Сегодня, в преддверии празднования 75-летия Победы братских народов в Великой Отечественной войне, мы встречаемся, чтобы ещё раз осмыслить роль православия в истории и культурном наследии России и Белоруссии. Знаменитый историк Василий Осипович Ключевский сказал: «История — это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого»[1]. Если бы человечество не знало истории, то оно ходило бы по кругу, повторяя те самые ошибки, что делали и до них.

Вспоминаю очень важные, лично для меня, слова белорусского гимна:

«Мы, беларусы, з братняю Руссю

Разам шукалі к шчасцю дарог»[2].

Наверное, более точно будет сказать, что славянские народы в XX веке теряли эти дороги, и снова обретали их. Колоссальные изменения произошли в нашей стране: революция, войны, распад СССР, межнациональные конфликты, гражданские противостояния. А «в истории Вселенской Церкви никогда не было таких масштабных и непрерывных гонений, какие обрушились на Церковь после Октябрьской революции 1917 года. Более ста миллионов православных верующих — русских, украинцев, белорусов, представителей многих других этнических групп — подверглись притеснениям, истязаниям, пыткам, смертной казни, десятки тысяч стали мучениками и исповедниками веры»[3].

Двадцать лет назад, 8 декабря 1999 года, был заключён Договор о создании Союзного государства Беларуси и России[4] и одобрена Программа действий по его реализации, строящегося на принципах суверенитета и равенства.

Этот день не просто дата в календаре, это праздник особый, наполненный для каждого из нас своим, личностным смыслом. Совместная история народов России и Беларуси продолжается и сегодня. Наши народы строят единое Союзное государство. И пусть этот процесс проходит не без трудностей, налицо существенное продвижение вперёд. Между нами нет границ, в то же время защиту общей границы на западе осуществляет Беларусь, второй государственный язык в республике — русский. Сохранены тесные торгово-экономические связи, которые продолжают развиваться и крепнуть, углубляется процесс интеграции в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре.

И хоть по возрасту этот праздник ещё молод, но его истоки лежат в глубокой древности. Ведь ещё в 1379 году между князем Андреем Полоцким и великим князем Дмитрием Ивановичем Московским был заключен договор о союзе, результатом которого стало участие западнорусской кованой рати (тяжелой конницы) в Куликовской битве в рядах общерусского войска и под его стягом. С той поры не одно столетие Белая Русь вела практически беспрерывную борьбу за восточнославянское единство, и как говорил уроженец Витебщины выдающийся русский философ Николай Лосский: «Вся история белорусов была их борьбой за свою русскость»[5]. Тогда были и эпопея Великого княжества Русского со столицей в Полоцке (XV в.), и драматические события, вошедшие в историю под именем «заговор русских князей» (1481 г.), и восстания князей Глинских (нач. XVI в.), и казацкого атамана Северина Наливайко (конец XVI в.) и, наконец, национально-освободительная война середины XVII века. И все они проходили под знаменем борьбы за свободу и единство Руси.

Нельзя забыть святых, просиявших на территории нынешней Белоруссии. Духовная жизнь в Белой Руси, начиная с XII века зиждилась на таких столпах веры и великих подвижниках Православия, как преподобная игумения Евфросиния, основательница Спасского монастыря в Полоцке (+ 1173 г. в Иерусалиме), святители Полоцкой епархии Мина (+ ок. 1116 г.), Дионисий (+ ок. 1182 г.), Симеон (+ ок. 1280 г.), святитель Кирилл Туровский (+ ок. 1182 г.) — образованнейший человек своего времени, избранный за мудрость и благочестие на епископскую кафедру и удостоившийся еще при жизни именования «Златослова».

Многовековой крестный путь народа Белой Руси, который на протяжении многих веков и по сей день пребывает на духовном, церковном и политическом рубеже между Святой Православной Русью и Ватикана в его постоянном стремлении на восток.

В период борьбы с Брестской унией, подвигами веры и защиты Православия в XVII веке прославились святая праведная София, княгиня Слуцкая (+ 1617 г.), преподобномученик Афанасий, игумен Брестский (+ 1648 г.).

Во время гонений особое значение в защите Православия имели уцелевшие монастыри и народные братства. Они занимались благотворительностью и материальным поддержанием православных приходов, открывали школы, типографии, училища. Этот период прославлен самоотверженным трудом тысяч православных жителей Белой Руси, ставших теми камнями веры, на которых сохранилось и возродилось Православие в этих землях. Как сказал доктор исторических наук профессор Александр Александрович Коваленя:

«Исторический путь белорусского народа сложен, противоречив и поучителен. Ведь земли, которые он населяет, являются геополитическим перекрестком Европы. Иногда само существование белорусского народа ставилось под угрозу»[6].

365 лет назад в древнем Переяславле Русском (ныне Переяслав-Хмельницкий в Киевской области) произошло событие, которое навсегда вошло в историю восточнославянских народностей. 18 января 1654 года все славяне устами гетмана Богдана Хмельницкого и всего войска Запорожского и посланников Царства Русского на знаменитой Переяславской Раде произнесли: «Единству Руси быть!», определив на века историю Украины, России и Белоруссии. В этот день совершился акт, положивший начало долгожданному воссоединению земель Руси, потерянных в усобицах и отторгнутых от единой Родины внешними врагами, под скипетром царя Алексея Михайловича и дома Романовых. Именно с этого исторического воссоединения началось становление единого великого восточнославянского государства — Российской империи — страны, основанной на единой православной вере, а также славянском единстве и братстве.

Александр II, вошедший в историю как Царь-Освободитель, не только освободил 20 миллионов русских крестьян от крепостной зависимости и балканских славян от турецкого ига, но и защитил в 1863 году Белую Русь от мятежа польско-литовской шляхты и от угрозы нового национального и религиозного порабощения. Назначенный Виленским, Гродненским и Минским генерал-губернатором (1863-1865 гг.) выдающийся государственный и военный деятель граф Михаил Николаевич Муравьев[7] не только разгромил кровавый мятеж польской шляхты, но и был деятельным защитником прав белорусских крестьян и народной культуры.

При полной поддержке Александра II Муравьев вернул край, как он сам говорил, на «древнерусскую дорогу», провёл коренные преобразования, которые подорвали польское шляхетско-магнатское господство в тогдашней Белоруссии, по сути, вернул её истинным хозяевам. Графом Муравьевым и его последователями были созданы условия для расцвета уже в XX веке белорусской культуры. Осмелюсь сказать, что без неустанной деятельности М.Н. Муравьева в какой-то мере не было бы и нынешней Белоруссии.

Таким образом, именно под скипетром российских государей белорусский народ не только сохранил своё национальное лицо, самобытность и свою веру, но и получил виды на будущее развитие.

Как было сказано выше, XX век был самым драматичным в истории восточнославянских народов. Две мировые войны, две государственные катастрофы и два разделения, выпавшие на их долю в прошедшем столетии, способны были поставить точку в истории любого народа, но этого с ними не произошло.

После октябрьских событий 1917 года, когда завершился путь исторического единого великого восточнославянского государства, собравшийся в Минске Всебелорусский съезд принял резолюцию о единстве с Российской демократической республикой. В 1922 году Белорусская ССР (созданная в январе 1919 года) совместно с РСФСР и другими советскими республиками стояла у основания Союза ССР, что было характерной для той эпохи формой проявления стремления белорусов к единству с русским народом. Таким образом, Белоруссия впервые обрела государственность в следствии Великой Октябрьской революции в составе СССР, а в 1991 году полную независимость.

Однако, сегодня историческое наследие Переяславской Рады актуально, как никогда. В последние два десятилетия одним из ключевых в обществе стал русский вопрос. При этом определённые круги на постсоветском пространстве стремятся не допустить самой постановки этого вопроса, вывести его на окраины общественного сознания, а если это не удаётся, то представить его в гротесковой или совсем уж причудливой форме. Происходящие на Украине драматические события, помимо других причин, являются результатом чудовищного искажения национального самосознания у значительной части населения западных украинских областей, ставших основным поставщиком «живой силы» для самых оголтелых русофобских организаций. И необходимо признать, что это прямое следствие игнорирования общерусского вопроса (с учётом Белоруссии и Украины), который требует не просто внимания, а тщательного и, самое главное, добросовестного рассмотрения.

У современного русского вопроса есть и составляющая, касающаяся непосредственно Белоруссии и белорусского народа, которая призвана дать ясные ответы на вопросы: кто такие белорусы и кем им приходятся великороссы, малорусы-украинцы и закарпатские русины, и как Белоруссия соотносится с Русским миром? Чрезвычайно важна и социальная составляющая русского вопроса. В чём состоит общественный идеал русского народа, каким ему видится справедливое устройство общества? От ответов на эти вопросы непосредственно зависит отношение нашего народа к государству: будет ли оно для русских людей «общим делом» или чуждым и порой даже враждебным аппаратом насилия.

У значительной части современного российского, белорусского и украинского обществ нет ясного представления о том, кто такие русские и что собой представляет русский народ. При этом нередко происходит смешение гражданско-политического (россияне, т.е. граждане РФ) и национально-культурного (русские и другие народы) понятий.

Во-первых, русский вопрос непосредственно связан с подлинным содержанием нашей общей истории и попытками её искажения со стороны либерально-реакционных сил, стремящихся противопоставить русскую историю истории белорусов и украинцев, что является политически предвзятой тенденцией использования самой истории как науки в угоду политической обстановки.

Во-вторых, вызывает обеспокоенность, что на официальном уровне говорится только об экономической стороне объединительных процессов в рамках Союзного государства и других интеграционных проектов. Сущность восточнославянской интеграционной модели должна отражаться в следующих показателях: достижение социальной справедливости, производительный труд как необходимые условия для всестороннего развития личности, чёткие нравственные ориентиры, уважение к нашим общим духовным ценностям.

Русская Православная Церковь сохранила духовное единство вопреки всем политическим нестроениям, всем попыткам расколоть восточных славян по национальному признаку. Сегодня она поддерживает любые усилия, направленные на воссоздание и упрочение общности трёх великих православных славянских народов. Мы составляем единую духовную общность, единую Церковь, пределы которой простираются через государственные рубежи. «Сегодня святая историческая Русь разделена на суверенные государства — так захотел народ, и, видимо, таков Божий промысел, — подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл, — но это не означает разрушения Божьего наследия, единства Русской Церкви»[8]. Эта ценность единства, убеждён Патриарх Кирилл, превосходит многие другие.

Подводя итог, можно сказать, что при всех особенностях у Великой и Белой Руси единое происхождение, одно миропонимание и общая история. Много веков мы вместе «в битвах за волю, в битвах за долю» строили Отечество, сражались с общими неприятелями, созидали неповторимую культуру, основанную на православной вере. Нас неоднократно пытались разлучить и даже противопоставить друг другу, посеяв в души людей семена узконационального эгоизма. Но мы должны помнить призыв Бога к каждому из нас: «От единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» (Ис. 58. 7-8).

В завершении доклада сегодня мне бы хотелось вспомнить стихотворение белорусского писателя Аркадия Александровича Кулешова «Над брацкай магілай» (белор. Аркадзь Куляшоў; 1914—1978). С какой неподдельной любовью автор выразил своё отношение к Родине, к тем белорусским мужам, которые отдали жизнь за нашу неделимую Родину. Эти слова обращены и к нам.

 

Ёсць пад Стараю Русаю

        руская вёска Лажыны.

Там, нібы ў Беларусі,

        і вербы растуць і рабіны.

 

Там жаўцеюць

Прыгожыя

Краскі

За вёскай у лузе,

Там ржавеюць

Варожыя

Каскі,

Нібы ў Беларусі.

 

Там магіла ёсць брацкая ў лузе

        за вёскай Лажыны,

Там хлапцы беларускія

        чэсна галовы злажылі.

 

и самые важные слова:

 

Што ім жменька зямлі той?

Ты ўся ім  (и НАМ) патрэбна, радзіма,

А ў дарожным мяшочку

ўмясціць цябе ўсю немагчыма.

 


Сылки:

[1] Ключевский В.О. Русская история. М: Астрель, 2010.

[2] Гимн Белорусской Советской Социалистической Республики

[3] Иларион (Алфеев), митр. Россия – Украина – Белоруссия: единое духовное пространство. [Электронный ресурс]. URL:  https://pravoslavie.ru/121578.html#1 (жата обращения: 05.12.2019).

[4] Договор между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства»

[5] Лосский Н.О. Украинский и белорусский сепаратизмы. [Электронный ресурс]. URL:  https://www.odigitria.by/2014/05/23/ukrainskij-i-belorusskij-separatizmy-losskij-nikolaj-onufrievich/ (дата обращения 5.12.2019)

[6] Коваленя А.А. Вернуть историческую память. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/02/15/aleksandr-kovalenia-istoricheskij-put-belorusskogo-naroda-pouchitelen.html (дата обращения 5.12.2019).

[7] Муравьев М.Н. Биографический указатель. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hrono.ru/biograf/bio_m/muravev-mn.php (дата обращения 5.12.2019)

[8] Кирилл (Гундяев), патриарх. Собрание трудов. Серия IV. Том 1. Обращение к верующим с крыльца строящегося в Минске храма-памятника в честь всех святых 25.09.2009. С. 475.