Исходя из названия темы доклада, ниже будет осуществлена попытка доказать и научно обосновать факт проповеди святого апостола Варфоломея в Индии. Необходимость подобных доказательств и о
боснований возникла из-за серьезного расхождения между различными сообщениями и мнениями относительно территориального определения понятия «Индия» в I веке н. э. Зачастую это представляется весьма трудным по причине малочисленности источников, в которых подобный вопрос был бы достоверно освещен. В данном исследовании будут использованы как традиционные сиро-индийские предания относительно проповеди Варфоломея в этой стране, армянские источники, так и труды различных выдающихся христианских церковных историков и авторов.
В 50-й день по Пасхе в числе апостолов, бросавших жребий на проповедническую деятельность, был и святой апостол Варфоломей. В «Деяниях апостола Фомы» об этом пишется: «Варфоломей был среди 11 апостолов, бросавших жребий и получивших каждый часть ойкумены для миссионерской проповеди»[16; 707]. Ему и святому апостолу Филиппу, с которым пошла на подвиги ради Христа его сестра, дева Мариамна, выпало идти просвещать светом Евангелия народы Сирии и Малой Азии [15; 388]. Ввиду отсутствия ранних точных письменных сообщений о житии и трудах апостола Варфоломея, нет единого свидетельства о конкретных городах и областях присутствия святого апостола со спутниками. Однако многие редакции Житий апостола называют Индию страной его проповеди.
Повествование о житии и чудесах апостола, составленное святителем Димитрием Ростовским как наиболее позднее истолкование фактов миссии Варфоломея, являясь выдающимся повествованием православного автора, представляется более компетентным источником, в том числе благодаря своему позднейшему появлению. Созданный в XI веке армянский Гомилиарий, являющийся сокращенным изложением древних и раннесредневековых легенд о Варфоломее, последовательно описывает семь его различных путешествий [23; 1-19]: в пределы Индии – город Эдем, в земли мидян и эламитов, в Сирию, в «землю германцев», вновь в земли мидян и эламитов, в страну персов и магов, в Армению.
Как повествует армянский Гомилиарий, апостол Варфоломей отправился на проповедь вместе с апостолом Фомой. Но когда в доказательствах о первенстве апостольства в Индии святого Фомы или святого Варфоломея происходит перечисление подвигов в этой стране лишь апостола Фомы, следует не исключать и того, что два великих подвижника могли совершать своё проповедничество в этих землях одновременно. В то же время, учитывая географическую протяженность и территориальную заселенность индийского континента, можно сказать, что просветительская работа апостолов проходила не сообща, ведь «есть основания характеризовать миссию апостола Варфоломея в Индии как дополнительную проповедь для миссии Фомы. Об этом упоминает блаженный Иероним в своей истории о визите Пантена и христианизации Индии святым Фомой» [22; 130]. Таким образом, следует, что евангелизация Индии святыми апостолами проходила «в дополнение» друг другу. «Они оба могли проповедовать, но в разных местах – одновременно, либо один после другого. Они оба могли побывать в Индии, даже не подозревая о существовании друг друга» [22; 134].
Житие же Варфоломея от Димитрия Ростовского первым его спутником называет апостола Филиппа. Некоторые сведения о проповеди Варфоломея можно также почерпнуть и из несколько различного его описания в Житии апостола Филиппа, также составленном Димитрием Ростовским. При исследовании трех вышеуказанных источников возникает повод подвергать сомнению подлинность того или иного повествования. Прежде всего, это касается географических, топологических, ономатологических и иных описаний, касающихся миссии Варфоломея в Индии. Различает источники также и время появления. Но в то же время «Житие Варфоломея», «Житие апостола Филиппа» (как его дополнение) и армянский Гомилиарий могут совместно составлять единый информационный канал для исследования миссии Варфоломея в Индии, обоснованно и компетентно дополняя друг друга. Сюда же следует добавить и традиционные устные и письменные предания народов Индии и Армении, также несколько отличные от вышеуказанных источников, но способные и обогатить упомянутые выше. Таким образом, по дополняющей друг друга совокупности сведений проповедь апостола Варфоломея можно разделить на три периода. Первый период – проповедь Варфоломея в Индии, основные упоминания о которой представляет Гомилиарий. Второй период – подвиги апостола в Армении. Третий – кончина Варфоломея – по данным Гомилиария и Житий от святителя Димитрия.
Согласно Гомилиарию, первым местом проповеди апостола Варфоломея стал город Эдем: «В самом начале своей проповеди пошёл он вместе с Фомой в город Эдем, недалеко от пределов Индии» [23; 8]. Этот город как богатую и процветающую провинцию упоминает еще в Ветхом Завете пророк Иезекииль: «Купцы из Савы и Раемы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и всякими дорогими камнями, и золотом платили за товары твои. Харан и Хане и Еден, купцы Савейские, Ассур и Хилмад торговали с тобой» (Иез.27:22—23). Исследователь А. П. Лопухин определил местоположение Эдема «вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата» [1; 18]. Проповедническую деятельность Варфоломея в Эдеме как первом пункте своей миссии можно рассматривать реализованной и состоявшейся, благодаря нахождению Эдема в «пределах» или «границах» Индии, что не противоречит многообразным мнениям о расположении Индии в начале нашей эры. В землях мидян и эламитов проповедь святого апостола принесла не так много плодов, то есть последователей – «разве что немного совсем» [2; 111], с тех пор постоянно следовавших за ним. Возможно, так случилось потому, что в этих краях Варфоломей находился недолго, или даже был в пути, не имея возможности или времени подробно и рассудительно побеседовать с мидянами и эламитами о Христе. Как места второго путешествия апостола, эти регионы вполне соответствуют апостольскому маршруту в Индию; по крайней мере, нет оснований отрицать посещение этих мест Варфоломеем на пути в индийские земли.
Что же касается третьего, сирийского путешествия апостола в город Бустр (Бостра), длившегося шесть лет [23; 10], то следует сделать несколько пояснений. Современное местоположение города – в 120 километрах от сирийской столицы Дамаска. «Бострийская» проповедь и чудеса Варфоломея в эпизодах заметно совпадают с проповедью апостола Филиппа в городе Иераполе Сирийском. В Житии апостола Филиппа пишется: «Из Азота Апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский… В это время вблизи них двигалось погребальное шествие…» [5; 380]. Армянский источник сообщает о Варфоломее: «Он вступил в сирийский город Бостру. Случилось, что когда он входил в город, несли одного умершего» [23; 11]. Так как православная традиция называет Варфоломея и Филиппа спутниками в евангельской проповеди, то этот эпизод из жизнеописаний апостола Варфоломея подвергается сомнению. Судя по описанию дальнейшего апостольского маршрута Варфоломея в Индию, посещение Бостры представляется совершившимся после посещения индийских стран на пути в Армению, когда Варфоломей мог побывать в этом городе вместе с Филиппом, согласно жизнеописаниям. Возможно также, что вместе с Филиппом он посетил именно Иераполь Сирийский, как следует из Жития Филиппа. В таком случае проповедь Варфоломея в Бостре согласно армянским источникам является неправдоподобной из-за удаленности этого города от пределов Малой Азии: такое расстояние не вписывается между вторым и четвертым путешествием Варфоломея, как и посещение этого города по возвращении из Индии на пути в Армению. Собранные в армянском Гомилиарии деяния Варфоломея явно были подвергнуты монофизитскому редактированию. Судя по всему, подобная ошибка могла возникнуть в результате позднейшего появления третьего, сирийского путешествия Варфоломея в город Бостру, которое было включено в Гомилиарий только в V веке, как сообщает исследователь Скогорев [2; 115].
Основываясь на местных индийских церковных традициях, монсеньор Францис Корри вообще подвергает сомнению совместные апостольские деяния Варфоломея и Филиппа в Сирии и Малой Азии. В своей книге «Миссионеры-проповедники в Индии» он утверждает: «После сошествия Святого Духа Варфоломей ушел в Восточные страны. Он начал свои апостольские труды в Армении. Позже он доверил сей труд своему другу, апостолу Филиппу, и, держа путь через Аравию, Афганистан, Белуджистан и Хайберский проход, достиг Пенджаба (Индия)» [21; 23].
Во время четвертого путешествия в земли германцев, насыщенного событиями, Варфоломей также творил чудеса и проводил рукоположения, однако имен и топонимов, относящихся к этому путешествию, не сохранилось. Возможно, что под землями германцев подразумеваются некоторые колонии или поселения германцев на востоке, на территориях границ современного Ирана. Как известно, топоним Иран переводится как «земля ариев», в свою очередь считающихся «родителями» современных германцев. В данном случае, когда автор описывал путешествие Варфоломея в «земли германцев», он подразумевал его путешествие в поселения арийцев на территории Ирана, что снова свидетельствует о позднейшем появлении описания этого путешествия. Следующие – пятое, шестое и седьмое путешествия – рассказывают непосредственно о проповеди апостола Варфоломея в Индии. Вот как об этом повествуют апокрифические «Страсти апостола Варфоломея»: «Есть, как утверждают историографы, три Индии. Первая Индия – та, что ведет в Эфиопию, вторая – в Мидию, третья же край света собою являет, ибо с одной стороны у нее царство мрака, с другой – Море Океан. В эту-то Индию и пришел апостол Варфоломей и, вступив в храм идола Астарота, притворился там чужеземным странником» [2; 304]. Из далее приводимого описания внешности Варфоломея ясно, каким продолжительным и мучительным был подвиг апостола на пути в Индию: «Уже двадцать шесть лет не грязнятся и отнюдь не ветшают одежды его. Также и сандалии, хоть и носит он их двадцать шесть лет, отнюдь не ветшают» [2; 305]. Так или иначе, в 55 году святой апостол достиг города Кальян в провинции Конкан [19; 50]. Эта провинция, которая и поныне существует в составе индийского штата Махараштра, была известна своим выгодным расположением по отношению к морским торговым путям. Особенно из этой провинции выделялись два главных города: Кальян и Сопаре, в которых велась международная торговля со странами Среднего Востока. «Кальян было место, изобилующее христианами. Вокруг этого торгового центра он и организовал христианскую общину, известную как «Христиане Кальяна» [20; 39]. Сам город Кальян, расположенный неподалеку от Мумбаи, является местностью индийского апостольства святого Варфоломея. «По всей вероятности, апостол Варфоломей проповедовал на Кальянском побережье Индии, и, обращая людей в свою веру, основал церковь, просуществовавшую вплоть до VI века» [22; 131]. В это время провинцией управлял король Канкана Аристакарман, а город Кальян находился под управлением его брата – губернатора Полимия [21; 24].
Согласно Житию [4; 203-211] и некоторым армянским преданиям апостол Варфоломей после проповеди в Индии просвещал светом Евангелия Персию и Армению, затем, встретившись здесь (т. е. в Армении) на Арташатском холме с апостолом Иудой Фаддеем перед самой его мученической смертью, направился в Албанию.
С древнейших времен между Индией, Албанией и армянскими странами были установлены теснейшие религиозные и торговые связи, «связанные с распространением в этих странах религии Зороастра. Большинство средневековых историков (Бируни, Балазури, Казвини, Ягут аль-Хамави и др.), ссылающихся на поздние зороастрийские источники, считали, что зороастризм возник именно на территории южного Азербайджана. Учение Зороастра постепенно распространяется в Индии, а затем, посредством персидских царей династии Ахеминидов – и в Иране. Множество почитаемых зороастрийских храмов находилось и в Кавказской Албании. К этим храмам направлялись караванные пути из Индии, Ирана, Армении. Можно предположить, что таким маршрутом и воспользовался святой Варфоломей» [30]. Сюникский историк XIII века Стефан Орбелиани сообщает, что миссионерская деятельность апостола Варфоломея теснейшим образом связана с албанской областью Сюником: «Прежде всего, было необходимо и очень полезно показать то, что раньше, чем население Армении, эти (сюнийцы) явились первыми верующими и через святого апостола Варфоломея подчинились учению святого Евангелия, о чем уместно здесь рассказать. Когда Варфоломей возвратился из Персии, прошел через Атрпатакан, пришел со своими учениками и, пройдя через реку Аракс, вступил в пределы Сисакана (Сюника) и приступил к проповеди в селе Ордубад, в области Аревик, то в доме (во владении) Багка и в Гохтне, которые, приняв евангельскую проповедь, просветились крещением в купели посредством святого апостола Варфоломея. А святой апостол построил церковь в Гохтне» [13; 13-15]. Здесь, в Гохтне, по свидетельству историка, апостол Варфоломей рукоположил в епископы одного из своих учеников по имени Кумси. В первое объединение албанских племен Сюник (Сисакан), в котором проповедовал апостол Варфоломей, по-видимому, не входил [7; 146] и в определенные периоды (после раздела Армении в 387 году) зависел то от Албании, то от Атропатены, а временами был самостоятельным [6; 78-100]. Эта область этнически, культурно и политически была в большей мере связана именно с Албанией, чем с Арменией. В I–II веках по Р.Х. по свидетельству армянского автора Моисея Хоренского [11; 8], а также албанских историков Стефана Орбелиани и Моисея Каланкатуйского [10; 4], области Сюник (Сисакан), Гохтн и Нахичевань, расположенные на левом берегу реки Аракс, входили в состав Албании.
Свидетельство Ипполита Портуенского (ок. 222 г.): «Варфоломей после проповеди индийцам и изложения им написанного Матфеем Евангелия был также распят вниз головой в Албане, городе Великой Армении» [25; 265]. Свидетельство Дорофея (307–322 гг.): «Варфоломей, проповедовав индийцам и оставив им Евангелие Матфея, принял мученическую смерть в Карбанополе (Албанополе), городе Великой Армении» [29; 139]. Свидетельства древних авторов о проповеди апостола Варфоломея в Албании приводит митрополит Московский Макарий (Булгаков) в своей Истории Русской Церкви [9; 284]. Свидетельство Экумения (Х в.): «Упокоился (Варфоломей) в Албане, городе Великой Индийской Армении» [27; 1].
Заслуживает особого внимания упоминание приведенных авторов о нахождении города Албанополя (или Албаны) [16; 707] на территории Великой Армении. Достаточно прочесть свидетельство Экумения, чтобы понять, что этот автор, как, впрочем, и остальные, имеет небольшое представление о политической географии Кавказа. Иллюстрацией того, что под Арменией древние авторы часто подразумевали кавказский регион вообще, может послужить описание Закавказья Захарием Митиленским в седьмой главе своей книги «Хроники», где он пишет: «…в этой северной стороне есть верующие пять народов с их двадцатью четырьмя епископами. Их католикос находится в Двине, большом городе Персидской Армении… Гурзан (Грузия) также земля в Армении, с языком подобно греческому; у них есть царёк христианский, подвластный царю Персии. Аран (Албания) – также земля в той же земле Армении, со своим языком, с народом верующим и крещенным, у них есть царёк, подчиненный персидскому царю. Сисган (Сисакан, Сюник) также земля в той же земле Армении, со своим языком…» [12; 165]. Завоевательные действия армян, занимавших еще во времена Геродота только западную часть Армянского плато, привели к возможности создания государственности на недолгий по историческим меркам срок. Так, во II–I веках до Р.Х. была создана так называемая Великая Армения или империя Тиграна II. На деле она просуществовала всего с 186 по 60 год до Р.Х., причем завоевания ее вообще не коснулись албанских земель.
Согласно армянским источникам [18; 1-7], события развивались в правление армянского царя Санатрука в 64–68 годы. Указание армянских источников на совпадение времени проповеди апостола Варфоломея с правлением в Армении Санатрука не совсем правдоподобно. Согласно историческим данным, в Армении были два царя по имени Санатрук, и оба царствовали во II веке по Р.Х. По поводу названного царя Полимия следует также заметить, что исходя из имеющихся данных, царь с таким именем ни в Албании, ни в Армении в тот период не известен, и имена первых албанских царей вплоть до начала IV века также остаются неизвестными [14; 6-7].
Ефрем Сирин, писавший в конце IV или самом начале V в. о местах проповеди Варфоломея, упомянул лишь Индию и Ликаонию. Некоторые авторы под Индией подразумевали Аравию Счастливую [16; 707].
С начала IX века почитание апостола Варфоломея как просветителя Индии стало угасать. Так, византийский историк Никита Пафлагон о Варфоломее пишет: «Ходил сей блаженный муж к арабам, которые «счастливыми» именуются, да и не только к ним, но и к индийцам, а потом восточным эфиопам Христа возвестил» [23; 7]. Как подчеркивают исследователи, версия о проповеднической деятельности Варфоломея в Счастливой Аравии появилась в Средние века, и авторы этого периода перестали связывать данный факт с «утверждением древнейшей церковной традиции о проповеди апостола в Индии» [2; 130]. Позднее стали подвергаться разделениям понятия «Индия» и «инды» (народность), признанные обитателями Аравии. Вот как указанную проблематику дополняет церковный историк профессор Василий Васильевич Болотов: «Варфоломей проповедовал «индам» и оставил им Евангелие от Матфея». Здесь разумеются инды в собственном смысле. Это были «счастливые инды», обитатели Аравии» [3; 402]. Но когда профессор Болотов комментирует деятельность христианского богослова Пантена, он говорит об Индии, подразумевая полуостров Индостан [3; 410]. Разделяя индов и Индию на различные местонахождения, Болотов пишет: «Варфоломей проповедовал именно в India citerior (ближайшей Индии) (то есть индам), под которой, как показывает ее соседство с Эфиопиею, разумеется Аравийский полуостров, a India ulterior (крайняя Индия) лежит между Аравийским полуостровом и Парфиею; следовательно, под ней мы должны разуметь Индостан» [3; 414].
Древнее индийское предание сообщает о проповеди святого Варфоломея именно на территории возле Кальяна, называемой Счастливой Индией («Индия Феликс»). Испанский иезуитский священник, археолог и историк Генри Эрас упоминает святого Варфоломея как просветителя Индии; также доктор Джордж Марк Морас сосредотачивает свои учения на данном апостоле [21; 26]. Исследователь Перумалил приписывает область около города Кальян месту проповеди Варфоломея [17; 110]. Ведь изначально, когда топоним с течением времени стал все более однозначно указывать на Индостан, именно с ним стали связывать и проповедь Варфоломея. Согласно Псевдо-Софронию (VII век), Варфоломей читал проповеди «индусам, которых называли счастливыми» [26; 5]. В начале III века святой Ипполит Римский также указывает на обращение Индии к апостолу Варфоломею. Козьма Индикоплов, византийский купец, написавший «Христианскую Топографию» (о том, как он посетил Индию в 522 году), обнаружил, что епископы из Персии направлялись в Кальян а не в Малабар, «где рос перец» [8; 170об].
Что касается обозначения «Феликс», которое от обобщенного понятия Счастливой Аравии в контексте доказательств апостольства святого Варфоломея применимо и к географическим определениям территорий Индии, это обозначение применяется и к месту миссии Варфоломея – Кальяну: слово «феликс» в переводе с латинского означает счастливый, и название индийского города Кальян в переводе с санскрита имеет то же значение. Историки Уильям Паис и Винсент Мендонка дают ещё больше информации: «Согласно южноиндийскому преданию христиан штата Карнатака, первым миссионером здесь был святой апостол Варфоломей, который высадился на берегах реки Сварна у деревни Каллианпур и остался там проповедовать. В народе его называли Бетел, отсюда и происхождение города в штате Карнатака Баркур» [28; 14]. «В Южной Индии есть Каллианпур. Здесь апостол Варфоломей, известный в народе как Бетел, проповедовал Евангелие. … Есть много имен и мест, слов и обычаев в прибрежном районе Конкан около Бомбея и за его пределами, которые имеют происхождение от его имени Бетел и его проповеди. Баркур, близкий к Каллианпуру, возник от имени Варфоломея, то есть Бар – Толомай – ури, и так Баркур» [24; 9].
Варфоломей «поведал о приходе Господа Нашего Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея» [26; 4]. Ведь Евангелие от Матфея было написано в Антиохии, для разделившегося на евреев и новообращенных язычников общества – чтобы предотвратить возвращение евреев в свою веру. Скорее всего, подобный раскол был и в общине индийских христиан между брахманами, обращёнными в христианство, и другими, более низшими по принадлежности общественному строю индийскими христианами. Именно тогда апостол Варфоломей узнаёт о расколе христиан и вмешивается. Видя, что эти христиане не были широко обучены Евангелию, и что у них не было текста Евангелия, Варфоломей дал им копию Писания от Матфея на арамейском языке. Судя по описаниям подвигов апостола Варфоломея в Индии, у него было несколько списков Евангелия от Матфея.
Нет оснований отвергать факт проповеди апостола Варфоломея в Индии по результатам исследования преданий церкви о том, что апостол Варфоломей действительно проповедовал здесь. Сообщения о Пантене и его проповеди в Индии и сообщение Климента Александрийского об Индии и отождествление их с географическими рамками современной Индии убеждают нас в правдоподобности сообщений древних историков о проповеди в Индии апостола Варфоломея; по крайней мере, нет оснований подвергать это сомнению.
После проповеди в армянских странах апостол Варфоломей отправился в Иераполь Фригийский, как сообщает «Житие апостола Филиппа» [5; 382]. На пути в Иераполь Фригийский он также, вместе с апостолом Филиппом, проповедовал в Иераполе Сирийском. Димитрий Ростовский свидетельствует в «Житиях» обоих апостолов об уходе Варфоломея из Иераполя Фригийского то в Индию, то в Армению, сообщая о кончине апостола Филиппа в Иераполе Фригийском в возрасте 87 лет (Варфоломею к тому времени было уже около 80 лет). После анализа всех сообщений о местах проповеди апостола Варфоломея именно такой маршрут его миссии – Индия, затем армянские земли и, наконец, кончина в Иераполе – представляется наиболее правдоподобным. Ведь помимо прочих доказательств о проповеди Варфоломея именно в Индии, нужно принимать во внимание преклонный возраст апостола: маловероятно, что он физически мог проповедовать в какой-либо другой стране позднее. Получается, что именно здесь, в Иераполе Фригийском, апостол Варфоломей после долгих мучений отошел ко Господу в 90 году по Р.Х., в возрасте 80 лет [5; 384].
Список литературы и источников:
- А.П.Лопухин. Толковая Библия или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т.1. Петербург. 1904.
- А.П.Скогорев. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. – СПб.: Алетейя, 2000.
- В.В.Болотов. Лекции по истории древней церкви. Минск. Белорусская Православная Церковь. 2011.
- Димитрий Ростовский, святитель. Жития Святых. Июнь. Москва. «Лествица». 2004.
- Димитрий Ростовский, святитель. Жития Святых. Ноябрь. Москва. «Лествица». 2004.
- З.М.Буниятов. Азербайджан в VII-IX вв. Баку. 1965.
- К.В.Тревер. Очерки по истории и культуре древней Армении. Москва. 1953.
- Козьма Индикоплов Христианская топография. Книгы о Христе, объемлюща весь мир. 1653.
- Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн.1. Москва. 1994.
- Моисей Каганкатваци. История агван. Кн.1. СПб. 1861.
- Моисей Хоренский. История Армении. Первод Н.О.Эмина. Кн.2. Москва. 1893.
- Н.В.Пигулевская. Сирийский источники по истории народов СССР. Москва. 1941.
- Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис. 1910.
- Э.Э.Исмаилов. Правители Азербайджана. Баку. 1998.
- Минея июнь, часть I. Москва. Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2002.
- Православная Энциклопедия. Т.6. М., 2003.
- A.C.Perumalil. The apostles in India. India. Xavier Teachers Training Institute. 1971.
- C.Calanus. Historia Armena ecclesiastica et politica. Coloniae. 1686.
- C.V.Cheriyan, dr. Orthodox Christianity in India: A History of the Malankara Orthodox Church AD 52-2002. Academic Publishers. College Road. Kottayam-686001. Kerala State. India. 2003.
- Correa Francis fr. Samvedi Kristi Samaj. Mumbai. 1998.
- Correa Francis, fr. Missionary Heralds of India. Mumbai. 2010.
- George Nedungatt, S.J. Quest for the Historical Thomas, apostle of India a re-reading of the Evidence. Theological Publications in India. Bangalore. 2008.
- Georgio Moesinger. Vita et martyrium Sancti Bartholomaei apostoli. Salisburgi. Typographia Zaunrithiana. 1877.
- H.O.Mascarenhas, rev. dr. Konkanachem Christaunponn (Apostolic Christianity in Konkan). Goa, India. 1929.
- La Bigne M. de. Maxima bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. Vol.3. Lugduni. 1677.
- M.K.Kuriakose. History of Christianity in India: Source Materials. ISPCK, Delhi-110006. India. 2006.
- Oecumenius. Commentaria. Lutetia Parisiorum. 1633.
- W.Pais, V.Mendonca. The land called South Kanara. India. Imageflex Publishers. 2003.
- Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol.5. Bonnae. 1832.
- Проповедь ап. Варфоломея [Электронный документ] – (Режим доступа: http://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/). – Дата обращения: 23.03.2012.