Папа Пий XII (Эудженио Пачелли) — выдающаяся фигура мировой политики и дипломатии XX в. Позиция Папы по ряду проблем военного времени, среди которых: холокост, сотрудничество церкви с нацизмом и фашизмом, завоевание Польши, позиция понтифика на войну с Советским союзом, и вызывает неоднозначную оценку его пребывания на Престоле.

В 1928 году вышла энциклика папы Пия XI, осуждавшая любые формы антисемитизма, преследование семитов, концлагеря и назревавшие погромы диаспор. Альфред Денуаель, доктор исторических наук, в очерке «Пий XII и евреи» считает, что католическая церковь единственной из христианских конфессий встала на защиту евреев и заявила о неверии тех, кто различает евреев с другими людьми. Главным редактором Денуаель считает государственного секретаря Ватикана кардинала Эудженио Пачелли, бывшего папского нунция в Германии. Отметим, что враги — современники Пия XII не упоминают его авторства в составлении этого документа и даже считают возможной его причастность к смерти Пия XI.

Далее Денуаель говорит, что кардинал Пачелли 9 ноября 1938 года (после погромов «Хрустальной ночи») передал свой транспорт главному раввину Баварии, способствовав тем самым сохранению некоторых ценных предметов мюнхенской синагоги.

Факт, что 10 января 1939 года Пачелли направил письмо католическим организациям США и Канады для участия в судьбах репатриантов ученых-евреев из Германии, которых местные власти не допускали в университеты. А в 1942 было направлено письмо маршалу Петену с нотой протеста касательно притесняемых правительством Виши евреев.

16 октября 1943 года после массовой депортации евреев Каплер, командующий войсками СС, под угрозой казни двухсот человек отдал еврейской общине приказ собрать за сутки 50 килограммов золота. Недостающие 15 килограммов передал главному раввину Рима Израилю Дзолли папа Пий XII. Через два года Дзолли выразил желание принять крещение с именем Эудженио в честь понтифика.

Денауэль в защиту Пия говорит, что Папой делалось все возможное для спасения евреев: им выдавались с помощью католических священников ложные паспорта, давалось убежище во время гонений и погромов, осуществлялась поддержка мигрантов. В качестве аргумента французский историк приводит наблюдение, что проповеди папы не пользовались у Сталина, Гитлера, Черчилля, Рузвельта и Трумэна авторитетом. Для большей убедительности автор приводит исторический прецедент: в Голландии после выступления священства в поддержку евреев было депортировано 79 процентов этой этнической группы.

26 мая 1955 года в знак благодарности за гуманитарный подвиг Пия XII оркестр в составе 94 еврейских музыкантов сыграл для понтифика 9 симфонию Бетховена. 9 октября 1958 года, в день смерти Пия XII, министр иностранных дел Израиля Голда Меир выразила почившему свою признательность за поднятый голос в защиту евреев. Историк Пинхас Е. Лапид, бывший консул Израиля в Милане, опубликовал в 1963 году статью в газете «Ле Монд», восхваляя сопротивление злу не танковыми дивизиями и бомбардировщиками, какими располагали лидеры сверхдержав, а лишь имеющейся силой слова. Лапид осудил Сталина, Рузвельта и Черчилля за то, что они, располагая военными ресурсами, не разрушили железнодорожные пути к газовым камерам. По его мнению, католиками было спасено от 150 до 400 тысяч жидов. Позднее, в 1967 году – во время антипапской кампании, Лапид заявил, что, согласно «обнаруженным новым данным», число спасенных достигло 800 тысяч человек.

Показания бывшего командира СС Карла Фридриха Отто Вольфа, опубликованные в ежедневной газете «Аввенир», говорят о детальном плане Гитлера похищения понтифика, как врага НСДАП и сочувствующего евреям, и искоренению христианства в целом, подменив его нацисткой мифологией. Это косвенно подтверждает публикация заявления Гитлера 1938 года эсэсовской газетой «Дас шварце корпс», что Ватикан – главный противник его планов. Также констатировалось вступление кардинала Пачелли в еврейский интернационал.

Бурное обсуждение вопроса беатификации «военного Папы» Европа имела в 70-е гг., когда в дискуссию о Пачелли включились и представители сферы культуры. В связи с этим характерна постановка известного немецкого драматурга Р. Хоххута пьесы «Наместник», в которой высмеивался «человеческий» страх Папы перед Б. Муссолини и А. Гитлером. Денуаель утверждает, что  запрет в Израиле пьесы Хоххута– показатель признательности Пию XII за деятельное участие в спасении евреев.

Защитники Папы не учитывают, однако, заключение соглашения с Гитлером в 1933 году. Этим соглашением понтифик убедил немецких католиков Партии Центра предоставить правительству чрезвычайные полномочия, уничтожив оппозицию фюреру. Критику НСДАП католики теперь должны были согласовывать со Святым Престолом, который не произнес ни одного осуждения. Из-за этого многие поддержали эту партию, считая, что она пользуется поддержкой понтифика.

Мысль, что Пию XII не было известно о зверствах нацистского режима в Германии, не выдерживает никакой критики. От чего он их спасал превентивно (дабы не спровоцировать в Германии преследований католиков) или действенно (мы знаем о массовых случаях спасения немецкими священниками евреев), если понтифику не было известно о трагедии?

Ватикан не осудил ни события 1939 года в Польше, ни нападение на СССР, несмотря на огромные территории, затронутые боевыми действиями, и огромные потери. Единственный протест Папы был вызван сентябрьским погромом в Риме в 1943 году.

Слово «еврей» никогда не употреблялось им в проповедях. Более того, в письмах к статс-секретарю между 1917-19 годами раскрывается его враждебность к «еврейскому культу».

Говоря о помощи при получении поддельных документов и виз для семитов защитниками не учитывается, что такие же услуги Ватикан предоставлял военным преступникам, бежавшим на Ближний Восток и в Латинскую Америку. Подобное видение проблемы мы видим у греческого режиссера Коста-Гавраса, презентовавшего свою работу под названием «Аминь» на Берлинском кинофестивале в 2002 году. В течение всего фильма слышится стук колес товарного вагона, уходящего на Восток с закрытыми дверьми, а возвращающегося с открытыми — для новой порции человеческого материала. В заключительных кадрах фильма благополучно избежавший правосудия врач лагерей смерти Курт Герштайн принимает с улыбкой из рук ватиканского прелата паспорт с визой для выезда в Аргентину. Джорджо Израэль, итальянский ученый, обвиняет Пия XII в насильственном крещении спасаемых католиками евреев, навязывании нового имени, семьи и веры, что оправдывалось обязанностью Церкви удерживать адептов, даже незаконно крещенных. Свидетельство Израэля ценно тем, что его утверждения основываются на показаниях своего отца, который выжил, спасаясь в Латеранском соборе св. Иоанна. В 1995 г. Сеттимия Спиццичино, жертва опытов доктора Йозефа Менгеле, прозванного «ангелом смерти», дала интервью компании ВВС: «Пий XII мог бы предупредить нас о предстоящем, но он был Папа-антисемит, пронемецкий Папа. Он не хотел рисковать».

         Джоном Корнвелл в труде «Папа Гитлера», вышедшем в 1999 году, утверждает об антисемитской настроенности Эудженио в силу получения подобного воспитания от сугубо консервативной семьи и окружения. Стоит вспомнить и его нунциат в Германии. Подобную юдофобию отвергает иезуит Пьер Блэ,  доказывая свои утверждения случаями помощи (в частности 1943 году). Также он утверждает об отвращении понтификом нацистских идей, несмотря на многолетнее проживание Пачелли в Мюнхене.

         Окончательно, на наш взгляд, миф о недостаточной осведомленности Папы о происходящих в мире зверствах развеивается публикацией в журнале «Панорама». В секретных архивах Ватикана лежат документы, говорящие о 4 тысячах итальянцев, замученных в мае 1945 при захвате партизанами Освободительной армии Тито области Венеция-Джулия, на которых стоит пометка VSP (просмотрено святым отцом).

         В связи с Папой Пием XII мы подробно остановились на еврейской проблеме. Теперь можно заметить, что такую же позицию Святого Престола мы наблюдаем и по отношению к вопросу геноцида сербов, совершавшегося при непосредственном участии архиепископа Загреба Степинаца и архиепископа Белграда Йосипа Ужице. Там мы так же наблюдаем молчание и бездействие, несмотря на многочисленные доклады о противоправных и античеловечных действиях усташей (деревни Дракулич и Сарговац близ Баня-Луки), католических священников и монахов (священники Мата Граванович и Мате Могуза, монахи Сидоние Шольц и Августин Чевола, а также Ясеновац Майсторович, Брклянич и Буланович, бывшие надзирателями концлагеря).

Католики называют Пия XII «Папой Марии» за то, что он обозначил догмат о Вознесении Марии, Матери Христа, и посвятил мир Непорочному сердцу Марии. В 1942 г. советские историки и некоторые западные их коллеги назвали Пачелли «Папой Гитлера».

Первым трудом в России, посвященным Пию XII, стала книга М. Шейнмана «Ватикан между двумя мировыми войнами»[i]

Автор дает оценку основной цели Престола Св. Петра и так характеризует его отношение к советской идеологии: «Особую ненависть Ватикана вызывает развитие свободомыслия и атеизма». В целом, книга отражает политические позиции коммунизма в отношении Пап и их деятельности в истории; исследование скорее констатирует, нежели интерпретирует факты, и лишено коммунистических позиций. В работе освящена дипломатическая работа Ватикана в Европе в 1915 – 1938 гг.

Самый интересный и емкий труд Шейнмана – книга «Ватикан во Второй мировой войне»[ii]. Это серьезное научное исследование, в котором много страниц посвящено Пию XII и, в частности, его политике в отношении СССР. «30 апреля 1937 г. папский статс-секретарь Пачелли писал гитлеровскому послу в Ватикане фон Бергену, что Святой Престол, признает большое значение, которое имеет создание … политического оборонительного фронта против опасности большевизма» — и далее — «папский престол…также ведет борьбу с большевизмом, но другими средствами. Он, однако, одобряет и применение чрезвычайных мер против опасности большевизма»[iii]. Приведенные слова наталкивают на мысль, что таким образом А.Гитлер получает поддержку и благословение Святого Престола в своих военных начинаниях. Будущий Папа не осуждал захватнические авантюры Гитлера: «Ни одним словом он не осудил фашистскую Германию, незадолго до того поглотившую католическую Австрию и разжигавшую пожар мировой войны»[iv]. Напротив, Папа призывал европейские народы идти против их общей опасности – Советского Союза. При этом уделяется большое внимание кардинала дипломатической работе Пачелли, государственного секретаря Ватикана, в налаживании договоренности между нацистской Германией и захваченной Австрией[v].

10 февраля 1939 г. скончался Папа Пий XI, который, согласно Шейнману, еще «в 1919 г. в роли папского представителя в Варшаве, принимал участие в борьбе против Советской России»[vi]. Германский посол фон Берген и пресса Италии требовали от конклава избрания профашистски настроенного Папы, и 2 марта Папой сановится кардинал Евгений Пачелли. В эти дни Германия оккупирует Чехословакию, на что Пий XII никак не отреагировал. Автором приводятся основательные аргументы в подтверждение своей позиции более чем из сотни источников.

Обвинения Шейнмана в неправдивой интерпретации действий Папы Пия XII[vii] не выдерживают критики с фактологической стороны. Остается надеться, что, согласно заявлению пресс-секретаря Ватикана Федерико Ломбарди,  в 2014 – 15 гг. будут открыты секретные архивы Ватикана, касающихся Пия XII.В 1957 году был издан труд «Ватикан, религия, финансы и политика» автора И. Лаврецкого (настоящее имя И. Р. Григулевич). Интерес к этой книге вызывает личность автора – разведчика, работавшего в Латинской Америке и Европе, ставшего членом АН СССР; многие моменты его жизни засекречены.

Григулевич, хотя и пользовался другими источниками, согласен с Шейнманом в том, что страны «оси» ждали на престоле лишь профашистского Папу[viii].

Григулевич отмечает талант Пия XII: «Нынешний папа не является типом фанатика, … вряд ли такой папа был бы в XX в. полезным католической церкви[ix]». Основываясь на переписке Пия XII с президентами США Рузвельтом и Трумэном, автор видит в Папе идеолога «холодной войны». Однако добавляет: «Правда, нельзя сказать, что бы Пий XII вел такой курс [антикоммунистический] с грубой откровенностью. Папа — дипломат, он человек, осведомленный в политических настроениях народов Западной Европы, ему известно, что военные блоки, гонка вооружений, военная истерия осуждаются мировым общественным мнением и народными массами всех стран мира. Вот почему Пий XII сопровождает свои выступления против стран социалистического лагеря заверениями, что он стоит за мир и осуждает войну»[x].

Подобное мнение подтверждается цитацией официального иезуитского издания Католической церкви Civiliа Cattolica, считающее недопустимым мирное преодоление холодной войны не могло противопоставить себя понтифику, выпускнику Григорианского университета. К тому же это заявление издания противоречит речи папы о запрете ядерных испытаний и оружия массового поражения: «Мы, не колеблясь, утверждаем, что осуществление этих мер в их совокупности является долгом совести народов и их руководителей»[xi].

Таким образом наблюдается противоречие между официальными заявлениями понтифика и его действиями. Недаром Грицевич видит в Папе-дипломате противника СССР.

В монографии М. Шейнмана «Папство», изданной после смерти Пия XII, делается акцент на связи «фашистского Папы» с США. В книге упоминается визит в США в 1936 г. статс-секретаря Ватикана Э. Пачелли, после которого к Папе отправляется личный посланник президента Ч. Тейлора.

Автор подмечает, что политика Ватикана всегда была расчетлива и лишена нейтралитета[xii]. О подготовке войны с Германией Шейнман пишет: «С 1917 по 1929 гг. ватиканским представителем в Германии был Евгений Пачелли. Он был связан с правящими кругами германской буржуазии и юнкерства. Ненавистник Советского Союза и коммунизма, Евгений Пачелли поощрял реакционную политику католического епископата Германии и немецкой католической партии центра»[xiii].

Налаженные в бытность нунцием внешнеполитические связи Пий XII поддерживал тесные отношения с правящими кругами США, Италии и Германии, подчас и не поддерживая их религиозную политику. При этом автор ярко освещает взаимоотношения Ватикана и Гитлера в контексте религиозной политики нацизма.

Частью антикоммунистической компании было принятие в июле 1949 г. декрета об отлучении от церкви коммунистов и их сторонников[xiv].

Отношение М. Шейнмана к Пию XII выражено в следующих словах: «Антикоммунизм был центральным мотивом всей деятельности папы Пия XII. Антикоммунизм сделал его союзником наиболее реакционных сил, в частности фашизма». «Пий XII, как и ряд других церковных иерархов, не был во всем солидарен с фашистами: их бандитизм, их расизм, их внутренняя политика, ущемлявшая в ряде вопросов интересы церкви, была не по нутру» [xv].

В 1978 г. Григулевич издает труд «Папство. Век XX», представляющий интерес раскрытием характера, жизни и карьерного роста папы Пия XII. Автор пишет: «Пачелли никогда не занимался пастырской деятельностью, не возглавлял прихода или епархии. Всю свою жизнь он был чиновником курии, дипломатом, советником»[xvi].

На примере политики по отношению к Польше автор говорит о пацифистской деятельности Пия XII.

Интересен ход мысли Григулевича относительно пособничества фашизму: «Допустим, что папа действительно боялся Гитлера, … но почему же тогда Пий XII и католические иерархи не осудили фашизм после того, как союзники одержали победу?» «Пий XII предпочел быть с фашизмом до конца»[xvii].

Несмотря на антагонистичную внешнюю политику Папы и СССР, существуют исследование профессора О. Ю. Васильевой, в котором говорится о попытках налаживания контактов между Святым Престолом и СССР[xviii].

При Пие XII «число кардиналов сократилось с 70 до 54. Половина из них были так стары, что во время похорон Пия XII им с трудом удалось пройти пешком от одного конца собора святого Петра до другого», «после похорон папы, два кардинала скончались, а девяностодвухлетний чилийский кардинал Каро, умер сразу же после конклава» [xix] .

Рассматривая советскую историографию нами было учтено жесткое влияние компартии, влияющие на труды советских историков, но это преимущественно сказалось на лексической стороне работ, а не на историко-исследовательской, что дает нам право с доверием относиться к ним. Особого интереса заслуживают работы М. М. Шейнмана,  автора 14 трудов, посвященных католичеству, и И. Р. Григулевича.

При анализе советские историки акцентировали внимание на активной антикоммунистической работе, на роль иерархов в деле возрастания фашизма, а также на сотрудничестве Ватикана с Германией в годы Второй мировой войны, игнорируя при этом мирные инициативы понтифика.

Авторы «Москвы и Восточной Европы», говоря о достоинствах понтифика, отмечают ярко выраженный антикоммунистический настрой и симпатии к Германии, осторожность.

Работ, посвященных непосредственно личности Папы Пия XII, на русском языке нет, хотя на Западе существует порядка дюжины подобных исследований.



[i] Шейнман М. М. Ватикан между двумя мировыми войнами. М., 1948. 218 с.

[ii] Шейнман М. М. Ватикан во второй мировой войне. М., 1951. 350 с.

[iii] Там же, с. 27.

[iv] Там же, с. 27.

[v] Там же, с. 31.

[vi] Там же, с. 41.

[vii] Величко О. И. Пий XII в отечественной историографии второй половины XX в. ЦКЬ: http://www.rusoir.ru/03print/02/106/ (дата обращения: 16.05.14).

[viii] Лаврецкий И. Ватикан, религия, финансы и политика. М., 1957. С. 156.

[ix] Там же, с. 156.

[x]  Там же, с. 205.

[xi]  Там же, с. 207.

[xii] Там же, с. 164.

[xiii] Там же, с. 190.

[xiv] Там же, с. 199.

[xv] Там же, с. 205-206.

[xvi] Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М., 1978. С.233.

[xvii] Там же, с. 245-246.

[xviii] Васильева О.Ю. Кто вы, господин Галлен? Или вновь о контактах СССР с Ватиканом в конце 50-х. // Альфа и Омега, 2004 . №2/40.

[xix] Григулевич И.Р. Папство. Век XX. М., 1978. С. 294.