«Не плоть, а дух растлился в наши дни.

И человек отчаянно тоскует…»

Ф.И. Тютчев «Наш век»

Живой интерес к личности преподобного Сергия Радонежского побуждает к  внимательному изучению монашеской традиции XIV-XV веков, возрождению  которой дал начало подвиг русского подвижника. Именно монашеские общины, монастыри, основанные святым или его учениками, стали опорными духовными центрами, способствовавшими не только христианизации населения, но и консолидации русских земель,  так как зачастую монастыри через каноническое подчинение Митрополиту Московскому, имевшему тесные связи с высшей мирской властью, становились союзниками и проводниками  княжеских интересов в области.

Сам преподобный Сергий, помимо Троицкого, основал еще 4 монастыря: Благовещенский  на Киржаче, Богоявленский в Голутвине около подмосковного города Коломны, Высоцкий монастырь в Серпухове и Георгиевский на Клязьме. Всего пять монастырей, из которых действуют поныне 4 первых. Ближайших его учеников и «собеседников» было 21 человек. Вместе с близкими последователями той же традиции, а так же монахами родственных по духу, возможно никогда не соприкасавшихся тесно с преп. Сергием, но живших в русле его монашеской традиции — около 70 человек, которые основывая монастыри и налаживая монашескую жизнь, в прямом смысле слова преображали человеческую жизнь в регионе духовного влияния. Чаще всего новые обители основывались в честь Живоначальной Троицы, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Пресвятой Богородицы, Преображения Господня, так же в честь Вознесения Господня, Воскресения, в честь Одигитрии и Покрова и в честь Иоанна Крестителя.

Как правило, ученики преп. Сергия, воодушевившись верой в Бога и примером своего святого учителя, отваживались уходить далее в малоизвестные места в поисках уединенного безмолвия. Получив благословение учителя, они начинали проходить тяжелый подвиг борьбы со грехом в условиях, немыслимых для обычного человека, в одиночестве, преодолевая слабости человеческой природы, искушения темных сил, и горько жалели лишь об одном – что место их подвига становилось известным кому-нибудь из случайно заблудившихся в диких и безлюдных лесах. «Не может укрыться светильник…»,- говорит Священное Писание. Пример неимоверной силы духа, укрепленной могучей верой в Бога, опыт качественно  иной жизни подвижников, привлекал души ищущих в сумерках тленного  мира — свет невечерний. И уже новые последователи приходили к месту святых подвигов своих предшественников перенять благодатный опыт, и, таким образом, создавались новые монастыри по всем пределам Северной Руси. В дальнейшем из этих монастырей выйдут многие иерархи Русской Православной Церкви, которые своим пастырским служением будут подавать пример верующим в различные периоды истории Русского государства.

Духовный опыт святого не только повлиял на современную ему монашескую жизнь, но и на более глобальные процессы известные под названием «колонизация русского Севера». Весь парадокс монашеской традиции на Руси в XIV – XVI веках заключался в том, что, будучи направленной на  замкнутость и отрешенность от удобств цивилизации своего времени, она заставляла иноков пускаться в поиски желаемого уединения все дальше от обжитых мест в незаселенные и мало просвещенные христианством земли Северо-Востока. Фактически, продвигаясь вглубь и устраивая монастыри, ученики преподобного Сергия становились миссионерами, поскольку обители превращались в  духовно-просветительские центры для местного населения, селившегося  вокруг нее, а так же  способствовали  притоку русских людей из центральных районов. Сплачиваемые духовными узами любви, монахи своим примером способствовали объединению общин, как переселенцев, так и местных жителей, которые нередко включаясь в хозяйственную жизнь обители, помогали обживать территорию, способствуя этим укреплению государственности. Таким образом, мы видим, что именно Церковь становиться исключительно важным фактором исторического и даже государственно-политического прогресса XV- XVI веков на Руси. И ключевой фигурой видится именно преподобный Сергий, давший мощный духовный импульс внутреннему и внешнему монашескому деланию.

Таким образом, во времена преподобного Сергия было заложено начало аскетического и монастырского возрождения Руси, не потерявшего своего значения и в наши дни. Также стоит подчеркнуть, что поскольку вновь основанные монастыри подчинялись напрямую Московскому митрополиту (что выводило их из власти местного княжества), авторитет священнослужителей служил также  консолидации Русских земель, так как  представитель духовной власти на Руси всегда тесно соприкасался со светской властью, а в эпоху удельной раздробленности именно власть общерусского митрополита, поставленного за пределами Русского государства, и существующая независимо от местных князей, служила сохранению единства Русской Церкви, единению Руси, противодействовала сепаратистским тенденциям удельных княжеств.

В заключение хотелось бы отметить, что искать идеал русского человека следует искать именно в святости. Лишь свобода духа, свобода, даруемая в творческом акте нравственной перемены, способна уничтожить вечный страх перед смертью. Воскресение души начинается уже здесь, но оно требует кропотливой работы. Поэтому, мы можем сказать, что истинным творцом является аскет, посвятивший свою жизнь духовному подвигу созидания нового человека в себе, а через себя и преображения мира, в точках соприкосновения с ним. И именно монастыри, своеобразные лаборатории духа, способствовали приобщению мира к бесценным плодам аскетического творчества, создавая и фиксируя смыслы в русской культуре, передаваемые традицией из поколения в поколение. И хотя культура сама по себе является сферой душевного творчества, но подлинная культура всегда питается Духом, черпая свои силы в таинствах.

Библиография:

1. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра: Жизнеописание преподобного Сергия; Путеводитель по лавре. Сергиев Посад: СТСЛ,  2012.

2. Никифорова М.Е. Преподобный Сергий Радонежский и его традиция в русской истории XVI – первой половины XVI вв. — М.: Полиграф сервис, 2004. — 184 с.

3. Соколов Владимир, свящ. Мистика или духовность? Ереси против христианства. — М.: Даниловский благовестник, 2012.

4. Цыпин В.А., прот. Церковное право. Приводится по изданию: Цыпин В.А., прот. Церковное право: Курс лекций. М.: Круглый стол по религиозному образованию в Рус. Прав. церкви, 1994. http://www.sedmitza.ru/lib/text/432337/