Почаевский монастырь является прославленной православной обителью на западных рубежах Руси. Однако мало кто знает, что началом славной истории Лавры является ее Свято-Духовской скит, расположенный в нескольких километрах от монастыря.

История монастыря связана со славным явлением Богородицы на горе Почаевской в 1197 году, о чем свидетельствует оставшийся с тех пор след Ее стопы, до сих источающий цельбоносные токи благодати через святую воду, истекающую из Стопочки[i]. Однако и до этого совершались чудные явления на этих горах. Местность, где первоначально основана древняя православная обитель, представляла собою густой, непроходимый лес, в котором привольно и в большом изобилии жили дикие звери и птицы. Живописная и богатая дичью местность привлекала к себе внимание окрестных жителей. Соседние помещики со своей свитой приезжали сюда не столько, впрочем, для охоты, сколько, по замечанию Туркула, (богобоязненного и благочестивого помещика из Тарнополя[ii]), для того, чтобы полюбоваться местностью и посмотреть красоту ее обитателей.

Так вот однажды этот помещик стал свидетелем одного из таких чудесных явлений в ночь на 25 ноября 1197 года. Тогда приехали на охоту человек до тридцати. Ночь была темная, а потому охотники развели большой огонь и все собрались вокруг него. В это время, с западной стороны раздались раскаты грома направляющиеся постепенно к горе, на которой находились охотники, и тут прекратились. В эту минуту над огнем появился олень. Не предавая пока этому, как казалось им, естественному явлению особенного значения, охотники принялись пускать в оленя стрелы, но, тем не менее, его не убили. Выпустили в него пятнадцать стрел, а он стоял спокойно и неподвижно. Заинтересованные этим необычным явлением, охотники пошли посмотреть, что сталось с оленем, но не дойдя к нему шага два, потеряли его из виду, олень скрылся, оставив по себе след в виде огненного шнурка, один конец которого был на земле, а другой скрывался в облаках. Пораженные таким видением, охотники возвратились к своему месту. Все они пришли к тому убеждению, что это есть какая-то непостижимая тайна Божия. Ночь до утра провели без сна, а на другой день все разъехались по домам.

Через некоторое время охотники вновь прибыли на место дивных видений и увидели нечто новое: огненный шар, явившийся на одной горе, переместился на другую гору. И такое видение повторялось единожды.

Это все древняя история Почаевского монастыря, какзалось бы о чем здесь моно говорить и рассуждать? Какие-то дивные видения, а может быть и фантазии местного населения? Но нет! Сегодня на этом месте стоит величественная обитель Богородицы, а вблизи ее славный скит.

А толкование этих видений самое обычное. Огненный шар как некий видимый знак Божией милости явился указующим перстом Божиим, которым Господь показал людям, что на этой горе почиет особая благодать.

А шар, который явился на одной горе, а потом перенесся на другую, указал, что началом чудес Богородицы явится нынешний скит великой Лавры, а ее слава воссияет именно на горе Почаевской, куда и перенесся огненный шар. Отсюда и название «Почаев», то есть «начало» чудес Богородицы.

Как мы с вами можем увидеть история лавры и ее скита действительно очень давняя. Особый интерес представляют источники ее многовековой истории. Это безусловно некогда утраченная и вновь частично обретенная Почадевская летопись и Жизнеописание преподобного Мефодия (греческого монаха, основоположника скита). Однако в моем докладе хотелось бы с акцентировать внимание на периоде истории монастыря-скита во время его униатского владычества.

С 1713 по 1832 года случилась новая трагедия для восточного православия на западной Руси – Почаевский монастырь и Свято-Духов скит оказались под властью униатов ордена святого Василия (базилиан)[iii]. Это событие, безусловно, произошло по попущению Божию. Желая показать, что у них есть такие великие подвижники, как преподобный Иов и ученики его, греко-католики сначала много заботились об устроении скита. В 1725 году они выстроили на Скит-горе новую церковь во имя Святой Троицы, а также келии для братии. Но так как духа подвижничества в латинстве нет, да и не было, и так как все это творилось для славы человеческой, а не для Бога, то униаты скитского монашеского устроения нисколько не улучшили[iv]. Нужно сделать оговорку, что землю под монастырь на горе Почаевской пожертвовала для братии помещица Анна Гойская, которая в своем предсмертном завещании распорядилась, чтобы монастырь оставался православным! Гойская, будучи глубоко верующей православной христианкой, хорошо понимала всю опасность появившейся греко-католической унии для святой обители, которая к тому времени прославилась чудесами от чудотворной иконы и цельбоносной стопы Богородицы. Однако, к сожалению, базилиане не выполнили посмертную волю благочестивой помещицы, и в 1713 году обитель стала униатской.

После третьего раздела Польши, произошедшего в 1795 году, многие западнорусские земли, в том числе Волынь с Почаевом, вошли в состав Российской империи. Царское правительство достаточно лояльно относилось к базилианам. С этого времени начинается массовый добровольный переход униатов в лоно православной Церкви. Хотя бывали случаи, когда приходилось обращаться за помощью к государству. Так в 1823 году на Волыни  у епископа Стефана сгорел кафедральный храм и монастырь в городе Остроге. Преосвященный владыка обратился к государю императору Александру I с просьбой возвратить еще Острожский монастырь, находившийся под властью униатов православным верующим. Самодержец удовлетворил прошение преосвященного. Вскоре епископ Стефан вновь обратился к государю с просьбой возвратить Почаевскую лавру, издревле принадлежавшей православной общине. Александр I помог восстановить Острожский монастырь, однако вопрос с лаврой так и остался не решенным. И лишь спустя восемь лет монастырь возвратился православным. Такое решение было принято в той связи, что базилиане принимали активное участие в польском восстании в 1831 году[v].

Почти вековое униатское владычество в монастыре-скиту не осталось не замеченным для истории. Базилиане, жившие в скиту, чувствовали, что при русском самодержавном владычестве им не удастся удержать некогда отнятого монастыря. Они сначала превратили обитель в экономию, а потом продали ее графу Чарторыйскому (Чарторижскому)[vi]. Этот поступок был вынужденным, поскольку к тому времени у базилиан накопилась значительная сумма долгов. Точной даты, когда монашеская жизнь в скиту прекратилась не известно, об этом можно лишь догадываться. Известно лишь, что после возвращения униатами Почаевской лавры в 1831 году была составлена опись имущества, в которой скит уже не упоминался. Опись эта входит в состав «Дела об имуществе Почаевского монастыря и скита к нему принадлежащего при определении игуменом в Почаевский монастырь Пахомия Вышгерда-Заблоцкого (№3/919)»[vii].

Еще одним фактом принадлежности скита лавре является то, что в 1743 году проходила генеральная капитульная конгрегация ордена базилиан. На ней присутствовали митрополит Афанасий Шептицький, епископ Луцкий Феодосий Рудницкий, епископ Перемышельский Иероним Устрижский, епископ Пинский Георгий Булгак, епископ Холмский Фелициан Володкевич и многие аббаты и приоры (супериоры) монастырей, присланные в качестве уполномоченных от монастырей Литовских и Польских – иначе Русских. «В числе супериоров был прислан как делегат и из Почаевского монастыря Силуан Юркевич, и особо из Почаевского скита (который в то время был в четырех верстах в лесу на возвышенном месте) – Макарий Неронович»[viii]. Состоялась эта главная капитула 26 мая 1743 года в городе Дубно в Преображенском монастыре для выбора генерал-прото-архимандрита базилианского ордена под председательством папского уполномоченного. Из вышесказанного можно сделать вывод, что скит принадлежал лавре даже в униатский период ее истории.

Граф Чарторыйский, которому базилиане продали скит, был католиком по вероисповеданию. Однако можно только догадываться, почему христианин решил из Скитского храма соорудить псарню для своих собак. По этому поступку можно судить об эпохе в целом. Резиденция графа находилась в селе Олексинец (ныне Тернопольская область), недалеко от Почаева. В это поместье Чарторыйский распорядился перевести разобранный скитской храм для постройки псарни. Верующие люди, узнав о безбожном замысле графа-католика, начали просить, умоляя на коленях, управляющего имением, чтобы тот отдал хотя бы иконы и часть материала разобранного храма для постройки часовни в селе Борщовка. В 1880 году эта часовня была перестроена в полноценный храм с алтарной частью и иконостасом в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Об этом мы узнаем из рапорта члена Волынского Археологического общества Ореста Фотинского. «22.02.1901 года Орест вместе с наместником Лавры посетили село Борщевку… По расспросам у местных старожилов: церковного старосты 73-летнего старика и столь же почти престарелой старожилки, церковь Борщевская была выстроена из церкви бывшего Скита Почаевского. Церковь эта по распоряжению местного владельца графа Чарторийского была разобрана и перевозима в село Алексинец, в резиденцию Чарторийских, для устройства из нея собачьего сарая. Крестьяне села Борщевка, встретив на конницах управляющего графа Чарторийского, выпросили у него иконы и часть дерева церковного для устройства у себя хоть часовни. Часовня эта лет двадцать тому назад была перестроена в полный храм с прибавкой нового материала, устройством нового иконостаса и т. п. Из нового материала целиком устроена алтарная и средняя части храма, а из старого – притвор церковный. Проверить точность этого показания в настоящее время невозможно, но сохранились несомненные следы того, что церковь эта действительно устроена из материала бывшей Скитской церкви. Входная дверь с косяками Скитской церкви вставлена целиком почти в нынешнем входе на чердак храма. На косяках вырисована надпись: «Создася сей дом Божий в имя пресвятыя Троицы Отца и Сына и Святого Духа Р.Б. 1728». Показанный год сходится с годом основания Скитского храма, отмеченный в описи 1760 года хранящийся в Лаврском Архиве. Ко времени основания храма, вероятно, относятся и некоторые иконы преподобных Антония и Феодосия, Авксентия и Никодима, Притча о делателях винограда, сретение Авраама с Мелхиседеком. Во всяком случае, они относятся к XVIII веку. Настоятель прихода выявил согласие на предложение отца наместника уступить указанную дверь и иконы Лавре взамен новых икон. О сем деле имею благопокорнейше донести Вашему Высокопреосвященству. 27.02.1901 год. Город Житомир. Орест Фотинский»[ix].

В «Описании Почаевской Успенской Лавры» мы находим следующую информацию: «Теперешний скит стоит на месте древнего, построенного, вероятно, еще до униатского господства. О доуниатском построении свидетельствует устройство сохранившихся доселе в деревне Борщевке древней скитской церкви и живопись ея икон. В бумагах древних южно-русских городов упоминается присутствующим и игумен Скита Почаевской обители. При униатах скит пришел в упадок, обращен в экономию, а потом передан даже в частные руки. Церковь его долго находилась в запустении; владелец решил было даже для посмеяния над Православною верою перестроить ее для псарни, только по усиленной просьбе крестьян деревни Борщевка им разрешено было перенести церковь себе»[x].

По перенесении храма монашеская жизнь на Скит-горе прекратилась. Оставшиеся строения от времени обрушились и покрылись мусором. Гора сама превратилась в заброшенное место, которое со временем поросло густым лесом. За столетнее запустение оно фактически приобрело первозданный вид. Однако как враг рода человеческого и богоборцы не старались стереть с лица земли, как сам монастырь-скит, так и память о нем и его славной истории, но дело Божие и слава Богородицы всегда оставались в памяти и сердцах верующего православного народа Волыни. Из поколения в поколение от отца к сыну, от матери к дочери передавалось предание, что в четырех верстах от Лавры на восток, между селами Тараж и Поповцы, среди ровной лесистой местности возвышается гора, слывущая в простонародии под именем «Скиток».

В 1896 году в Археологическое общество Волыни, которое основал епископ Житомирский и Волынский Модест, попала одна рукопись, которая потрясла всех. Этим документом явилась Почадевская летопись, в которой отрывалась миру древнейшая история монастыря-скита Поча-Дева. Этот документ встретился с рядом критики со стороны не совсем сведущих в истории людей. Архимандрит Амвросий в своем труде «Сказание о Почаевской Успенской Лавре», который он создал на основе документов, хранящихся в Лаврском архиве, утверждает, что «в рукописной книге монастырских исков и документов в 1661 году составленной и ныне хранящейся в лаврском Архиве в томе II на странице 144 и на обороте упоминается о существовавшей до того времени книги под названием «Памятник монастыря  Почаевского». Эта книга первоначальное поселение иноков на горе Почаевской прямо относит к 1240 году[xi]. То есть, из выше изложенного можно сделать вывод, что лавре этот древний документ был известен и некогда хранился в ее архиве, однако со временем был утрачен и вновь явился миру под названием Почадевская летопись. Ярким критиком этого документа явился некто «Волынец», который представился человеком, интересующимся историей своего родного края – Волыни. Однако его аргументы явились не мотивированными и поверхностными. Почадевская летопись является для нас очень важным источником с точки зрения исторической науки.

Само событие исчезновения Почадевской летописи и других рукописей из архива Почаевской лавры не случайное, так как много исторических событий произошло за несколько столетий, таких как нашествие татаро-монголов на западную Русь, шведские и саксонские войны, не прошедшие мимо этой святой обители и т.д. «В конце первого православного периода истории Лавры, в 1707 году наместник Почаевского монастыря архимандрит Антоний Максимович заявил Кременецкому городскому уряду о том, что во время нашествия на Почаев шведского и саксонского войска в 1705 году весьма много книг и документов было расхищено и уничтожено, много книг и документов было употреблено солдатами просто для набивки ружей»[xii]. Еще одной пропажей является дарственная на землю, данная помещицей Анной Гойской Почаевской обители. «В 1662 году монах Почаевского монастыря Софроний (Подгаецкий) подал в Кременецкий уряд заявление, что один из Почаевских монахов Дионисий (Рафаловский), отправляясь с документами в Люблинский трибунал, по дороге в селе Смоляве внезапно заболел и умер, а вместе с этим пропали и все документы, которые он вез. Между ними подлинная фундушевая запись Анны Гойской и другие»[xiii].

Древняя летопись у многих возбудила огромный интерес к обители, прославленной многими чудесами Пресвятой Богородицы и Ее угодника преподобного Мефодия, архимандрита Почаевского монастыря-скита. Заинтересовалось и священноначалие Почаевской лавры. Тщанием и стараниями епископа Модеста в марте 1900 года в Святейший Синод поступило прошение от имени Духовного Собора лавры с просьбой благословить возродить духовную жизнь Духовского скита. Однако время шло и «Скиток» уже принадлежал следующему своему владельцу помещику Ржищевскому. В этой связи 28 июля 1900 года Духовный Собор лавры с благословения Святейшего Синода принимает решение выкупить у помещика Ржищевского участок земли под названием «Скиток» для возобновления древней обители. О состоянии Скит-горки во время ее покупки у помещика зафиксировано в рапорте эконома лавры иеромонаха Рафаила от 21 сентября 1900 года. «Скитский сад сильно запущен и зарос густым кустарником. Оплот, которым огорожен сад, пришел в совершенную негодность. Строения, которые остались – годятся лишь только на дрова. Дорога через Скиток здесь неуместна, и ее нужно отнести в сторону по южной окраине Скита. Колодец, находящийся против большого дома Ишина, пришел в совершенный упадок и требует расчистки, так как вода в нем вследствие малого употребления и не отливания испортилась и отдает запахом. По словам живших там, эта вода единственная годная к употреблению. Кроме того, он требует ремонта внутри каменного и деревянного, приобретения чугунного колеса-блока и цепи по глубине его 40 саженей»[xiv].

В лаврском архиве также сохранился доклад пресвященному архиепископу Житомирскому и Волынскому Модесту о покупке Скитка, в котором говорится следующее: «Во исполнение резолюции 8.03.1900 года за № 125 на указ Святейшего Синода от 3 апреля за № 2227 о разрешении Лавре приобрести участок земли у дворянина Ржищевского, последовавшего относительно возобновления некогда существовавшей обители…»[xv]. В докладе было предоставлено и именование скита Иовским, по мнению Духовного Собора в честь покровителя и предстателя Почаевской обители преподобного Иова игумена Почаевского, или Мефодиевским – в честь первоначальника общежития в Почаевской обители. К этому же докладу были добавлены и эскизы храма, которые составил старший инженер строительного отделения при Волынском губернском правлении Альбертус. Архиепископ Модест одобрил план храма, указав в своей резолюции следующее: «Храм в имя преподобного Иова есть и в Лавре и в городе Дубно; желательно посвятить такому празднику, в который мог бы стекаться летом народ…может быть можно посвятить Святому Духу и праздновать на второй день Пятидесятницы, чтобы крестным ходом из Лавры и других соседних приходов переносить святую Икону на этот день, или для большего торжества еще что-нибудь установить. Пятидесятницу народ празднует три дня, следовательно, может идти и в скит помолиться»[xvi].

Когда братия пришла на «Скиток», то нашла это место в некотором запустении. На территории находились пруды, и было известно о том, что здесь должен существовать древний источник (еще добазилианского периода). И действительно, вскоре братия вновь открытого скита-монастыря обрела этот кладезь, вода в котором обладала чудодейственной силой.

Перед тем как было принято решение об открытии скита, был произведен обсчет средств и затрат на определенные постройки. По результатам общего обсчета стало ясно, что жилой корпус и храм Святого Духа будут очень дорого стоить, и строительство в этой связи затянется на неопределенный период. Поэтому в заботе об ускорении строительства и об удешевлении затрат на него, Духовный Собор принял решение №1000 от 15 марта 1901 года, в котором благословил перенести дом с церковью из Лаврской Киновии в скит. «В принадлежащей Лавре Киновии, что на старой пасеке, стоит пустующий дом с церковью внутри. От времени и запустения эти здания ветшают, приходя в негодность и заметно портятся, обещая в недалеком будущем излишние затраты на свой ремонт… Духовный Собор Лавры предложил бы вполне возможным и выгодным в экономическом отношении этот дом разобрать и перенести на Скиток с сохранением характера постройки и храма во имя Всех Святых. По тщательном осмотре постройки предложение Собора оказывается легко исполнимым, ибо великорусский способ постройки весьма удобен к разборке и переноске, а материал постройки весьма хорош и пригоден»[xvii]. 17 марта 1901 года начали разбирать дом с храмом в честь Всех Святых. 18 марта житель села Почаев Аркадий Годовицкий построил из лаврского материала дом для рабочих, под которым находились два погреба.

21 мая 1901 года на второй день Пятидесятницы была совершена закладка соборной церкви в честь сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день архиерейское богослужение совершалось в лаврском соборном храме, а после службы соединенные крестные хода из лавры, Лосятино и Старого Почаева с особой торжественностью, со всем духовенством во главе с архиепископом Модестом последовали на урочище «Скиток». На скиту их встретил крестный ход из Старого Таража, после чего и началось само торжество закладки Свято-Духовского храма. 21 сентября этого же года был изготовлен иконостас для храма в честь сошествия Святого Духа на апостолов, который являлся делом рук мастера по резьбе иконостасов Калязинского купца Макария Васильевича Шишкина. Изготовил мастер иконостас из соснового и липового дерева, покрытого красным золотом на полимент за 3200 рублей, и уже в январе 1903 года иконостас был доставлен из Калязина (Тверская область) в скит[xviii].

В 1904 году был освящен нижний храм соборной церкви в честь нового канонизированного и столь почитаемого народом святого преподобного Серафима Саровского чудотворца. Этот храм является первым храмом, освященным в его честь! Поэтому одной из великих святынь скита-монастыря до сего дня является икона преподобного Серафима, написанная на части камня, на котором нес свой подвиг преподобный на протяжении тысячи дней и тысячи ночей. Эту икону подарили скиту сестры Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря[xix].

Из архивных документов нам известно, что проект храма был одобрен Волынским строительным отделением 9 сентября 1900 года под № 315. Также известно, что на строительство Свято-Духова храма понадобилось 64 тысячи кирпичей, а штукатурка была изготовлена из алебастра. А главному инженеру строительства Л.И. Альбертусу за план и смету было заплачено в 1901 году триста рублей. Строителями этого храма были жители села Радзивилов Стефан Лукасевич и его помощники. Из колокольно-литейного завода братьев Самгиных, который находится в Москве, в марте 1901 года был доставлен колокол. Этот колокол был вылит на денежные средства одной благочестивой жительницы Санкт-Петербурга Анны Ильиной. Она также пожертвовала много икон и утвари, а также две тысячи рублей на благоустройство обители.

Свято-Духовский скит пережил и переживает тяжелые страницы своей истории! Это безусловно несколько разорений, включая татарские набеги, униатский разгром и, конечно же, советские репрессии. Однако сейчас эта святая обитель вновь неподвижно стоит на защите православия и истины на рубежах Святой Руси. Именно это исповедническое стояние за веру явилось причиной возникновения нашего интереса к этой обители.

Современная ситуация около Почаевского скита оставляет желать лучшего. До сих пор умы нынешних богоборцев и бывшие коммунистов не покидает безумная идея о закрытии Лавры и скита, или передачи этих монастырей государству с целью дальнейшего перехода в униатство.

Национальная святыня Украины безусловно находится в руках православных христиан и верующие как Украины, так и России имеют возможность посетить как лавру так и скит. Но нынешнее нагнетание межнациональной вражды является безусловной преградой для многих посетить эту святыню.

Однако братия скита не отчаивается, а наоборот строит храмы и занимается молитвенным деланием и трудом на благо Церкви и государства. Два год назад в скиту был построен собор в честь Иверской иконы Богородицы. Поэтому деньги, которые жертвуют верующие идут на строительство храмов скита и на нужды его насельников, а никаким образом не в «Москву» как любят заявлять приверженцы так называемого «киевского патриархата».

Нынешняя история скита и лавры на самом деле это исповедничество! Это как радость о воссоздании старинного интерьера монастыря, так и слезы от частых угроз и политического насилия со стороны борцов за независимость, правда так и не понятно от кого же! Основал скит грек, молились и подвизались русичи, а виноватыми считают «москалей»! Логики мало, но таковы суровые реалии нынешней ситуации для православия на западных рубежах Святой Руси!

Почаевская лавра и Свято-Духов скит являются уникальными с точки зрения изучения церковной истории субъектами для изучения. Поэтому наш интерес прежде всего к незавуалированному изучению истории нашего края и истории русского православия.



[i] Так издревле называется след стопы Богородицы на горе Почаевской.

[ii] Древнее название современного Тернополя.

[iii]Этим именем обозначается греко-униатский орден св. Василия Великого, существовавший с XVII столетия в пределах древней Польши и существующий еще теперь в Галиции. Базилианские монастыри возникли от преобразования по римско-католическому образцу православных монастырей по инициативе второго униатского митрополита Иосифа Вельямина Рутского или, быть может, самого Ипатия Поцея, первого униатского митрополита. Влияние католичества на орден высказалось на первых же порах его существования: сам Рутский был в Риме и просил у папы, чтобы он прислал нескольких кармелитов для реформы монастырей на Руси, но, не желая оскорбить религиозное чувство народа, который, вероятно, посмотрел бы недружелюбно на присутствие и руководящую роль римских монахов в греческих монастырях, требовал, чтобы кармелиты пришли в одежде монахов св. Василия, чтобы растили волосы на голове и бороде и исполняли все по обряду греческому.

[iv] Почаевский листок. 1903 г.

[v] Возвращение в православие. URL: http://old.pochaev.org.ua/?p=history/history_12 (дата обращения 13.04.2013).

[vi] Почаївський Свято-Духівський монастир-скит. Почаев, 2003 г. С. 33.

[vii] Центральный государственный исторический архив Украины во Львове. Ф. 684. Оп. 1. Д. 3266. Л. 1-3.

[viii] Там же. Ф. 684. Оп. 1. Д. 3264. Л. 1-15.

[ix] Государственный архив Тернопольской области. Ф. 258. Оп. 1. Д. 4409. Л. 2 – 5.

[x] Описание Почаевской успенской Лавры. Почаев, 1904 г. С. 118.

[xi] Амвросий (Лотоцкий), архим. Сказание о Почаевской Успенской Лавре. Почаев, 1878 г. С. 12.

[xii] Левицкий В. Материалы по истории Почаевской Лавры. Почаев, 1912 г. Т.1. С. 156.

[xiii] Там же. С. 160.

[xiv] Государственный архив Тернопольской области (далее ГАТО). Ф. 258. Оп. 2. Д. 1565. Л. 85.

[xv] ГАТО. Ф. 258. Оп. 2. Д. 1565. Л. 86.

[xvi] ГАТО. Ф. 258. Оп. 1. Д. 4757. Л. 14.

[xvii] ГАТО. Ф. 258. Оп. 2. Д. 1565. Л. 87.

[xviii] ГАТО. Ф. 258. Оп. 3. Д. 295. Л. 261.

[xix] Почаївський Свято-Духівський монастир-скит. Почаев, 2003 г. С. 19.