Николо-Пешношский монастырь – один из древнейших в Подмосковье. Со времени основания в 1361 году в его непростой судьбе, как в зеркале, отразилась вся история Русской Православной Церкви. Видела обитель периоды расцвета и запустения, мирные времена и нашествия неприятеля, заслужила название «второй Лавры»[1]. Пешношская обитель взрастила плеяду выдающихся подвижников, ставших настоятелями и насельниками многих монастырей, в которые они привнесли общежительный устав и принципы монашеской жизни, заложенные преподобным Сергием. Выходцы из Никольского Пешношского монастыря помогли возродить и обустроить Оптину Пустынь, московский Сретенский монастырь, Голутвин, Покровский, Бобренев монастыри, Борисоглебский монастырь в Дмитрове и многие другие.

Будущий летописец Николо-Пешношского монастыря Иван (в монашестве – Иероним) Суханов родился в Тверской губернии, в городе Торжке в 1807 году. Он был вторым из девяти детей в семье купца Ивана Степановича (Стефановича) Суханова и его жены Марии.

О детстве и юности Ивана до его поступления в Николо-Пешношский монастырь сведений сохранилось очень мало. Однако известно, что его родители отличались глубокой верой и благочестием. Дед автора «Летописи Пешношской обители» – Стефан Суханов, от которого Иван мог унаследовать свой живописный талант, был известен в Торжке как хороший иконописец. Стефан Суханов не только писал новые иконы, но и реставрировал древние, находившиеся в городских храмах. Так, в 1809 году, в церкви Рождества Иоанна Предтечи[2] им была поновлена живопись на большой, старинной, местночтимой иконе Божией Матери «Неопалимая Купина».

Со Стефаном однажды случилась история, которая, вероятно, оказала серьезное влияние на духовное становление его юного внука Ивана (в будущем – иеромонаха Иеронима). За полгода до смерти Стефан по заказу новоторжского купца Акима Колтырева взялся писать икону Святителя Николая Чудотворца. Эта работа стала для иконописца последней: не окончив свой труд, Стефан смертельно заболел и слег. При этом он испытывал сильные душевные страдания из-за того, что не смог дописать икону и боялся, что она может остаться незавершенной. И вдруг во сне Стефану явился сам святитель Николай Чудотворец и утешил его, говоря: «Не скорби, скоро поправишься, и как икону мою допишешь, тогда уж и помрешь». В действительности так и вышло: у Стефана неожиданно появились силы, и до смерти ему удалось закончить работу над святым образом.

В Николо-Пешношский монастырь Иван Суханов пришел по благословению родителей на девятнадцатом году своей жизни, 28 сентября 1825 года (здесь и далее – даты по ст. ст.). Сначала Иван хотел перейти в другую обитель, поскольку искал большей строгости монашеской жизни и большего уединения, чем то, которое увидел на Пешноше. «Признаюсь, неприятна была мне Пешнуша еще с начала поступления моего (1825 г.), – писал впоследствии о. Иероним, – тогда же я просил благословения у своих родителей (Иоанна и Марии) перейти на остров Валаамский или в Соловецкий»[3]. Но родители дали ему такой ответ: «Чадо, если приступаешь работать Господу Богу, уготови душу твою во искушение. Мы благословили тебя однажды и навсегда жить на Пешнуше, а в другие монастыри другого благословения у нас нет для тебя. Терпи!»[4]. Так Иван Суханов, по воле своих отца и матери, остался в Николо-Пешношской обители, и через некоторое время переменил свое мнение о ней. «Я пришел в монастырь жить в юных летах, аки младенец, неискусен слова и правды. И тогда начал прилепляться не к молодым, но к совершенным старцам, имущим чувствия обучена долгим житием и учением всему, и от них слышать о многом хорошем и полезном, о сей обители и старцах»[5], –  писал о. Иероним. Впоследствии он с любовью относился к своей обители, называя ее «преблагословенная Пешнуша»[6].

Большое влияние на его духовное развитие оказал строитель иеромонах Максим, который управлял Николо-Пешношской обителью в то время, когда в нее поступил Иван Суханов (будущий иеромонах Иероним). В своем рукописном синодике о. Иероним дает яркую характеристику отцу Максиму и выражает свое отношение к нему. «Во всяком поколении, – отмечал о. Иероним, – и во всякой стране, всегда были и есть люди, уважаемые всеми, за их благочестивую и добродетельную жизнь. И даже воспоминание о них тому месту составляет славу и честь, ибо примеры благодатные и благотворные сильно действуют на сердца, ищущих Царство Небесное. А паче близкие нам по времени и месту. Но такие примеры проявляются только в таких мужах, которые воспитаны в правилах благочестия и честности. И в таковых был и сей старец наш, строитель иеромонах Максим»[7].

22 декабря 1827 года Иван Суханов был принят в число братии, 24 декабря 1829 года – пострижен в рясу. Представлен к мантии 9 декабря 1835 года, пострижен – 22 ноября 1836 года. 29 июня 1839 году на Саввинском подворье в Москве епископом Дмитровским Виталием был произведен в иеродиакона. 20 июля 1850 года там же, по воле игумена Николо-Пешношской обители Сергия, епископом Дмитровским Филофеем возведен в сан иеромонаха[8].

Хотя о. Иероним был очень скромен и даже говорил о себе, что «не учился правописанию и писал долгое время и с немалым трудом (с помощью других умов и письменных руководителей)»[9], его отличал большой художественный талант, чувство вкуса, широкий кругозор и обширные познания. Степень скромности и смирения автора «Летописи Пешношской обители» наглядно демонстрирует тот факт, что свою «Книгу странствий», которую он окончил в 1866 году, никому не показывал до самой своей смерти в 1877 году, поскольку, как он считал, «слава человеческая погашает Славу Божию, за гробом бываемую вечно»[10].

В списке почившей братии о. Иероним выделен как пилигрим[11], потому он что много путешествовал и посетил более ста обителей и святых мест в 15 российских губерниях[12], побывал на Святой Земле и на Афоне. Всего летописец Николо-Пешношского монастыря совершил три больших путешествия: в 1841 году – по северным русским обителям, в 1853 году – по южным русским монастырям, в конце 1850-х годов – в Иерусалим и на Святую Гору[13].

Известно, что во время своей первой поездки, в 1841 году отец Иероним приезжал в Торжок, чтобы навестить родителей. В Торжке он посетил Рождественское кладбище, где были похоронены его предки: Сухановы, Голузины (родственники супруги деда Стефана), Свешниковы (родственники Марии, матери о. Иеронима, которая в девичестве имела фамилию Свешникова). По дороге в Торжок о. Иероним побывал на кладбище в Вышнем Волочке, где за год до этого нашел упокоение его брат Михаил. («Супруга Михаила с горести в 36 дней скончалась в Торжке, оставив двух младенцев-сирот моему родителю», – такую запись сделал       о. Иероним в своих записках, посвященных паломничеству по монастырям и храмам России)[14].

Самым дальним, длительным и важным в судьбе иеромонаха Иеронима стало паломничество в Палестину и на Афон в 1858-1859 гг. Он вспоминал: «Благочестивое желание видеть Святые места во Иерусалиме и в горе Афонской возродилось в моем сердце почти сначала вступления моего в монастырь (в 1825 году), но различные обстоятельства не дозволяли в скором времени оное исполнить»[15]. 21 июля 1858 года он оставил Николо-Пешношскую обитель и отправился через Москву в Одессу, а оттуда 13 сентября на пароходе продолжил свое путешествие к берегам Святой земли.

15 сентября того же года о. Иероним прибыл в Константинополь,          8 октября – в порт Яффа. 13 октября он, в составе группы из 60 русских паломников, из Яффы верхом отправился в Иерусалим, в который прибыл на следующий день. О благоговейном и восторженном чувстве, охватившем паломника в первые же часы и минуты пребывания в Святом граде, вблизи храма Воскресения Христова, свидетельствует сам о. Иероним: «Ночью я проснулся до полуночи, поскольку дух мой, обремененный желанием видеть внутренность Храма, не дозволил долго спать изнемогшему моему телу. Вышел я из комнаты на площадь, с которой днем был виден город, но теперь темнота ночи скрывала его от меня. Подошел к самому куполу и в верхнее окно над Голгофою слушал полунощницу, совершаемую внутри храма греческими монахами. Ее всегда начинают с 11 часа полуночи. Монахи там и живут над Голгофою в Голгофском монастыре. Мне весьма чувствительно с высоты было смотреть на то место, где томился на Кресте Божественный Искупитель, где источал источники Крови из пяти Своих язв телесных. Здесь пред ним стояла Пречистая Матерь Его с возлюбленным учеником (моим патроном). Они проливали свои слезы от горести сердечной пред Умирающим»[16].

На Святой Земле о. Иероним провел почти полгода. Он встретил в Иерусалиме новый 1859 год, праздник Святой Пасхи, был очевидцем визита в Иерусалим великого князя Константина Николаевича с семьей, что описал в своих записках[17].

11 мая 1859 года иеромонах Иероним покинул Святую Землю и направился на Афон. 21 мая он прибыл в Руссикон, в монастырь святого Пантелеимона. О. Иероним объехал значительную часть афонской земли, посетил множество монастырей, среди которых были Ватопед, Есфигмен, Хиландар, Зограф, Котломуш, Ксенов, Дохиар, Ксиропотам, скиты Сарайские и Ильинские и многие другие. Здесь же, на Афоне, о. Иероним, после некоторых сомнений, решил принять схиму в знак благословения от святой горы Афонской, и 20 июня 1859 года состоялось его пострижение. Он избрал себе духовного отца – старца иеромонаха Феофилакта, который постриг его в схиму с именем Иоанн. О. Иероним просил постригателя, чтобы пострижение «было в тайне… и чтобы по пострижении можно было возвратиться в Россию и жить на Пешнуше в показанной мне Богом обители»[18]. После пострига старец о. Феофилакт выдал о. Иерониму документ о пострижении в схиму.

22 июня о. Иероним отправился в обратный путь, но лишь 3 сентября, после утомительного путешествия, уставшим и больным вернулся в Николо-Пешношскую обитель. Начиная свое путешествие, о. Иероним предполагал навсегда остаться за границей, на Афоне, но «Богу не угодно было»[19]. Некогда данное родителям обещание быть насельником Николо-Пешношского монастыря, стало для него как узы нерушимые, «вот и причина тайная, почему я не остался жить навсегда заграницею в 1859 году»[20], – пояснял отец Иероним.

В путешествии он вел дневник с зарисовками, и потом оформил свои записки в виде рукописной книги (завершенной в 1866 году), примечательной многочисленными подробностями и богато иллюстрированной. Авторские рисунки о. Иеронима показывают нам, как выглядели памятники библейской истории, места, связанные с земной жизнью Спасителя,  храмы и православные святыни в середине XIX века.

Иеромонах Иероним подготовил следующие рукописные книги: «Летопись Пешношской обители» (хранится в Музее-заповеднике «Дмитровский кремль»)[21], Синодик Николо-Пешношского монастыря (находится в архиве монастыря)[22], «Цветник Пешношский» (сказание о благочестивых подвижниках), записки путешествий по России (в Российской государственной библиотеке)[23] и «Книгу Странствий  во Иерусалим и гору Афонскую» (в Российской государственной библиотеке)[24]. До недавнего времени опубликована был лишь труд о. Иеронима «Цветник Пешношский»[25].  И только в 2014 году из печати вышла «Книга Странствий…» в Иерусалим и гору Афонскую»[26].

К составлению своей огромной по объему и по представленной информации летописи Николо-Пешношской обители о. Иероним приступил в 1850 году. В работе он использовал не только опубликованное в 1837 году историческое описание монастыря, подготовленное К.Ф. Калайдовичем[27],  но и подробные сведения по его истории из многочисленных воспоминаний старцев – насельников Николо-Пешношского монастыря.

Еще до начала работы над этой книгой о. Иероним сделал наброски, которые показал настоятелю монастыря о. Максиму, другим старцам своей обители и Оптиной пустыни, а также наместнику Троице-Сериевой лавры архимандриту Антонию. Автор получил от них одобрительные отзывы, после чего утвердился в решении создать свою книгу, в которой написал: «Но когда благоугодно будет Господу меня взять от земли живых, во оный век, тогда книга сия многолетних моих трудов, да будет в пользу сей свят<ой> Песнушской обители и якоже лепта на память моей грешной души»[28].

О. Иероним подробно описывает все события, происходившие в монастыре со времени его основания. В первой части летописной книги он помещает сведения о пешношском некрополе, снабжая их подробными планами и комментариями о погребенных  из братии и мирян, указывает известные имена 18 насельников обители, убитых во время польско-литовского нашествия в 1611 году,  показывает читателю древнейший вид Никольского собора, приводит описания достопримечательностей монастыря.

В свою летопись автор включил повесть о юродивом блаженном монахе Ионе. О. Иероним рассказал о многочисленных исцелениях и чудесных явлениях, которые происходили с верующими по молитвам этого подвижника, при обращении к нему за помощью и после служения панихиды на его могиле.

Значительная часть рукописи посвящена преподобному Мефодию Пешношскому. Автор поместил в книге текст службы, канона и молитв первому игумену обители, его житие, описание чудес, сведения об основании монастыря, о местонахождении мощей прп. Мефодия.

Все части летописи щедро проиллюстрированы старинными планами обители и рисунками о. Иеронима. Он показывает читателю портреты многий почивших настоятелей и братий Николо-Пешношского монастыря. Летопись украшена изображениями храмов, древних сокровищ.  Иеромонах Иероним изобразил в рисунках знаменательные события из истории обители, такие, например, как приезд в монастырь Ивана Грозного и Петра I, пожар 1585 года, разорение монастыря во время польского нашествия в 1611 году.  В книгу вошел подробный патерик Николо-Пешношской обители, описание устава и порядка жизни в монастыре. О. Иероним поместил в книге нотные записи многих духовных песнопений.

Шестьдесят страниц летописи рассказывают о подвигах известного подвижника – пешношского строителя архимандрита Макария (Брюшкова) († 1811), при котором наступил настоящий расцвет Николо-Пешношского монастыря. Как писал о. Иероним об архимандрите Макарии, «он, хотя умер, а образцовое его заведение будет жить еще долго, не в одной обители сей, но и в других, ибо он  своею любовью, заботами и трудами приобрел себе вечную память»[29]. Повествует автор о явлении преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Пешношского о.Макарию, когда тот, только что прибыл в монастырь и, удрученный его состоянием, хотел перейти в другую обитель, но святой «Игумен земли Русской» и его ученик – первый настоятель Николо-Пешношского монастыря, отговорили его от этого шага: «Не отходи отсюда, во всем будет изобилие здесь»[30]. О. Иероним, давая характеристику архимандриту Макарию, отмечал: «Многие – хотя и не творят чудес, однако, равны чудотворцам бывают. Но и во всяком веке были люди ангельской чистоты, а иначе и мир не мог бы стоять… из таковых был и сей муж»[31].

В своей книге автор записывал сведения не только о важных событиях,  но и обо всех пришедших в монастырь насельниках, в том числе, послушниках и трудниках. Ближе  к концу летописи,  под номером 43, помещено и жизнеописание отца Иеронима, который значится среди братии, скончавшейся при игумене Дионисии: «Иероним иеромонах (в схиме Иоанн), пилигрим».  Очевидно, эта глава не принадлежит перу о.Иеронима: она написана другим почерком, другими чернилами (синими, хотя предыдущая часть летописи – черными). Кроме того, тем же почерком, что и жизнеописание, указана дата смерти о. Иеронима и место его погребения. Здесь же допущена ошибка, которую бы не совершил сам автор летописи, о дате его путешествия на Афон: 1848 год вместо 1858-1859 гг[32].

Кроме составления летописи, о. Иероним одновременно вел монастырский синодик[33], в который, помимо имен и сведений о почившей братии записывал различные поучительные рассказы.  Помянник Николо-Пешношской обители, который дописывали и после кончины о. Иеронима (последние записи датированы 1927 годом[34]), сохранился до нашего времени почти полностью целым, без нескольких первых листов.

О. Иероним включил в этот синодик «Назидательные повести», в которых излагает принцип, согласно которому оставлял записи о тех или иных явлениях и фактах. Он пишет что, прожив в Николо-Пешношской обители много лет, накопил в своей памяти, «как в библиотеке», много разных событий, которые он видел и о которых слышал и которые могут быть как полезны, так и не полезны.  «Перебирая все, уточняет он, иные из них нельзя сделать гласными, да и самое благоразумие заставляет то покрывать молчанием. И по такому правилу я делюсь только такими повестями, которые мне казались быть не противными моей совести. Потому и вздумал здесь поделиться сказанным, ибо время прошедшее всегда может служить для нас поучением»[35].

О. Иероним скончался 14декабря 1877 года и был похоронен на братском кладбище.

Летопись о. Иеронима  является важнейшим источником сведений по истории Николо-Пешношского монастыря, она не утратила своей исторической и научной ценности вплоть до наших дней. Летопись была использована при подготовке изданий 1866, 1880 и 1893 гг. «Исторического и топографического описания Николо-Пешношского монастыря», подготовленных другим видным исследователем, священником Василием Рудневым[36].

О. Василий, оценивая вклад иеромонаха о. Иеронима в изучение истории Николо-Пешношской обители, писал: «Не без пользы для обители и,  уповаем, не без пользы для души его протекли… 52 года иноческой жизни… Рукописи о.Иеронима для Пешношского монастыря – драгоценность; не нынешние только, но и будущие насельники Пешноши помянут его добрым словом»[37].

 


[1] Митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) (1737-1812), в 1795 году по просьбе строителя иеромонаха (впоследствии – архимандрита) Макария (Брюшкова) посетил Николо-Пешношскую обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен порядком и благоустройством монастыря, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра». (См.: Калайдович К.Ф. Указ. соч., С.69)

[2] Храм Рождества Иоанна Предтечи в Торжке упоминается в исторических источниках с 1625 года. Он был закрыт и снесен в 1930-х гг.

[3] Иероним (Суханов). Книга Странствий иеромонаха Николо-Пешношского монастыря Иеронима (Суханова) в 1858 и 1859 гг. в Иерусалим и гору Афонскую / Под ред. И. Пятилетовой, М., 2014, С. 430. (далее – Иероним (Суханов). Книга Странствий)

[4] Там же.

[5] Иеромонах Иероним (Суханов). Летопись Пешношской (Песношския) обители отеческой, 1859, вставка между С. 6 и 7 // Музей-заповедник Дмитровский кремль (далее – МЗДК), ОФ 3133/1. (далее – Иеромонах Иероним (Суханов). Летопись Пешношской обители отеческой).

[6] Иероним (Суханов). Книга Странствий, С. 419.

[7] Синодик Николо-Пешношского монастыря, составленный иеромонахом Иеронимом (Сухановым). Рукопись . Л. 60 // Архив Николо-Пешношского монастыря.

[8] Иеромонах Иероним (Суханов). Летопись Пешношской обители отеческой, С. 6.

[9] Иероним (Суханов). Книга Странствий, С. 415.

[10] Там же.

[11] Иеромонах Иероним (Суханов). Летопись Пешношской обители отеческой, С. 651.

[12] Иероним (Суханов). Книга Странствий, С. 17.

[13] См: Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше. М.: изд. обители, 1893, С. 95. (см. примечания составителя, священника Василия Руднева).

[14]  Иероним ,  иеромонах . Памятник путешествия 1841 г. //  РГБ . Ф. 218. Ед. хр. 925.1.

[15] Иероним (Суханов). Книга Странствий, С. 17.

[16] Там же, С. 52.

[17] Там же, С. 105-106.

[18] Там же. С. 405.

[19] Там же. С. 438.

[20] Иероним (Суханов). Книга Странствий, С. 430.

[21] Иеромонах Иероним (Суханов). Летопись Пешношской (Песношския) обители отеческой. 1859, вставка между С. 6 и 7 // Музей-заповедник Дмитровский кремль (далее – МЗДК), ОФ 3133/1.

[22] Синодик Николо-Пешношского монастыря, составленный иеромонахом Иеронимом (Сухановым) // Архив Николо-Пешношского монастыря.

[23] РГБ, Ф. 218. Ед. хр. 925.1.

[24] РГБ. Ф. 218. Ед. хр. 925.2.

[25] См: Цветник Пешношский. М., 1898; Пешношский патерик. М., 1998. (репринт издания «Цветник Пешношский 1898 г.)

[26] Иероним (Суханов). Книга Странствий иеромонаха Николо-Пешношского монастыря Иеронима (Суханова) в 1858 и 1859 гг. в Иерусалим и гору Афонскую / Под ред. И. Пятилетовой, М., 2014.

[27] Калайдович К.Ф. Историческое и топографическое описание мужескаго общежительнаго монастыря св. Чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением уставов и чиноположения. М., Универитетская типография, 1837.

[28] Иероним (Суханов). Летопись Пешношской обители отеческой, С. 6.

[29] Там же, С. 408.

[30] Там же, С. 356.

[31] Там же, С. 351.

[32] Там же, С. 651.

[33] Синодик Николо-Пешношского монастыря, составленный иеромонахом Иеронимом (Сухановым). Рукопись . Л. 60 // Архив Николо-Пешношского монастыря.

В синодике также отдельно выделен преподобный Мефодий Пешношский, упоминаются братия, убиенные от Литвы в 1611 г. Синодик был продолжен и после кончины   о. Иеронима, последние записи об упокоении относятся к 1927 г.

[34] Последние страницы поминального списка относятся к богоборческим годам 20 века, последние записи об упокоении – к лету 1927 года: 7 июля преставился послушник Александр Павлыч, 5 августа – иеромонах бывшего мужского Борисоглебского монастыря Виталий, а 17 августа — схимонах Ксенофонт. (Там же. Л 33. Об.).

[35] Синодик Николо-Пешношского монастыря, составленный иеромонахом Иеронимом (Сухановым). Рукопись . Л. 77 // Архив Николо-Пешношского монастыря.

[36] См.: Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше. М.: в Универ. тип., 1866;  Он же. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше. М.: 1880; Он же. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше. М.: изд. обители, 1893.

[37] Калайдович К.Ф. Историческое описание мужескаго общежительного монастыря Святаго Чудотворца Николая, что на Пешноше. М.: изд. обители, 1893, С. 95. (см. примечания составителя, священника Василия Руднева).