Церковный историк, занимающийся изучением эпохи Святейшего Патриарха Пимена, в отношении источниковой базы своего исследования оказывается в двояком положении. С одной стороны, еще живы многие непосредственные очевидцы и участники событий тех лет, с другой – далеко не все архивные документы находятся в свободном доступе для исследователя. Исходя из этих обстоятельств, исследователь находится с одной стороны в очень выгодном положении, так как имеет возможность лично пообщаться с теми людьми, которые принимали непосредственное участие во многих исторических событиях эпохи Святейшего Патриарха Пимена, трудились в самом непосредственном контакте как с покойным Первосвятителем, так и с иерархами, находящимися в то время на ключевых церковных постах и определявших направление жизнедеятельности Русской Православной Церкви. С другой стороны, исследователь стоит перед проблемой доступа в главные церковные архивы (Московской Патриархии и Отдела Внешних Церковных связей), а в государственных архивах не всегда все документы той эпохи находятся в свободном доступе. В октябре 2011 года автором посылались официальные запросы в два вышеназванных церковных архива, однако в официальных ответах старшего архивариуса Московской Патриархии иеродиакона Елеазара от 02.11.2011 г. и заместителя Председателя ОВЦС протоиерея Николая Балашова от 29.11.2011 г. говорилось, что «в соответствии с распоряжением Святейшего Патриарха (№52 от 12.11.2009), Архивы Московской Патриархии, ОВЦС, Издательского Совета Московской Патриархии, а также иных синодальных подразделений являются закрытыми,  действующими в режиме строгого контроля и ограниченного доступа к документам»[1].

В настоящем докладе нами будут рассмотрены основные источники по изучению эпохи, в которую проходил свое Патриаршее служение Святейший  Пимен, которыми сейчас церковный историк может пользоваться достаточно свободно.

С ликвидацией в 1991 году Совета по делам религий при Совете Министров СССР  и последующим открытием архива этого учреждения для исследователей открылась возможность исследовать большинство доступных источников в рамках эпохи Святейшего Патриарха Пимена, то есть с 1971 по 1990 годы. Документы, касающиеся данного периода, содержатся в фонде №6991 (Совет по делам религий при Совете Министров СССР), опись 6. (Совет по делам религий при Совете Министров СССР. 1966-1991 гг.)

Документы в данной описи начинаются хронологически с 1966 года, заканчиваются 1991 годом. Большой интерес представляют следующие категории документов, содержащихся в данной описи:

— Материалы уполномоченных Совета о деятельности духовных учебных заведений (журналы заседаний Учебного комитета Священного Синода, планы, справки, списки)

— Информации уполномоченных Совета по союзным и автономным республикам СССР о работе с письмами, жалобами, заявлениями верующих

— Статистические сведения о действующих церквах и молитвенных домах, духовенстве, религиозной обрядности, доходах и расходах, монастырях и духовных учебных заведениях по краям РСФСР

— Материалы уполномоченных Совета о религиозной обстановке в союзных и автономных республиках

— Циркулярно-инструктивные письма уполномоченным Совета

— Записи бесед представителей Совета с церковными деятелями различных вероисповеданий

— Справки, информации и письма, направленные Советом по делам религий в ЦК КПСС и Совет Министров СССР

— Отчеты и информации о пребывании в СССР зарубежных религиозных деятелей, а также отчеты и информации о пребывании в СССР зарубежных религиозных деятелей и отчеты и справки о поездках за рубеж представителей Совета и религиозных деятелей СССР

— Документы о передаче Даниловского монастыря Московской Патриархии и о реставрации памятника (справки, заявки, переписка)

— Переписка по вопросам хозяйственного обслуживания с учреждениями и организациями г. Москвы

 Исследователю, изучающему эпоху Патриарха Пимена, представляется необходимым  исследовать архивные документы, не только касающиеся Москвы или Ленинграда, но и различных областей центральной России, Украинской и Белорусской ССР. Исследование региональных документов помогает увидеть, в чем заключалась особенность  политики государства в отношении Церкви на местах, дает возможность анализа расхождения указаний «сверху» с их практической реализацией в регионах. Большой интерес представляют материалы Центрального государственного архива Московской области (ЦГАМО), в котором находятся годовые отчеты уполномоченного Совета по делам религий по Московской области А.Трушина. В данных отчетах  содержатся личные отзывы уполномоченного и собранные им отзывы духовенства Московской епархии, касающиеся избрания митрополита Крутицкого и Коломенского Пимена на Патриарший престол.

Необходимо отметить, что помимо закрытых церковных архивов, историк, изучающий Первосвятительское служение Святейшего Патриарха Пимена, столкнется и с проблемой доступа в ряд государственных ведомственных архивов. В первую очередь, это Архив Президента Российской Федерации, Центральный архив ФСБ России, Архив внешней политики и т.д. Причина кроется в том, что большая часть жизни Святейшего Пимена, а именно период с 1937 по 1990 годы, защищена федеральным действующим законодательством из-за установленной 75-летней защиты персональных данных. Получить эти сведения могут только юридические наследники Патриарха Пимена. Однако здесь имеется ввиду защита биографических данных и личной жизни покойного Патриарха. Его официальная деятельность как Предстоятеля уже не защищается, поэтому исследователям необходимо пытаться получать доступ в вышеназванные архивы для работы.

Помимо непосредственно самих архивных документов, исследователю необходимо также внимательно изучить и историческую литературу, монографии и научные статьи, посвященные изучаемой эпохе. Среди них можно выделить работы зарубежных и отечественных историков, а работы отечественных историков также разделить на два этапа: написанные в советское время и уже после распада Советского Союза.

Немалый вклад в изучение вопросов, связанных с историей церковно-государственных отношений в исследуемый нами период внесли зарубежные историки. Однако их работы в целом характеризуются отрывом от недоступного для них документального архивного материала и опираются, в основном, на свидетельства очевидцев и материалы прессы. Такая особенность работ зарубежных авторов, конечно, лишает их полноты освещения всех аспектов изучаемой нами темы. Среди наиболее значимых работ зарубежных авторов, пытавшихся наиболее полно исследовать процесс развития церковно-государственных отношений в СССР, следует упомянуть работу  Д.В.Поспеловского «Русская Православная Церковь в ХХ веке»[2]. Большой фактический материал находится в сборниках «Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)»[3], составленных немецким исследователем, сотрудником швейцарского института «Вера во втором мире», Гердом  Штриккером, содержащих материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью.

В развитии отечественной историографии вопроса взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства в СССР в 1971 – 1990 годы можно условно выделить два этапа. К первому этапу относятся работы советских авторов, написанные до конца 80-х годов XX века. Они характеризуются преобладающей в них атеистической концепцией и односторонним взглядом на церковно – государственные отношения. Среди наиболее значимых работ из данного круга можно выделить книгу председателя Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А.Куроедова «Религия и Церковь в Советском государстве»[4].

В 1988 году широко прошли празднования 1000-летия Крещения Руси, послужившие началом расширения изучения церковно-государственных отношений. Набирающая силу перестройка и общая демократизация советского общества создали предпосылки для исследователей использовать новые, более объективные подходы, чувствуются попытки критически осмыслить церковную политику советского государства. Таким образом, к концу ХХ века появилась серия церковно-исторических исследований, которые представили научному сообществу массу ранее неизвестных материалов.

Среди источников, содержащих современные исследования по теме церковно-государственных отношений в СССР, следует отметить работы М.И.Одинцова[5], бывшего сотрудника Совета по делам религий, в настоящее время возглавляющего Российское объединение исследователей религии (РОИР). М.И.Одинцов занимает особое место среди исследователей, которые ввели в научный оборот массу новых источников. Работы М.И.Одинцова посвящены исследованию  государственной политики в сфере свободы совести и истории религиозных организаций. На настоящее время  опубликовано более 300 научных работ  М.И.Одинцова, практически все из которых основаны на собственных исследованиях автора в государственных и ведомственных архивах, в результате которых выявлено и опубликовано более тысячи ранее неизвестных документов по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Труд М.И. Одинцова «Русская Православная Церковь в XX веке» представляет особую важность также и потому, что в нем приведен огромный, более 1000 наименований, список литературы на данную тему.

Большой интерес и важность в процессе изучения темы церковно-государственных отношений представляют работы известного историка, доктора исторических наук, профессора, зав.кафедрой государственно-конфессиональных отношений Российской Академии Государственной службы (РАГС), ведущего специалиста по истории Русской Православной Церкви в XX веке и церковно-государственным отношениям новейшего времени О.Ю. Васильевой[6]. Научные труды О. Ю. Васильевой получили широкое признание как в России, так и за рубежом. О. Ю. Васильева издала более 240 научных работ, в том числе 10 монографий. В наибольшей мере в  настоящей работе мы пользовались материалами статьи «Поместный Собор 1971г.: правда и вымысел». Данная статья О.Ю.Васильевой, написанная по материалам Государственного архива Российской Федерации и Российского Государственного архива новейшей истории, освещает ранее неизвестные стороны этого важнейшего события в истории Церкви двадцатого столетия. О.Ю.Васильевой проведен анализ причин возникновения разногласий среди духовенства накануне Поместного Собора 1971 года по вопросам о приходской реформе и процедуре избрания Патриарха Московского и всея Руси, а также подавления дискуссии  на Соборе 1971 года по вопросу приходского управления. Всестороннее и глубокое исследование деятельности Совета по делам религий принадлежит современному исследователю И.И.Масловой.  Особо следует отметить ее монографии «Советское государство и Русская Православная Церковь: политика сдерживания (1964-1984 гг.)[7]» и «Совет по делам религий при Совете Министров СССР: к вопросу о взаимоотношениях государства и Русской православной Церкви (1965-1991 гг.)» В своей докторской диссертации «Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской Православной Церкви (1953-1991 гг.) И.И.Маслова подробно исследовала факторы влияния на вероисповедную политику и систему органов, прямо или косвенно принимавших участие в государст­венно-церковных отношениях — от ЦК КПСС и Совета Министров СССР до районных, городских, сельских комитетов партии и Советов депутатов трудящихся, а также основные направления и результаты их деятельности.

В работе исследователя Эдварда Росслофа «Faces of the Faceless: A.A. Trushin Communist Over-Procurator for Moscow, 1943-1984[8]» содержится исследование деятельности уполномоченного Совета по делам религий при Совете министров СССР по Московской области А.А.Трушина.

В кандидатской диссертации А.В.Стамболиди «Государственно-конфессиональные отношения в СССР в середине 60-х – начале 80-х годов XX века» выявлен ряд новых источников, проливающих свет на историю деятельности советских органов в отношении Церкви и верующих.

Богатый фактический материал об институте уполномоченных Совета по делам религий содержится в работах исследователя Ю.В.Гераськина[9]. Одним из наиболее авторитетных представителей церковно-исторической науки является протоиерей Владислав Цыпин. Им изданы несколько книг по истории Церкви в советский период[10]. Протоиерей Владислав Цыпин составил наиболее полный на настоящее время курс новейшей истории Русской Православной Церкви.  В его труде «История Русской Православной Церкви» исследуемый нами период характеризуется тем, что несмотря на то, что массовое закрытие религиозных общин, в том числе и православных церквей, было прекращено, храмы, закрытые в годы хрущевских гонений, за все двадцать «застойных» лет так и не были возвращены верующим. В работах аспиранта ОЦАД А.Б.Онищенко (ныне иеродиакон Анастасий), содержится богатый фактический материал о контроле Совета по делам религий за иностранными гражданами, прибывающими в Советский Союз по церковной линии[11]. В приложении к кандидатской диссертации А.П. Жамкова (ныне иеродиакон Прокопий) «Русская Православная Церковь и советское государство: 1943 – 1991 гг. (история взаимоотношений на материалах Вологодской епархии)» приведен подробный список сотрудников Совета по делам религий. Тема государственно-церковных отношений в эпоху Патриаршества Святейшего Пимена рассматривается в статье «Брежнев» Е.Э. Наследуховой в «Православной энциклопедии»[12].

Особый круг источников – книги, носящие мемуарный и публицистический характер, ценные  именно личным отношением их авторов к тем историческим событиям, свидетелями которых были они сами. Это, в первую очередь, воспоминания архиепископа Василия (Кривошеина) о Поместном Соборе 1971 года, монументальная монография  архимандрита Дионисия (Шишигина) о личности и служении Святейшего Патриарха Пимена «Былое пролетает»[13], книга Валентина Никитина «Патриарх Пимен: путь, устремленный ко Христу»[14].

Таким образом, подытоживая вышесказанное, можно сделать следующие выводы: для историка, изучающего эпоху Святейшего Патриарха Пимена, важно всестороннее исследование источников данного периода. Неоценимую помощь в этом ему могут оказать государственные архивы, в первую очередь, ГАРФ и региональные архивы. Однако исследователь встанет и перед проблемой отсутствия свободного доступа как в ряд государственных ведомственных архивов, так и в основные церковные архивы, что, безусловно, заметно усложняет его работу. Помимо архивных документов, богатый материал по истории данного периода содержится в трудах как отечественных, так и зарубежных историков, которые также необходимо внимательно изучать. Еще одним важным источником информации об эпохе Патриарха Пимена несомненно служат воспоминания очевидцев и участников событий тех лет, которые лично знали покойного Первосвятителя. Представляется необходимым и крайне важным записывать воспоминания о Святейшем Патриархе Пимене, пока еще живы многие из его сослужителей и соработников. В совокупности все вышеперечисленные источники информации могут открыть перед исследователем объективную и правдивую картину непростого периода, в который нес свой крест Первосвятительского служения XIV Патриарх Московский и всея Руси.



* Статья опубликована в сборнике тезисов научной исторической конференции МДА:

Вишневский А.К. Источники и историография Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена//Церковь и общество в России на переломных этапах истории: сборник тезисов Всероссийской научной исторической конференции Московской Духовной Академии. Сергиев Посад, 2012. С. 216-224.

[1] Личный архив Вишневского А.К.

[2] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. М.,1995. 511 с.

[3] Штриккер Герд. Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). [Электронный ресурс]// Библиотека Я.Кротова.URL : http://krotov.info/acts/20/1920/shtric_02.htm. (дата обращения 4.01.2012).

[4] Куроедов В.А. Религия и церковь в Советском государстве. М., 1982.

[5]См.: Одинцов М.И. Государство и церковь в России: ХХ век. М., 1994; Он же. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002. Он же. Русская православная церковь в ХХ веке: история, взаимоотношения с государством и обществом. М., 2002.   Он же. Советское государство и законодательство о культах. Из истории вопроса.  Он же. На переломе эпох: государство и религиозные объединения в СССР. 1985-1990 г. http://www.rusoir.ru/president/works/246/ Он же. Пимен (Извеков) – последний «советский» патриарх // Отечественные архивы. 1995. № 1. Он же. Совет по делам религий при СМ СССР: структура, функции и основные направления деятельности. (Эпоха В.А. Куроедова[1]. 1966-1984 гг.) http://www.rusoir.ru/president/works/268/. Он же. Как будто листаешь жизни мгновенья… По страницам личного дела патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова).  1953–1988 гг. http://www.rusoir.ru/president/works/249/. Он же. Об истории принятия Закона о свободе совести. http://www.rusoir.ru/president/works/273/63. Он же. Вероисповедные реформы в России: идеи, практика, итоги (1985-1997 гг.). http://www.rusoir.ru/president/works/116/.

[6] Васильева О.Ю. Поместный Собор 1971г.: правда и вымысел. Альфа и Омега, № 1(45), 2006, с. 67-91.Она же. Власть и Русская православная церковь (1945-1991). Польша — СССР 1945-1989: избранные политические проблемы, наследие прошлого. М., 2005.

[7] Маслова И.И. Советское государство и Русская Православная Церковь: политика сдерживания (1964-1984 гг.) М.: МНЭПУ, 2005. Маслова И.И. «Совет по делам религий при Совете Министров СССР: к вопросу о взаимоотношениях государства и Русской православной Церкви (1965-1991 гг.)». Государство и Церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы.Российская  Академия наук. Институт славяноведения. Отв.ред.А.И.Филимонова. – М.:Книжный дом «ЛИБРОКОМ»., 2011, — 464с.

[8] Edward E. Roslof. “Faces of the Faceless” A.A. Trushin Communist Over-Procurator for Moscow, 1943-1984. // Modern Greek Studies Yearbook. // Volume 18/19, 2002/2003.

[9]Гераськин Ю.В. «Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви: исторический портрет (на материалах областей Центральной России)». Государство и Церковь в XX веке: эволюция взаимоотношений, политический и социокультурный аспекты. Опыт России и Европы., 2011.

[10]Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви 1917-1990 (учебник для православных духовных семинарий). – М., 1994; История Русской Церкви 1917-1997. Т.9. – М., 1997; История Русской Православной Церкви в Синодальный период 1700-2000 гг. –  М., 2006.

[11]Онищенко А. Материалы по приему иностранных корреспондентов и иностранных представителей сотрудниками Совета по делам Русской Православной Церкви за 1948 год. [Электронный ресурс]// Богослов.ру. URL:  http://www.bogoslov.ru/text/1603819.html. (дата обращения 17.10.2011).

[12]Наследухова Е.Э. Брежнев / Православная энциклопедия, Т. 6. — М.: ЦНЦ РПЦ «Православная энциклопедия»., 2003. С. 229-232.

[13] Шишигин Дионисий, архим. «Былое пролетает…». Патриарх Пимен и его время / Публ., сост. и истор. коммент. Архим. Дионисия (Шишигина). – М.: ОАО «ГУП ЭКОНОМИКА»; храм свт. Николая в Покровском., 2010. 616 с.

[14]Никитин В.А. Патриарх Пимен: путь, устремленный ко Христу. М.: Эксмо, 2011. 320 с.