В современном мире насчитывается около 4-х тысяч этносов. Крупнейшая группа европейских народов с общей численностью в 300 млн. человек являются славяне[i].
Объединяющим фактором являются: общность происхождения, культура, языковая близость и религия. Среди других цивилизаций славянская стояла особняком, поскольку общинные начала в ней изначально преобладали над индивидуальными, а духовное возвышалось над материальным. В западной цивилизации было все наоборот. В частности, германо-романская цивилизация создавала свою империю при помощи насилия, завоевания и жестокой эксплуатации оккупированных ею территорий.[ii]
В то время как с Запада шла тенденция основополагающей ролью славянских племен был хозяйственно-культурный подъем страны и народов, ее населяющих.
Основой единства народов всегда были культура и религия. Поскольку, когда существуют общие интересы, понятия, и в первую очередь – духовные ценности, то можно говорить и о единстве. Незримым объединяющим фактором для славянских племен в первую очередь был язык, который, по мнению большинства специалистов, до появления на исторической арене святых Кирилла и Мефодия, существовал только в устной форме. Когда-то, полторы тысячелетия назад, славянские племена были частью единого этнического целого, зарождающейся славянской цивилизации. В “Повести временных лет” дается достаточно ясная картина распределения славян по Европе и возникновения отдельных славянских народов.[iii] Впоследствии, по причине исторических катаклизмов, наше единство было разрушено под влиянием внешних факторов. Единый народ распался на некие отдельные группы, и каждая из этих автономных групп пошла своим путем. Невзирая на многовековую историю порабощения славянских народов, их духовные корни проистекают из этого древнего славянского единства, создавая между ними глубокую внутреннюю связь, которую невозможно разорвать ни одному противнику славянского единства. Символически можно изобразить как из корней бывшей славянской цивилизации произросло дерево, каждая ветка которого потянулась в свою сторону.
Взирая на историю бытия славянских народов можно назвать много внешних врагов, которые пытались уничтожить или покорить их. В последние столетия наблюдается тенденция к разъединению и автономному жительству каждой части этого народа, когда-то этнически единого. Вспомним слова преподобного Сергия Радонежского, который говорил, что именно единением и любовью спасемся.
В мировой истории мы знаем совсем противоположный принцип завету преподобного: “Разделяй и властвуй”(лат.divide et impera). Особенно активно принцип такого правления использовался правителями Британской и Германо-романской империй, которые преднамеренно с одной стороны, и на подсознательном уровне с другой, заставляли враждовать между собою народы или племена. Это способствовало поддержке контроля над захваченными территориями с использованием минимальных сил. Нельзя не упомянуть и о Третьем Рейхе, который в ХХ веке проводил аналогичную политику на захваченных территориях южных и восточных славян. Что привело к гибели миллионов славян.
Но, нельзя не упомянуть и засвительствованных в истории попытках нового объединения славянских народов.
Например, в XV-XVII вв. Польша являлась одной из ведущих держав Европы. Историк Н. И. Бухарин считал, что вся история Речи Посполитой– наглядный пример попытки объединения славянского христианского мира в противовес мусульманской Османской империи.[iv] Но польская шляхетская элита, принявшая католицизм, являлась носителем сарматской идеи избранности и тоталитарной нетерпимости, что не только сорвало возможность объединении славянской цивилизации, но привела в дальнейшем к краху государственности самой Речи Посполитой .
В средине ХІХ века был проведен первый панславянский конгресс. Он состоялся в Праге в 1848 году, то самое время, когда Францию охватило кровавое революционное движение.
Съезд, собранный по инициативе чехословацких славистов Австрийской Империи, являлся съездом славянских народов, проживавших в тогдашней Австрийской империи. На нем присутствовали представители и других стран и всего собралось 300 делегатов. Председатель съезда Франтишек Палацкий заявил, что для защиты народов Центральной Европы наиболее желанна в качестве политического образования Габсбургская монархия[v]. Это заявление разделило участников съезда на две группы. Одна, умеренная, предполагала превращение Австрийской империи в многонациональную федерацию с предложением славянам иметь право некой национальной автономии. Параллельно южные славяне вообще потребовали создания Иллирийского королевства под протекторатом Австрии. Радикалы конгресса настаивали на создании самостоятельной славянской федерации (панславизм).
Это событие было одним из редких случаев в истории Европы , когда в голоса всех славянских народов были услышаны. Съезд был одной из первых попыток оказать сопротивление германскому национализму в славянских землях. Однако сам съезд не оказал реальной поддержки славянам в их национальной борьбе, и работа форума не была завершена из-за восстания в Праге. В славянской историографии съезд оценивается как один из важнейших рубежей национально-освободительного движения.[vi]
В конце 1830-х годов в работах русского историка-славянофила Михаила Погодина были выдвинуты тезисы об утверждении индивидуальности ??? славянского мира и присущих славянским народам высших духовных ценностей в истинной веры—православия.[vii] В данной идеологии важное место занимал тезис о главенствующей роли России в славянском мире, ее объединительной миссии. Проекты политического единения славян под эгидой Российской империи разрабатывались ещё в XVIII—XIX веках Андреем Самборским, Василием Малиновским и другими. Славянофилы были сторонниками освобождения славян от османского и австрийского владычества и создания славянской федерации. И таким образом российские славянофилы в средине ХІХ века выдвинули идею, противопоставившую славянский православный мир — “больной”, безверной Европе[viii].
Уже в наши дни выдающийся русский славист академик Олег Николаевич Трубачев (память которого отмечается в эти дни, портрет ) много своих работ посвятил именно вопросу единства слав. народов. По его мнению, «формирование единого языкового пространства, языкового союза и других интеграционных структур лингвистического характера происходит исторически, естественным путем и не является простым следствием тех или иных политических решений»[ix].
По справедливому замечанию О.Н. Трубачева, если разваливается политический союз народов, долгое время проживавших в едином языковом и культурном пространстве, то это отнюдь не означает автоматического распада сформированного ими языкового союза:
«…ни одна подлинно великая страна не кончается там, где кончается ее территория…»[x]
Кстати сказать, О.Н. Трубачев не только описал естественный путь формирования русского языкового союза, не только раскрыл его основные отличия от балканского и европейского языковых союзов[xi], но и дал данному концепту исчерпывающее определение: «Языковой союз – это масса тождественных по значению и употреблению слов, терминов культурной жизни, оборотов речи, не говоря о прямых заимствованиях. «Дающим» по преимуществу является при этом наиболее авторитетный язык региона»[xii].
В свою очередь, известный российский политолог А.С. Панарин показал приоритетное значение единой веры (духовной власти) для преодоления бесконечной грызни между народами за расширение своей территории: «Духовная власть – это власть над умами. Это она образует духовную базу того или иного режима, имеющую не меньшее значение для его устойчивости, чем социальная база»[xiii];
Оба выдающихся ученых, как это явствует из приведенных цитат, понимали языковой союза как залог нового совершенного единства славян, единства без политической системности, « поскольку система является неким скелетом, а в этом вопросе необходимо дыхание жизни всех частей и функций этого общеславянского единства»[xiv].
Православие, которое пришло на территорию западных славян в VIII-IX веках и в X на Киевскую Русь, не может быть втиснуто в узкие рамки национализма. Оно стремиться к одной цели: к всебратскому единству людей. Христианство стало тем руслом, по которому потекла в древнерусскую землю культура самой развитой цивилизации того времени – Византии. Киевская Русь переняла и усвоила уроки этой цивилизации – древнерусское государство стало на один уровень с государствами Западной Европы, а во многом и превзошло их.[xv]
В июне 2001 в Москве прошел съезд славянских народов Белоруссии, Украины и России; в сентябре 2002 в Москве была основана Славянская Партия России. В 2003 образовалось Государственное сообщество Сербии и Черногории, объявившее себя правопреемником Югославии[xvi]. Это свидетельствует о том, что в ХХІ веке вопрос славянского единства вновь стал как никогда актуальным.
Напоследок, если мы вспомним историю тех государств, которые стремились построить единство, равенство, мир и порядок без Бога, то мы увидим, что они все в скором времени распались, исчезли с карты Земли. Главная причина заключалась в том, что у них не было основополагающего стержня.
А для славянских народов таким стержнем является евангельская любовь и самоотверженное служение близким. Единству в любви не может противостоять никакая внешняя сила. И если все славяне будут жить евангельскими моральными и духовными ценностями, и будут стремиться к гармонизации не только своей жизни, но и близких, то в таком случае мы можем говорить о единстве славянский цивилизации.
[i] Супрун А Е., Скорвид С.С. Языки мира. Славянские языки. МГУ, М., 2005 — С. 2.
[ii] Олег Платонов. Славянское единство и Евразийский Союз. Русская народная линия 16.06.2013. сайт: http://ruskline.ru/analitika/2013/06/17/slavyanskoe_edinstvo_i_evrazijskij_soyuz/ (дата обращения:03.02.2015)
[iii] Томсинов В. А. История русской политической и правовой мысли X-XVII вв. М., 2003. С. 70.
[iv] Бухарин Н. И. Российско-польские отношения в XIX — первой половине ХХ вв. // Вопросы истории 2007. № 7. — С. 3.
[v] Габсбургская монархия, образовавшаяся в XV—XVI вв. в бассейне среднего Дуная, представляла собой многонациональное государство, включавшее в свой состав немецкие, славянские и венгерские земли Центральной Европы. Противостояла Турции. // http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000034/st018.shtml
[vi] Wislocki W. T. Kongres siowianski w r. 1848 i sprawa polska. Lwow, 1927. S.10, 17.
[vii] Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1888—1910, 22 тома.
[viii] Киреевский И.В. Полное собрание сочинений. Том 1. – М.: Типография Императорского Московского Университета, 1911., 294с.
[ix] [Трубачев О.Н.] XV Международному Съезду Славистов. Минск, Белоруссия 2013. В поисках единства / Отв. ред. Т.А.Исаченко. М., 2013 , С.12.
[x] Трубачев О.Н. В поисках единства. – 3-е изд. – М., 2005. – С. С. 8-9.
[xi] Там же. – С. 11.
[xii] Трубачев О.Н. В поисках единства. – 3-е изд. – М., 2005. – С. 11.
[xiii] Панарин А.С. Реванш истории: российская стратегическая инициатива в XXI веке. – М., 1998. – С. 300.
[xiv] Трубачев О.Н. В поисках единства. Союз писателей России. – М.: Ихтиос, 2005. С 13.
[xv] Чебанов О., свящ., Крещение Руси — основа духовного единства славянских народов. http://pravpokrov.ru/church_life/?ELEMENT_ID=1574 (дата обращения: 01.02.15.)
[xvi] Пушкарев Л.Н. СЛАВЯНЕ // Энциклопедия Кругосвет. URL: http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya/SLAVYANE.html?page=0,1 (дата обращения 01.02.2015).