В этом году Троице – Сергиева Лавра празднует семисотлетие со дня рождения преп. Серия Радонежского, в этом торжестве конечно же принимает посильное участие Московская Духовная Академия. Особую торжественность празднику придает тот факт, что он празднуется на государственном уровне, о чем 11 сентября 2011 года был подписан соответствующий указ президента Российской Федерации. В указе говорится о том, что цель празднования заключается в «сохранении культурных и нравственных ценностей, укрепление духовного единства российского народа»[i]. Отсюда может естественно возникнуть вопрос, почему же именно с именем преподобного Сергия связываются культурные и нравственные ценности общенационального масштаба? Необходимо отметить, что память Преподобного празднуется на таком высоком уровне не впервые, чуть больше ста лет назад Лавра праздновала пятисотлетие со дня его смерти. Это было в 1892 году. Академический летописец об этом событии повествует следующее. «В сентябре текущего года православная Русь готовиться, как известно, быть свидетельницею великого церковного торжества: Троицкая Сергиева Лавра будет праздновать пятисотлетие со дня блаженной кончины своего Святого Основателя и Покровителя, Преподобного Сергия. Московская Духовная Академия, издавна приютившаяся в священных стенах Сергиевой обители, так тесно срослась с ней, что не может, конечно, быть лишь безмолвной и безучастной свидетельницей предполагаемого празднества»[ii]. Конечно же здесь были большие торжества, огромные толпы молящихся, высокие гости, торжественные речи. Нам хотелось бы обратить внимание на то, что Московская Духовная Академия «кроме посильного, непосредственного участия в самих торжествах, она желала бы заранее приложить свой научный труд к какому – либо делу, которое могло бы достойным образом ознаменовать великий праздник игумена земли Русской. По мысли и желанию Высокопреосвященнейшего митрополита Леонтия, Академии предоставлено было взять на себя исполнение каких – либо религиозно – нравственных изданий, которые были бы приготовлены и обнародованы ко времени торжества и должным образом соответствовали бы характеру его и содержанию»[iii]. Для осуществления этой мысли, по предложению ректора Академии архим. Антония (Храповицкого) и ординарного профессора по кафедре Русской церковной истории Е. Е. Голубинского, Совет Академии предложил составить и издать подробное жизнеописание преп. Сергия. Так появился на свет, известный труд, посвященные преподобному Сергию. Это была книга Е. Е. Голубинского «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра». Образованному читателю, по словам все того же академического летописца, «книга Голубинского дает таким образом все, что нужно знать ему о личности и деятельности преподобного Сергия, так и о созданной им обители, причем труд автора имеет научную постановку, основан на достоверных источниках и снабжен учеными примечаниями»[iv]. Что касается участия Академии «в сентябрьских торжествах, то есть предположение устроить в один из приличествующих случаю речей. Главными ораторами этого собрания явятся профессора Е. Е. Голубинский и В. О. Ключевский, как представители академических кафедр церковной и гражданской Русской истории»[v]. Выступали они в актовом зале Московской Духовной Академии, где состоялось ученое собрание, посвященное памяти преп. Сергия. «На третий день праздника, 26 – го сентября, Академия посвятила памяти преподобного Сергия особо торжественное собрание, с произнесением на нем ученых речей. К двенадцати часам актовый академический зал, куда пускали по билетам, весь уже наполнился посетителями… На нем присутствовали многие высокопоставленные лица от духовного ведомства и светской власти, а также преподаватели и студенты. Торжественное заседание открыл Высокопреосвященный Леонтий, в сопровождении пения академического хора. Первым выступил на кафедре ректор, архим. Антоний, и в память преподобного Сергия, посвятившего всю жизнь и деятельность служению и прославлению св. Троицы и в честь Её основавший свой монастырь, прочел речь «О значении догмата св. Троицы для нравственной жизни человека». Затем на кафедру взошел И. Н. Корсунский и, из-за болезни автора, прочитал речь профессора Академии по кафедре Русской Церковной Истории Е. Е. Голубинского: «О значении преподобного Сергия в истории русского монашества». После него выступил с речью другой представитель русской истории в Академии, профессор по кафедре Русской Гражданской Истории В. О. Ключевский и прочитал речь «О значении преподобного Сергия для русского народа»… Около трех часов пополудни собрание окончилось пением народного гимна, и, когда митрополит с другими преосвященными удалился из зала, присутствующая публика проводила профессора Ключевского шумными единодушными рукоплесканиями»[vi]. Эта речь Василия Осиповича Ключевского, великого русского историка, наиболее ярко, по воспоминаниям современников, показала роль и значение преподобного Сергия для всего русского общества. Художник М. В. Нестеров писал: «Одного не могу простить себе — это то, что пропустил возможный случай слышать необыкновенную речь проф. Ключевского. В. М. Васнецов был на акте с Мамонтовым и считает, что, слышав эту речь, он получил себе драгоценный подарок».[vii] Академический библиотекарь Н. А. Колосов, так описывал реакцию профессора на похвалы. «Он говорил о значении преподобного Сергия в истории русского народа. И речь его была так высокохудожественна и с таким подъемом и задушевностью сказана, что, казалось, превосходила все, слышанное от него раньше. После его речи и окончания акта, я первый подошел к нему, со словами: «Ну, Василий Осипович, вы самого себя превзошли!» — «Вот как, — ответил на это В. О. Ключевский, — самого себя за волосы стащил». Но слова эти ему, очевидно, все-таки понравились, так как потом я слышал, как он говорил: «Вон, говорят, что я самого себя превзошел»[viii]. Однако в чем же значение этой юбилейной речи для нас сегодня, празднующих память преподобного? Профессор — мученик Иоанн Попов писал большевикам, которые хотели закрыть Лавру в 20 – е годы прошлого века: «В борьбе против татарского ига в страшные годы лихолетья русский народ черпал здесь нравственные силы, которые помогли ему сохранить свое лицо и остаться народом великим, подобные заслуги не забываются, и Лавра, овеянная такими воспоминаниями, служит для русского сердца драгоценным памятником старины». «Нравственное богатство народа, — говорил о ней историк Ключевский, исчисляется памятниками на общее благо, памяти деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа, они его питательная почва; в них его корни, оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков пред великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга»[ix]. В своих посланиях к советскому правительству, в защиту Троице – Сергиевой Лавры и мощей преподобного Сергия, свт. Тихон тоже приводил слова великого русского историка Ключевского, которые он прямо называл «пророческими». «Наш знаменитый историк Ключевский, говоря о преподобном Сергии и о значении основанной им Лавры, предвещал: «Ворота Лавры преподобного затворяться, и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим без остатка весь духовный нравственный запас, завещанный нам нашими великими строителями Земли Русской, как преподобный Сергий. Ныне закрываются ворота Лавры и гаснут в ней лампады. Что же? Разве мы уже растратили внешнее свое достояние и остались при одном холоде и голоде? Мы только носим имя, что живы, а на самом деле уже мертвы. Уже близиться грозное время, и, если не покаемся мы, то отнимется от нас виноградник Царствия Божия и передастся другим делателям, которые будут давать плоды в свое время. Да не будет сего с нами! …»[x].  Поэтому, как нам думается, необходимо подробнее остановиться на этой речи историка Ключевского, чтобы более ясно понять в чем же заключается роль преподобного Сергия в национальном единстве русского народа. Обо всем этом впервые отметил В. О. Ключевский, в своей речи «Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства». Он затронул тему влияния личности человека на историю целого народа, именно такой личностью был преп. Сергий Радонежский. «Если бы возможно было произвести писанием все, что было молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец, это писание было бы полной содержания историей нашей всенародной нравственной и политической жизни… У этого чувства нет истории, как для того, кто покоится в этой гробнице, давно остановилось движение времени. Это чувство вот уже пять столетий загорается в душе молящегося у этой гробницы, как солнечный луч в продолжение тысячелетий одинаково светится в капле чистой воды»[xi]. Такие люди как преп. Сергий, по словам проф. Ключевского, «становятся для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, и целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благодарно почтить их память, сколько для того чтобы самим не забыть правила, ими завещанного»[xii]. Преподобный просиял своим подвигом в годы, когда русское государство стонало под гнетом татаро-монгольского ига и русский человек приходил в ужас только при одном имени этих завоевателей. Однако, как не тяжело было иго татарское, народ смог собраться, прежде всего с нравственными силами и «воплотил их в одном великом человеке или в нескольких великих людях, которые и выведут его на покинутую им временно прямую историческую дорогу»[xiii]. Поэтому русским князьям и удалось собрать все свои силы, так как им содействовало нравственное возрождение и объединение народа. Одним из признаков возрождение русского общества было состояние монашества, а как известно ученики преп. Сергия разошлись по всей земле русской. «Таким образом древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы… Преп. Сергий с своей обителью и своими учениками был образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни»[xiv]. Преп. Сергий был поистине всероссийским игуменом. «Напутствуемые благословением старца, шли борцы, один на юг, за оку, на татар, другие на север, за Волгу, на борьбу с лесом и болотом»[xv]. Несмотря на то, что он уже давно умер, народ до сего дня хранит теплую память об этом подвижнике, наилучшим показателем чего является неиссякаемый поток паломников к мощам Преподобного. «Примером своей жизни, высотой своего духа преп. Сергий  поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в свое будущее… Человек, раз вдохнувший в общество такую веру, давший ему живо ощутить в себе присутствие нравственных сил, которых оно в себе не чаяло, становиться для него носителем чудодейственной искры, способной зажечь и вызвать к действию эти силы всегда, когда они понадобятся, когда окажутся недостаточными наличные обиходные средства народной жизни»[xvi]. Поэтому, при «имени преп. Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, не архивные или теоритические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание… Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота Лавры преп. Сергия затворяться и лампады над его гробницей погаснут только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его»[xvii].

Подводя некоторый итог всему вышесказанному, мы можем отметить, что проф. Ключевский со всей силой своего таланта показал величину и красоту нравственного подвига преподобного Сергия. Этот подвиг был незаметен для внешнего взора, так как происходил внутри, в сердце русского народа. Этот подвиг нравственного возрождения, как точно подметил Василий Осипович, подобно действию закваски, которая хотя и малая по размеру, однако «заквашивает все тесто» (Гал. 5,9).  Известный художник М. В. Нестеров писал, что Василий Осипович говорил, в частности, «об одним из отличительных признаков великого народа — способности подниматься на ноги после падения. Для этого необходимо нравственное возрождение, а оно сделает возможным и возрождение политическое, так как «политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной»[xviii]. Необходимо сказать, что мусульманские лидеры России отмечают благотворное влияние личности преподобного Сергия на нравственное состояние народа. Об этом было сказано главой российских мусульман в своей вступительной речи на XXII международных Рождественских образовательных чтениях в г. Москве, посвященных 700-летию со дня рождения преподобного Сергия. В этом официальном документе отмечалось следующее, что необходимо «воздать благодарную память величайшему подвижнику земли Русской Сергию Радонежскому, своей жизнью и просветительской деятельностью ставшему подлинным примером духовного подвига, заложившему неоценимый вклад в дело отечественной духовности и нравственного воспитания… По словам верховного муфтия многие народы, «кто с удивлением, а кто с нескрываемой надеждой изумленно взирают сегодня» на Россию, на представителей российского руководства, «берущих добрый пример с искреннего подвижника Святой Руси преподобного Сергия и других тысяч и тысяч святых угодников Божьих, истинных патриотов нашего огромного, бесценного Отечества»[xix]. Поэтому, как нам видится, наше общество в лице преподобного Сергия выбрало правильный ориентир в нынешнее столь не спокойное время.



[i]«О праздновании 700 – летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского», № 1197, официальный сайт президента Российской Федерации, дата обращения: 01. 06. 2014, эл. адрес: http://www.kremlin.ru/news/12678

[ii]Соколов В. А. / Из академической жизни // Богословский вестник 1892 г. Т. 2 № 4 С. 145

[iii]Соколов В. А. / Из академической жизни // Богословский вестник 1892 г. Т. 2 № 4 С. 146

[iv]Соколов В. А. Торжество 500 – летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия // Богословский вестник, 1892 г. Т. 3 № 12 С. 461

[v]Соколов В. А. / Из академической жизни // Богословский вестник 1892 г. Т. 2 № 4 С. 145 – 146

[vi]Соколов В. А. Торжество 500 – летия со дня блаженной кончины преподобного Сергия // Богословский вестник, 1892 г. Т. 3 № 12 С. 462 — 463

[vii]Р. А. Киреева За художником скрывается мыслитель: Василий Осипович Ключевский // Цит. по Ключевский В. О: pro et contra, антология / Сост., комент. А. В. Малинова, вступ. статья Р. А. Киреевой. — Спб.: 2013 г.  С. 45

[viii]Н. А. Колосов / Профессор В. О. Ключевский (Краткий некролог и личные воспоминания) // Цит. по Ключевский В. О: pro et contra, антология / Сост., комент. А. В. Малинова, вступ. статья Р. А. Киреевой. — Спб.: 2013 г. С. 334

[ix]Андроник (Трубачев), игумен. Закрытие Троице – Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918 – 1921 гг. М., 2008 г. С. 275

[x]Андроник (Трубачев), игумен. Закрытие Троице – Сергиевой лавры и судьба мощей преподобного Сергия Радонежского в 1918 – 1921 гг. М., 2008 г. С. 250

[xi]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства: Речь, произнесенная в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 / Богословский Вестник Т.3 № 11 С.190 – 191.

[xii]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 192

[xiii]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 192

[xiv]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 200 – 201

[xv]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 202

[xvi]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 202 — 203

[xvii]Ключевский В. О. Значение Преподобного Сергия Радонежского … С. 204 — 205

[xviii]Р. А. Киреева За художником скрывается мыслитель: Василий Осипович Ключевский. // Цит. по Ключевский В. О: pro et contra, антология / Сост., комент. А. В. Малинова, вступ. статья Р. А. Киреевой. — Спб.: 2013 г. С. 45

[xix]«Мусульмане воздают благодарную память Сергию Радонежскому – муфтий Таджуддин», новостной интернет портал «Интерфакс — религия», 27 января 2014 г. Дата обращения 02. 06. 2014. Адрес: http://interfax religion.ru/?act=news&div=54257