Советский период безбожия повлиял на сознание русского человека. Оторванность от традиций Церкви вызвала тягу к оккультизму и магии. Коммунистический лозунг: «Бога — нет – всё позволено» насаждал новую идеологию – служения своим страстям. Итоги отступничества наблюдаются поколениями не заставшими той политической системы атеизма. Массовое закрытие храмов и уничтожение священнослужителей оценивается сейчас как страшное помрачение вождей российской смуты начала ХХ в.

       Главная причина выбора данной тематики – практическая необходимость восстановить историю одного из храмов Московской епархии, а именно церкви во имя святителя Николая с. Горки.       Храм во имя святителя Николая Мирликийского села Горки не минула участь многих других церквей в советском государстве. С расстрелом последнего настоятеля храма история храма прекратилась, но ненадолго. Изучение истории храмов способствует возрождению традиций и опыта прошлых веков. Анализ пастырского служения прошлого должен оберегать от всего несовместимого с достоинством священного сана.

       Со времени великого князя Ивана Калиты установился и неукоснительно соблюдался порядок, при котором перед смертью великий князь завещал Коломну вместе с великокняжеским престолом старшему сыну. В духовной грамоте Калиты читаем: «Се дал есмь сыну своему большему Семену  Можаеск, Коломну со всеми коломенскими волостями: Городенку, Медыню, Песочню, Похряне, Устьмерьску, Брошево, Гвоздну, Ивани, деревни Макавець, Левчин, Скульнев, Канев, Гжелю, Горетову, Горки…»[1].

В 1382 году между московским князем Дмитрием Ивановичем и рязанским Олегом Ивановичем был заключен мирный договор о разделе земель по рекам Оке и Цне: «А межи нас роздел земли по реку по Оку, от Коломны вверх по Оце, на Московскои стороне почен Новый городок, Лужа, Верея, Боровеск, и иная места Рязанская, которая не будут на тои стороне, то к Москве, а на низ по Оце, по реку по Тцну, от усть Тцны, вверх по Тсне, что на Московской стороне Тсны, то к Москве, а что на Рязанской стороне, а то к Рязани»[2].

Вероятно, топоним «Горки» возникает исходя из своего местоположения. Возможно, когда древние жители назвали свое место жительства Горки, рельеф местности отражал суть названия. Сейчас, это скорее равнинная местность, горки встречаются лишь вдоль берега реки Цны.

         По рассказам прихожан храма, жителей села Горки, весенний разлив Цны был настолько велик в середине прошлого столетия, что вода поднималась по берегу, высота которого насчитывает 20 метров, и затопляла алтарь главного храма. На стене алтаря до наших дней осталась отметка уровня воды в наиболее бурное половодье[3].

       Деревянная церковь, во имя Святителя Николая, в селе Горки, построена в 1773 году, в период царствования императрицы Екатерины II (1762-1796 гг.)[4]. В ней устроены приделы: в честь иконы Божией Матери всех скорбящих радости и Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

         По преданию, находившийся в Никольской церкви иконостас, в прежнее время, ещё до великого князя Ивана Васильевича III, украшал собою соборный храм Москвы; когда же знаменитый Аристотель Фиораванти ( ок. 1415 — ум. ок. 1485)[5] построил в Москве новый собор, то устроен был для него и новый иконостас, а старый перемещен был в Коломенский собор, за тем, по упразднении Коломенской епархии, тот же самый иконостас, как пришедший в ветхость, был перевезен будто бы в с. Горки, приход которого был тогда весьма незначителен и беден. Следует сделать вывод, что в те времена, как видно из церковной летописи, село Горки входило в состав Московской епархии.

          Поддержав мысль священника Сергия Рождествина, настоятеля храма, прихожане села Горок, с разрешения соответствующего начальства, разобрали деревянный храм и начали постройку нового каменного, а из остатков прежнего построили за селом временный, небольшой деревянный молитвенный дом. В этом храме более 11 лет молились прихожане, терпеливо ожидая окончания начатой постройки нового. Строительство продолжалась, но с большими перерывами во времени, и в течение 7 лет стены храма с трудом довели до карнизов.

       На помощь  священнику пришел владелец соседней с Горками фабрики и имения, известный своею благотворительностью Михаил Никифорович Бардыгин, и ранее много жертвовавший на строящийся в Горках храм.

       Михаил Никифорович Бардыгин (1864-1923) был егорьевским купцом 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин. Внук Михаила Феодоровича  Никитина (1812-1868 гг.), по прозвищу Бардыгин[6].

       Стены начатого храма, долгое время подвергались всяким переменам погоды, и их пришлось разобрать на 13 рядов сверху. Был нанят новый подрядчик, и закипела деятельная работа разных мастеров, под непосредственным присмотром опытного десятника[7], специально поставленного Бардыгиным.

       Архитектором был приглашен Иван Тимофеевич Барютин. Строительство проводилось на средства прихожан, под наблюдением благочинного первого Егорьевского округа церквей протоиерея Александра Светлова.

За три года на средства Михаила Никифоровича был возведен «собор», по выражению местных крестьян, уезжавших на заработки в город – «собор, которому прилично стоять в любом городе»[8]. Построен храм на том же месте, что и старый, а берег реки выровнен и укреплен, обнесен оградой кругом. Местные крестьяне посадили в 2 ряда многолетние липы, выписанные из лучших питомников; а здание второклассной школы, ранее стоявшее рядом, перенесли за село и поставили на ранее купленной Михаилом Никифоровичем земле, рядом с другим зданием школы. Бардыгин являлся и попечителем школы. По статье, находящейся в журнале Рязанских епархиальных ведомостей, в новом храме при поддержке Михаила Никифоровича было  устроено водяное отопление. Однако в цокольном этаже храмового здания сохранилась калориферная система отопления. Система состоит из печей, в которых, по всей видимости, сжигали мазут, и воздуховодов, по которым теплый воздух поступал внутрь храма, и подогревал пол. Зимой в храме было настолько тепло, что некоторые снимали валенки.

А так же, в храме были плиточные полы; древний иконостас, некоторые иконы которые насчитывают  500-летнюю давность, отреставрированы; согласно предписанию архиерейской комиссии и распоряжению Епархиального начальства, в нем сохранились все старые иконы, например, резное изображение святителя Николая Чудотворца, в память которого и освящен храм; в правом приделе, у стены устроен старинныйбалдахин с изображением ангелов и Страданий и Воскресения Иисуса Христа, а под ним поставлена плащаница; закуплены новые облачения, хоругви, подсвечники, люстры и прочая церковная утварь. Храм имел три алтаря в ряд: главный – в честь святителя и Чудотворца Николая, правый – в честь Скорбящей Божией Матери и левый – в честь святого Апостола Иоанна Богослова. Наверху «на хорах», устроен четвертый небольшой Алтарь в честь святых, имена которых носят Михаил Никифорович, его супруга Глафира Васильевна и местных священников со своими супругами – святого Архангела Михаила, преподобного Сергия и святых мучениц-дев – Глафиры и Серафимы.

       Монументальное здание принадлежит русско-византийскому направлению в культовой архитектуре конца XIX века. Четырехстолпный одноглавый храм с тремя апсидами[9] близок крестовокупольному типу, но коробовые своды[10] заменены в нем парусами[11].

       Храм однокупольный, с колокольней, крыт железом, окрашен белой краской. Восьмиконечные кресты покрыты золотом. Центральный крест отчетливо выражен снаружи с помощью кровельных покрытий, отвечающих контуру ложных полуциркульных закомар[12] над крепованной (специально укрепленной) средней частью фасадов. Небольшим притвором, над которым помещалась теплая церковь, храм связан с массивной трехчастной в основании колокольней, увенчанной цилиндрическим ярусом звона. В композиции наружных масс здания преобладают крупные пластические формы. Им соответствует масштаб проемов и элементов несложной кирпичной декорации. К «византийским» приемам восходят завершение граней барабана характерными полукружиями, устройство сферических кровель, мотив тройных, разделенных колонками арочных окон. В трактовке боковых крылец ощутима связь с древнерусской традицией. Двери наружные железные, кованые[13].

       Величественный интерьер храма хорошо освещен преимущественно верхним светом. Окна, расположенные высоко в двух уровнях, забраны металлическими решетками с кубоватым раппортом[14]. Стены оштукатурены,  расписаны не были. Пол бетонный, из метлахской плитки[15]. В теплую церковь, с центральным отоплением,  ведет деревянная лестница с ограждением из точеных балясин[16].

          Освящение новопостроенного каменного храма было совершено архиерейским чином 8 мая 1911 года. Освящал преосвященный Никодим, епископ Рязанский и Зарайский при участии благочинного 2-го Раненбургского округа, священника Василия Девяткина[17] (г. Ранненбург, с. Старое Кленское)[18].

          Известно, что в Горках в деревянной церкви во имя святителя Николая, имелись следующие древние иконы: Божией Матери с Предвечным Младенцем, благословляющим двуперстно, и св. Ионном Богословом, греческого письма, длиною в 5 четвертей (88,5 см)[19] и шириною в ¾ (приблизительно 13 см).

          Царские врата были резные, большого размера, вызолоченные на мардак[20], с резными изображениями 16-ти ветхозаветных святых царского рода, в царских коронах, или родословия Господа нашего Иисуса Христа по плоти в виде генеалогического древа, внизу на обеих половинках царских дверей изображен лежащим во весь рост пророк Иессей (напоминающий известную церковную песнь, «жезл из корене Иессеева» и проч.), на растворе[21] царских дверей изображение резное трех ангелов, отдельно один от другого. Над царскими вратами, вместо сияния, сделано резное круглое изображение Знамения Божией Матери с Божественным Младенцем, благословляющим двуперстно, вызолоченное на мордан[22]. Вообще все иконы в иконостасе настоящей церкви древние, которые, как и сам иконостас, по преданию, подарены были из собора города Коломны, что может подтверждать и выше изображенная надпись на иконе Божией Матери. На построение оной церкви имеется грамота от Преосвященного Феодосия, епископа Коломенского и Каширского, выданная в 1773 г. февраля 22 дня под № 182.

          Кроме того, в храме в Горках находилось два Евангелия, оба в лист (старинные русские Богослужебные Евангелия в окладе большого размера) – одно напечатано в 1735 г. при императрице Анне Иоановне, в серебряно-вызолоченной оправе, на верхнем диске в середине изображение Господа Вседержителя в короне, сидящего на престоле, с двуперстным благословением, второе в 1760 году.

          О жизни прихода храма во имя святителя Николая села Горок после 1917 года известно чрезвычайно мало. В 1929-м году село Горки входит в коломенский район. В 1940 году прокатилась очередная волна закрытия храмов. Только за 16 января того же года значатся несколько постановлений о закрытии храмов по Московской области, а именно: церкви  села Софьино Раменского района, церкви села Бортниково  Малинского района, Троицкой церкви в г. Коломне, и, наконец, храма в селе Горки.

         Самые пожилые жители села Горки помнят, как активные члены коммунистической партии, используя иконы со стен храма во имя святителя Николая, укрепляли мост через реку Цну. Мост до наших дней не сохранился, так как с образованием рыбхоза и уменьшением русла реки, за ненадобностью был демонтирован.

          Ни о каком обжаловании верующими решения Исполкома речи быть не могло. Карательные мероприятия советской власти достигли на время своих результатов, голос последнего настоятеля храма священника Александра  Рождествина умолк, храм превратили в склад минеральных удобрений, впоследствии, в клуб, и церковная жизнь прекратилась до 1997 г.

          Сейчас храм во имя святителя Николая села Горки относится к Коломенскому округу церквей Московской Епархии и Коломенскому району. В 1994 году его возвратили верующим, началось восстановление.

          Ко времени передачи храма приходской общине он представлял собой печальное зрелище: отсутствовало кровельное покрытие центрального барабана и колокольни, а также всех остальных крыш храма, частично было разобрано плиточное покрытие пола, утрачено остекление окон, внутри летнего храма место амвона разобрано. Иконостас не уцелел, стены представляли собой печальный вид.

          До 7 января 1997 года в храме во имя святителя Николая проходили богослужения несколько раз в месяц. Священники приезжали из Коломны, чаще всего из Богоявленской церкви[23].

Если в прошлые века о размерах прихода можно было судить по числу жителей того или иного населенного пункта, то, начиная с советского времени этого сделать невозможно. Даже в течение года число прихожан храма во имя святителя Николая в селе Горках непостоянно. В летний период приход меняется, как качественно, так и количественно, потому что местное население, временно перестает посещать храм, ввиду сельскохозяйственных работ на собственных участках, а жители г. Москвы, приезжая на дачи, восполняют число прихожан храма. На Всенощных бдениях, совершаемых под воскресенье число молящихся, как правило, невелико, а в сам воскресный день, в двунадесятые праздники и родительские субботы оно увеличивается. Причина тому – преклонный возраст большинства прихожан и отдаленность места жительства большинства из них от храма. Для людей среднего возраста одной из причин их отсутствия в храме  является график работы, который не согласуется со временем совершения богослужений. В связи с этим приход  храма во имя святителя Николая села Горки можно обозначить лишь приблизительно в пределах от 30 до 80 человек, из которых большую часть составляют женщины.

По инициативе настоятеля храма, отца Валерия Наволокина, и самых активных прихожан при храме была открыта воскресная школа, в которой проводятся занятия по Закону Божиему и церковному пению. Ученики воскресной школы во время богослужений несут послушание в алтаре и храме. К праздникам Рождества Христова и Пасхи дети готовят спектакли и выступления тематически связанные с празднуемым событием.

В мае 2006 года состоялось освящение библиотеки духовной литературы в селе Макшеево, устроенной тщанием прихожанки храма во имя святителя Николая в селе Горки Натальи Валерьевны Кононенко. В библиотеке по церковным праздникам проводятся концерты и утренники.  В праздник Святой Пасхи, Рождества Христова и в день памяти святителя Николая, утренники проходят в церковном доме с участием воспитанников воскресной школы.

          Последним настоятелем храма святителя Николая в селе Горки до закрытия был отец Александр Рождествин. Родился он 5 июля в 1898 года, в семье священника храма святителя Николая в селе Горки, Сергия Рождествина. Так же как и отец, был священником той же церкви.

Нынешний настоятель, протоиерей Валерий Наволокин, впервые приехал в село Горки 7 января 1997 года. Указом митрополита Ювеналия, был поставлен на должность настоятеля 24 февраля 1997 года.

Первая Божественная Литургия отцом Валерием была совершена 15 марта 1997 года. Состоялось это в день празднования Державной иконы Божией Матери. С этого дня начались регулярные Богослужения.

С восстановлением служения Божественной Литургии в храме святителя Николая, началось и восстановление порушенного здания храма. Местные жители не помнят времени образования села, ни его владельцев, ни строителей храма.

В заключение, можно сказать, что историю храма во имя святителя Николая села Горки с XIX века до наших дней удалось частично восстановить по сохранившимся источникам. О деревянной церкви, на месте которой построен храм во имя святителя Николая в селе Горки, известно очень мало. Удалось выяснить архитектурно-конструктивные данные по строительству каменного храма на месте деревянной церкви.

По истории храма во имя святителя Николая в Синодальный период о священнослужителях имеется более подробная информация, известно о духовном образовании ставленников и прежние места служения уже рукоположенных священнослужителей. Установлены краткие сведения о церковнослужителях и старостах храма.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы: современное каменное здание храма во имя святителя Николая построено на месте прежнего деревянного, посвященного памяти того же святого. Новопостроенный храм в несколько раз больше старого, это было вызвано практической необходимостью и свидетельствует о динамике роста количественного показателя прихожан.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Список церковно- и священнослужителей церкви во имя святителя Николая с. Горки с XIV века по настоящее время[24].

1.     Священник Матвей Лукьянов 1627 г.

2.     Священник Моисей Алимпиев (род. в 1738 г. – упоминается в 1783 г.)

3.     Диакон Василий Васильев (род. в 1740 г. – упоминается в 1783 г.)

4.     Дьячок Тихон Алентьев. (род. в 1746 г. – упоминается в 1783 г.)

5.     Церковник Иван Лазарев. (род. в 1745 г. – упоминается в 1783 г.)

6.     Священник Исидор Афиногенов. 1793 г.

7.     Священник Афанасий Никифоров. 1798 г.

8.     Священник Филипп Симеонович Хавский 1798-1844 гг.

9.     Диакон Федот Ефимов. (упоминается в 1809 г.)

10.   Дьячок Василий Тихонов. (упоминается в 1809 г.)

11.   Пономарь Никита Егоров. (упоминается в 1809 г.)

12.   Пономарь Егор Анихин. (упоминается в 1832 г.)

13.   Василий Семенович Радугин (сверхштатный псаломщик) (1844 — ?)

14.    Пономарь Никита Мизеров (приблизительно, 1850 г.)

15.  Петр Григорьевич Чистяков (псаломщик) (1856 — ?)

16. Илья Игнатович Троицкий (псаломщик, просфорник с 1863 г.)

17. Дьячок Иван Никитович Мизеров (сост. с 22 окт. 1837 г. — упоминается до 1875 г.)

18.  Священник Григорий Петрович Николин 1844 г.

19.  Священник Михаил Алексеевич Стамнин (1850 — ? сост. с 15 авг. 1882 г.)

20.  Диакон Иоанн Фортунатов (сост. с 10 окт. 1830 г. — в 1887 г. упоминается как умерший)

21.  Диакон Порфирий Николаевич Фелонин (15 июня 1857 — ? упоминается в 1896 г.)

22. Священник Сергий Сергеевич Рождествин (27 ноября) 1934 г.

23. Священник Александр Сергеевич Рождествин (21 октября) 1937 г.

24. Диакон Иоанн Артемьевич Романов (8 октября) 1934г.

 


[1] И.В. Маевский. Волости Коломенские. С. 44

[2] В.И. Смирнов. Мы – егорьевцы.// Энциклопедия сел и деревень. Москва – 1999. С. 24, 29

[3] Высота указанной отметки находится на уровне полутора метров от пола.

[4] Православная Энциклопедия // Русская православная Церковь // Церковно-научный центр Православная Энциклопедия. – Москва. 2000. С. 115

[5] Музейные сведения. Режим доступа: http://www.npstoik.ru

[6] В.И. Смирнов. Мы-егорьевцы. С. 68

[7] Десятник – непосредственный руководитель партии рабочих большего или меньшего состава, хорошо знакомый с работами, грамотный, умеющий обращаться с людьми, энергичный. Десятник расставлял рабочих по уровню их квалификации, определял объем работ, вел их учет, рассчитывался с поденщиками. Беловинский Л.В. Энциклопедический словарь Российской жизни и истории XVIII – начало XX в. – Москва. 2004.С. 191.

[8] РЕВ № 14. 1911 г. С.558

[9] Апсида-восточная стена христианского храма, полукруглая в плане, перекрытая полукупольным сводом, ограждающая ту часть церковного здания, где расположен Алтарь. При трех или пяти апсидах Алтарь сооружается в центральной и иногда еще в одной или двух боковых. Л.В. Беловинский. Энциклопедический словарь. С. 23

[10] Свод-дугообразное перекрытие, соединяющее стены, опоры какого-нибудь сооружения. Коробовые, т.е. крестовые или сомкнутые. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва. – 1986. С. 612.

[11] Паруса-(пандативы) элементы купольной конструкции в форме треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности купола или его барабана. Для этого по сторонам квадрата возводятся арки, а промежутки между ними и куполом заполняются парусами. А.М. Прохоров. Советский энциклопедический словарь. Москва. – 1985. С. 970.

[12] Закомара-в русской архитектуре полукруглое или килевидное завершение части наружной стены здания; повторяет очертания расположенного за ней свода. Советский энциклопедический словарь. С. 446.

[13] В.И. Смирнов. Мы – егорьевцы. С. 460

[14] Раппорт-повторяющаяся часть рисунка. Металлическая решетка была выполнена в виде рисунка состоящего из квадратов. Советский энциклопедический словарь. С. 1098.

[15] Метлахские плитки-[от названия немецкого города Метлах], устаревшее название керамических плиток для полов. Советский энциклопедический словарь. С. 795.

[16] РЕВ № 6. 1896 г. С. 94

[17] РЕВ № 11. 1911 г. С. 476

[18] Рязанский Адрес-Календарь. 1911 г. С. 526

[19] Четверть-русская мера длины, равная 4 вершкам или 17, 7см. Л.В. Беловинский. Энциклопедический словарь. С. 470.

[20] Т.е. лицевая часть иконы покрыта позолоченным окладом (устаревшее выражение).

[21] Т.е. на створках царских дверей (устаревшее выражение).

[22] Т.е. лицевая часть иконы покрыта позолоченным окладом (устаревшее выражение).

[23] Церковь Богоявления г. Коломна. Построена в 1680-89 гг. В советское время эта церковь оставалась единственной действующей в городе. Пэнэжко Олег, прот. Коломна и окрестности. Храмы Коломенского района. – Владимир. 2006. С. 249.

[24] Напротив фамилии указаны годы служения.