Личность владыки Дионисия (Валединского), русского по происхождению деятеля польской православной Церкви занимает значительное место в историографии XX столетия, посвящённой истории Польши.

К сожалению, существующая историография слишком часто сосредотачивалась на отдельных областях деятельности митрополита Дионисия. Его деятельность организационно-церковная или научная рассматривались отдельно, как если бы было возможно разделить совокупность черт личности иерарха. Однако стиль учения, а также и управления Церковью был производной целостности его жизненной истории и взглядов, сформировавшихся в юные годы. Только внимательно всматриваясь в мозаику его жизни можно понять и объяснить многие поступки Его Высокопреосвященства.

Основываясь на вышеизложенном, я взялся за труд несколько по-другому описать историю жизни митрополита Дионисия. Своей целью я поставил восстановление в общественной памяти в какой-то степени забытой личности митрополита Дионисия, которому пришлось в необычайно сложных условиях управлять Православной Церковью в Польше. Личность владыки была далека от типичного представления о русских, время от времени приезжавших в период разделов на територию прежней Речи Посполитой с целью продвижения интересов русского государства. Надо помнить, что митрополит Дионисий стал гражданином Польши по своему собственному выбору, что в ни в коей мере не означает, что он отказался от своей национальной принадлежности. Поэтому анализ деятельности иерарха я решил предварить его достаточно точной биографией, акцентируя внимание на тех моментах, которые будут иметь важное значение для его более поздних планов, стремлений и решений.

С уверенностью можно сказать, что митрополит Дионисий (Валединский) является одним из самых выдающихся деятелей Православной Церкви в Польше в XX-ом веке. Безусловно, он оставил свой след в её истории и сформировал её облик в сложной межвоенной действительности. Ему пришлось бороться со сложностями периода восстановления Церкви после Первой мировой войны и реорганизации в ситуации изоляции от Церкви Матери – Московского Патриархата – в результате Октябрьской революции.

Митрополит Дионисий – это необычайно колоритная личность не только периода исполнения им обязанностей главы Церкви, но также и периодов молодости, монашеской жизни и епископского служения. Следовательно, заслуживает внимания каждый из этих периодов. Учёный, педагог, иерарх, пастырь, монах, друг молодёжи. Каждая из вышеперечисленных сторон личности митрополита заслуживает интереса и глубокого осмысления.

Юные годы

Константин Николаевич Валединский родился 4 мая 1876 года в России, в городе Муроме Владимирской губернии. Отец будущего иерарха — Николай Павлович Валединский, был настоятелем местного прихода, а мать, Елизавета Васильевна (Спекторская), занималась детьми и домом. Николай Валединский умер, когда Константину едва исполнилось 12 лет. Поэтому в значительной степени воспитанием сына Константина и дочери Александры занималась мать. Елизавета Васильевна изыскала необходимые возможности для того, чтобы Константин продолжил учёбу. Мать митрополита умерла в возрасте 75 лет в Кременце, похоронена была на православном кладбище, на Воле в Варшаве.

Раннее детство будущего митрополита прошло в Муроме, где он возрастал духовно в семейном приходе. Он был воспитан в верующей семье и систематически посещал богослужения, помогая отцу в службе у алтаря. В Муроме окончил начальную и среднюю духовные школы, в которых с интересом постигал богословие. В 1890 году Константин Валединский закончил по I-му разряду полный курс Муромского духовного училища, и, будучи отличником по всем предметам, был удостоен права зачисления в I-й класс Владимирской духовной семинарии без экзаменов.

С 1890 по 1895 год Константин Валединский был студентом Владимирской духовной семинарии, откуда вместе с несколькими другими студентами был отчислен с правом поступления в другую семинарию. Вероятной причиной отчисления студентов, по некоторым данным, достоверность которых невозможно проверить, была попытка убийства инспектора. Поэтому последний год учёбы он провёл в Уфимской Духовной Семинарии, которую закончил в 1896 году[1]. Тогда он заинтересовался миссионерской деятельностью среди народов Сибири, её организацией, функционированием, степенью её необходимости и её теоретическими предпосылками. Несомненно, его вдохновила деятельность миссионера в Якутии епископа Дионисия (Димитрия Хитрова), который оказал значимое влияние на жизнь молодого священника.

Продолжил образование Константин в Казанской Духовной Академии. В то время её ректором был архиепископ Антоний (Храповицкий), в будущем возглавивший Русскую Зарубежную Православную Церковь. Благодаря ему будущий митрополит уже на первом курсе обучения, а точнее 14 сентября 1897 года принял монашеский постриг и получил имя Дионисий в честь святого мученика Дионисия Ареопагита[2]. В том же году был рукоположен ректором академии епископом Антонием (Храповицким) в сан иеродиакона, а в 1899 году — в сан иеромонаха. Это было очень важным и исключительным событием в его жизни, поскольку связывало его с семейной традицией.

Казанскую духовную академию он закончил в 1900 году успешной защитой магистерской диссертации на тему «Идеалы православно-русского инородческого миссионерства». Как писал он сам в заявлении в Министерство государственной администрации в 1945 году: „В 1900 году я окончил Высший богословский научный институт в России – Духовную академию в Казани со степенью магистра богословия. Научная степень кандидата богословских наук была присвоена мне Афинским университетом”[3].

Магистерская диссертация получила настолько высокую оценку, что Совет педагогической академии в Казани назначил стипендию и предложил молодому иеромонаху пост преподавателя Казанской духовной академии. Он оставался на этой должности в течение одного года. Этот короткий период был очень плодотворным: было опубликовано несколько научных статей по миссионерству языческих народов России.

Мечта молодого иеромонаха о миссионерской деятельности не была реализована из-за ухудшения состояния здоровья (болезнь лёгких). Отцу Дионисию пришлось отказаться от миссионерской деятельности на Востоке. Следующие два года своей жизни он посвятил Таврической духовной семинарии в городе Симферополь в Крыму, где в качестве профессора читал лекции по истории Церкви и Священного Писания (1901–1902). Годы своей учёбы он описал в упомянутом уже мною заявлении: „Перед получением епископской хиротонии (1911 – 1913) я был настоятелем церкви при Русском Кесарском Посольстве в Риме. В Рим я был переведён из Хелма Лубельского, где на протяжении десяти лет я был ректором Православной Духовной Семинарии. До получения этой должности в Хелме Лубельском на протяжении одного учебного года[4] я был профессором истории Церкви в Таврической духовной семинарии в городе Симферополь[5][6].

К научной биографии, написанной самим священником, можно многое добавить. Его научная карьера стремительно развивалась с 1902 по 1911 годы. Он проявляя себя как человек способный и амбициозный, энергичный и трудолюбивый. Ему были свойственны уникальные организационные и дипломатические способности. Эти черты позволили ему последовательно занимать такие посты как: преподаватель, инспектор, ректор духовной семинарии в Хелме[7]. О добросовестности Дионисия (Валединского) упоминает архиепископ Алексий (Громадский), который писал: „Дионисий вскоре стал образцовым инспектором, был автором многих правил о поведении воспитанников и […] идеально готовил [их] к будущей миссионерской деятельности”[8]. В это время он был возведён в сан архимандрита. Этот период положительно повлиял на дальнейшие действия Дионисия, благодаря которому он познакомился со спецификой и деятелями польского Православия. По мнению священника Дорофея Савицкого, будущий митрополит Варшавский и всея Польши „воспитал большую часть своих будущих подчинённых, священников Польской Автокефальной Церкви, и познакомился с особенностями местных верующих и их религиозностью”[9]. Вполне стоит согласиться с этим мнением.

Следующим  важным периодом в жизни архимандрита было его пребывание в должности священника консульского отдела Русского Посольства в Риме. Как известно, Рим является местом, где сохранилось много катакомб, которые произвели глубокое впечатление на будущего митрополита. Углубляя свои знания истории ранней Церкви, он стал одним из крупнейших специалистов в этой области[10]. Наблюдая и описывая посещаемые катакомбы, он познакомился со многими итальянскими археологами (например, с такими профессорами, как: (F. Cabrola, C. Respoghi, H. Belrederi, E. Junent oraz F. Buillie). Находясь под впечатлением от их деятельности, он изучал древнехристианские памятники итальянских городов. С того момента археология станет наукой, всегда присутствовавшей в жизни Дионисия. Он безгранично посвящал себя археологическим исследованиям (будучи даже главой православной Церкви в Польше)[11]. Его исследования нашли признание у таких знаменитостей археологии, каким был, например, профессор Horacio Marucci[12]. Итогом этого будет присуждение ему Сенатом Варшавского Университета звания профессора пастырского богословия и христианской археологии 1 января 1925 года.

Епископ Кременецкий (1913 – 1923)

21 апреля 1913 года, в Фомино воскресенье, архимандрита Дионисия (Валединского) назначили на пост викария Волынской епархии, епископа Кременца на Волыни. Этой епархией управлял бывший учитель Дионисия, а тогдашний митрополит Киевско-Галицкий архиепископ Антоний (Храповицкий). Это именно он рекомендовал его к епископской хиротонии. Архиерейская хиротония была совершена в Великой Церкви Почаевской Лавры[13] сонмом иерархов во главе с Патриархом Антиохийским Григорием IV, пребывавшим в России с официальным визитом, а епископский жезл вручил вышеупомянутый архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий).

С первых дней служения, несмотря на молодость, владыка полностью посвятил себя работе во вверенной ему епархии. На Кременецкой кафедре его поддерживали, в частности, такие священники, как Иларион Концевич, Дионисий Кирилович и Михаил Тучемский. По очереди занимали они должность настоятеля кафедрального собора в честь святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. Внимания заслуживает также архидиакон владыки, монах Дионисий, который служил епископу в этот период. Особую роль в более поздний период сыграл отец Александр Громадский, который в значительной степени организовывал жизнь епархии.

Владыка Дионисий, будучи епископом Кременецким, очень сильно повлиял на развитие местных духовных школ. Много внимания он уделял деятельности местного братства имени Откровения Господня. Волынь вместе с Кременцом и с их великолепными святынями, а также Успенская Почаевская Лавра навсегда остались особенно дорогими и близкими сердцу владыки[14].

После обретения Польшей независимости перед епископом Дионисием встала новая задача. Московский патриархат, в соответствии с постановлением Собора Русской Православной Церкви 1917-1918гг., заседавшего в Москве, поручил епископу Дионисию организацию новой епархии – Полесской, состоящей из частей Могилевской, Минской и Гродненской епархий[15]. Постановление имеет важное значение для епархии Варшавской, если речь идет об ее организации. Благодаря ей Патриарх Тихон (Белавин) начал направлять определенные усилия на организацию православной Церкви в Польше без согласования с польскими властями[16].

Варшавская епархия оказалась в канонической зависимости от высшей церковной власти, „в лице Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси…”[17]. Епископ Дионисий ещё глубже стал вникать в специфику западных рубежей бывшей России. 27 декабря 1919 года владыка Дионисий направил письмо в Mинистерство религиозного вероисповедания и народного просвещения, в котором обращался с просьбой к государственным властям о признании его руководства Холмской епархией[18]. К сожалению, 1 апреля 1922 года он получил отрицательный ответ.

В связи с удручающим состоянием православной Церкви после войны (закрытые или сожженные храмы, отсутствие достаточного количества духовенства, разрушенные организационные структуры), владыка считал неотложной задачей необходимость проведения административной реформы. Православная церковь была вынуждена заново обрести себя, во-первых, в римо-католической стране, сформированной в лоне латинской культуры, а во-вторых, создать хорошее место для функционирования Церкви этнических меньшинств.

Следующим шагом епископа Дионисия была организация властей Православной Церкви в новой политической реальности. Новая политико-религиозная ситуация польского государства последовательно развивалась в направлении приспособления территориальной организации Православной Церкви в Польше к новым государственным границам. Власти польского государства настаивали также на скорейшем прекращении любых отношений с враждебной по отношению к польскому государству и православию властью большевиков. Поэтому уже в 1920 году Министерство религиозного вероисповедания и народного просвещения организовало конференцию, во время которой констатировали, что „… в связи с необходимостью устранения влияния Московского Патриархата на православное население в Польше полагается стремиться к фактической его независимости, отдавая его предварительно под юрисдикцию Константинопольского Патриарха ”[19].

Власти стремились поставить на пост руководитела организацией высших церковных властей лояального к ним человека. Поэтому уже с июля 1921 года организацией власти и церковной жизни должен был заниматься епископ Дионисий (Валединский). Его задачей была разработка центральных властей. В обмен на это власти предложили ему высший пост в православной Церкви в Польше[20]. Это было связано с очень хорошей репутацией владыки как человека европейского формата, заботившегося о своей пастве. Не нужно было долго ждать ответа епископа, который примирился с такими условиями и сразу же начал исполнять свои обязанности. В то же время он понимал, что его позиция еще не является сильной и стабильной. Он начал с направления просьбы в Mинистерство религиозного вероисповедания и народного просвещения (МРВиНП), о том чтобы не решать „…никаких дел и вопросов, касающихся церковной жизни православного населения — украинской Волыни и земли Холмско-Подляшской без запроса моего мнения в этих делах, как епископа, канонически управляющего православно-украинскими епархиями — Волынской и Холмской. Такими являются дела из сферы образования, церковной администрации, церковного суда, церковного хозяйства и владения церковным имуществом, движимым и недвижимым”[21].

Дальнейшая прогосударственная позиция, адаптация к политическим реальностям принесли свои плоды, и 1 июля 1921 года польское правительство признало каноническую юрисдикцию епископа Дионисия в Волынской епархии. Год спустя в заявлении, обосновывающем присуждение владыке Дионисию ордена „Полония Реститута” подчёркивалось, что он „… как первый иерарх, который принял руководство епархией после перехода Волыни под польский доминион, поспособствовал к налаживанию административно — юридических отношений по делам православной церкви”.

В начале двадцатых годов XX века владыка Дионисий управлял четвёртой по величине епархией православной Церкви в Польше. Территориально она занимала пространство в 30274 км2 и совпадало с территорией Волынской области. В её состав входило 55 деканатов, которые объединяли 426 штатных приходов и 137 филиалов. Пастырское служение исполняло 569 священников. На благо епархии трудилось 568 человек, привлекаемых к церковной службе. Число верующих оценивалось как 1 192 390 человек. Статистически на один приход приходилось 2118 верующих.

Митрополит (1923 – 1939)

В 1922 году состоялся польский церковный Собор с участием епископов отошедших к Польше православных епархий. Вопреки воле Патриарха Тихона, Собор принял конкордат с правительством Польши, а епископ Дионисий (Валединский) был назначен правящим архиереем Волынской епархии с возведением в сан архиепископа Волынского
и Кременецкого.

После трагической кончины митрополита Варшавского Георгия (Ярошевского), архиепископ Дионисий (Валединский) 27 февраля 1923 года был избран митрополитом Варшавским и Волынским и всея Православныя Церкви в Польше, а также священноархимандритом Свято-Успенской Почаевской лавры. Избрание митрополита Дионисия (Валединского) Первоиерархом Польской Православной Церкви было представлено на утверждение Константинопольского Патриарха. Утвердив его на этом посту, 13 марта 1923 года Патриарх Константинопольской сообщил, что он «препровождает ему все отличия, своевременно присвоенные нашим Братом Тихоном Вашему Предшественнику, как митрополиту Варшавскому и Волынскому и всей Православной Церкви в Польши». После переговоров с преемником Патриарха Константинопольского Мелетия IV (Метаксакиса) Патриархом Григорием VII, несмотря на несогласие Патриарха Тихона, в ноябре 1924 года было объявлено об автокефалии Польской Православной Церкви, которую сразу признали некоторые Православные Церкви.

Митрополит Дионисий (Валединский) является одной из величайших личностей Православия на землях Польши. Удивительной и одновременно достойной подражания была его способность совмещения многих обязанностей и должностей. Он сумел вполне професионально и ответственно, в духе любви управлять Церковью в сложнейший период ее существования, не жалея при этом собственных сил, любви и преданности. Несмотря на обилие должностных обязанностей, иерарх уделял внимание интелектуальному развитию, находя время на научную деятельность и многочисленные публикации. Страстно  желая передавать знания другим, он создает Иститут православного богословия
и Духовную семинарию. Кроме того, уникальность иерарха заключалась в его открытости к благотворительной и миссионерской деятельности. Он был не только церковным сановником но и милостивым самаритянином, неравнодушным к человеческим страданиям и проблемам. Митрополит Дионисий (Валединский) – это особенная личность, достойная подражания и непрерывного изучения.


[1] P. Gerent, Powojenne losy metropolity Dionizego (Waledyńskiego) 1945-1960, „Arche. Wiadomości Bractwa” 2002, 2003, nr 2-5/02.  dz. cyt. s. 10

[2] M. Lenczewski, Ks. Metropolita Dionizy…, s. 120, także: Ks. D. Sawicki, Byli zwierzchnicy…, s. 10; A. Znosko, Pamiętajcie o swoich nauczycielach, „Przegląd Prawosławny” 1993, nr 1, s. 11.

[3] Archiwum Akt Nowych (dalej: AAN), Ministerstwo Administracji Publicznej (dalej: MAP), nr 1042, k. 3.

[4] 1901-1902 – czas prowadzenia zajęć w Seminarium Duchownym w Symferopolu.

[5] Kapłan Dionizy został przeniesiony do tego miasta ze względu na odpowiednie warunki klimatyczne.

[6] AAN, MAP nr 1042, k. 2.

[7] Ks. D. Sawicki, Byli zwierzchnicy…, s. 10.

[8] A. Opęchowski, Sylwetka Metropolity Dionizego, „Przegląd Katolicki” 1939, nr 5, op. Cit. , s. 70.

[9] Ks. D. Sawicki, Hierarchia prawosławne w okresie międzywojennym, „Elpis” 2006, s. 36.

[10] Ks. D. Sawicki, Byli zwierzchnicy…, s. 10.

[11] Ks. R. A. Płoński, Metropolita Dionizy Waledinskij, http://wszystkichswietych.wygoda.cerkiew.pl/index.php?option=com_content&task=view&id=37&Itemid=40 [2 VIII 2014r.]

[12] Там же.

[13] Ks. D. Sawicki, Byli zwierzchnicy…, s. 10.

[14] Ks. E. Protasiewicz, op. Cit. , s. 14 – 15.

[15] A. Mironowicz, Kościół prawosławny…, s.84-85.

[16] Ks. M. Bendza, dz. cyt.,, s.13.

[17] AAN, Ministerstwo Wyznań Religijnych i Oświecenia Publicznego (dalej: MWRiOP), nr 960, k.1, Uchwała Wszechrosyjskiego Soboru Cerkiewnego o organizacji Diecezji Warszawskiej w granicach byłego Królestwa Polskiego z 25 VIII/7 IX 1918r.

[18] AAN, MWRiOP, syg. 1013, k. 13, Pismo bp. Dionizego do Ministerstwa Wyznań Religijnych i Oświecenia Publicznego z 27 grudnia 1919 roku.

[19] T. Woronicz, op. cit., s. 4; Borkowski, Pertraktacje rządu polskiego z patriarchatem ekumenicznym w sprawie przyznania autokefalii Kościołowi prawosławnemu w Polsce w latach 1920 – 1923, [w] Autokefalie Kościoła prawosławnego w Polsce, red. A. Mironowicz, U. Pawluczuk, P. Chomik, Białystok 2006, s. 125.

[20] A. Mironowicz, Kościół prawosławny…, s.88.

[21] AAN, MWRiOP, syg. 1026, k. 6, Pismo bp. Dionizego do MWRiOP z 31 stycznia 1921 roku.