со дня рождения награжден правом ношения второй панагии.

Научная деятельность митрополита Леонида была весьма плодотворной. Главный интерес его был связан с русским монашеством и старчеством. Кроме диссертации о преподобном Пенсии Величковском, он опубликовал несколько проповедей и статей в «Журнале Московской Патриархии», подготовил «Учебник нравственного богословия». В Ленинградской Духовной Академии в 1953–1957 годах им был прочитан курс лекций по истории Русской Церкви.

Необходимо вспомнить также визит в Ригу Святейшего Патриарха всей Грузии Блаженнейшего Илии II. Став Предстоятелем Грузинской Православной Церкви, Блаженнейший Илия нанес в 1978 году визит Святейшему Патриарху Пимену, а затем счел своим долгом посетить и митрополита Леонида. «Я прибыл к вам как ученик к своему учителю», — так сказал Католикос-Патриарх в своем слове после торжественного молебна в Рижском кафедральном соборе.

Владыка скончался 8 сентября 1990 года после непродолжительной болезни. 8 сентября в час ночи, сразу после кончины Владыки, епископ Даугавпилсский Александр совершил первую панихиду по почившем архипастыре. Около трех часов ночи тело было перевезено в кафедральный собор, где вновь была отслужена панихида и началось чтение Евангелия.

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II на погребение прибыли архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий и епископ Подольский Виктор.

10 сентября после заупокойной литургии, совершенной архиепископом Ювеналием в сослужении епископов Виктора и Александра, а также духовенства и при большом стечении верующих, был совершен чин погребения. На нем присутствовали представители Католической Церкви Латвии во главе с епископом Янисом Цакулсом, духовенством и учащимися католической Семинарии, которые тоже совершили заупокойную литию. Прибыли представители Лютеранской Церкви Латвии во главе с Архиепископом К. Гайлитисом, представители древлеправославных старообрядцев Поморской Латвии, представители баптистской общины.

С надгробными речами выступили архиепископ Ювеналий, епископы Александр и Виктор, а также Архиепископ Гайлитис. На погребении присутствовали депутаты Верховного Совета Латвии во главе с председателем Верховного Совета А. В. Горбуновым. Он также выступил с надгробным словом. «Митрополит Леонид, — сказал он, — возглавлял Православную Церковь в Латвии еще в те времена, когда сложными были отношения государства и Церкви, когда признавалась только атеистическая идеология и несение христианской веры в народ было затруднено. Но, несмотря на все трудности и препятствия, вера и верность духовным идеалам в нашем народе сохранились. Немалую роль в этом процессе духовного противостояния безверию и невежеству сыграла Церковь, в том числе и Православная. Духовная работа митрополита Леонида не прошла бесследно. Она стал частицей сегодняшнего возрождения Латвии. Мы благодарим за это усопшего и выражаем уверенность, что Латвийское государство будет почитать те нравственные гуманные принципы, за которые стояла Православная Церковь в Латвии и ее руководитель митрополит Леонид».

По окончании чина погребения под перезвон колоколов и пение ирмосов Великого канона гроб с телом почившего архипастыря был обнесен вокруг кафедрального собора, после чего траурная процессия направилась из Риги в Спасо-Преображенскую пустынь, где и был погребен Владыка Леонид.


Материал для публикации подготовлен по: Абашев Леонид, прот. Митрополит Рижский и Латвийский Леонид [(Поляков) (некролог)] // Журнал Московской Патриархии. М., 1991. №4. С. 37–38.

Текст к публикации подготовил студент I курса бакалавриата
Е. Анисимов