Прославление святителя Иоанна (Максимовича) митрополита Тобольского (1651-1715) произошло 10 июня 1916 года. А уже через три года Тобольск был под богоборческой властью большевиков, тогда мощи святителя скрыли в нижнем помещении Покровского собора. Но 10 октября 1922 года мощи святителя Иоанна были вскрыты и выставлены на всеобщее обозрение на площади перед Покровским собором по распоряжению Тюменского губисполкома[1]. После всенародного позорища, святые мощи были помещены в отдел антирелигиозной пропаганды краеведческого музея Тобольска, где находились до 1947 года.

В первой половине июля 1946 года владыка Варфоломей совершал поездку в Тюмень и Тобольск. По дневниковым воспоминаниям «поездка в Тобольск была довольно трудной; от Тюмени до Тобольска мы ехали на пароходе, переполненном до отказа. В Тобольске мы пробыли больше недели[2]». В Тобольске службы совершались в недавно открытом Софийском соборе и в кладбищенском храме, владыка по обычаю говорил проповеди за каждым богослужением.

Рядом с Софийским собором располагался Краеведческий музей, который обосновался в бывшем архиерейском доме. В антирелигиозном отделе находились святые мощи митр. Иоанна Тобольского, которым при посещении музея поклонился архиеп. Варфоломей.

Ранее владыкой Варфоломеем и местным благочинным прот. Симановским было возбуждено ходатайство об изъятии из краеведческого музея «останков» митрополита Филофея Лещинского. По этому вопросу была созвана комиссия для осмотра музейного «экспоната». При осмотре оказалось, что в музее хранится миниатюрный гробик с надписью «Мантия Филофея», в котором были обнаружены различные предметы без всяких признаков человеческого тела.

Благочинному было рекомендовано принять этот экспонат и захоронить на кладбище, без особых церковных церемоний. Благочинный пока на это заявление не отреагировал, и экспонат остаётся в кладовых музея[3].

При посещении Тобольского краеведческого музея уполномоченный Тихомиров И.Е. обнаружил в антирелигиозном отделе под стеклянной витриной митру и вериги Филофея, которые, по его мнению, не представляют собой особой ценности, поэтому он делает вывод, что сотрудники музея искусственно поддерживают «тенденциозность» о святости Филофея.

В этом же Тобольском музее в отделе «редкого» стоит самая обыкновенная плащаница современного образца с надписью в виде плаката следующего содержания:

«Иисус Христос является сказочной, вымышленной личностью. В древних христианских евангелиях о нем рассказываются небылицы и сказки. Образ Христа взят из других восточных, греко-римских божеств, о которых ходили сказания, будто они некогда чудесно родились на земле от девы по духу. Творили чудеса, были гонимы за проповедь новой религии, умерли мученической смертью, на третий день воскресли и вознеслись на небо.

Православная церковь тысячу лет затемняла глаза трудящимся массам подобными плащаницами. Только компартия и советская власть положили конец этому обману, освободив трудящихся от излишней обузы в их жизни и быту[4]».

Музей расположен рядом с открывшимся Софийским зимним собором, в числе экспонатов имеются обычные иконы, облачения, утварь. Антирелигиозный отдел представляет собой грубую форму антирелигиозной наглядной агитации, которая произвела на владыку Варфоломея удручающее впечатление. В беседе с Тихомировым он заявил, что обратиться к патриарху Алексею I за советом по поводу возбуждения ходатайства об изъятии из музея мощей и перенесении их в собор[5].

Святейший патриарх сочувственно отнёсся к этому ходатайству и дело было передано в Совет по делам РПЦ, появилась надежда на то, что ходатайство разрешится благополучно. На владыку Варфоломея поклонение мощам святителя Иоанна произвело глубокое впечатление и он, помолившись Богу, составил службу митр. Иоанну Тобольскому, которую, патриарх благословил совершать во всех Сибирских епархиях. Служба была напечатана в середине 1947 г. в количестве 200 экземпляров при содействии уполномоченного по Новосибирской области П. Созонёнка и разослана по приходам Новосибирской и Барнаульской епархии[6].  В дневнике архиеп. Варфоломей выражает надежду на то, что Господь благословит его совершить службу святителю 23 июня 1947 года в Тобольске[7].

Поднимавшийся в 1946 г. вопрос о передаче мощей из Тобольского музея в собор несколько затих. Однако в Тюменских церквях за службой и в день кончины, продолжает поминаться имя «святителя Иоанна Митрополита Тобольского», духовенство не теряло надежду на передачу мощей в собор[8].

Уполномоченный Совета по делам РПЦ в Тюменской области Тихомиров И.Е. так комментировал  подготовку настоятеля Тобольского собора в письме председателю Совета Карпову от 28.05.47 г[9].:

«Приезжавший в Тюмень (11-14 мая) наст. Тобольского зимнего собора прот. Симановский говорил местному духовенству о том, что в июне состоится перенесение мощей Иоанна Сибирского из музея в собор, что на торжество приедет архиепископ Варфоломей, а также епископы Омский и Свердловский…

Симановский занимается подготовкой, в частности закупает продукты. На приёме у уполномоченного 13 мая Симановский сообщил, что знает о перенесении мощей от архиепископа Варфоломея, что вопрос должен решится в ближайшее время».

Секретарь Новосибирского ЕУ архимандрит Никандр (Вольянников) письмом от 12.05.47 г. извещая уполномоченного по Тюменской области о новых назначениях и перемещениях духовенства, сообщает, что архиепископ Варфоломей намеревается приехать в Тобольск через Тюмень к 20 июня, где рассчитывает задержаться на некоторое время. При этом просит уполномоченного изыскать возможность посетить Тобольск во время пребывания там архиепископа. О перенесении мощей не сообщается[10].

Уполномоченный Тихомиров ждал указаний Совета о том, как ему поступить в данной ситуации. Совет на это отвечает: «Если Варфоломею надо с Вами встретиться, пусть сам едет в Тюмень[11]».

В мае 1947 года владыка Варфоломей собираясь посетить Тобольск на день памяти митр. Иоанна 23 июня, послал председателю Совета по делам РПЦ Карпову Г.Г. телеграмму следующего содержания: «В июне собираюсь поехать в Тобольск. Обитатели этого города давно ожидают перенесения останков Митрополита Иоанна из музея в Тобольский собор. Усердно прошу Вас исполнить это благочестивое желание жителей Тобольска и просить у Правительства разрешения совершить это перенесение. Святейший Патриарх, как Вам известно, глубоко сочувствует этому святому делу. С великой радостью я бы в эту поездку в Тобольск совершил это великое и радостное для дальнего севера торжество. Архиепископ Варфоломей».

На данную телеграмму 9 июня был получен ответ от Председателя Совета: «Ваша просьба по Тобольскому Совету удовлетворена, о чем дано указание уполномоченному Тюмени Тихомирову. Карпов[12]». А к уполномоченному в Тюмень из Совета направляется письмо.

«Тюменский Облисполком

Уполномоченному Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР

тов. Тихомирову.

гор. Тюмень

21.06.1947 г.

В дополнение к телеграмме Совета, направляется Вам выписка из протокола №11 заседания Совета от 18.06.47г. по вопросу о передаче «мощей» Иоанна Тобольского в собор г. Тобольска.

В связи с этим Совет считает необходимым сообщить Вам следующие инструктивные указания по этому вопросу:

1. По получении настоящего письма Вам необходимо:

а) ознакомить Председателя Облисполкома тов. Кошелева К.Ф. или его заместителя с решением Совета;

б) составить и согласовать с Председателем Облисполкома план организации передачи «мощей» из музея в собор;

в) оформить распоряжение Облисполкома директору музея о выдаче «мощей» и предметов, относящихся к «мощам» (рака, одежда, украшения и т.д.).

2. По выполнении работ, указанных в пункте 1-м, Вам необходимо выехать в г. Тобольск для организации передачи «мощей».

В Тобольске Вам необходимо:

а) лично информировать Председателя Горисполкома или его заместителя о цели Вашего приезда, а также ознакомить директора музея с план организации передачи «мощей»;

б) совместно с директором музея тщательно осмотреть «мощи» и предметы, относящиеся к ним, подготовляя их для передачи, удалив надписи или предметы антирелигиозного характера;

в) подготовить подробный акт передачи «мощей», с полной описью передаваемых предметов.

3. По окончании подготовки передачи «мощей» к передаче, Вам необходимо вызвать  к себе настоятеля собора и предложить ему принять в музее «мощи» и предметы, к ним относящиеся,  с тем, чтобы он лично собрал «мощи» и предметы в таком виде, в каком ему желательно перенести их в собор.

4. Предупредить и разъяснить настоятелю собора, что прием и перенесение «мощей» из музея в собор производиться без церковных служб и церемоний в музее и пути следования. Поэтому, для сбора и перенесения «мощей» настоятель может привлечь только необходимое количество помощников из числа духовенства и членов церковного совета.

5. Договориться с настоятелем собора или архиепископом о времени перенесения «мощей». Однако, при этом не следует избирать праздничный или выходной день и такое время, когда может быть стихийный сбор верующих. Для передачи «мощей» из музея в собор следует предусмотреть предоставление транспорта.

6. О передачи «мощей» и предметов к ним, составляется исходный и подробный акт в трёх экземплярах, из которых один направляется Уполномоченному Совета, один остаётся в делах музея и один – передается, и храниться в делах общины верующих собора.

7. Церковные службы и церемонии по поводу передачи «мощей» в собор могут совершаться только в самом храме. Совершение каких-либо торжеств и церемоний вне храма (пути следования) допускать не следует.

Имея ввиду приезд в Тобольск архиепископа Варфоломея, а также, возможно, и других, по приглашению архиепископа Варфоломея, по случаю перенесения «мощей», а также то обстоятельство, что, возможно, он сам лично выразит желание собрать, принять и перенести «мощи», — этому препятствовать не следует, но порядок приёма и перенесения остаётся тот же, как указано выше.

8. Возможно, что духовенство или церковный совет устроит обед по случаю перенесения «мощей» или в связи с приездом архиепископа. На этот обед могут пригласить лично Вас и представителей местных органов. Вам необходимо заранее быть в курсе дела, предупредить представителей советских органов о том, что им следует тактично уклониться от приглашения.

Лично Вас может пригласить архиепископ Варфоломей. В таком случае следует пойти на обед, но никаких выступлений там не делать. Кроме того, вообще следует тактично это Ваше участие на обеде свести к короткому визиту вежливости по отношению к архиепископу.

В Тобольске Вам следует пробыть всё время пребывания там архиепископа Варфоломея.

9. Как только «мощи» будут перенесены в собор, Вам необходимо послать в Совет телеграмму следующего содержания: «Работа в Тобольске закончена. Подробности почтой».

По окончании всей работы и по возвращении в Тюмень, Вам необходимо составить и представить в Совет подробную информацию о проделанной работе по передаче «мощей».

В связи с передачей «мощей» из музея в собор, конечно, будет паломничество к ним (с чем связано, вероятно, и ходатайство о них). Однако, Вам нельзя оказывать какое-либо противодействие этому.

Председатель Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР (Карпов).

Выписка

из протокола №11 заседания Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР от 18 июня 1947 г. гор. Москва.

Слушали

Ходатайство архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея, поддержанное патриархом Московским и всея Руси Алексием, о передаче «мощей» Иоанна Тобольского из краеведческого музея в гор. Тобольске в собор г. Тобольска.

Докладывает Зам. Заведующего Инспекторским Отделом тов. Спиридонов В.С.

Постановили

В соответствии с распоряжением Совета Министров СССР за №6995-рс от 9 июня 1947 г., удовлетворить ходатайство архиепископа Новосибирского и Барнаульского Варфоломея и патриарха Московского и всея Руси Алексия и разрешить передачу «мощей» Иоанна Тобольского из краеведческого музея в гор. Тобольске в собор г. Тобольска[13]».

Но ещё до получения данного письма передача мощей святителя Иоанна состоялась.  После получения телеграфного распоряжения из Совета от 9.06.47 г. за №405 вопрос о передачи  был проработан уполномоченным Тихомировым с председателем Тюменского облисполкома Кошелевым К.Ф., при этом было решено произвести передачу до предполагавшегося визита в Тобольск 20.06 архиепископов Варфоломея, Алексия Омского и Товия Свердловского[14].

«Формальный процесс» передачи мощей произошел в присутствии председателя Тобольского горисполкома Свирида, директора музея Павлова вечером в субботу 14.06.47 г. Принимал святые мощи митрополита настоятель собора митрофорный протоиерей Сергий Симановский. Передача происходила без молитвословий и богослужений в музее. Поскольку здание музея и собора между собой соприкасаются (находятся в Тобольском кремле) и разделены лишь воротами, то крестного хода по пути перенесения не было.

Принявший мощи прот. Симановский, будучи удовлетворён исходом своего ходатайства и фактом принятия мощей, телеграммой молнией в адрес уполномоченного Тихомирова И.Е. подтвердил принятие останков и выразил благодарность за «содействие» в передаче[15].

Но самого уполномоченного в Тобольске в момент передачи мощей святителя Иоанна по состоянию здоровья (т.к. он повредил грудную клетку с переломом ребра), не было, к тому же, вследствие высокого подъёма воды в р. Тавда и Тобол, автогужевой тракт был закрыт, а пароходов в ближайшие дни не предвиделось[16].

От секретаря Новосибирского ЕУ 14.06.47 г. в Тюмени было получено извещение о том, что 11.06.47 г. приходы Тюменской области присоединены к Омской епархии. Также о том, что архиепископ Варфоломей получил из Совета телеграмму о разрешении перенесения мощей, но в связи с разделением епархии отменил свою поездку в Тобольск 20.06. Таким образом, на предполагавшееся торжество по случаю перенесения мощей 20.06 никто из архиепископов не приехал и торжество не состоялось[17].

В личной беседе уполномоченного Тихомирова с председателем горсовета Богостюк выяснилось, что никаких ценных предметов, прямо относящихся к мощам, в музее не было, а золотая рака, по непроверенным данным была изъята и увезена Колчаков в годы гражданской войны.

После осмотра останков митр. Иоанна Тобольского Тихомиров в июле 1946 г. писал в Совет — «мощи» представляют собой массу костей одного человеческого скелета, светло-бурого цвета в порядке сложенные в небольшом ящичке в виде гроба, хранившегося в тёмном углу кабинета предметов религиозных культов[18]».

А в докладной записке о перенесение «мощей» злорадно замечает, что перенесение «не принесло желательного для духовенства религиозного эффекта, т.к. верующие Тобольска и окрестных селений присмотрелись к тому, что «нетленных мощей» нет, а есть обыкновенные кости[19]».

Но уже через несколько дней радость уполномоченного была омрачена и в очередном отчёте о перенесении мощей он констатирует, что в августе 47 г. ожидается приезд в Тобольск трёх архиереев для совершения торжественной службы по поводу перенесения мощей Иоанна Тобольского[20].

В подтверждении этого к Тихомирову приходил свящ. Свердловской епархии Ксенофонт Савич Бондарщук за разрешением на участие в архиерейском служении в Тобольске. При этом он просил сообщить порядок возбуждения ходатайства по передаче мощей из музея, т.к. архиепископ Товия Свердловский намерен возбудить ходатайство о перенесении из музея в собор мощей Симеона Верхотурского и рассчитывает, что «соседи» пригласят его на торжество в Тобольск.

Утром 1 августа 1947 г. в Тюмень прибыл архиепископ Омский и Тюменский Алексий и в 2 часа дня был принят уполномоченным. В процессе беседы с Тихомировым владыка Алексий коснулся нескольких текущих вопросов, также пригласил уполномоченного на обед в свою резиденцию 3 августа, но не затронул вопроса перенесения мощей и предполагаемого приезда в Тобольск епископов. Выезд в Тобольск владыка наметил на ближайшее время с первым отходящим пароходом или на самолёте[21].

От старосты Знаменского собора Малютина Тихомирову стало известно, что архиепископ Алексий в Тобольске задержится продолжительное время, т.к. ожидается приезд архиепископа Варфоломея и Челябинского архиепископа Ювиналия. Патриарх поручил архиепископу Варфоломею, как инициатору ходатайства и автору богослужения Иоанну Тобольскому, возглавить в Тобольске торжественное богослужение по случаю перенесения мощей[22].

Служба состоялась в начале августа 1947 года, но владыка Варфоломей в торжественном богослужении не участвовал, присутствовали лишь два архиерея – архиепископ Омский и Тюменский Алексий и архиепископ Челябинский и Свердловский Ювиналий, а также духовенство Тюменской епархии. После торжественного богослужения частицы мощей святителя были переданы благочинным прот. А. Тверитиным в храмы Ялуторовска и Ишима, где были иконы митрополита Иоанна Тобольского[23].

Через 27 лет, в 1984 году по благословению святейшего патриарха Пимена было установлено празднование в честь Собора Сибирских святых.

Акт

г. Тобольск, 14 июня 1947 года.

Мы, нижеподписавшиеся председатель исполкома Тобольского городского Совета депутатов трудящихся – член исполкома тов. Свирид Т.Ф., директор Тобольского музея тов. Павлов С.И. с одной стороны и настоятель Тобольского собора Митрофорный протоиерей Симановский С.И. с другой стороны, составили настоящий акт в нижеследующем:

14 июня (в оригинале опечатка – 11 июня)  1947 года Тобольским музеем переданы Тобольскому собору останки митрополита Иоанна Максимовича, находящиеся как экспонат в Тобольском музее.

Переданные собору останки заключаются в следующем: кости в стеклянном гробике, который вложен в деревянный гроб, обитый парчой, при передаче стеклянный гробик был под печатью и на замке.

Тобольским собором, в лице настоятеля собора митрофорного протоиерея Симановского С.И. сего числа указанные в данном акте останки-кости с гробом приняты. Представитель собора Симановский считает, что принятые им останки митрополита Иоанна Максимовича не вызывают никакого сомнения и приняты все предметы прямо относящиеся к останкам (мощам) митрополита Иоанна Максимовича. –

О чём и постановили записать в настоящий акт.

п.п. Председатель исполкома

Тобольского горсовета – член исполкома Свирид.

Директор Тобольского музея Павлов.

Настоятель Тобольского собора (в оригинале ошибка – музея)

митрофорный протоиерей Симановский[24].


[1] Иоанн  (Максимович Иван)  // Православная энциклопедия. Том  XXIII. —  М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — С. 219—230.

[2] Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Сост. прот. Б. Пивоваров. Новосибирск, 1996. с.119.

[3] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 90, 243 л.

[4] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 90, 244 л.

[5] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 90, 244-245 л.

[6] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  195, 54 л.

[7] Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Сост. прот. Б. Пивоваров. Новосибирск, 1996.120 с.

[8] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 210, 9-10 л.

[9] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 210, 56 л.

[10] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 210, 56 л.

[11] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 210, 58 л.

[12] Из духовного наследия митр. Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. Сост. прот. Б. Пивоваров. Новосибирск, 1996. с.126.

[13] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 62-64 л.

[14] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 66 л.

[15] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 210, 68 л.

[16] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д. 210, 66 л.

[17] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 67 л.

[18] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  90, 244 л.

[19] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 67 л.

[20] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 69 л.

[21] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 70-71 л.

[22] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 70 л.

[23] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 111 л.

[24] ГАРФ Ф. Р6991. Оп. 1.  Д.  210, 112 л.