Положение о курсовой работе студентов очной и заочной форм обучения по Основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация «бакалавр»)

1. Пояснительная записка

          Настоящие Положение о курсовой работе (далее – Положение) разработано в рамках реализации Основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация  «бакалавр») профиль «Практическая теология Православия» Православной религиозной организации — учреждения высшего, среднего и послевузовского профессионального религиозного образования «Московская Православная Духовная Академия Русской Православной Церкви» (далее – Академия или МПДА).

Положение определяет порядок подготовки и написания курсовых работы, требования к их структуре, содержанию, оформлению, объему, составлению списка источников, используемых при написании работы.

 

2. Общие положения

 

         Курсовая работа – это вид учебно-исследовательской работы студента. Курсовая работа является следующим после семестрового сочинения этапом исследовательского роста студента. В ходе написания курсовой работы студент развивает полученные на предыдущем этапе умения и приобретает новые, необходимые для написания выпускной квалификационной работы.

Цель курсовой работы — знакомство с методами научно-богословского исследования, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы и подготовка студентов к написанию выпускной квалификационной работы.

Задачи курсовой работы – систематизировать знания по предмету, привить навыки творческой работы с литературой и источниками, дать возможность самостоятельно решать научно-богословские проблемы.

При написании курсовой работы студент должен показать хорошее знание богословской терминологии, знакомство с научно-богословской методологией, проявить навыки исследовательской работы и творческого отношения к исследуемой теме.

В течение учебного года обучающиеся по Основной профессиональной образовательной программе по направлению подготовки 033400 Теология (квалификация «бакалавр») пишут по одной курсовой работе на I, II и III курсах очной и заочной форм обучения. Студентам предоставляется право самостоятельного выбора темы курсовой работы из предложенного преподавателями списка тем. Студент вправе самостоятельно предложить тему курсовой работы, соответствующей профилю. Образец прошения на имя проректора Академии  в Приложении 2, в Приложении 3.

Готовая работа передается на профильную кафедру в одном экземпляре. Курсовая работа проверяется и оценивается преподавателем. При оценке работы учитывается как содержание (глубина понимания, степень раскрытия темы и стройность изложения), так и качество оформления (грамотность, правильность оформления, опрятность). Преподаватель подписывает титульный лист после проверки. Отметка за курсовую заносится в журнал (на листе оценок за письменные сочинения) и учитывается при выставлении семестровых отметок и итоговых отметок по предмету. Курсовые работы сдаются преподавателем на хранение на кафедру.

Все курсовые работы защищаются; не защищенная курсовая работа является препятствием для перевода студента на следующий курс.

 

 

 

 

3. Требования к объему, структуре и содержанию курсовой работы

3.1.Объем курсовой работы

 

Требования к написанию курсовой работы дифференцируются по степени сложности от I к III  курсу бакалавриата МПДА.

Объем курсовой работы составляет не менее 25 и не более 45 страниц печатного текста без учета титульного листа. Для I и II курса достаточно 25-30 страниц, для III курса необходимо не менее 30 страниц текста. Курсовая работа печатается на одной стороне листа формата А4 и скрепляется гибкой пружиной.

 

3.2.Структура курсовой работы

 

Курсовая работа состоит из Введения, Основной части, Заключения и Списка использованной литературы. При необходимости в конце курсовой работы помещаются Приложения. Основные структурные элементы курсовой работы:

  1. Титульный лист.
  2. Оглавление.
  3. Введение.
  4. Основная часть.
  5. Заключение.
  6. Список источников и литературы.
  7. Приложения и иллюстративный материал (возможно).

 

Структурные элементы курсовой работы начинаются каждая на новом листе.

Основную часть принято разделять не менее, чем на две или три части (главы), которые, в свою очередь, содержат не менее двух параграфов. Главы Основной части в курсовой работе начинаются с нового листа.

 

 

 

 

3.3.Содержание работы

 

3.3.1. Титульный лист

Титульный лист содержит сведения о тематике курсовой работе, студенте её подготовившем, кафедре  и научном руководителе. Образец оформления титульного листа в Приложении 1.

 

3.3.2. Оглавление.

Оглавлением (содержанием) называют часть текстовой работы,  носящую справочный, вспомогательный характер.

Оглавление выполняет две функции: дает представление о тематическом содержании работы и ее структуре, а также помогает читателю быстро найти в тексте нужное место.

В Оглавлении последовательно излагаются названия всех частей курсовой работы, включая список использованной литературы и приложения. При этом формулировки глав и частей должны быть краткими, четкими, точно соответствовать содержанию работы, отражая ее внутреннюю логику.

Оглавление курсовой работы должно помещаться на одной странице в начале работы сразу после титульного листа. Его можно печатать не через полтора интервала, как весь текст, а через один. В Оглавлении обязательно указываются страницы, с которых начинается каждая глава или параграф. Необходимо следить, чтобы названия частей работы строго соответствовали аналогичным названиям в Оглавлении. Как правило, название частей работы не должно совпадать с общим названием работы. Содержание, а следовательно, и название любой главы всегда ýже содержания и названия работы в целом.

 

3.3.3. Введение.

Эта часть является важной в работе, так как содержит основные характеристики исследования: проблему, метод, предмет и объект, цель, задачи, обоснование актуальности темы. Во Введении должен просматриваться в самом общем виде замысел всей работы, раскрываться ее внутренняя логика и последовательность. Во Введении автор показывает читателю, что он будет исследовать (тема работы), почему это нужно исследовать (актуальность), какие источники собирается использовать (обзор литературы), какой результат он намерен получить (цель), что он собирается сделать, чтобы этот результат был получен (задачи) и каким путем (порядок выполнения). Введение, таким образом, представляет собой в сжатом виде всю работу и, грамотно выполненное, оно является залогом ее успешности.

Структура Введения:

  1. определение темы работы;
  2. обоснование актуальности темы;
  3. краткий обзор используемой литературы по теме;
  4. цели и задачи работы;
  5. структура работы.

Для того, чтобы контуры будущей работы, ее логика стали достаточно отчетливыми, предварительно должен быть прочитан необходимый объем литературы по теме. После первичного ознакомления с литературой формулируются предварительные характеристики исследования, которые по мере дальнейшего чтения и размышления дорабатываются, уточняются и, при необходимости, могут существенно изменяться. Если в ходе работы выясняется, что первичная формулировка темы не отвечает целям и задачам исследования или не соответствует масштабу работы, то тему можно изменить.

Для II курса во Введении достаточно кратко раскрыть проблематику вопроса, научную актуальность и основную цель написания работы. Для III курса Введение необходимо написать более полно, указав предмет и объект исследования, цели и задачи работы, а также структуру работы.

Введение должно быть по возможности кратким, составляя не более 3–5 страниц.

 

3.3.4. Основная  часть.

Основная часть – самая важная, содержательная часть курсовой работы. Она должна дать исчерпывающее представление о проведенной работе, начиная с постановки задач и заканчивая детальным описанием и обоснованием принятых решений. Основная часть отражает собственно ход научного исследования, который привел к предлагаемому в конце работы заключению.

Она включает в себя не менее двух глав, которые должны иметь не менее двух пунктов. При необходимости пункты, в свою очередь, делятся на подпункты. Существует определенный смысл и логика в том, чтобы последовательность глав Основной части отражала собой последовательность решения задач, поставленных автором перед собой во введении. Главы должны примерно соответствовать друг другу как по структурному делению, так и по объему.

В начале каждой главы рекомендуется помещать краткое введение в ее содержание: о чем автор собирается писать, какую часть проблемы решить и как эта глава встраивается в общий замысел работы. Такое введение, предпосланное каждой части, значительно облегчает для читателя понимание работы, делая прозрачной ее внутреннюю логику. В конце каждой главы Основной части должен следовать вывод. Совокупность таких промежуточных результатов поможет сделать вывод по всей работе более полным, обстоятельным и обоснованным.

Раскрывая содержание работы, автор не должен выходить за хронологические и пространственные рамки исследования, писать строго о том, что было объявлено во Введении. Каждая высказанная мысль должна быть обоснована и должна соответствовать общему замыслу. Отступления разрушают логику работы, размывают ее содержание и показывают слабое понимание автором того, о чем он пишет. Они могут найти себе место в работе, если их оформить в виде примечаний или приложений.

Примерный объем Основной части должен составлять 20–30 страниц.

 

3.3.5. Заключение.

В нем содержатся итоги работы, важнейшие выводы, к которым пришел автор. Автор подтверждает, что та цель, которая предполагалась в начале исследования, достигнута. Текст Заключения не должен повторять текста  Введения: то, что было вначале лишь гипотезой, предположением, стало доказанной теорией или установленным фактом. Перефразируя формулировку цели, автор делает обоснованный, глубокий вывод, подтвержденный всем ходом исследования, учитывающий результаты каждого этапа работы. При этом конечный вывод не должен представлять собой простое сложение промежуточных результатов, но должен быть глубоким обобщением, сделанным на их основе. Иногда целесообразно построить Заключение как перечень выводов, разбив его по пунктам, в каждом из которых выделив и обосновав один конкретный вывод.

Объем Заключения: 3–5 страниц.

 

3.3.6. Библиографический список.

Он составляется в алфавитном порядке. На первом месте ставится Библия (книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета) – при реальном использовании текста Священного Писания в работе. В список включаются только те сочинения, которые автор процитировал или на которые сослался в курсовой работе. Использованную при написании курсовой работы литературу следует распределить по смысловому признаку на Источники (Священное Писание, творения Святых Отцов, Жития святых, литургические тексты, канонические правила) и собственно Литературу (сочинения отечественных богословов и светских ученых, сочинения зарубежных богословов и светских ученых). Конкретные указания по оформлению списка литературы даны в «Правилах оформления списка использованной литературы». Для I и II курса достаточно 10–15 наименований, для III курса достаточно 15–20 наименований.

 

3.3.7. Приложения.

Приложения являются самостоятельной частью работы. В Приложения обычно входят различные рисунки, карты, схемы, таблицы, фотографии, а также тексты, которые по разным причинам не могут быть помещены в основной работе. Приложения оформляют как продолжение работы на последующих страницах или в виде отдельной части ее, располагая приложения в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение начинают с нового листа. В правом верхнем углу помещают надпись «Приложение» с указанием его порядкового номера: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Каждое приложение должно иметь свой тематический заголовок. Приложения не являются обязательной частью работы.

4. Требования к изложению курсовой работы.

 

Курсовая работа должна быть написана хорошим литературным языком. Так как она представляет собой вид научной работы, ее язык несет в себе все признаки научного стиля. Важнейшие из них – точность, ясность, смысловая законченность, логичность, строгая аргументированность, однозначность выражения мысли.

При выборе формы лица, от которого будет вестись рассуждение, рекомендуется отказаться от личных местоимений. Их смысл можно передать с помощью безличных или неопределенно-личных предложений. Например, вместо фразы: Обобщив эти факты, я сделал следующий вывод –  фраза: Обобщив эти факты, можно сделать следующий вывод или: Обобщив эти факты, сделаем следующий вывод, или: Обобщение этих фактов позволило сделать следующий вывод.

При этом нужно избавляться от нарочитого «наукообразия» при написании работы.

При написании курсовой работы следует использовать простые предложения. Чересчур распространенные простые предложения, осложненные множеством оборотов, или сложные, включающие в себя большое количество простых предложений, затрудняют понимание высказываемой мысли и запутывают самого автора.

Нужно избегать «канцеляризмов» – трафаретных оборотов официально-деловой речи (ввиду вышеизложенного, по причине вышесказанного, по линии, в части, в деле и др.). Следует избавляться также от словосочетаний с неопределенным значением (известным образом, вполне очевидно, специальные исследования показали…, проведя определенные процедуры…и проч.).

При написании богословского исследования недопустимо использование антицерковных штампов, таких как «клерикализм», «фанатизм» (по отношению к верующим христианам), «теология» (по отношению к православному богословию), «догма» (по отношению к богооткровенным догматам Церкви) и т.п.

При написании курсовой работы следует употреблять сложившиеся церковно-научные выражения: «как учит святая Церковь», «согласно Священному Писанию», «святитель Иоанн Златоуст поучает», «Божественное Откровение говорит» и т.п.

Для того, чтобы получить представление о нормах церковно-богословских исследований, следует обращаться к их образцам. Они содержатся в творениях святых Отцов и Учителей Церкви; в творениях русских святых Отцов; в трудах прославленных отечественных и зарубежных богословов. Не следует пренебрегать и западными теологическими исследованиями, переведенными на русский язык, где богословские проблемы выражены стилем, наиболее близким к языку современной светской науки.

Разумеется, использовать имеющиеся средства нужно разумно и творчески. То, к чему нужно стремиться в отношении языка богословского исследования, – это правильность, точность, выразительность, уместность, благочестие и красота.

 

5. Оформление цитат, ссылок и примечаний

 

Оформление цитат и ссылок на них.

Прямая цитата заключается в кавычки. Сноска дается сразу после самой цитаты. Ссылки на источники и литературу оформляются в сносках внизу страницы. Все ссылки набирают через один интервал (размер шрифта 10 или 12) на той же странице, к которой они относятся.

Например:

В тексте: «Уже неоднократно говорилось о разных методах миссии в современном мире, при этом, несомненно, правильным будет рассмотрение всех методов, использовавшихся в истории православных миссий, даже если некоторые из них не были признаны достойными примененной тактики».1

Внизу страницы:

______________________

1 Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 188-189.

 

При пересказе главной мысли источника не нужно употреблять кавычки, но достаточно в конце предложения поставить ссылку на источник и указать страницу, где эта мысль высказывается.

Например, в тексте переформулированная мысль: Несомненно, правильным будет рассмотрение всех методов, использовавшихся в истории православных миссий, даже если некоторые из них были признаны недостойными.1

Внизу страницы:

______________________

1 См.: Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 188-189.

 

 

Ссылки на Священное Писание даются в самом тексте курсовой в скобках: (Прем.17,1–10). Правила оформления ссылок на книги Священного Писания находятся в Приложении 9.

 

Правила оформления подстрочных ссылок.

Первичная подстрочная ссылка включает в себя все обязательные элементы описания книги, также как и в библиографическом списке работы (Приложение 8).

При повторных ссылках на эту же книгу или источник полное описание сокращается. В последующих сносках вместо заглавия приводят условное обозначение «Указ. соч.» (указанное сочинение), а для источника, применяющего латинскую графику – «Op. cit» (opus citato).

В случае, если имеет место использование нескольких книг одного автора можно использовать сокращенное название книги (часто состоит из первых слов названия и многоточия).

Например:

Первичная ссылка в сноске:

1 Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 188-189.

Повторная сокращенная ссылка в сноске:

1 Стамулис И. Православное богословие… С. 125. (Если используется несколько книг этого автора)

или, например:

1 Стамулис И. Указ. соч. С. 125. (Если используется одна книга этого автора).

Если несколько ссылок на один и тот же источник приводятся подряд на одной странице работы, то в сносках проставляются слова «Там же» и номер страницы, на которую делается ссылка (для источника, применяющего латинскую графику – «Ibid.» – ibidem).

Например:

1 Там же. С. 130.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию или по иному документу, то ссылка начинается словами «Цит. по:» либо «Цит. по кн.:» или «Цит. по ст.:».

Например:

1 Цит. по: Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 130.

2 Цит. по: Там же. С. 130.

Когда в работе цитируется не дословное выражение, а лишь мысль того или иного автора, то данный текст не помещается в кавычки, а ссылка на его труд предваряется условным обозначением «См.:» или «См. об этом:».

Например:

1 См. об этом: Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 130.

2 См.: Там же. С. 130.

Когда надо подчеркнуть, что источник, на который делается ссылка, является одним из многих, где подтверждается, высказывается или иллюстрируется положение основного текста, то в таких случаях используют слова «См., например:».

Например:

1 См., например: Стамулис И. Православное богословие миссии сегодня. М., 2002. С. 130.

Когда нужно показать, что ссылка представляет дополнительную литературу, указывается «См. также:»; когда ссылка приводится для сравнения – «Ср.:»; когда приводимая в ссылке работа более подробно освещает затронутый в основном тексте предмет – «Об этом подробнее см.:».

 

Оформление примечаний.

В курсовой работе также можно использовать подстрочные примечания со сплошной нумерацией или нумерацией с новой страницы.

Все подстрочные примечания набирают через один интервал (размер шрифта 10 или 12) на той же странице, к которой они относятся.

Примечания к тексту делаются в том случае, когда полезно указать на какие-нибудь дополнительные сведения, относящиеся к теме, но отклоняющиеся от основной мысли повествования.

 

6. Требования к оформлению печатного текста курсовой работы

 

Курсовая работа должна быть набрана на скрепленных листах формата А 4 (размер шрифта 12 или 14) через межстрочный интервал 1,5. Поля: слева – 3 см., справа – 1 см., сверху и снизу – по 2,5 см. Текст печатается на одной стороне листа.

Все части работы в тексте озаглавливаются.  Структурные части курсовой работы (Введение, Основная часть, Заключение, Список литературы, Приложения) начинаются с новой страницы. С новой страницы следует начинать каждую главу Основной части.

Заголовки отделяются от текста 3 интервалами и печатаются отдельной строкой строчными буквами (первая буква – прописная), располагаются по центру строки и выделяются жирным шрифтом. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, то их разделяют точкой.

Заголовки отдельных параграфов в главах Основной части должны располагаться в самом тексте работы. Они отделяются от предыдущего текста 2 интервалами, а от последующего – 1 интервалом.

Все страницы курсовой работы нумеруются, исключая титульный лист. Номера страниц ставятся в правом нижнем углу листа, начиная со второй страницы, где дается Оглавление.

В процессе набора (распечатки) текста возможны различные опечатки или помарки. Допускается не более 3 исправлений на странице.

 

 

7. Защита и оценка курсовой работы

 

 

Защита курсовой работы осуществляется на кафедре МПДА. На защите присутствует преподаватель-руководитель данной курсовой работы. Защита в его отсутствие допускается при наличии положительного письменного отзыва.

 

Все представленные работы предварительно проверяются на предмет авторства в системе «Антиплагиат». Наличие в тексте курсовой работы элементов плагиата влечет за собой выставление неудовлетворительной оценки за данную работу.

 

При оценке текста работы следует учитывать специальные показатели для оценок.

 

Рейтинговая система по оцениванию курсовых работ

№ п\п

показатель

Балл

1

Научный аппарат исследования

0-25

2

Четкость построения работы, логичность, глубина и полнота изложения материала

0-20

3

Обоснованность выводов и их соответствие поставленным цели и задачам исследования

0-15

4

Соответствие литературы заявленной теме

0-10

5

Аккуратность выполнения работы, ее объем и сроки выполнения, оформление в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научно-методическим работам

0-10

6

Грамотность и четкость построения выступления студента на защите

0-10

7

Ответы на вопросы

0-10

Итого

100 баллов

Менее 50 баллов – оценка «неудовлетворительно»

50-60 баллов – оценка «удовлетворительно»

61-80 баллов – оценка «хорошо»

81-100 баллов – оценка «отлично»

Итоговая оценка студенческой работы не должна быть выше технического балла, выставляемого проверяющим преподавателем в системе «Антиплагиат».

Технический балл рассчитывается в зависимости от процентного соотношения оригинальности проверяемого текста. При этом проверяющему преподавателю следует руководствоваться следующими нормативами:

95% и более авторского текста 5 (отлично)
90% — 94% 4 (хорошо)
85% — 89% 3 (удовлетворительно)
84 % и менее авторского текста 2 (неудовлетворительно)

 

Курсовая работа, получившая неудовлетворительную оценку, может быть однократно допущена к повторной защите с письменного разрешения заведующего кафедрой. Студенты, не получившие положительной оценки по курсовой работе до начала сессии, к сессии не допускаются.

 

 

8. Обязанности руководителя и студента

 

Обязанности руководителя работы

Руководителем работы является преподаватель, по дисциплине которого студент выбрал тему. Руководитель обязан помочь студенту в выборе темы курсовой работы, в выборе литературы по избранной теме, составлении плана курсовой работы, определении этапов данной работы и в овладении навыками работы с источниками.

Руководство работой осуществляется путем личных встреч научного руководителя со студентом не реже одного раза в месяц.

Руководитель осуществляет постоянный контроль над работой студента над темой в течение учебного года. Он принимает отчет студента о проделанной работе, оценивает текст курсовой работы и составляет развернутый отзыв в письменном виде.

 

Обязанности студента

Студент регулярно отчитывается перед руководителем о проделанной работе. Он предоставляет план работы, список основной литературы, черновик и чистовик текста. За неделю до защиты студент должен представить руководителю текст доклада.

 

Этапы выполнения курсовой работы

Студент выполняет курсовую работу поэтапно, согласно индивидуальному графику выполнения курсовой работы (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 10).

Данный график, заполненный студентом и подписанный научным руководителем в бумажном виде представляется на защиту. В случае невыполнения графика без уважительной причины оценка при защите работы снижается на 1 балл.

Студент выбирает тему будущей курсовой работы в течение месяца с начала учебного года. До 1 октября текущего учебного года студент обязан подать прошение на закрепление темы, согласованной с научным руководителем, заведующему профильной кафедрой. К середине октября студент составляет предварительный план работы над курсовой. В середине ноября студент подготавливает обзор литературы и источников. К середине декабря преподаватель вместе со студентом разрабатывают полную структуру будущей курсовой работы и определяют порядок выполнения основных этапов исследования. Вплоть до середины апреля студент выполняет задания  преподавателя и отчитывается ему о проделанной работе не реже одного раза в месяц. К середине апреля основная часть курсовой должна быть написана. 20 апреля студент предоставляет научному руководителю предварительный вариант курсовой работы. После необходимой доработки, окончательный вариант работы должен быть представлен в учебную часть не позднее 5 мая. В оставшееся до конца учебы время научный руководитель проверяет работу, оценивает ее и составляет письменный отзыв. В этот период, при необходимости, студент с согласия научного руководителя может корректировать свою работу. Работа должна быть оценена не позднее 25 мая.

Приложения:Polozhenie_kursovoi_MDA