Чтобы понять Россию, надо понять Лавру…

(свящ. Павел Флоренский «Троице-Сергиева Лавра и Россия»)

Свято-Троицкая Сергиева Лавра, «жемчужина» русской зодчества, была основана в первой половине XIV века (1337 г.) преподобным Сергием Радонежским. Начавшись с малой деревянной церкви на холме Маковец обитель в течение нескольких столетий разрасталась и укреплялась. Сама первоначальная Троицкая церковь не сохранилась до нынешнего времени, будучи сожжена татаро-монголами во время их нашествия на Москву в 1408 году (через 16 лет после кончины святого Сергия). Вскоре, однако, управлявший в тот период монастырем преподобный игумен Никон соорудил на старом месте новую церковь, которая была затем торжественно освящена.

5 июля 1422 года в Троицкой обители на Маковце совершилось знаменательное событие обретения мощей ее святого игумена. Тогда же решили заложить и новый белокаменный собор на месте прежней церкви. Этот собор восхищает зрителей своей монументальностью, объемностью и вместе с тем устремленностью к небу. Его золотой архаичной формы купол, килевидные закомары и тройной искусно вырезанный пояс, проходящий по фасаду здания, по верху апсид и барабана являют нам дух древнерусского мастерства, нашедшего свое выражение в камнях и красках. Для строительства храма использовался белый камень, позже применявшийся лишь для декоративных элементов различных монастырских сооружений. На внутреннем убранстве Троицкого собора, а, главным образом, на многих его иконах, написанных преподобным Андреем (Рублевым), Даниилом (Черным), лежит печать неземной красоты. Восстановленные росписи этого храма датируются 1643 годом. До наших дней сохранился также образ Святой Троицы, написанный святым Андреем (Рублевым) для этого собора. В 20-е гг. прошлого века эта икона была перевезена в Третьяковскую галерею, где сейчас и находится.

Собор хранит память об одной из тревожных эпох в Отечественной истории, а именно о Смутном времени. К чести обители необходимо указать на тот факт, что несмотря на 16-месячную осаду от польско-литовских интервентов она не была захвачена. Сама осада сопровождалась регулярными обстрелами из вражеских орудий. Во время одного из таких обстрелов была повреждена южная дверь Троицкого храма, причем оставшийся след и сейчас можно увидеть каждому желающему. Завершая речь о Троицком соборе Лавры остается подчеркнуть, что он «принадлежит к числу немногих сохранившихся памятников раннемосковского зодчества» , а совершенство его архитектуры красноречиво свидетельствует «о высоком подъеме культуры и искусства русского народа, пробужденном к жизни победой на Куликовом поле».

Через 50 лет после начала строительства Троицкого собора в обитель преподобного Сергия прибыли псковские зодчие. Ими был возведен (уже из кирпича) второй храм, освященный в честь Сошествия Святого Духа на апостолов. Храм выполнен в уникальном сочетании особенностей, характерных для раннемосковской и псковской архитектуры. Яркой отличительной чертой этой церкви является наличие колокольни под ее куполом при отсутствии внутреннего сообщения между самой звонницей и храмом. Купол храма выкрашен в синий цвет и на нем помещены звезды.   В XVI веке на монастырской территории строятся два храма: небольшой придел к Троицкому собору над мощами преподобного Никона, а также величественный Успенский Собор. Кроме того, обитель обносится крепостными стенами, высота которой достигала 6, а толщина – 3,5 метров. Именно такие стены выдержали 16-месячную польско-литовскую осаду. Впоследствии они были укреплены и увеличены.

Успенский собор был заложен в царствование Ивана Грозного, который, однако, не дожил до его освящения митрополитом Московским Дионисием (1585 г.). Поскольку строительство Собора было завершено в правление царя Феодора Ивановича, то кроме главного престола, освященного в честь любимого русским народом праздника Успения Божией Матери, за иконостасом имеются еще 3 престола. Они были освящены соответственно в честь великомученика Феодора Стратилата, мученицы Ирины – небесных покровителей царской четы и святителя Николая Чудотворца в память о его чудесном заступничестве во время осады монастыря (спасение защитников от массовой гибели по причине тяжелой эпидемии). Успенский собор одноименный главному собору Московского Кремля, по размерам немного превышает последний. Плоскости его стен украшены аркатурным поясом, четыре боковых купола – крупными золотыми звездами. Храм был расписан артелью ярославских мастеров в 1684 году, причем основная часть фресок связана с Успением Богородицы. С одной стороны от крыльца собора размещается белая каменная палатка над местом захоронения четырех членов династии Годуновых, а с другой стороны – небольшая надкладезная часовня, возведенная на месте обретения чудотворного источника в конце XVII века.

После завершения Смуты XVII века в монастыре разворачивается масштабное строительство. Именно тогда на северо-западной окраине обители рядом с больничными палатами был построен белый шатровый храм в честь святых Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1637 гг.). Таких храмов до нашего времени сохранилось немного, поэтому наличие шатровой церкви с уникальными изразцами на кровле существенно обогащает архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. В конце XVII столетия в обители создается целый комплекс сооружений, выполненных в стиле «русского (Нарышкинского) барокко»: Надвратная Иоанно-Предтеченская церковь (1699 г.), Трапезная палата с Сергиевским храмом (1692 г.) и Царские Чертоги (конец XVII века). Новые веяния в русской архитектуре отразились в этих зданиях через появление широких оконных проемов, исчезновение опорных столпов, внешнюю и внутреннюю «нарядность», наконец, привнесение элементов флоры и фауны во внутреннее убранство. Все это в большей степени относится к Иоанно-Предтеченскому и Трапезному храмам, в меньшей – к Царским Чертогам с Покровским академическим храмом. Роспись этих храмов довольно поздняя – XIX – начало XX вв. Расположенные рядом со Святыми Успенские врата также были устроены в XVII веке.

XVIII веком датируются следующие лаврские постройки: Михеевская (1734 г.) и Смоленская церкви (1748 г.), четырёхъярусная колокольня (1770 г.) и памятный обелиск (1792 г.).

Михеевская церковь, сооруженная над местом захоронения ученика святого Сергия преподобного Михея, в 1734 году, представляет собой небольшое здание восьмигранной формы. Кровля храма, выдержанная в «голландском» стиле, увенчана миниатюрной луковичной главкой с крестом. Сказанное следует дополнить тем, что престол этой церкви освящен в честь Явления Божией Матери преподобному Сергию, свидетелем которого стал Михей Радонежский.

Небольшая церковь в честь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы в форме ротонды была построена при императрице Елизавете Петровне, которая присвоила обители статус Лавры. Сама церковное здание, являющее яркий образец стиля западного «барокко», кажется более похожим на богато убранный дворец, чем на русский храм. Барочный стиль в XVIII веке серьезно повлиял на строящиеся тогда здания, и храмы, конечно, не составляли исключения. Сама Смоленская церковь возведена в память о чуде исцеления монастырского псаломщика, совершенном Божией Матерью от Смоленской иконы.

Одна из самых высоких (88 метров высоты) колоколен России строилась в годы правления императриц Елизаветы Петровны и Екатерины ΙΙ (1740-1770 гг.). На кровле здания помещены вазы, изготовленные из белого камня, купол представляет собой золотую чашу, над которой возвышается крест. Над вторым ярусом колокольни размещены часы-куранты. Проект лаврской звонницы, составленный Шумахером, воплощали в жизнь талантливые архитекторы Мичурин и Ухтомский, привнеся в него значительные изменения.

В 1792 году по инициативе митрополита Московского Платона (Левшина) в центре Соборной площади лавры был воздвигнут памятный обелиск с солнечными часами. Медные доски памятника повествуют о ценной помощи, которую оказывал монастырь Русскому государству в суровые годы его истории.

Последней точкой в создании выдающегося архитектурного ансамбля Троице-Сергиевой лавры стала изысканная шатровая сень над чашей с крестом, установленная недалеко от памятного обелиска в 1873 году. Сень украшена лепниной, образами ангелов и святых и увенчана крестом.

Все богатство и разнообразие русской культуры и искусства, представленное на небольшой территории обители преподобного Сергия в храмах, часовнях, колокольнях, иконах и росписях не может оставить равнодушным не только туриста – иностранца, но и любого россиянина, посещающего Лавру. Все это созидалось в благодарность Богу и Его угоднику святому Сергию, которого в течении веков с благоговением называли «Игуменом Земли Русской». Образ этого благодатного угодника Божия навсегда запечатлелся в глубинном народном сознании. Ясно об этом свидетельствуют и произведения древнерусского искусства, и многолюдность самой обители в дни больших церковных праздников, и длинные народные очереди, стоящие подолгу для того, чтобы почтить святые мощи учителя, миротворца и молитвенника о православных христианах святого Сергия Радонежского.

Источники и электронные ресурсы

1. Балдин. В.И. Троице-Сергиева Лавра. М., 1958.

2. Свято-Троицкая Сергиева Лавра – официальный сайт: http://stsl.ru/excursions/guide/

3. Павел Флоренский, свящ. Сочинения в 4-х томах. Том 2. Троице-Сергиева Лавра и Россия. М.: «Мысль», 1996.