Ключевые слова: Подольские епархиальные ведомости, программа, Российская империя, официальная часть, неофициальная часть, журнал, ключарь собора.

В наше время, как церковные, так и светские историки всё чаще обращаются в своих исследованиях к «Епархиальным ведомостям». Это периодичекие издания, выходившие почти в каждой епархии Российской империи второй половины XIX — начала XX века. Не исключением была и Подольская епархия, которая одна из первых начала издание “Подольских епархиальных ведомостей”. К ним, как к историческому источнику обращались и продолжают обращаться такие исследователи, как: Л.В. Баженов[1], А.Н. Кошель[2], В.Н. Винюкова[3] и др.

В середине XIX века с приходом к власти императора Александра II в Российской империи начался период “Великих реформ”. Либеральные взгляды императора и его желание поскорее вытащить страну из застоя и дать ей возможность развиваться подобно всем европейским государствам стали толчком к расцвету печати в Российской империи. Этому способствовал и ряд изменений в законодательстве, в том числе, — указ Сенату «О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати». Главными тезисами указа было освобождение от предварительной цензуры изданий столичных губернских городов, а при Министерстве Внутренних Дел создавалось специальное управление для цензуры над отечественными периодическими изданиями[4]. Мы должны понимать, что в 60–е годы XIX века на территории Российской империи происходят совершенно новые и особенные явления. Государство, при императоре Александре II, наделяет большими свободами свое население, также начинает заботиться о просвещении народа. Церковь, бесспорно, играет в этом процессе ключевую роль. Как замечают исследователи: «1860–е годы — время, когда епархии Русской православной церкви стали вторым (после губернских правлений) лидером по количеству выпускаемых изданий в провинции»[5].

Новый этап развития церковной периодики можно отнести к деятельности архиепископа Иннокентия (Борисова). Будучи инспектором Санкт-Петербургской семинарии и преподавателем богословия, архимандрит Иннокентий много потрудился над подъёмом журнала «Христианское чтение». Благодаря его редакторской деятельности в этом журнале и блестящим проповедям, которые печатались там же, снова возрос интерес у читателей к уже почти закрывшемуся журналу. Идея издания в каждой епархии своего печатного органа принадлежала епископу Херсонскому Иннокентию (Борисову) (1800–1857). Этот талантливый богослов и публицист, еще до столь бурного развития печати в России, в 1853 году создал программу ещё одного издания. Его идея заключалась в том, что в каждой епархии должен был издаваться печатный орган, подобный Губернским Ведомостям. Епархиальные ведомости, для которых и была написана эта программа, задумывались, в первую очередь для того, чтобы:

а) уменьшить ручную переписку деловых бумаг в консисториях;

б) упростить способ получения духовенством нужной информации из епархии, что особенно важно для отдалённых сёл и приходов;

в) как дополнительный способ проповеди и общения духовенства с паствой.

События Крымской войны не дали возможности владыке осуществить задуманное. Дело было продолжено его преемником Херсонской кафедре, архиепископом Димитрием (Муретовым) Идея была утверждена Синодом 11 ноября 1859 года, а 31 декабря была принята и разослана по всем епархиям программа “Херсонских Епархиальных Ведомостей”, которая послужила образцом для создания аналогичного журнала в остальных епархиях. Первыми стали издаваться “Ярославские епархиальные ведомости”. Ярославский архиепископ Нил (Исакович) (1799–1874) уже в январе 1860 года ходатайствовал об издании в своей епархии этого журнала. Ходатайство было удовлетворено и 16 апреля 1860 года вышел первый номер «Ярославских Епархиальных Ведомостей» немного опередивший «Херсонские Епархиальные Ведомости», которые стали издаваться на 2,5 меся позже. По их примеру действовали и остальные епархии Русской Церкви.

Таким образом, благодаря реформам императора Александра II, в середине XIX века произошёл расцвет церковной периодики в Российской империи. Такой бум в печати не только на высшем уровне, но и по местам дал толчок к развитию богословской мысли и образованию общества. Епархиальные ведомости издавались во всех епархиях Российской империи, за исключением Грузинского экзархата и Финляндской епархии.

Первый номер “Подольских епархиальных ведомостей увидел свет 1 января 1862 года. К этому времени уже издавались, кроме Ярославских и Херсонских, — Киевские, Тамбовские и Черниговские, выходившие с 1861 года. В 1862 году в печать выходит первый номер Подольских епархиальных ведомостей. В это время Подольскую кафедру занимает архиепископ Иринарх (Попов) (1790–1877). Преосвященный Иринарх был человеком весьма образованным, так как он имел магистерскую степень, и, по всей видимости, при его непосредственном участии было принято решение об издании епархиальных ведомостей. Сам архиепископ был хорошим проповедником, его проповеди издавались отдельными книгами, этим можно объяснить наличия отдельной рубрики в ведомостях, в которых периодически печатались проповеди духовенства епархии. При его епископстве Подольские ведомости выходили до 1863 года, после чего он был переведен на другую кафедру. Следующий архиерей, который возглавлял Подольскую епархию, был епископ Леонтий (Лебединский), впоследствии митрополит Московский и Коломенский. Он пробыл на кафедре с 20 декабря 1863 по 2 октября 1874[6]. Это также не менее даровитый и деятельный архиерей, который на протяжении всего времени пребывания на Подольской кафедре заботился о повышении образовательного уровня духовенства. Он увеличивал количество воспитанников духовных школ и вел постоянную борьбу с униатскими образованиями[7]. Заметим, что все это непосредственно отразилось на содержательной части ведомостей, которые в тот период наполняются разного рода материалами образовательного и полемического характера. Следующим епископом Подольским был Феогност (Лебедев)[8], который с 1864 года был ректором Подольской семинарии. На кафедре епископ Феогност пробыл до 9 декабря 1878. Еще со времен своего ректорства он работал над изданием епархиальных ведомостей. В период епископства преосвященного Феогноста заметна со страниц епархиальных ведомостей особая забота архиерея об устроении церковного благолепия. Так в отчетах епархиальной жизни в период пребывания на кафедре епископа Феогноста наблюдается рост материальных затрат на благоустройство церквей, а также социальной работы[9]. Следующим епископом Подольским пришлось быть весьма интересному человеку — Маркеллу (Попелю). Бывший греко-католик, принявший православие, и уделявший огромное внимание работе с униатами, пробыл на кафедре с 9 декабря 1878 по 6 марта 1882. Конечно, назначение в Подольскую епархию этого архиерея было далеко не случайным, поскольку епископ Маркелл имел личный опыт работы с униатами. Особое внимание в этот период уделялось подготовки священников к полемике с униатами. Сам владыка Маркелл достаточно активно печатался в Подольских епархиальных ведомостях. Так в период с 1880 по 1882 годы на страницах ведомостей можно насчитать более 60 опубликованных проповедей незаурядного епископа, слова которого всегда были живыми и наполнены глубоким смыслом[10].  На смену епископу Маркеллу пришел образованный и деятельный епископ Викторин (Любимов). Человек великого ума, ревнитель христианского образования был постоянным редактором переводов на русский язык творений святителя Иоанна Златоустого[11]. Также преосвященный Викторин постоянно печатался в церковных периодических изданиях. Бесспорно, что и деятельность на Подольской кафедре была бы отмечена особой заботой о издаваемых епархией ведомостях, но Господь отмерил своему служителю недолгий срок пребывания на кафедре с 6 марта по 21 августа 1882. 21 августа епископ скончался и был похоронен в кафедральном соборе, поэтому деятельность этого архиерея по изданию Подольских ведомостей особо не заметна. На смену безвременно ушедшего епископа Викторина приходит епископ Иустин (Охотин). На кафедре он пробыл с 15 сентября 1882 по 28 марта 1887. Сложно охарактеризовать период епископства Иустина на Подолье какими-то особыми изменениями в издании епархиальных ведомостей. Структура и содержание почти не меняются. Можно лишь высказать такое наблюдение, которое на прямую не связано с личностью самого Иустина: в ведомостях начиная примерно с 80-х годов наблюдается активное развитие рубрики «практических советов для духовенства, что очень хорошо видно из описи журнала[12]. Также не имеет смысла останавливаться подробно и на личности следующего епископа Подольского Доната (Бабинский-Соколов), который пребывал на кафедре с 28 марта 1887 по 13 декабря 1890 годы. А вот личность следующего архиерея является значимой для истории Подольских ведомостей. Епископ Димитрий (Самбикин), который на кафедре был с 13 декабря 1890 по 2 ноября 1896 годы, был прекрасным церковным историком и археологом. Его любовь к археологии оставляла отпечаток на всех местах его пребывания. Особые страницы в истории издания Подольских ведомостей занимают этнографические и археологические исследования Подолья. Этот раздел существовал и до прихода на кафедру епископа Димитрия, но при его архиерействе этот раздел получил как бы очередной толчок в своем развитии. Мы лишь заметим, что при епископстве Димитрия статьи по этнографии и археологии постоянно печатались в ведомостях Подольской епархии[13]. Следующим епископом Подольским стал Ириней (Орда), который пробыл на кафедре с 2 ноябрь 1896 — 29 марта 1900 годы. Сам архиерей был человеком хорошо образованным и деятельным. Он постоянно заботился о внутриепархиальном устроении, пытался оптимизировать бюрократическую систему, заботился о повышении образовательного уровня своего клира[14]. При епископе Иринее в Подольских ведомостях появляется новая рубрика, где печатались епархиальная и школьная хроника[15]. О жизни и деятельности епископа неоднократно говорилось на страницах Подольских ведомостей[16]. На смену епископу Иринею приходит преосвященный Христофор (Смирнов), который был на Подольской кафедре до 26 ноября 1903 года.  Имел магистерскую степень в Киевской духовной академии, одно время был ректором Московской духовной академии. Человек весьма даровитый и образованный, также постоянно заботился об издании епархиальных ведомостей, будучи еще в Киевской академии, занимал должность профессора археологии и литургики[17]. Конечно, любовь преосвященного Христофора к археологии и литургике также была отмечена на страницах епархиальных ведомостей. Так в период епископства преосвященного Христофора появляется множество статей связанных с литургико-археологическими вопросами[18]. Личности последних двух архиереев, при которых издавались епархиальные ведомости Подолья, епископ Климент (Верниковский) (26 ноября 1903 — 1 декабря 1904) и Парфений (Левицкий) (1 декабря 1904 — 15 февраля 1908) ничем не примечательны для издания ведомостей.

Составленная духовенством епархии программа которая и стала основой “Подольских епархиальных ведомостей” была утверждена Святейшим Синодом от 25 августа 1861 года. На протяжении сорока четырех лет издания ведомостей внутренняя структура и логика издания почти не менялась. Журнал делился на две основных части: официальная и неофициальная. Это структура была, скажем так, «канонической» для такого рода изданий, поэтому Подольская епархия, при выпуске своих ведомостей не отступала от общепринятых норм в империи. Официальная часть в свою очередь тоже делилась на несколько частей в иерархическом порядке. Сначала печатались правительственные и синодальные указы и распоряжения, которые имели непосредственное отношение к церковной жизни Подольской епархии или Русской Церкви в целом. Официальная часть преследовала одну из главных функций, которой были наделены епархиальные ведомости. Провинциальная пресса была призвана информировать население о происходящих изменениях в жизни государства. Но население страны в большинстве своем было безграмотным, поэтому священники должны были взять на себя функции информирования и просвещения населения. Именно с этой целью во всех епархиальных ведомостях была так называемая «Официальная часть», которая информировала духовенство (а целевой аудиторией ведомостей, как подмечает исследовательница Лепилкина О.И., все-таки было духовенство)[19] о разного рода указах и новостях. Далее следовала рубрика распоряжений епархиального начальства Подольской епархии, целью которой было информирование клира и мирян о постановлениях епископа и епархиальной консистории. Также присутствовала рубрика «Епархиальные известия», тоже весьма популярная и важная составляющая данного издания. Заканчивалась официальная часть извещениями и распоряжениями подведомственных консистории епархиальных учреждений.

Неофициальная часть также делилась на разделы. Эта часть издания наполнена разного рода статьями, которые касались внутренней жизни самой Подольской епархии. Чтение этой части зачастую является весьма увлекательным. Изучение именно неофициальных страниц ведомостей может открыть широкий простор для исследований жизни Подольской епархии и даже Подолья в общем[20]. Разделы неофициальной части следующие: Слова, поучения и речи, Статьи богословского и нравственно-религиозного содержания, Статьи, касающиеся пастырской деятельности, Статьи по этнографии региона, Статьи по текущим событиям, Статьи, касающиеся дела педагогики, Библиографические описания некоторых изданий и так называемая «Смесь», в которой представлены разного рода заметки, касающиеся общего быта. По подсчётам исследователя О.Б. Комарницкого, с 1862 по 1895 гг. в журнале было напечатано около 94 историко-статистических описаний, из которых 44 – посвящено городам и селам, 48 – церквям и приходам, остальные – населённым пунктам, церквям и приходам. Самым активным краеведом того времени был священник Н.Я. Орловский. По подсчётам современного украинского исследователя О.М. Кошеля, Н.Я. Орловский (1807-1887) осветил на страницах ведомостей 41 историко-статистическое описание населённых пунктов.

Главными редакторами “Подольских Епархиальных Ведомостей” были: ключарь Каменецкого кафедрального собора, прот. Павел Троицкий (1862–1864), член Подольской Духовной Консистории, преподаватель семинарии, прот. Евгений Струминский (1864–1865), ректоры семинарии архим. Феогност (Лебединский) (1865–1867), ректор семинарии архим. Мемнон (Вишневский) (1867–1868), прот. Василий Стахиевич Княжинский (1868–1875), ректор семинарии, прот. Захар Ильич Шморгунов (1875–1876), преподаватель семинарии, краевед Александр Яковлевич Павлович (1876–1883), смотритель духовного училища Н.И. Яворовский (1883–1892), ключарь Каменецкого кафедрального собора, известный краевед прот. Е.И. Сецинский (1892–1905). Выходил журнал с 1862 по 1880 год — 2 раза в месяц, а с 1880 по 1905 — еженедельно. «Подольские Епархиальные Ведомости» издавались до 1905 года, когда его заменили ежемесячный журнал «Православная Подолия» и ежедневная газета “Подолия”.

Основная задача журнала «Подольские Епархиальные Ведомости» заключалась в том, чтобы упростить способ информирования духовенства и мирян Подольской епархии. Особенно это важно было для отдалённых от центра приходов. Священникам не приходилось тратить время и средства на поездки в г. Каменец или благочиние для получения указаний от начальства. Теперь проинформировать священника о тех или иных событиях, дать практические указания и проч. Епархия могла через свой официальный печатный орган. Наконец, журнал «Подольские епархиальные ведомости» оказывал значительное культурное влияние не только на духовенство, но и на их паству. Поучительные рассказы, проповеди священнослужителей, отрывки из житий святых, творений святых отцов и учителей Церкви, выражаясь языком того времени, «просвещали» народ, то есть поднимали его культурный и интеллектуальный уровень. Редакция искореняла разные суеверия и предрассудки, бытовавшие в то время среди крестьян. Журнал являлся одним из наиболее читаемых органов периодической печати в губернии, оказывая на население только положительное воздействие. Периодическое издание свидетельствует, что кроме своего прямого назначения служить пастве, духовенство Подолья XIX-XX вв. стало главной интеллектуальной движущей силой в организации историко-краеведческих исследований родной земли, в создании историографической базы как основания для современной исторической науки и культуры. Ведь мы видим, что Подольские епархиальные ведомости являются ценным историческим и этнографическим источников, который передаёт вполне всеобъемлющую картину по истории и археологии края. Позволяет проследить с какими трудностями приходилось сталкиваться священноначалию в управлении епархией, изучить те вопросы, которые волновали духовенство и мирян Подольской епархии середины XIX века.

 

Список источников и литературы:

Источники:

  1. Пожертвования Преосвященного Феогноста в Еп. Попечительство на воспособление священнослужителям, потерпевшим разорение от пожаров // Подольские епархиальные ведомости. Официальная часть. 1876. № 21. С. 478; 1877. №8. С. 160; №9. С. 174; №11. С. 207.
  2. Прибытие в Каменец-Подольск новоназначенного владыки Преосвященнейшего Иринея, епископа Подольского и Брацлавского // Подольские Епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1896. № 50. С. 1093–1097; 1898. № 22. С. 565–569; № 23. С. 600–604; № 24. С. 628–636; № 25. С. 667–674; № 30. С. 797–803; № 31/32. С. 825–842.
  3. Совпадение праздника Пасхи с действительным днем воскресения Христова // Подольские епархиальные ведомости. 1901. Неофициальная часть. № 13. С. 233-238; Кончина Богоматери и церковные предания о сем. // Подольские епархиальные ведомости. 1901. Неофициальная часть. № 32. С. 559-563; Неделя Ваий (литургический очерк) // Подольские епархиальные ведомости. 1901. Неофициальная часть. № 14. С. 329-342
  4. Указатель “Подольских епархиальных ведомостей” за всё время издания их (1862-1905 гг.)/Сост. Е. Сецинским и С. Боднаровским. — Каменец-Подольск, 1907.
  5. Из хроники духовно-учебных заведений епархии. Деятельность семинарского братства. Храмовой праздник в Каменецком училище // Подольские епархиальные ведомости. 1898. Официальная часть. №21. С. 547–550.
  6. Именной указ, данный Сенату. – О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати. – URL : http: // www. opentextnn.ru / censorship / russia / dorev / law / 1865/?id=116 .

Литература:

  1. Алексеев А.И. Викторин (Любимов) // Православная энциклопедия. Т. 8. Вероучение — Владимиро-Волынская епархия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2004. С. 447.
  1. Баженов Л.В. Поділля в працях дослідників і краєзнавців XIX-XX ст. Історіографія. Бібліографія. Матеріали. — Кам’янець-Подільський, 1993. — 480 с.
  2. Берташ А., прот., Кочетов Д.Б. Леонтий (Лебединский) // Православная энциклопедия. Т. 40. Лангтон — Ливан. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2015. С. 516-522.
  3. Комарніцький О.Б., Н.В. Макогончук «Подольские епархиальные ведомости» як джерело до вивчення церковної історії Поділля (за матеріалами неофіційної частини) / О.Б. Комарніцький, Н.В. Макогончук // Освіта, наука і культура на Поділлі: зб. наук. пр.: Т. 6. Камянець-Подільський, 2006. С. 191-204.
  4. Кошель О. Між церквою і наукою: історичний нарис діяльності Подільського церковного історико-археологічного товариства (1865-1920). — К., Кам’янець-Подільский, 1998. — 68 с.
  5. Лепилкина О.И. Становление и типологические характеристики епархиальных ведомостей в XIX – начале XX вв. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. № 2. С. 103-107. Вінюкова В,Н, Подільський історико-статистичний комітет в історико-географічному дослідженні Поділля//Проблеми етнографії, фольклору і соціальної географії Поділля: Науковий збірник. — Кам’янець-Подільський, 1992. — С. 19-20.
  6. Пидгайко В.Г. Каменец-Подольская и Городокская епархия // Православная энциклопедия. Т. 30. Каменец-Подольская Епархия — Каракал. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2012. С. 8-33;
  7. Феогност // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XLIА (82). Яйцепровод — Ѵ. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1904. С. 893-894.
  8. Христофор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXXVIIА (74). Ходский — Цензура. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1903. С. 710.

[1] Баженов Л.В. Поділля в працях дослідників і краєзнавців XIX-XX ст. Історіографія. Бібліографія. Матеріали. — Кам’янець-Подільський, 1993. — 480 ст.

[2] Кошель О. Між церквою і наукою: історичний нарис діяльності Подільського церковного історико-археологічного товариства (1865-1920). — К., Кам’янець-Подільский, 1998. — 68 с.

[3] Вінюкова В,Н, Подільський історико-статистичний комітет в історико-географічному дослідженні Поділля//Проблеми етнографії, фольклору і соціальної географії Поділля: Науковий збірник. — Кам’янець-Подільський, 1992. — С. 19-20.

[4] Именной указ, данный Сенату. – О даровании некоторых облегчений и удобств отечественной печати. – URL : http: // www. opentextnn.ru / censorship / russia / dorev / law / 1865/?id=116 (дата обращения: 9.10.2017)

[5] Лепилкина О.И. Становление и типологические характеристики епархиальных ведомостей в XIX – начале XX вв. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. №2. С. 104.

[6] См.: Пидгайко В.Г. Каменец-Подольская и Городокская епархия // Православная энциклопедия. Т. 30. Каменец-Подольская Епархия — Каракал. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2012. С. 8-33;

См. также: Приложение 1. Список епархиальных архиереев Подолья, при епископстве которых издавались ведомости.

[7] См.: Берташ А., прот., Кочетов Д.Б. Леонтий (Лебединский) // Православная энциклопедия. Т. 40. Лангтон — Ливан. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2015. С. 516-522.

[8] Впоследствии митрополит Киевский. См. подробнее об этом: Феогност // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XLIА (82). Яйцепровод — Ѵ. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1904. С. 893-894.

[9] См., напр.: Пожертвования Преосвященного Феогноста в Еп. Попечительство на воспособление священнослужителям, потерпевшим разорение от пожаров // Подольские епархиальные ведомости. Официальная часть. 1876. № 21. С. 478; 1877. №8. С. 160; №9. С. 174; №11. С. 207.

[10] См.: Подольские епархиальные ведомости за 1880–1882 гг.

[11] См.: Алексеев А.И. Викторин (Любимов) // Православная энциклопедия. Т. 8. Вероучение — Владимиро-Волынская епархия. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2004. С. 447.

[12] См.: Указатель «Подольских епархиальных ведомостей»… С. 675–677.

[13] См.: Подольские епархиальные ведомости за 1890–1896 гг.

[14] См.: Берташ А., свящ. Ириней (Орда) // Православная энциклопедия. Т. 26. Иосиф I Галисиот — Исаак Сирин. М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2011. С. 467.

[15] См., напр.: Из хроники духовно-учебных заведений епархии. Деятельность семинарского братства. Храмовой праздник в Каменецком училище // Подольские епархиальные ведомости. 1898. Официальная часть. №21. С. 547–550.

[16] См., напр.: Прибытие в Каменец-Подольск новоназначенного владыки Преосвященнейшего Иринея, епископа Подольского и Брацлавского // Подольские Епархиальные ведомости. Неофициальная часть. 1896. № 50. С. 1093–1097; 1898. № 22. С. 565–569; № 23. С. 600–604; № 24. С. 628–636; № 25. С. 667–674; № 30. С. 797–803; № 31/32. С. 825–842.

[17] Христофор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXXVIIА (74). Ходский — Цензура. СПб.: Семеновская Типолитография (И.А. Ефрона), 1903. С. 710.

[18] См., напр.: Совпадение праздника Пасхи с действительным днем воскресения Христова // Подольские епархиальные ведомости. 1901. Неофициальная часть. № 13. С. 233-238; Кончина Богоматери и церковные предания о сем. // Подольские епархиальные ведомости. 1901. Неофициальная часть. № 32. С. 559-563; Неделя Ваий (литургический очерк) // Подольские епархиальные ведомости. 1901. Неофициальная часть. № 14. С. 329-342.

[19] См.: Лепилкина О.И. Становление и типологические характеристики епархиальных ведомостей в XIX – начале XX вв. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2009. №2. С. 104.

[20] В ведомостях за 1862 год подробно излагается история епархии с момента распространения христианства в Подолье.