Доклад Сафронова Алексея Николаевича, аспиранта кафедры теологии Пермского Государственного Университета, студента 3 курса Пермской Духовной Семинарии, на научной конференции молодых исследователей "История христианского просвещения и духовного образования в России", проводимой Кафедрой Церковной Истории МПДА. Доклад был озвучен 26 декабря 2010 года.

 

 

В начале XX в. духовные семинарии в России, созданные как учебно-воспитательные заведения для подготовки священнослужителей Православной Церкви, перестали справляться в полной мере со своей задачей. С каждым годом все меньше семинаристов, окончивших духовные школы, принимало священный сан. Например, в Пермской Духовной Семинарии во второй пол. XIX – нач. ХХ вв. четко прослеживалась тенденция к снижению общего количества учащихся и уменьшению числа выпускников, принявших священный сан. Эта тенденция сохранилась вплоть до закрытия семинарии в 1918 г. В период с 1861 по 1880 гг. общее количество выпускников Пермской Духовной Семинарии составило 690 человек, из них священный сан приняли 474 человека, что составило 67% от общего числа выпускников. С 1881 по 1900 гг. было выпущено 585 человек, из них 311 человек или 53% приняли сан. В период с 1901 по 1918 гг. было выпущено 414 человек, из них только 238 выпускников или 57% пожелали стать священнослужителями[1]. Таким образом, вопрос о подготовке кадров священнослужителей и замещении вакантных мест на приходах в начале ХХ в. стал для Пермской епархии одним из самых злободневных.         Нехватка приходского духовенства отрицательно сказывалась на духовно-нравственном состоянии населения Пермской губернии. Длительное отсутствие священника на приходе часто приводило к тому, что православное население для удовлетворения своих духовных нужд и потребностей обращалось к сектантам и шарлатанам[2]. В ряде уездов Пермской губернии компактно проживало большое количество старообрядцев. Старообрядческие начетчики пользовались необразованностью и малочисленностью православного духовенства, успешно проповедуя не только среди старообрядческого, но и православного населения. Епархиальное начальство искало пути решения кадровой проблемы. Острая необходимость в подготовке священнослужителей, обладающих миссионерскими знаниями и навыками, привела к созданию в Пермской губернии нового образовательного учреждения для подготовки священников-миссионеров – Пастырско-миссионерской школы имени о. Иоанна Кронштадтского. Инициаторами открытия школы стали Преосвященный Палладий (Добронравов), епископ Пермский и Соликамский, и епархиальный миссионер-проповедник Андрей Гаврилович Куляшев. 26 апреля 1909 г. на общем собрании членов Пермского православного церковного братства Святителя Стефана Пермского епархиальный миссионер А.Г. Куляшев произнес речь, в которой озвучил цели и задачи создаваемого учебного заведения. Главная цель школы состояла в подготовке «ревностных служителей церкви и горячих поборников православия, способных вести борьбу с расколо-сектантством и грозным неверием […], а так же хороших […] кандидатов для замещения священно-церковно-служительских должностей, в православных и особенно в единоверческих приходах епархии»[3]. Одобрив инициативу епископа Палладия и епархиального миссионера, члены Совет Братства поручили А.Г. Куляшеву разработать проект устава пастырско-миссионерской школы. В октябре 1909 г. А.Г. Куляшев представил членам Совета Братства для рассмотрения разработанный им проект устава, который был направлен на экспертизу священникам – уездным миссионерам. В начале 1910 г. члены Совета и уездные миссионеры предложили свои поправки и дополнения в проект устава школы, после чего документ был утвержден[4]. Функционирование пастырско-миссионерской школы требовало больших финансовых затрат. В августе 1909 г., по благословлению епископа Палладия, члены Совета Братства свт. Стефана Пермского обратились к епархиальному съезду духовенства с ходатайством о финансировании школы. На заседании епархиального съезда было решено одобрить идею создания пастырско-миссионерской школы и содержать ее за счет ежегодных отчислений из прибыли епархиального свечного завода в размере 1000 рублей[5]. Однако этих средств оказалось недостаточно.Финансовую поддержку создаваемой пастырско-миссионерской школе оказали жители города Перми и Пермской губернии, внесшие 217 рублей. 100 рублей поступило лично от епископа Палладия. Крупную сумму на обустройство школы внесли монастыри Пермской епархии, пожертвовавшие 425 рублей. В последствии для каждого монастыря был установлен размер ежегодных финансовых отчислений на содержание школы[6], что позволило окончательно решить вопрос об источниках финансирования пастырской школы.1 марта 1911 г. в Пермской епархии состоялось торжественное открытие Пастырско-миссионерской школы имени о. Иоанна Кронштадтского. Торжественный акт, посвященный этому знаменательному событию, проходил в зале для внебогослужебных собеседований часовни свт. Стефана Пермского города Пермь, в присутствии епископа Палладия[7].Для управления школой были созданы учебно-воспитательный и педагогический советы[8], распорядительный комитет[9]. Председателя педагогического совета назначал епархиальный архиерей из числа священнослужителей, имеющих академическое образование. Председатель педагогического совета одновременно являлся и главой распорядительного комитета. Важную роль в воспитательном процессе играл инспектор школы. Согласно уставу, в его функциональные обязанности входило «воспитание в питомцах высокого христианского настроения, искренней любви к Святому Православию и горячего желания посвятить свои силы на служение Церкви и народу»[10].По замыслу основателей пастырско-миссионерская школа должна была принять в ряды своих учеников людей образованных и твердо ставших на путь церковного служения. Набор учащихся производился из числа выпускников церковно-учительских школ и учительских семинарий, монахов и духовенства. Предпочтение отдавалось учителям и священно-церковнослужителям[11]. Небольшое количество учащихся школы способствовало созданию в коллективе теплой семейной атмосферы, организации жизни и учебно-воспитательного процесса в строго церковном русле, в соответствии с требованиями церковного устава. Зрелость, духовная опытность учащихся давали школе явное преимущество перед Пермской Духовной Семинарией, где нравственный уровень воспитанников и дисциплина были не на высоте. Как правило, достойным поведением отличались только те семинаристы, которые искренне стремились стать священнослужителями. Значительная часть семинаристов своим поведением создавала множество проблем руководству семинарии. Программы учебных курсов миссионерской школы по своему содержанию и объему были равноценны объемам семинарских программ. Более того, некоторые предметы, связанные с миссионерской деятельностью, изучались более глубоко, чем в богословских классах Семинарии. В том числе: патрология, церковная география и археология[12].В ходе обучения особое внимание уделялось преподаванию курса истории и обличения раскола и сектантства. В соответствии с уставом школы преподавать его должен был человек, «знающий предметы не только теоретически, но и практически, умеющий вести частные и публичные беседы». Высшее богословское образование для преподавателей миссионерских дисциплин было необязательным[13].На лекциях по обличению раскола рассматривались основные заблуждения старообрядцев. Преподаватель этой дисциплины работал в тесном контакте с епархиальным миссионером А.Г. Куляшевым, лекции которого использовались в качестве учебного пособия. Ценным материалом для подготовки служили различные руководства, созданные на основе практического опыта православных миссионеров.Для приобретения практических навыков в школе с учащимися еженедельно проводились беседы, в ходе которых они должны были показать знание необходимых для диалога со старообрядцами текстов и цитат из святоотеческих и старопечатных книг. Иногда воспитанники пастырско-миссионерской школы приглашались на дополнительные занятия, которые проводил епархиальный миссионер А.Г. Куляшев в Пермской Духовной Семинарии.При изучении курса по обличению сектантства большое внимание уделялось изучению сектантских религиозных практик – «ненормальных состояний». Еженедельно в форме бесед между учениками устраивались практические занятия, в ходе которых опровергались заблуждения баптистов, адвентистов, хлыстов и скопцов.Очевидцы жизни учащих и учащихся Пастырско-миссионерской школы имени о. Иоанна Кронштадского отмечали их высокий молитвенный настрой. Следуя примеру святого пастыря, молитву считали главным делом будущих миссионеров. В то время как в Духовной Семинарии уже было проблематично добиться регулярного участия воспитанников в богослужении, учащиеся пастырско-миссионерской школы ежедневно посещали храм. Каждый день в общежитии школы начинался утренним молитвенным правилом с чтением Евангелия. После утренней молитвы учащиеся шли на Божественную литургию в Крестовую церковь свт. Митрофана Воронежского Пермского архиерейского дома, где несли клиросное послушание. Там же, в Крестовой церкви, проводились практические занятия по церковному уставу. Каждый ученик по праздничным дням нес послушание уставщика. День учащихся также завершался молитвой. После чтения вечернего правила совершался чин «прощения», после которого учащиеся, при пении стихир, прикладывались ко кресту и, получив благословение инспектора, отправлялись спать.Ежегодно в дни рождественского поста воспитанники и преподаватели школы совершали вместе с инспектором паломническую поездку в Верхотурский Свято-Николаевский мужской монастырь Екатеринбургской епархии[14]. Учащиеся пастырской школы занимались активной проповеднической деятельностью. В воскресные и праздничные дни воспитанники школы принимали деятельное участие в организации и проведении религиозно-нравственных чтений в храмах Перми, участвовали в организации крестных ходов и «трезвенных торжеств», раздавали листки и брошюры религиозного и антиалкогольного содержания[15]. Расцвет Пермской пастырско-миссионерской школы пришелся на годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. В это трудное время в школе вели занятия самые талантливые преподаватели Пермской Духовной Семинарии и Пермского Духовного училища. В 1914 г. председателем педагогического совета являлся бывший ректор Пермской Духовной Семинарии протоиерей Константин Добронравов. В сентябре 1915 г. преподавателем патрологии был назначен действующий ректор Духовной Семинарии архимандрит Пимен (Белоликов). Курс Священного Писания Нового Завета читал инспектор Семинарии Николай Иванович Знамировский. 7 февраля 1916 г. должность преподавателя практического руководства для пастырей занял протоиерей Александр Тверитин, помощник смотрителя Пермского Духовного училища.Покровителем Пастырско-миссионерской школы был епископ Пермский и Соликамский Андроник (Никольский), занявший Пермскую кафедру в 1914 г. При малой эффективности работы Духовной Семинарии Преосвященный считал существование пастырско-миссионерской школы «целесообразным и плодотворным»[16]. Архипастырь уделял большое внимание пастырско-миссионерской школе и окружил ее учеников своей заботой. В дар школьной библиотеке Владыкой были переданы его личные книги и журналы духовного содержания. Впоследствии многие из преподавателей и наставников школы приняли мученическую кончину.События военного времени оказали определенное влияние на жизнь пастырской школы. Произошло сокращение численности воспитанников. В 1915 г. из 25 учащихся школы 2 были призваны в действующую армию в качестве новобранцев, 2 из воспитанников – зачислены в ополчение ратниками второго разряда. В результате численность учащихся на конец 1915/16 учебного года сократилась до 21 человека[17]. С началом войны в Пермь в большом количестве стали прибывать раненные, нуждавшиеся в лечении и уходе. Решением губернского и епархиального начальства из воспитанников миссионерской школы был сформирован девятый санитарный отряд, задачей которого стала встреча раненных солдат, прибывающих в пермские госпиталя с линии фронта[18]. Учащиеся пастырско-миссионерской школы принимали участие в массовых церковных и гражданских мероприятиях, во время проведения которых раздавали листовки патриотического содержания.В 1917 г. Россию постигли революционные потрясения. Пастырско-миссионерская школа имени о. Иоанна Кронштадтского разделила судьбу многих церковных учебных заведений. Постановлением от 11 декабря 1917 г. «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение Народного комиссариата по просвещению» она была упразднена.Таким образом, в начале XX в. в Пермской епархии было создано и успешно функционировало духовное образовательное учреждение миссионерской направленности, осуществлявшее на протяжении 7 лет качественную подготовку кадров духовенства, способного вести православную миссию среди старообрядцев и сектантов. Высокий уровень подготовки выпускников обеспечивался квалификацией и талантом преподавателей, ориентацией учебного процесса на приобретение учащимися практических знаний и навыков, зрелостью и духовным опытом учащихся. В годы Первой мировой войны школа достигла своего расцвета. Ее преподаватели и учащиеся в трудное для страны время проявили гражданское мужество и внесли свою лепту в общее дело всенародного подвига. Отношение в обществе к пастырским школам (училищам) и их выпускникам было неоднозначным. В церковном сообществе бытовало мнение, что такие учебные заведения не имеют права на существование. Представители высокообразованного духовенства критиковали пастырские школы, а священнослужителей, закончивших их, высокомерно называли «духовными фельдшерами». Весной 1916 г. вопрос о пастырских училищах обсуждался в Государственной думе. Депутаты выразили свое недоверие этим новым рассадникам духовного просвещения. Однако практика епархиальной жизни показала, что пастырские школы и училища в предреволюционные годы в значительной степени помогали епархиальным архиереям решать кадровый вопрос. Кандидаты в священство, как правило, вербовались из лиц, готовящихся быть просветителями народа, – воспитанников церковно учительских школ и учительских семинарий.

 

 


 

[1] Шестаков И., свящ. Справочная книга всех окончивших курс Пермской Духовной Семинарии. Пермь, 2008. С.114.

[2] Государственный архив Пермского края – далее ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 30.

[3] Пастырско-миссионерская школа имени незабвенного пастыря русской церкви, протоиерея о. Иоанна Кронштадтского в г. Перми. Пермь, 1911. С.2-3.

[4] Там же. С.3.

[5] Там же С.3.

[6] Там же С.16.

[7] Пастырско-миссионерская школа имени незабвенного пастыря русской церкви, протоиерея о. Иоанна Кронштадтского в г. Перми. Ук. соч. С.2; ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[8] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[9] Пастырско-миссионерская школа имени незабвенного пастыря Русской Церкви, протоиерея о. Иоанна Кронштадтского в г. Перми. Пермь, 1911. С.3.

[10] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[11] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 10

[12] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 10

[13] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 1. Л. 1.

[14] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 26. Л. 1.

[15] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 3.

[16] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 30.

[17] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 2-3.

[18] ГАПК. Ф. 619. Оп. 1. Д. 30. Л. 3 об.