htmlimage

Протоиерей Назарий Витошинский
(† 1922)

Данное небольшое исследование посвящено моему прадеду полковому священнику протоиерею Назарию Витошинскому, участнику Первой Мировой войны. Начало исследованию положила фотография прадедушки, где он изображен сидящим на коне в рясе и с наперсным крестом, на плечи накинут плащ, а на голове шляпа. На груди его красуется орден, скорее всего георгиевский крест.

PAGE 2

Рис. 1. Протоиерей Назарий — участник Первой мировой войны. Фото 1918 г.

Но самое интересное, что на оборотной стороне этой старой фотографии осталась памятная надпись, которая гласит следующее. «Моему дорогому сыну, Николаю Назарьевичу, участником коей я был в качестве военного священника на западном и кавказском фронтах в 1916-1917-1918 годах. Г. Тифлис 2 мая 1918 г. Протоиерей Назарий Витошинский».

PAGE 3

Рис. 2. Памятная надпись протоиерея Назария Витошинского своему сыну. Фото 1918 г.

Семья о. Назария состояла из пятерых человек: матушка Екатерина сыновья Николай (это отец моей бабушки по отцовской линии, Людмилы Николаевны), его брат Александр и сестра Фаина.

PAGE 3 2

Рис. 3. Семья прот. Назария Витошинского

Семейное предание хранит о нем следующее воспоминание. Родом прадедушка был из Холмщины, это нынешняя Польша. Он скорее всего принадлежал униатской Церкви, но позже перешел в православие, т.к. его имя есть в числе выпускников первого выпуска Холмской Духовной Семинарии в 1876 г.[1] Сама же семинария была передана православным в 1875 г., после воссоединения части униатских приходов с Православной Церковью. В списке выпускников он числится третьим студентом, как «настоятель Бужеского (Старый Драгичен) прихода»[2]. Через г. Драгичен протекает р. Буг, на южном берегу которого жили православные прихожане, окормляемые о. Назарием. Там было несколько сел с православными прихожанами: Бужески, Русская Сторона и Верхи.

ASDF
Рис. 4. Холмская семинария.

Далее поиски привели в Польшу г. Драгичен. Там удалось разыскать храм где служил о. Назарий. Оказалось, что сохранилась его могила возле храма в честь свт. Николая. Настоятель это храма прот. Евгений очень радушно принял и оказал немалую помощь в поиске информации о прадедушке.

PAGE 5

Рис. 5. Храм в честь свт. Николая, где находится могила прот. Назария. На переднем плане прот. Григорий Черепенников, его правнук.

Так сохранилась клировая ведомость, где сообщается, что в 1912 г. Свято-Преображенский храм, где служил о. Назарий до Первой мировой войны, был построен в 1839 г. на казенный счет.

PAGE 5 2

Рис. 6. Клировая ведомость Спасо-Преображенской церкви пос. Дрогичине Соколовского уезда Седлецкой губернии за 1912 г.

Этот приход в XIX в. был создан на месте Свято-Преображенского монастыря (XIII в.), упраздненного после Отечественной войны 1812 г. из-за опасности разрушения в результате подмыва берега р. Буг. Церковь была построена из камня с колокольней, была холодной не отапливаемой. Священник получал жалование 1200 р., а псаломщик 250 р. в год. Кроме того, при храме находилось Драгиченское начальное училище, в котором обучалось 30 мальчиков и 25 девочек, из которых 18 были православных, остальные католики и 3 еврея. Кроме того, церковь имела в общей сложности 112 десятин земли, однако они были разбросаны в 62 кусках, а 4 десятины находились возле реки и были не пригодны из-за паводка. Земли приносили доход в среднем 200 р. При доме священника находились хозяйственные постройки: амбар, конюшня, хлев, сеновал, все это «под одной крышей». Также перечисляются хозяйственные постройки псаломщика, более скромные.

PAGE 6

Рис. 7. Клировая ведомость Спасо-Преображенской церкви пос. Дрогичине Соколовского уезда Седлецкой губернии за 1912 г. Лист с подписью священника Назария Витошинского

Кроме того, прот. Евгений дал ознакомился с еще одним документом. Это письмо прихожан[3], которые вернулись из объятой гражданской войной России в родной г. Драгичен вместе с прот. Назарием. Данное письмо помогло пролить свет на жизненный путь прадедушки. В 1915 г. о. Назария был вынужден покинуть свое жилище в г. Драгичен, а их дома были сожжены «в военно-стратегических целях» отступавшими казаками. В эвакуацию тогда уехало 200 человек.  В местах эвакуации священники часто оказывались не у дел и это подталкивало их идти в капелланы, к тому же они были заинтересованы в скорейшем освобождении оккупированных территорий, что побуждало их поддерживать патриотические настроения среди военных.

Польский историк Кшиштоф Лятонец в статье «Священники Холмской епархии среди военного духовенства Российской Империи в 1915-1917 гг.» пишет следующее. Начавшаяся в 1914 г. война, заставила многих священников западного края покинуть родину из-за наступления противника и опасности попасть в плен, т.к. имелись случаи ареста и помещение их в качестве военнопленных в лагерь. Он приводит указ Святейшего Синода от 31 марта 1916 г. где говорится, что в результате переформирования запасных сибирских полков туда вводились должности капелланов. Однако, в военном ведомстве не было достаточного количества священников. Поэтому Протопресвитер армии и флота просил правящих архиереев предоставить таких кандидатов, с освобождением их от приходской деятельности. Здесь как нельзя лучше подходили эвакуированные священники из западного края. Кроме того они были высокомотивированы тем, что войска шли освобождать их родные места.

Согласно указу Синода священников следовало назначать «достаточно образованных, выдающихся по своему патриотическому и религиозному настроению и пастырскому опыту, способных воодушевить новых войнов на предстоящий им воинский подвиг в защиту Родины и охранить их от тлетворных влияний»[4]. После войны им предоставлялось право вернуться на свои прежние приходы. В указе говорилось, что эти запасные полки подготавливаются для наступления в 1916 г.

По состоянию на 1916 г. о. Назарий состоял священником 1 Лазарета 53 пехотной дивизии[5]. Боевой путь 53 пехотной дивизии следующий. Во время отступления 10-й армии из Восточной Пруссии в январе-феврале 1915 года была окружена противником в Августовских лесах, после чего была заново сформирована. 30 апреля 1915 года включена в состав формируемого 34-го армейского корпуса Северо-Западного фронта. В 1916 году в составе 23-го армейского корпуса участвовала в Брусиловском наступлении на Волыни[6].

Судя по фотографии о. Назарий прошел всю войну и волей судьбы оказался в г. Тифлис, это нынешняя столица Грузии Тбилиси. Ему удалось вернуться в Польшу г. Драгичен возле реки Буг в 1921 г., несмотря на разруху Гражданской войны в советской России. Однако в независимой Польше их никто не ждал, «православных беженцев считали персонами нон-грата»[7]. Но он не только вернулся сам, но и смог собрать вокруг себя словесных овец – свою православную паству, правда из 200 человек осталось только 39. По возвращении в родные места они не смогли найти себе место.  О. Назарий с прихожанами обратился к руководителю независимого польского государства Юзефу Пилсудскому, с просьбой вернуть им старый храм. «Мы кланяемся Его Превосходительству, главе польского государства, скромно просим о защите наших гражданских прав. Мы просим следующее: 1) о возвращении нашей церкви; 2) о возвращении церковных домов и их хозяйственный зданий; 3) о возвращения нашей приходской братской земли, с помощью которой мы содержим церковные здания; 4) o возвращении нашему приходу стандартов земли, предусмотренных законом, что даст нам, малочисленным и бедным прихожанам, возможность время от времени приглашать священника для выполнения наших религиозных потребностей; 5) присоединиться нам к прихожанам прихода Св. Николая»[8].

PAGE 7

Рис. 8. Письмо от прихожан к правителю Польши Юзефу Пилсудскому, 1921 г.

Власти старый храм не дали открыть, а разрешили присоединиться к приходу свт. Николая. Старый храм о. Назария в честь Преображения впоследствии был уничтожен, как и многие православные храмы в Польше. Через год в 1922 г. о. Назарий умер и похоронен возле храма. Благодарные прихожане и настоятель прихода до сих пор помнят своего пастыря и ухаживают за его могилой.

Вот так фотография из семейного архива помогла восстановить, хотя и отчасти жизненный путь моего прадедушки.

PAGE 9

Рис. 9 Свящ. Григорий Черепенников (правнук прот. Назария) и свящ. Евгений Заброски (настоятель храма свт. Николая) на могиле прот. Назария Витошинского. Памятная надпись гласит: «Прот. Назарий Витошинский, первый душепастырь сего прихода в возрожденной Польше. Умер в 1922 г. Память от прихожан».


Праправнук аспирант Московской духовной академии
Кирилл Черепенников

[1] Выпускники Холмской духовной семинарии 1876-1910, 1912, 1913 гг. Сайт Александра Александровича Бовкало. URL:  http://petergen.com/bovkalo/duhov/holsem.html (Дата обращения: 30.05.2017)
[2] Хомская духовная семинария. Генеалогический форум ВГД. URL:  http://forum.vgd.ru/1405/78913/ (Дата обращения: 30.05.2017)
[3] См. приложение 1.
[4] Кшиштоф Лятанец Священники Холмской епархии среди военного духовенства Российской Империи в 1915-1917 гг. // Военная история России XIX – XX вв. Материалы IV Международной военно-исторической конференции / под. ред. А.В. Арановича. Санкт-Петербург, 1 ноября. Сб. научных статей. – Спб. СПГУТД, 2011. – 368 с. С. 218.
[5]Кшиштоф Лятанец Священники Холмской епархии среди военного духовенства Российской Империи в 1915-1917 гг. // Военная история России XIX – XX вв. Материалы IV Международной военно-исторической конференции / под. ред. А.В. Арановича. Санкт-Петербург, 1 ноября. Сб. научных статей. – Спб. СПГУТД, 2011. – 368 с. С. 222.
[6] 53 – я пехотная дивизия Российской Империи URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/53-я_пехотная_дивизия_(Российская_империя) (Дата доступа: 02.06.2017).
[7] Радзикевич Анна. Русская Сторона. Польша православная // URL:   http://www.przegladprawoslawny.pl/articles.php?id_n=2139&id=9  (Дата обращения. 31.05.2017).
[8] Коллективное письмо прихожан к польским властям, см. приложение 1.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Письмо-прошение от 28 декабря 1921 г. православных жителей г. Драгичен, вернувшихся из советской России после эвакуации. (Перевод на русский язык).

Его Превосходительству

главе польского государства

от граждан земель Русская Сторона, Бужиски и Верхнее,

Заявление

Мы, нижеподписавшиеся граждане Польской Республики, принадлежавшие к православной церкви в честь Преображения Господня, расположенной в деревне Бужиски. В 1915 году, во время наступления немецкой армии, село Русская Сторона, где имелось наибольшее число православных жителей, было сожжено отступавшими казаками в военно-стратегических интересах, а мы все были вынуждены выехать в Россию. До нынешнего времени, нас прихожан, из числа 200 человек, смогли вернуться в страну на родное пепелище всего 38 человек, а также и наш настоятель отец Назарий Витошинский.

Наша церковь, по распоряжению старосты (сл. неразб.), была закрыта и запечатана. Жилая недвижимость и фермы (часть которых являлась собственностью духовенства) в соответствии с немецким постановлением, правители были заняты жителями сгоревших деревень Русская Сторона, которые не выехали в Россию. В то время как все православные земли были пожертвованные прихожанами «на вечный помин душ», а также приходская земля, принадлежавшая православному братству, по распоряжению властей была отданы для аренды квартир жителей сел Русская Сторона и Бужиски.

В настоящее время власть намеренна продавать церковные здания и церковные земли на аукционе.

Мы, равноправные граждане Польши, которые были лишены всего в результате войны. Мы кланяемся Его Превосходительству, главе польского государства, скромно просим о защите наших гражданских прав. Мы просим следующее: 1) о возвращении нашей церкви; 2) о возвращении церковных домов и их хозяйственный зданий; 3) о возвращения нашей приходской братской земли, с помощью которой мы содержим церковные здания; 4) o возвращении нашему приходу стандартов земли, предусмотренных законом, что даст нам, малочисленным и бедным прихожанам, возможность время от времени приглашать священника для выполнения наших религиозных потребностей; 5) присоединиться нам к прихожанам прихода Св. Николая (далее следуют подписи — К. Ч.).

Праправнук аспирант Московской духовной академии
Кирилл Черепенников