Отношение к религии, как мы знаем, в Советском Союзе было весьма негативным. Религия объявлялась опиумом народа, т. е. «родом духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ»[1]. Одна из волн гонений на религиозные организации началась с приходом к власти Н. С. Хрущева в 1953 г. После почти десяти лет сталинской церковной оттепели, Церкви Советского Союза опять оказались в весьма сложном положении. Несмотря на это, Русская Православная и Армянская Апостольская Церкви не останавливали своего дружеского общения. Исследуя Журнал Московской Патриархии (далее – ЖМП) за 1953-1964 годы, можно найти не мало тому подтверждений.

Так, например, в выпуске за февраль 1954 г. опубликовано поздравление Католикоса всех армян Георга VI Патриарху Московскому Алексию I с Рождеством Христовым и Новым годом[2].

9 мая того же года после продолжительной болезни Верховный Патриарх-Католикос Георг VI отошел ко Господу, о чем Святейшему Патриарху Алексию 10 мая была направлена телеграмма от Эчмиадзинского Верховного Духовного Совета. От Патриарха Алексия поступила ответная телеграмма, в которой он от своего лица и от лица всей Русской Православной Церкви приносит соболезнования, Католикосу желает упокоения в селениях праведных, а «возлюбленной Церкви Армянской достойного преемника почившего»[3].

В том же июньском выпуске ЖМП за 1954 г. опубликована статья[4] памяти Верховного Патриарха-Католикоса всех армян Георга VI, где излагалась его биография, в которой он называется выдающимся деятелем Армянской Апостольской Церкви (далее – ААЦ) и говорится, что его имя «войдет в историю, как имя истинного подвижника и борца за великие идеалы христианства»[5]. Статья начинается следующими словами: «Дружественная нам Армянская Национальная Церковь понесла огромную утрату: 9 мая 1954 года скончался Верховный Патриарх-Католикос всех армян Георг VI»[6].

Погребение Католикоса было назначено на 23 мая, и на него Патриарх Алексий отправил делегацию Русской Православной Церкви в составе архиепископа Минского и Белорусского Питирима (Свиридова), епископа Куйбышевского и Сызранского Иеронима (Захарова) и протоиерея Михаила Зернова, который и написал статью[7] о погребении в ЖМП.

В ней сообщается, что 21 мая делегация Русской Церкви прибыла в столицу Армении – город Ереван. Встречали прибывших епископ Саак (Тер-Ованесян), верховный архимандрит Георгин (Тер-Акопян) и верховный архимандрит Геворк (Ватян). В аэропорту стало известно, что погребение переносится на 27 мая по причине задержки зарубежных делегатов. Как отмечается в ЖМП, делегация нашей Церкви «за все время пребывания в Армении пользовалась исключительным вниманием и теплой заботой представителей Армянской Церкви»[8].

22 мая делегация отправилась в Эчмиадзин – духовный центр армян и резиденцию Верховных Католикосов. Прибыв в монастырь, делегация Русской Церкви встретилась с архиепископом Ваганом (Костаняном), который возглавлял Армянскую Церковь до назначения местоблюстителя, после чего отправилась в кафедральный собор, находящийся в центре монастыря. Этот древний храм был построен более чем тысячу триста пятьдесят лет назад. Имеет он четыре предела. Небольшое пространство перед алтарем ограждено решеткой, куда миряне обычно не допускаются. А перед главным алтарем стоял стол, на котором лежала тиара, крест, Евангелие и знаки патриаршего достоинства. У стола постоянно совершалась панихида по усопшему Католикосу, тело которого бальзамировалось, потому находилось в покоях. Отметив красоту собора, делегация проследовала в ризницу, где было множество прекрасных облачений, богослужебных головных уборов и, самое главное, находилась великая святыня Армянской Церкви – рука свт. Григория Просветителя.

На следующий день делегация присутствовала на воскресной литургии в том же соборе. Согласно правилам Армянской Церкви, литургию совершал только предстоятель, остальные исполняли диаконское служение.

Вечером 25 мая состоялся перенос тела покойного Католикоса из его покоев в собор монастыря Эчмиадзин. К этому времени уже съехались все зарубежные делегации ААЦ. Возглавляли процессию председатель Верховного Духовного Совета архиепископ Ваган (Костанян) и местоблюститель Киликийского Католикосата архиепископ Хад (Аджакапян). Тело усопшего было поставлено перед ограждением главного алтаря собора, после чего были совершены панихида и вечерня.

27 мая состоялось погребение Католикоса Георга VI. Литургию в этот день совершал архиепископ Хад. После Евангелия архиепископ Ваган прочитал над телом покойного некоторые молитвы, после чего гроб был трижды обнесен вокруг алтаря, а затем совершен чин миропомазания, полагающийся по уставу Армянской Церкви телу любого усопшего епископа. По помазании лба и десницы почившего, архиепископ Ваган сказал несколько трогательных слов в память о преставившемся Католикосе Георге VI. После этого литургия продолжилась, по окончании которой архиепископ Хад произнес речь. Затем началось отпевание, во время которого гроб четыре раза переставляли так, чтоб лицо покойного по очереди было обращено к каждой из сторон света. Далее состоялось обнесение гроба вокруг храма с четырьмя остановками, после чего гроб был поднесен к могиле. Первым здесь слово произнес архиепископ Питирим, глава делегации Русской Православной Церкви. От лица всей Русской Церкви он выразил соболезнование чадам Армянской Церкви и отметил, что Католикос Георг VI с Патриархом Алексием I поддерживали очень тесные связи и вместе выступали в защиту мира. Также минский архиепископ отозвался об умершем, как о патриоте и настоящем пастыре, который является неустанным поборником «великих христианских идеалов мира и любви»[9].

Затем с речами выступили прочие делегаты, среди которых был Председатель Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР И. В. Полянский. После этого гроб был опущен в могилу, покрыт черной пеленой и закрыт бетонными плитами. Далее все проследовали в покои Католикоса на поминальную трапезу.

На следующий день делегация нашей Церкви с прощальным визитом посетила архиепископа Вагана. Официальный разговор перерос в дружескую беседу, потому визит затянулся. И только 29 мая наша делегация покинула Армению. Сопровождающее ее духовенство Армянской Церкви от лица всей их Церкви выразило желание «видеть у себя в гостях представителей Московского Патриарха в более радостные для Армянской Церкви дни»[10].

Такая возможность представилась в связи с началом работы Национально-церковного Собора ААЦ, на котором состоялось избрание сто тридцатого Верховного Патриарха-Католикоса всех армян. 27 сентября 1955 г. делегация Русской Православной Церкви в составе митрополита Минского и Белорусского Питирима (Свиридова) и епископа Псковского и Порховского Иоанна (Разумова) прибыла в Ереван. Все время пребывания в Армении делегацию сопровождал Верховный архимандрит Георг (Ватан), который исполнял также роль переводчика.

На следующий день делегация посетила Председателя Верховного Духовного Совета ААЦ архиепископа Вагана (Костаняна), который в своем приветственном слове говорил о дружеских отношениях, которые сложились между Церквями, и «особо отметил заслуги русского народа в деле освобождения армян от мусульманского ига»[11]. Вечером состоялся концерт, организованный Армянским Обществом культурной связи с заграницей для прибывших на Собор делегаций.

29 сентября Национально-церковный Собор начал свою работу в актовом зале Эчмиадзинской духовной академии. В Соборе приняло участие сто сорок членов Армянской Церкви, представлявших девятнадцать епархий, распространявших свою юрисдикцию на сорок три страны. Открыл Собор исполняющий обязанности Местоблюстителя Верховного Патриаршего Престола архиепископ Ваган (Костанян) минутой молчания в память о почившем Католикосе Георге VI. Затем состоялось избрание Президиума Собора, после чего было предоставлено слово главе делегации Русской Православной Церкви митрополиту Питириму, который зачитал приветственное слово Патриарха Алексия I. В своем слове Патриарх говорил, что этот день является днем избавления Армянской Церкви от длительного вдовства, пожелал, чтобы новый Католикос пришелся по сердцу своей пастве, самому Католикосу – сил и мудрости в его служении, а после заключил: «Трудами его и молитвами пред Богом да процветает Церковь Армянская»[12].

30 сентября состоялись выборы Католикоса, в которых делегация нашей Церкви участие не принимала. День начался с литургии, которую совершил архиепископ Египетский Мамбре (Сирунян), и панихиды по усопшем Католикосе Георге. После этого под сводами кафедрального собора Эчмиадзина состоялось тайное голосование. В результате сто тридцатым Католикосом ААЦ стал молодой епископ Румынии Вазген (Балджян), набрав сто двадцать шесть из ста сорока голосов. Это были особые выборы, поскольку за всю историю Армянской Церкви практически не было Католикосов моложе семидесяти лет.

Интронизация Вазгена I состоялась 2 октября во время Божественной литургии. После чтения Евангелия он дал присягу служить Церкви Христовой, после чего он встал на колени у святого Престола лицом к народу и восемь архиереев поочередно прочитали над ним молитвы с возложением рук. Это действие повторялось три раза, после чего на его голову возлили миро и растерли большим пальцем правой руки. Далее голову Католикоса покрыли специальным покровом, в котором он находился до того момента, как вошел в свои покои. Затем литургия продолжилась, а по ее окончании с приветственным словом от лица Русской Православной Церкви и Патриарха Алексия выступил митрополит Питирим. В начале своего слова он сделал акцент на том, что «в лице Русской Православной Церкви Армянская Церковь имеет давнего, искреннего и верного друга, который печалится печалями ее и радуется ее радостями»[13]. Поэтому делегации отрадно находиться на таком значимом для Армянской Церкви событии. Желая Католикосу крепости и благословения Божьего на предстоящие труды, глава делегации нашей Церкви сказал, что видит в Вазгене I достойного приемника почившего Католикоса Георга VI. После этого с пожеланием духовного единения Русской и Армянской Церквей по слову[14] Христа Спасителя и в знак взаимной любви митрополит Питирим преподнес Католикосу в подарок панагию.

Делегаты Русской Православной Церкви в рамках этого визита в Армению побывали еще на двух событиях Армянской Церкви. Дело в том, что по традиции ААЦ новый Католикос после интронизации должен совершить епископские хиротонии и освятить миро.

6 октября состоялись хиротонии, поскольку в Армянской Церкви можно совершать несколько хиротоний в один день. Наречение происходило до начала Божественной литургии. Перед Херувимской песнью над рукопологаемыми были прочитаны молитвы и возложены руки, после чего Католикос помазал им чело и руку миром. Вечером того же дня Вазген I дал банкет в честь своей интронизации.

Утром следующего дня Католикос сам навестил делегацию Русской Православной Церкви в гостинице, а вечером делегация нашей Церкви устроила прием для высшего духовенства ААЦ, где присутствовал и Католикос Вазген I, который говорил о своих беседах со Святейшим Патриархом Алексием I и просил передать, что любовь к Патриарху Католикос будет беречь в сердце «доколе оно не перестанет биться»[15].

8 октября состоялся чин освящения святого мира. Этот чин имеет не мало особенностей. Первой из них является вливание мира, освященного святителем Григорием Просветителем. По преданию Армянской Церкви святитель влил в свое миро принесенное некогда в Армению святыми апостолами Варфоломеем и Фаддеем миро, освященное Самим Спасителем. Также чин имеет еще несколько особенностей. Это опускание в чан с миром десницы Просветителя, копия, которым было прободено ребро Христа и напрестольного креста с частичкой Животворящего Древа Господнего. После этого торжества делегация Русской Православной Церкви вернулась в Москву.

Католикос Вазген I не заставил долго ждать подтверждения своих слов о любви к Патриарху Алексию. По дороге в Ливан, где должна была состояться интронизация Киликийского Католикоса, он 6 февраля 1956 г. посетил Святейшего Патриарха[16]. Также 14 мая того же года Католикос Вазген I вновь навестил Патриарха Алексия I[17]. Оба раза между ними состоялись теплые дружеские беседы.

Русская Православная Церковь также с любовью относилась к Церкви Армянской. Примером тому может послужить случай посещения Католикосом Вазгеном Ново-Нахичеванской епархии ААЦ. Во время своего пастырского визита Католикос был впечатлен радушием, оказанным ему архиепископом Ростовским и Каменским Флавианом (Ивановым) и русскими верующими, по случаю чего направил Патриарху Алексию I телеграмму. В ней он говорит, что видит в этом приеме «проявление братской христианской любви и дружбы между Русской Православной и Армянской Апостольской церквами, между великим русским и армянским народами»[18].

На праздник Воздвижения Креста Господня в Армянской Церкви 14 сентября 1957 г. от лица Русской Православной Церкви был отправлен священник Николай Радковский. Он поведал, что на приеме в честь праздника, который состоялся 15 сентября после Божественной литургии, председатель Верховного Духовного Совета ААЦ архиепископ Саак Тер-Ованесянц в своем слове отметил «братское расположение и дружбу Патриарха Алексия к Патриарху-Католикосу Вазгену I»[19]. В ответ отец Николай пожелал, чтоб Католикос «не забывал… Москву и почаще навещал ее по примеру покойного Патриарха-Католикоса Георга VI»[20].

За этим праздником следовала годовщина интронизации Католикоса Вазгена I. На второй годовщине интронизации, празднуемой 14 октября, Русскую Церковь представлял епископ Астраханский и Сталинградский Сергий (Ларин). Как он рассказывал, после литургии по середине кафедрального собора Эчмиадзина был отслужен молебен, за которым поминалось имя и Святейшего Патриарха Алексия I. После этого Патриарх-Католикос воссел на троне и начал принимать поздравления. В своем слове епископ Сергий отметил, что «Русская Православная Церковь всегда была другом Армянской Церкви»[21].

В связи с празднованием 5-6 октября 1958 г. пятидесятилетия со дня рождения Католикоса Вазгена I, Патриарх Алексий I получил пригласительную телеграмму, однако не смог приехать в связи с торжествами в Троице-Сергиевой Лавре, но отправил поздравительную телеграмму с теплыми пожеланиями. Также телеграмму в адрес Католикоса отправил и митрополит Крутицкий и Коломенский Николай (Ярушевич)[22]. Также в ЖМП к юбилею Католикоса была опубликована небольшая статья о нем[23]. В благодарность за поздравления Католикос Вазген I откликнулся ответными телеграммами[24].

В 1960 г. Патриарх Алексий Ι решил сам навестить своих братьев во Христе из южных регионов Советского Союза. По приглашению Католикоса-Патриарха всея Грузии Ефрема II и Верховного Патриарха-Католикоса Вазгена I с 21 по 31 октября Святейший Патриарх побывал в Грузии и Армении. Погостив в Грузии, 27 октября Патриарх Алексий I в сопровождении Католикоса Ефрема II прибыл в Ереван. Разместившись в гостинице «Армения», Святейше Патриархи отправились в Святой Эчмиадзин, где их встречал Католикос Вазген I со словами: «Наша Братская дружба и взаимная любовь имеет глубокие исторические корни… Армянская Церковь всегда с радостью открывала свое сердце перед главами Русской и Грузинской церквей. Сегодняшний день подтверждает и еще больше скрепляет эту дружбу»[25]. В ответном слове Патриарх Алексий отвечал, что «несмотря на различия, наши Церкви очень близки по духу»[26]. После взаимных приветствий началось всенощное бдение. Позднее Патриарх Алексий и Католикос Вазген обменялись подарками. 28 октября главы Русской и Грузинской Православных Церквей возвратились в Грузию. Оттуда 31 октября Патриарх Алексий I отправился в домой.

С 30 сентября по 15 октября 1962 года проходил Собор ААЦ, по окончании которого был совершен чин освящения святого мира. На него была приглашена и Русская Православная Церковь, которую представили митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер). На следующий день после освящения мира, 8 октября, делегация нашей Церкви отправилась домой. Как сообщается в ЖМП, во время этого визита Русская Церковь была одарена «сердечным вниманием и ощущала на себе братскую любовь со стороны Патриарха-Католикоса Вазгена I и других деятелей Армянской Церкви»[27].

Повторный визит Патриарха Алексия I в южные регионы СССР состоялся в 1963 г. 25 сентября он вылетел из Тбилиси в Ереван. Оттуда Святейший Патриарх отправился в Эчмиадзин. У ворот его встретили колокольным звоном Католикос Вазген I с духовенством и студентами духовной академии. Верховный Католикос в своем приветственном слове напомнил о братских отношениях между нашими Церквями и пригласил Святейшего Патриарха приехать в Армению в следующий раз не меньше, чем на месяц. В ответ Патриарх сказал: «Мы несем Вам чувство самой искренней любви, какую питает Русская Православная Церковь к Церкви Армянской»[28].

На следующий день Католикос Вазген дал обед в честь приезда Патриарха Алексия, на котором сказал, что присутствие Святейшего Патриарха в Армении является честью «как для него лично, так и для Армянской Церкви»[29]. Вечером состоялось богослужение, на которое был приглашен и Патриарх Алексий. Переночевав в резиденции Католикоса, Святейший Патриарх вручил на память о своем визите панагию, и в книге почетных гостей Эчмиадзина оставил памятную надпись, в которой желал Католикосу Вазгену I помощи Божьей в деле служения Святой Церкви «во благо и душевное спасение верующего народа благословенной Армении»[30]. В тот же день Патриарх Алексий улетел назад в Москву.

Подводя итог, можно сказать, что отношения между Русской Православной и Армянской Апостольской Церквями во время нахождения на посту Первого секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева были весьма дружескими. Их предстоятели постоянно обменивались поздравлениями, делегаты одной Церкви присутствовали на различных торжествах другой. Патриарх и Католикос приезжали друг к другу с дружескими визитами. Множество теплых слов было сказано представителями Церквей в адрес друг друга.


Ссылки:

[1] Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 12.   М.: Издательство политической литературы, 1968. С. 143.

[2] ЖМП. 1954. № 2. С. 9.

[3] ЖМП. 1954. № 6. С. 12.

[4] Там же. С. 66-69.

[5] ЖМП. 1954. № 6. С. 69.

[6] Там же. С. 66.

[7] ЖМП. 1954. № 7. С. 67-75.

[8] Там же. С. 67.

[9] ЖМП. 1954. № 7. С. 74.

[10] Там же. С. 75.

[11] ЖМП. 1955. № 12. С. 64.

[12] Там же. С. 65.

[13] ЖМП. 1955. № 12. С. 67.

[14] Ин. 17, 21.

[15] ЖМП. 1955. № 12. С. 70.

[16] ЖМП. 1956. № 3. С. 6.

[17] ЖМП. 1956. № 6. С. 6

[18] ЖМП. 1957. № 6. С. 11.

[19] ЖМП. 1957. № 10. С. 76.

[20] Там же.

[21] ЖМП. 1957. № 12. С. 68-69.

[22] ЖМП. 1958. № 11. Т. 1. С. 5.

[23] ЖМП. 1958. № 11. Т. 2. С. 59-60.

[24] ЖМП. 1958. № 12. С. 7.

[25] ЖМП. 1960. № 12. С. 14.

[26] Там же. С. 15.

[27] ЖМП. 1962. № 11. С. 16.

[28] ЖМП. 1963. № 11. С. 9.

[29] Там же.

[30] Там же. С. 10.