История, являясь областью знаний о деятельности, мировоззрениях, социальных связях человечества в целом, дает возможность рассмотреть под различными углами точек зрения накопленный опыт человечества в прошлом.
Как отмечает в своей статье «Начало конца Российской империи» профессор, доктор церковной истории, доктор богословия протоиерей Владислав Цыпин: «100 лет назад, в конце февраля – начале марта 1917 года, произошли события, которые в молниеносно короткий срок изменили государственный строй России и послужили запалом для смуты, превзошедшей по масштабу потрясений ту, которую наша страна пережила и преодолела тремя веками раньше» .
Так, в последнее время идет активное взаимодействие Русской Православной Церкви и Вооруженных Сил Российской Федерации. В данном докладе автор обращается к теме, которая является актуальной и сегодня – это священники-выпускники Московской Духовной Академии военного ведомства г. Москвы в контексте Первой Мировой войны, деятельность и подвиги которых практически не освещалась в исторической науке.
За последние годы теме военного духовенства в целом, на полях сражений в годы Первой Мировой войны было посвящено немало работ, и тема о православных священнослужителях военного и морского ведомств давно уже не является не разработанной, как это было в конце XX в. Однако же, описание деятельности православного духовенства в указанное время сводилось в основном к рассказам о героических поступках священнослужителей и отдельным примерам их взаимодействия с нижними чинами армии или влияния на воинов.
В целом – и статистика, и географический профиль, и возраст, и соотношение черного и белого духовенства, и какие-то интересные случаи, и те же биографии в отдельном военном ведомстве того или иного Военного округа оставались полностью не раскрыты.
Повторюсь, описание православного духовенства военного и морского ведомств выражалось в основном рассказами о героических поступках священнослужителей и отдельными примерами их взаимодействия с нижними чинами армии или влияния на воинов.
В связи с тем, что 26 января 1918 года Советом Народных комиссаров был принят нормативный правовой акт о переходе Советской России на григорианский календарь – «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря», в настоящей статье датировка событий до принятия декрета будет выполнена по гражданскому, юлианскому календарю, который использовался в Российской Империи до революции, а после утверждения, все даты – по григорианскому.
Начавшаяся 28 июля 1914 г. Первая Мировая война, которая вошла в историю как одна из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории не только XX века, но и всего человечества, практически не застала врасплох ни одно государство, т.к. все участники компании готовились к ней задолго.
Что касается отдельных органов власти, функционирующих в Российской Империи, то наиболее подготовленным к началу военных действий оказалось военное министерство, а также представители военного и морского духовенства, куда входили православные священнослужители военного ведомства г. Москвы, принимавшие участие за несколько дней до начала Первой Мировой войны в Первом съезде представителей военного и морского духовенства, на котором решили достаточное количество насущных вопросов, касающихся деятельности военного и морского духовенства в военное и мирное время.
Около четырнадцати священников занимались окормлением военнослужащих армии Российской Империи в г. Москве к началу боевых действий:
Безымянный

Таблица 1. Священнослужители военного ведомства г. Москвы

Что касается православного духовенства, которое было выпускниками Московской Духовной Академии, и которое окормляло полки, входящие в состав военного ведомства г. Москвы, то к началу Первой Мировой войны в количественном их составе насчитывался один священник. Им являлся Ливенцо(е)в Николай Павлович , полковой священник 12-го гренадерского Астраханского полка.
Безымянный
Его биография – это жизнь священнослужителя военного ведомства Российской империи до 1914 года – времени, когда начнется Первая Мировая война. Иерей Николай Павлович Ливенцов родился в 1852 году в Тульской епархии. С 18 сентября 1877 года являлся учителем Тульского реального училища. В 1878 году окончил Московскую Духовную академию. С 1878 года – смотритель Мещевского духовного училища. В 1887 году стал священником 4-го гренадерского Несвижского полка. В 1889 году перемещен в л.-гв. Уланский полк. С 1893 года в л-гв. Финляндском полку. В 1903 году стал полковым священником 12-го гренадерского Астраханского полка. В 1903-1905 гг. – благочинный 3-й гренадерской дивизии. Также, в 1905 году, получил орден св. Анны 3-й степени.
Сама деятельность православного духовенства военного ведомства г. Москвы перед началом боевых действий по окончании Первого Всероссийского съезда представителей военного и морского духовенства сводилась к тому, чтобы самим священнослужителям быть готовыми к выступлению в поход с бригадой, частью, дивизией или корпусом и подготовке военнослужащих к исполнению своего воинского долга с учетом их православного мировоззрения.
К сожалению, нельзя обойти стороной проблему, которая возникла с самого начала Первой Мировой войны и которая останется опухолью для Армии до конца военных действий – это нехватка православного духовенства в Вооруженных Силах Российской Империи. «О катастрофической нехватке священников в армии говорил и тот факт, что солдаты желавшие причаститься и не имевшие такой возможности, причащались у униатов» . По воспоминаниям архиепископа Волынского и Житомирского, управляющего церковными делами в оккупированных областях Евлогия (Георгиевского) говорится, что в одном униатском монастыре русские солдаты вместе с униатами восклицали «Святой Священномучениче Иосафате, моли Бога о нас!» , имея в виду известного врага Православия Иосафата Кунцевича, про которого отмечал академик С.М. Соловьев, что этот человек страстный, фанатик, который поддерживал себя и унию средствами отчаянными , а А.В. Карташев писал о том, что Кунцевич была натура фанатическая, который занимался насилием и погромами . Данная проблема в начале войны не коснулась Гренадерского корпуса, т.к. практически в каждом полку имелся священнослужитель и, соответственно, походная церковь. Так, в состав корпуса входило десять походных храмов:
Безымянный
Таблица 2. Походные полковые церкви, остававшиеся на полях сражений до конца 1917 г.

Следует отметить, что со времени начала боевых операций на фронтах сильно поредел состав православного духовенства военного ведомства г. Москвы. Дело было не в гибели или ранениях священнослужителей, а в том, что большая часть духовенства, уходившего на фронт в составе своих частей, была либо уже в пожилом возрасте, либо не имела опыта военной и походной жизни.
В приказе по ведомству Протопресвитера военного и морского духовенства за № 55 от 19 июля 1914 года говорится: «Священник церкви 12 Гренадерского Астраханского полка Николай Ливенцов согласно прошению, по болезни, увольняется от службы по военно-духовному ведомству в отставку,.. в Калужское Епархиальное ведомство, на его место назначается священник Московской епархии Кандидат Богословия Феодор Мальцев» .
Итак, одного священника-выпускника Московской Духовной Академии военного ведомства г. Москвы в период Первой Мировой войны сменил другой пастырь, также бывший воспитанником образовательной системы Академии.
Безымянный
Мальцев Феодор Митрофанович , полковой священник 7-го гренадерского Самогитского графа Тотлебена полка родился 12 декабря 1869 года в с. Хмельник Подольской губернии. До 1892 года был священнослужителем Вологодской епархии. Был вдовцом. Дети: Алексий (1901 г.р.). С 1892 по 1897 гг. был вольнослушателем Московской Духовной академии. До 21 апреля 1915 г. был священником Московской епархии. С 21 апреля 1915 года по 1916 гг. был священником 7-го гренадерского Самогитского графа Тотлебена полка. С 1916 года священник 4-го Особого пехотного полка Русского корпуса в Македонии. 1917 год – Георгиевская медаль «За храбрость» 4-ой степени № 948291 «за самоотверженное исполнение своих обязанностей под огнем неприятеля, с явной опасностью», после 1918 года – сан протопресвитера. Скончался 4 октября 1965 года в возрасте 95 лет в городе Нови Сад в Югославии.
Безымянный
Другим таким примером стал священник 192-го пехотного Рымнинского полка Филипп Петрович Горбаневский , который родился в семье дьячка в 1869 году. Он окончил Донскую семинарию. С 1892 года был священником в станице Глазуновская, потом – слободе Степановка-Греков, период времени – время голода. Там организовал приходское попечительство и церковно-приходскую школу. Все это в разгар голода.
Безымянный
Вдовец. После смерти жены в 1897 году, в период с 1897 по 1903 гг. являлся учащимся Московской Духовной академии. В 1903 году был зачислен вольнослушателем в Коммерческий институт. С 1903 по 1915 гг. был преподавателем Елисаветинской женской гимназии. В 1915 году уходит добровольцем на фронт, зачислен в 192-й пехотный Рымнинский полк. За несколько дней до смерти, 4 мая 1915 года, отец Филипп шел впереди полка в наступление, подавая пример солдатам, впервые попавшим под огонь тяжелых орудий. Господь уберег пастыря от вражеской пули, хотя его могучая фигура и представляла отличную мишень для врага. «4 мая 1915 г. о. Филипп, впереди шедшего в атаку полка, личным примером ободрял новичков, впервые попавших под огонь тяжелой артиллерии» . В одном из своих писем о. Филипп писал, характеризуя свое пастырское служение: «Каждый решил: к смерти будь готов каждый миг» . «Удивительно, – передавал потом капитан, который присутствовал на позиции, когда 8 мая 1915 года тяжелый снаряд ударил в окоп, где находился батюшка, по обыкновению бывший на передовой линии, у «земляков», – просит откопать; говорит, что скоро умрет; весь в крови; а смотрит веселыми глазами…» . Умер священник Филипп Горбаневский 9 мая 1915 года в госпитале, «смертью философа и христианина отошел в вечность добрый пастырь и отважный человек» .
Боевые подвиги священнослужителей военного ведомства г. Москвы были ярчайшими примерами той деятельности, которую должен был вести православный пастырь в условиях, когда как писал о. Филипп Горбаневский: «От смерти не уйдем. Конечно, сердце бьется усиленнее, и мысль работает лихорадочно, вспоминаешь прошлое, но нужно быть спокойным, и спокойствие вселять в окружающих…» .
Следует отдельной строкой выделить еще одного выпускника Московской Духовной Академии, который относился к Варшавскому Военному округу, – Александр Павлович Вознесенский, полковой священник 149-го Черноморского полка, являющийся кандидатом богословия, автором акафиста святому Вячеславу и объемного труда по гуситскому движению, родился в 1862 году 11 августа в с. Николо-Замостье Мологского уезда Ярославской губернии.
Безымянный
Окончил Духовное училище, после которого Ярославскую духовную семинарию. С 18 октября 1885 года после окончания курса Ярославской семинарии по 2-ому разряду в сане диакона с. Климонтин Ярославской епархии. С 1889 года семинарии и согласно прошению перемещен диаконом к Богоявленской церкви 20 октября. Согласно прошению перемещен диаконом к церкви свт. Димитрия Ростовского, что при Ярославской Духовной семинарии с утверждением в должности эконома Ярославской Духовной семинарии 20 августа 1890 года. Женился после семинарии. В 1893 году после смерти жены поступил в Московскую Духовную академию, которую окончил в 1897 году. С 1897 года – диакон на вакансии псаломщика российской церкви в г. Прага в Чехии. 1904-1908 гг. – 207-й пехотный резервный Кишиневский полк. Благочинный 52-й пехотной резервной бригады. 1908-1915 гг. – 149-й Черноморский полк и благочинный 38-й пехотной дивизии. В этот период в 1910 г. был награжден камилавкой, 6 мая 1913 года – наперстным крестом от Святейшего Правительствующего Синода, 31 июля 1913 года получил набедренник. В 1914 году был делегатом от Варшавского Военного округа на I съезде военного и морского духовенства. Насколько яркой личность был этот пастырь в мирной жизни, настолько геройским было его поведение на войне. «Он, – писал об отце Александре священник Григорий Кармазин, – с крестом в руке, неоднократно водил полк в атаку, шел с цепями по полю брани, под огнем напутствуя и погребая. При отходе полков дивизии 8 июля у м. Покрой, он с вечера до глубокой ночи совершал погребение павших героев под сильнейшим огнем тяжелой артиллерии противника. 2 июля 1915 года (практически посмертно) был награжден наперстным крестом на Георгиевской ленте от Его Императорского Величества. 6 августа 1915 года убит. В день своей гибели отец Александр, отслужив литургию, пошел окроплять солдат в окопах. Когда пастырь переходил от одного окопа к другому, он был смертельно ранен и скончался через десять минут.
За весь 1915 год православное духовенство – выпускники Московской Духовной Академии, являющиеся представителями военного ведомства г. Москвы, показали свою подготовленность к ведению своей пастырской деятельности не только в мирное время, но и на полях сражений. Показатель этой деятельности – это настроение воинских частей, где они пребывали, и их боевые заслуги на полях сражений 1915 года. По замечанию кандидата исторических наук А.Р. Утигеновой: «Духовный аппарат управления на театре военных действий почти не имел недостатков» .
1915-1916 гг. – период времени для Российской Армии, когда вера военнослужащих проходила настоящее испытание и продолжавшейся войной, и революционной и антивоенной пропагандой. Так, вспоминает один из очевидцев происходящего: «На фронте [Юго-Западном] зимой 1916 года было спокойно. На передовой линии случалось, что солдаты, видя противника, уже не стреляли. Тем же отвечали и австрийцы. Иногда австрийцы кричали: “Пане! Кончайте войну!” И звали к себе русских, а русские — австрийцев. У нас еще с октября 1916 года на нашем участке началось братание с неприятелем, за что, конечно, немало влетало от офицерства, а в январе братание у нас уже стало обычным явлением. Доходило до того, что наши солдаты обменивались разными вещами, давая хлеб, сахар и получая ножичек, бритву» . Увещевания со стороны священнослужителей военного ведомства г. Москвы уже становились безуспешными, т.к. «очень часто ревностный пастырь сталкивался с тем, что мешало его деятельности намного больше, чем неприязненное отношение к пастве. Препятствие это – государственная бюрократическая система, смотревшая на пастыря как на чиновника, дело которого лишь представлять отчеты. Формализм, создававший невыносимые условия для приходского духовенства, в полной мере проявлял себя и в армии» .
Неизменным для военнослужащих оставался православный священнослужитель, пе-реносящий все эти передряги плечом к плечу с солдатами. Так, о. Филипп Горбаневский, находясь на передовой, писал: «С бьющимся сердцем сижу у стола, пишу рапорт командиру о службе 12-ти евангелий, надеясь, что я не только окончу писать, но и сделаю то, о чем пишу» . Боевые подвиги священнослужителей военного ведомства г. Москвы были ярчайшими примерами той деятельности, которую должен был вести православный пастырь в условиях, когда как писал о. Филипп Горбаневский: «От смерти не уйдем. Конечно, сердце бьется усиленнее, и мысль работает лихорадочно, вспоминаешь прошлое, но нужно быть спокойным, и спокойствие вселять в окружающих…» .
Безымянный
Резкое изменение настроений в Армии в 1917 г., Февральская революция, отречение Императора давали новый виток для решительных действий и определенной реакции православного духовенства военного ведомства. Такой реакцией стал, хоть и с запозданием, Второй съезд делегатов военного и морского духовенства, состоявшийся 1-11 июля 1917 года в г. Могилеве по инициативе протопресвитера Г.И. Шавельского, среди которых отсутствовали выпускники Московской Духовной Академии.
Второй Всероссийский съезд военного и морского духовенства проходил в сложное для государства время, которое характеризуется полным разложением как самой государственной власти, так и обычных людей, живущих в границах страны. В.И. Ленин характеризовал это время: «С каждым днем яснее становится нам, рабочим и крестьянам, несущим на себе наибольшие тяжести войны, что она началась и ведется капиталистами всех стран из-за интересов капиталистов, из-за господства над миром, из-за рынков для фабрикантов, заводчиков, банкиров, из-за грабежа слабых народностей» .
Поэтому, как отмечает В.М. Котков в своем исследовании, ссылаясь на замечания Протопресвитера Г.И. Шавельского: «Наблюдая разложение в высших слоях общества, кризис правительства, он (прот. Г.И. Шавельский) пришел к мысли, что революция – серьезное и исторически неизбежное явление» .
К началу съезда, православное духовенство военного ведомства г. Москвы не имело общей дислокации, т.к. полки не только Гренадерского корпуса, но и всех частей, которые они окормляли, были раскинуты практически по всему Юго-Западному фронту.
Представителями на съезде стали 52 депутата православного духовенства. Представителем Гренадерского корпуса был делегат от Юго-Западного фронта протоиерей при штабе 7-ой армии Рафаил Арсениевич Прозоровский. Следует отметить, что общее количество делегатов на съезде не отражало полную ситуацию в Армии, т.н. «военного духовенства». Из 52 представителей военного и морского духовенства лишь 27 служили в ведомстве протопресвитера и к началу 1914 года, и в течение всей Первой Мировой войны. Другие же 25 были призваны из епархий. Доказательством такого соотношения служит список православного духовенства военного ведомства г. Москвы в 1917 году, который сохранив свой костяк из девяти пастырей, пополнился одним священнослужителем из епархии – Яновским Дмитрием, который стал полковым священником 7-го Гренадерского Самогитского графа Тотлебена полка.
Следует отметить, что многие пастыри, пришедшие на службу из епархий, желали уйти из армии и скорее вернуться домой к своему постоянному месту служения. Некоторые и оставались, т.к. боевые действия происходили там, где уже не оставалось целых храмов, а села и другие поселения разграблялись мародерами.
Начавшиеся гонения на Русскую Православную Церковь в 1918 году, полная демобилизация и разложение старой армии к марту 1918 года, антирелигиозная политика Совета Народных Комиссаров вынудили к решительным действиям представителей православного духовенства военного ведомства. Так, по оценке российского исследователя С. Базанова, немецкое наступление, начавшееся в феврале 1918 года показало, что армия старого режима прекратила свое существование .
Православное духовенство, священнослужители-выпускники Московской Духовной Академии, на примере бывшего полкового священника 7-го гренадерского Самогитского графа Тотлебена полка Мальцева Феодора Митрофановича входило в штат другой Поместной Церкви , либо оставалось в составе добровольческой армии.
3 марта 1918 г. в Брест-Литовске представителями Советской России с одной стороны и Центральных держав, т.е. Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарского царства, с другой был подписан Брестский мирный договор, который ознаменовал поражение и выход Советской России из участия в Первой Мировой войне.
После этого деятельность в рядах Вооруженных Сил, окормляемых священнослужителями-выпускниками Московской Духовной Академии, являющиеся представителями военного ведомства г. Москвы, сводилось к передаче остатков вещей церковной утвари и сохранением ее в ведении епархиального духовенства и местных церквей .
Следует отметить, что деятельность православного духовенства военного ведомства г. Москвы в лице священнослужителей-выпускников Московской Духовной Академии в период Первой Мировой войны на разных этапах боевых действий сталкивалось с проблемами, которые с успехом преодолевало. Но антивоенная и революционная пропаганды, вскармливаемые самой государственной системой, поддерживаемые офицерским составом, а, также проповедуемые духовенством, призванным из епархий в ряды военного и морского ведомств, помогли разрушить всю эту деятельность, уничтожая традиции полков, а также посеять неопределенность в ряды священнослужителей военного ведомства г. Москвы, что вылилось, в последствии, в попытку сохранения данного института в добровольческой армии.