«Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великим строителем нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

 

Такими словами в 1892 году Василий Осипович Ключевский закончил свою речь в собрании Московской духовной академии, которое было посвящено празднованию 500-летия со дня преставления игумена Земли Русской. С тех пор прошло 122 года. Казалось, что бурные события 20-го столетия подобно порыву ураганного ветра захлопнули ворота Лавры и потушили лампады над гробницей преподобного Сергия. По слову святителя Тихона, патриарха Всероссийского: «Наступила ночь, темная и длинная», но «прошла гроза над Русскою землею». Открыты вновь обители святые, снова теплятся лампады у раки Преподобного, снова «набожно крестящаяся народная волна вступает в ворота Сергиевой Лавры». Что же это за человек, кем он был, почему память о нем спустя шесть столетий сохраняется в народе?

8 октября 1392 года. На пологом склоне холма Маковец, спускающемся к Кончуре, приютился небольшой деревянный монастырь. Свинцовые тучи нависли над землей. Дождь окрасил постройки обители в бурый цвет. Голые ветви деревьев тянутся к небу, как будто хотят прорваться к солнцу. В небольшой келье у стены Троицкой церкви, собралась братия монастыря, на их лицах печаль и волнение. Все они обступили одр, на котором лежит их старец игумен. В отличие от них он спокоен и умиротворен, взор его устремлен на иконы, спустя некоторое время его глаза закрылись навсегда. Нам, людям живущим в XXI веке, конечно же, были бы интересны детали такого плана. Нам хотелось бы иметь описание внешности, характера, наклонностей преподобного Сергия в самых мельчайших подробностях. Потому что эти подробности сделали бы нас по-человечески ближе к Преподобному, убрали бы эту пропасть времени, разделяющую нас. Однако даже Епифаний Премудрый, общавшийся с аввой Сергием «устами к устам» и написавший его житие, не сообщает нам таких деталей.

В ризнице Троице-Сергиевой Лавры хранится покров с изображением Преподобного, выполненный в 20-е годы XV века. Он был вложен в обитель одним из сыновей великого князя Дмитрия Донского, возможно крестником преподобного Сергия – князем Юрием Звенигородским. Лик, живописанный иглой, разительно отличается от иконы Преподобного из местного рядя Троицкого собора. Кисть великого Дионисия являет нам образ святого старца. Его лик спокоен, ясен, тих и светел. Он вне времени и пространства взирает на всех, обращающихся к нему с молитвой. В образе же плащаницы настолько выразительно и живо показана индивидуальность игумена Земли Русской, что среди искусствоведов он часто называется «портретным». Бесспорно перед нами образ святого, но образ не лишенный человеческих черт. Создатель его наверняка близко знал Преподобного. Крупные и грубые стяжки вышивки, дают возможность исследователям предположить, что вышивал мужчина. Может быть, и ученик аввы Сергия – преподобный Никон.

Давайте же всмотримся в этот лик. Светлые волосы спадают на плечи, седеющая борода обрамляет худощавое лицо с выдающимися скулами и впалыми ланитами. Черные брови нависли над слегка раскосыми миндалевидными глазами, стремленными на зрителя. Правая рука прижата к груди, левая сжимает свиток. Вся фигура отнюдь не статична, напротив складывается впечатление, что Преподобный направляется к нам. Хотелось бы отметить небольшую особенность. Нитями красного цвета на схиме вышиты восьмиконечные кресты. И такие же красные нити обрамляют руки преподобного Сергия, его уста, нос, глаза, овал лица и уши. Крест является символом победы жизни над смертью. А также символом любви, потому что именно любовь к людям сподвигла Богочеловека взойти на крест и привлечь к Себе человечество, удалившееся от Бога. Эта же любовь к людям наполняет и образ Преподобного. Перед нами бесспорно человек, но человек обоженный, небесный человек и земной ангел. Может быть эта любовь и привлекала к нему его современников. Из жития Преподобного мы узнаем о его смирении, мягкости, снисходительности к ближним, уступчивости и бесконфликтности. Именно к такому человеку в 1380 году и направляется московский князь Дмитрий, будущий герой Куликова поля, чтобы испросить благословения на борьбу с полчищами темника Мамая. Но почему именно к троицкому игумену, а не к митрополиту?

Дело в том, что в 1378 году скончался митрополит Алексий (Бяконт), бывший регентом во время малолетства князя Дмитрия. Духовник же великого князя Митяй, посланный им в Константинополь за поставлением, умер в пути. Поставленного же в митрополиты архимандрита Пимена князь Дмитрий не признавал. Поэтому нужен был человек, говоря современным языком, пользовавшийся авторитетом у всех слоев населения от простолюдина до самого князя. Таким человеком и был преподобный Сергий. По слову В.О. Ключевского он «примером своей жизни, высотой своего духа поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем веру в свои силы», в возможность свергнуть ненавистное иго, тяготевшее над Русью. Однако не только личным примером, но и делом Преподобный вдохновлял своих соотечественников. Он неоднократно лично примирял между собой удельных князей и великого князя, призывая к единству и совместной борьбе с неприятелем. И, наверное, совсем неслучайно, что главный храм своей обители он посвятил именно Живоначальной Троице. По слову Епифания Премудрого, для того чтобы всякий приходящий в монастырь взирая на триипостасное единство Отца и Сына и Святого Духа, преодолевал ненавистную рознь этого мира. Именно преподобному Сергию принадлежит осмысление троичного догмата как догмата единства, причем не отвлеченного и умозрительного, а реального, положенного им в основу русской государственности. Уже спустя 30 лет после смерти преподобного Сергия Андрей Рублев, вдохновленный этой идеей, наглядно покажет своим современникам, как три могут составлять одно – написав свою знаменитую Троицу в честь и память преподобного Сергия. Эта икона на протяжении столетий находилась в иконостасе Троицкого собора справа от Царских врат и почиталась наравне с мощами преподобного Сергия. Практически каждый из русских царей считал своим долгом украсить эту икону. Именно в монастырь Живоначальной Троицы направлялись все наши монархи после коронации в Успенском соборе Московского Кремля.

Говоря современным языком, преподобному Сергию принадлежал и новый законопроект о престолонаследии. До XIV века великокняжеский престол обычно переходил от старшего брата к младшему, что приводило к бесконечным междоусобицам, так как князья предпочитали с помощью оружия решать спорные вопросы. Это негативно сказывалось на могуществе государства и делало его легкой добычей для захватчиков. Именно со времени преподобного Сергия престол начал переходить от отца к сыну. Новое право о престолонаследии было закреплено в духовной грамоте князя Дмитрия Донского, под которой стояла подпись игумена Земли Русской, что прямо свидетельствует о его духовном авторитете.

В заключение своего доклада хотелось бы привести слова известного русского писателя XX века Бориса Зайцева о значении для нас преподобного Сергия: «Не оставив о себе писаний, преподобный Сергий будто бы ничему не учит. Но он учит именно всем обликом своим: одним он утешение и освежение, другим – немой укор. Безмолвно преподобный Сергий учит самому простому: правде, прямоте, мужественности, труду, благоговению и вере».