25 июня — 15 июля студенты магистратуры и аспиранты кафедры Церковной истории Московской духовной академии в рамках прохождения археологической практики приняли участие в археологических исследованиях в Бахчисарайском районе республики Крым в составе Новостроечной Крымской экспедиции Института археологии Российской академии наук.

Студенты академии не первый год участвуют в археологических исследованиях, проводимых Институтом археологии РАН. В этот раз академической группе особенно повезло, так как ей выдалась возможность участвовать в исследовании одного их самых значимых археологических открытий на Юго-западе Крыма.

При строительстве федеральной трассы «Таврида» экспедиционный отряд Института Археологии РАН обнаружил уникальный могильник, датируемый II–IV веками нашей эры.

Расположенный на левом берегу реки Бельбек нетронутый некрополь получил название «Фронтовое 3» — по наименованию ближайшего поселка.

Население Западного Крыма в данное время было весьма неоднородным. В Херсонесе жили потомки греческих колонистов, в горах — потомки тавров, в степях северо-западной части полуострова до II века нашей эры обитали потомки скифов, перебравшихся из Северного Причерноморья и перешедших к оседлому образу жизни.

Долина реки Бельбек, где обнаружены захоронения, во времена поздней античности была контактной зоной многих народов: здесь обитали потомки автохтонных тавров, носители степных культур (поздние скифы, затем сарматы), германцы-готы, причем все эти общины испытывали сильное влияние греческого Херсонеса. Местная культура была во многом эклектичной, что подтверждают находки из могильника. Способы захоронения и найденные в них предметы указывают на различные культурные влияния: скифское, сарматское, греческое и готское.

Ранние погребения некрополя датируются концом II — первой половиной III века нашей эры. Большинство из них представляют собой подбойные могилы, которые состоят из вертикального входного колодца и ниши — погребальной камеры, устроенной в одной из стенок. Погребенных укладывали на спину, у головы обычно ставили посуду, стеклянные сосуды, ножи, там же клали покойным пищу «в дальнюю дорогу». Затем вход в камеру закладывали камнями.

Женские захоронения отличались от мужских набором предметов. В женских больше украшений — бус, браслетов, серег, там часто находят стеклянные флаконы, пряслица от веретен, но оружия там нет. В мужских захоронениях нет серег и колец (только иногда встречаются крупные перстни и единичные крупные бусы), зато может быть оружие и конская узда.

Среди находок в ранних погребениях особо выделяются перстень с вырезанной вставкой-печаткой из сердолика и золотая пронизь с подвеской каплевидной формы и сердоликовой вставкой, окантованной зернью. Ближайшие аналоги были найдены в некрополе Херсонеса.

Как выяснилось во время раскопок, некрополь постепенно расширялся на юг и восток. Большинство могил второй половины III и начала IV века нашей эры также были подбойными, но появились и другие погребальные конструкции: грунтовые могилы с заплечиками — уступами, на которые опирались каменные плиты перекрытия.

В IV веке начали также строить грунтовые склепы, состоявшие из прямоугольной подземной погребальной камеры и ведущего в склеп с поверхности узкого коридора-дромоса со ступеньками. Вход в камеру закладывали камнем. В таких склепах хоронили несколько человек, видимо, членов одной семьи.

В течение практики под руководством научных сотрудников студенты последовательно прошли все этапы археологических раскопок и исследования захоронений, начиная от зачистки предполагаемого входа в могилу, копки грунта до вычищения костяка и погребальных предметов, сопровождавших усопшего.

Студенты освоили методы археологических работ, и к концу рабочей командировки каждый предоставил завершенную работу по нескольким погребениям.

В работе археологической экспедиции приняли участие заведующий кафедрой Церковной истории профессор А. К. Светозарский и заместитель ректора по административно-хозяйственной работе, старший преподаватель кафедры, руководитель археологической практики от академии игумен Герасим (Дьячков).

«Нам очень повезло работать именно здесь, так как каждое захоронение позволяет соприкоснуться с эпохой, позволяет увидеть быт людей, относящихся к цивилизациям, существовавшим сотни лет назад. Раскапывая погребение, ты невольно входишь в общение с этой ушедшей культурой и с жизнью ее представителей», — поделился своим опытом один из участников экспедиции.

Участие в археологических исследованиях позволило на практике познакомиться со средствами сбора и изучения исторических материалов, увидеть, как ученым открывается ушедшая история и как можно делать научные выводы  на основе открытых источников.

          Археологические исследования некрополя Фронотовое-3 в СМИ:

https://youtu.be/oYDfmRr9lHg

http://www.archaeolog.ru/index.php?id=2&id_nws=480&zid=9

https://sevastopol.su/news/pod-sevastopolem-arheologi-nashli-novoe-skifskoe-zoloto

https://historyrussia.org/sobytiya/v-mire-arkheologii/arkheologi-obnaruzhili-v-krymu-mogilnik-ii-iv-vekov.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

Пресс-релиз Института археологии РАН

interfax.ru

ria.ru

vesti.ru

indicator.ru

gazeta.ru

chrdk.ru

sevastopol.su

студент 1 курса магистратуры

кафедры Церковной истории

диакон Дионисий Гришков

См. фотоальбом