«Послания на арменов и полуарменов» преосвященного Игнатия (Римского-Корсакова) в трудах церковных писателей XVIII – XIX вв.: к постановке проблем*

«Послания на арменов и полуарменов»[i] написаны в середине 90-х гг. XVII в. преосвященным Игнатием (Римским-Корсаковым), митрополитом Сибирским и Тобольским[ii], известным церковным деятелем, книжником и полемистом. Будучи одним из помощников патриарха Иоакима он долгое время был архимандритом Новоспасского монастыря[iii]. После смерти своего покровителя, в 1692 г. был поставлен на Тобольскую кафедру. В Сибири он столкнулся с рядом проблем церковной жизни, одной из которых был раскол. С ним владыка боролся разными средствами, одним из которых была полемика со старообрядцами и увещание паствы с помощью личной проповеди и письменных сочинений, в частности посланий.

Сочинение состоит из трех посланий, связанных между собой идейно[iv]. Впрочем, каждое послание имеет законченный смысл. Этот труд представляет собой своеобразный полемическо-исторический трактат по истории раскола в России. Его цель – не показать историю раскола, а убедить читателя в том, что раскольники являются еретиками и продолжают еретические учения, бытовавшие в России и Византии доXVII в. Этот вывод основан на  идее об «армянских корнях» староверия. Так автор посланий считал, что заблуждения старообрядцев (в частности двоеперстие) происходит от армян, якобы еще в царствование Ивана IV попавших в Россию. Митрополит не был автором этой идеи. Она имеет свою собственную довольно продолжительную историю. Сам преосвященный Игнатий, скорее всего, почерпнул его из Скрижали, изданной в Москве в 1656 г., текст которой он использовал при составлении своих посланий. Надо сказать, что мнение об армянском происхождении некоторых заблуждений староверов, в особенности двуперстия, отражено даже в актах Большого Московского собора[v], и имело распространение среди приверженцев церковной реформы сер. XVII в. Известный исследователь А.Т. Шашков считал, что «в действительности эти утверждения (об армянских корнях старообрядчества – авт.) не имеют под собой никаких оснований»[vi] По мнению митрополита Игнатия, одна из главных причин раскола крылась в искажении церковных книг, которое было сделано будущими лидерами староверия при патриархе Иосифе.

Сочинение дошло до нас в 2 редакциях и 14 списках.[vii] В 1855 г. оно было издано в Казани с весьма поверхностными примечаниями.[viii] Это сочинение еще не становилось предметом самостоятельного изучения. В научной литературе о нем упоминается в самых общих чертах. Ряд ценных наблюдений был высказан А. Т. Шашковым.[ix]

Вместе с тем, «Сибирские послания» митр. Игнатия оставили заметный след в полемической и церковно-исторической литературе XVIII – XIX вв.

Одним из первых известных церковных писателей, использовавшим «Сибирские послания», стал свт. Димитрий Ростовский[x]. Сочинение «Розыск о брынской вере» Ростовского митрополита внешне похоже на труд Игнатия (форма послания, наличие оглавления), но по содержанию сразу ощущается совсем иная образованность его автора. В основу сочинения Димитрия легли многие современные ему сочинения, в том числе и письма протопопа Аввакума, сочинения Юрия Крижанича, Стефана Яворского и других авторов, в том числе и преосвященного Игнатия (Римского-Корсакова).

Димитрий обращается к посланиям митрополита в третьей части, озаглавленной «Розыск о раскольничех делах»[xi]. Местами Ростовский митрополит дословно цитирует «Сибирские послания», но в большинстве случаев он пересказывает близко к оригиналу с сокращениями. В его интерпретации текст «Посланий» становится более четким и понятным. Это сочинение Игнатия заинтересовало Ростовского митрополита только как исторический источник, из которого можно почерпнуть факты о деятельности раскольников. Богословские размышления Игнатия остались вне зоны внимания автора «Розыска». Именно из «Сибирских посланий» Димитрий взял малоизвестные сюжеты, не встречающиеся у других авторов, но производившие на читателя сильное впечатление (например, о причащении изюмом)[xii]. Значительная часть цитации-пересказа в «Розыске» посвящена истории распространения раскола в Сибири.

К «Сибирским посланиям» митр. Игнатия как к историческому источнику обращались при написании своих сочинений митрополит Арсений (Мациевич)[xiii] и протоиерей А. Журавлев[xiv]. Последнему были близки размышления Игнатия о преемственности учений древних еретиков-стригольников и старообрядцев.

Интерес к труду Игнатия (Римского-Корсакова) усилился в середине XIX в., что объясняется изменениями государственной политики и изданием памятника. Церковные писатели стали обращать внимание не только на фактологический материал, но и на идейное содержание «Сибирских посланий». Наиболее популярными становятся высказывания Игнатия о влиянии  армян на многие старообрядческие заблуждения, об участии идеологов старообрядчества в книжной справе при патриархе Иосифе. Эти идеи не в столь категоричной форме транслируются в сочинении архиепископа Воронежского Игнатия «История о расколах в Церкви Российской» (СПб., 1849), опосредованно переданы в работе церковного писателя А.Н. Муравьева[xv].

Рассуждения Тобольского митрополитата оказались близки и митрополиту Макарию (Булгакову)[xvi]. Он также трактовал староверие как «полуарменскую ересь» и естественное продолжение ересей, бывших в России до XVII в. Митр. Макарий поддержал и мнение Игнатия о том, что будущие раскольники сами внесли «свои заблуждения» в печатные книги при патриархе Иосифе[xvii], и таким образом распространили их посредством печатных книг. Наибольшее внимание Макария в сочинении Игнатия привлекли сведения по истории Соловецкого восстания, о событиях 1682 г. и распространении старообрядчества в Сибири [xviii]. В отличие от митрополита Димитрия Макарий не заимствовал разного рода «страшных историй», объективность которых видимо вызвала у него сомнения. Но при написании своей знаменитой «истории Русской Церкви», митрополит Московский изменил свои взгляды и уже обошел молчание указанные мнения.

Без должной критики подошел к сочинению Игнатия А.П. Щапов. Полностью доверившись автору «Сибирских посланий», исследователь воспроизвел мнение об участии будущих старообрядцев в исправлении книг, зафиксированные Игнатием слухи и домыслы, например, о замене некоторыми раскольниками пасхальных яиц на «цибулю», о влиянии протестантов на деятелей раскола.[xix] Также им были использованы сведения и по истории раскола, в том числе в Сибири.[xx]

Во втор. пол. XIX в. с развитием отечественной исторической науки «Послания на полуармен» стали подвергаться критическому анализу. На основе изучения документов Печатного двора историки Н. Ф. Каптерев, П. Ф. Николаевский и другие доказывали недостоверность свидетельства митрополита Игнатия об участии будущих деятелей старообрядческого раскола в книжной справе при патриархе Иосифе.[xxi] По мнению исследователя истории раскола В.В. Андреева, при патриархе Иосифе будущие идеологи старой веры лишь «смотрели за печатанием»[xxii].

К концу XIX в. «Послания» митрополита Игнатия окончательно потеряли свой «авторитет». В труде П.С. Смирнова «История русского раскола старообрядчества», рекомендованного в качестве учебного пособия, было уже совсем мало ссылок на это сочинение. Вопрос о влиянии будущих деятелей раскола на исправление книг при патриархе Иосифе вообще не поднимался.[xxiii]

Интересно, что «Послания» Игнатия нашли отражение и в старообрядческой книжности, к ним обращались в полемических целях[xxiv].

Таким образом, «Послания на арменов и полуарменов» оказали влияние на развитие историко-полемической мысли XVIII в. – перв. пол. XIX в. Достоверность изложенных в сочинении событий не подвергалась сомнению вплоть до середины XIX в., зачастую использовались сюжеты явно далекие от реальности. Однако с развитием исторической науки, введением в оборот новых источников, некоторые утверждения митрополита Игнатия стали пересматриваться.

Наиболее популярными оказались исторические сведения из «Посланий», связанные с Соловецким восстанием и распространением староверия в Сибири, а также «прением о вере» в Грановитой Палате. Практически невостребованными остались размышления и аргументы Игнатия против староверия, попытки придать полемике богословскую окраску. В нашем кратком обзоре мы использовали лишь наиболее известные и распространенные сочинения церковных писателей синодального периода, для продолжения исследования требуется привлечение более широкого круга литературы, в том числе и неизданной, а также изучение отдельных историографических сюжетов.


* Исследование проведено при поддержке «гранта Президиума Уральского отделения РАН для молодых ученых».

[i] В литературе памятник принято именовать «сибирскими посланиями».

[ii] Подробную библиографию работ, посвященных митрополиту Игнатию, см.:  Никулин И. А. Игнатий (Римский-Корсаков), митр. // Православная энциклопедия./ Под. ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Т. XXI. Иверская икона Божией Матери – Икиматарий. М., 2009. С. 125–127.

[iii] О московском периоде жизни Игнатия (Римского-Корсакова) см.: Никулин И. А. Обзор жизни и деятельности митрополита Игнатия (Римского-Корсакова) до поставления на Тобольскую кафедру // Сборник студенческих научных работ / Под ред. А. К. Светозарского; Кафедра Церковной истории МПДА. Сергиев Посад, 2010. С. 23 – 59. Электронная версия статьи опубликована на сайте Богослов.ру. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/774364.html 15.05.10.

[iv] Никулин И. А. К вопросу о времени создания «Посланий на арменов и полуарменов» митрополита Сибирского Игнатия (Римского-Корсакова) // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы VМежрегиональной научно-практической конференции / Новосибирский государственный университет. Новосибирск, 2011. С. 99 – 103.

[v] Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. II.: Документы содержащие известия о лицах и событиях из истории раскола за первое время его существования. Ч. 2.: Акты, относящиеся к собору 1666 – 1667 года. М., 1876. С. 237.

[vi] Шашков А.Т. Сибирский митрополит Игнатий и «дело» Иосифа Астомена // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 42. Прим. 24.

[vii] Послания дошли до нас в двух редакциях и 14 списках. Их описание см.: Воронова Л.Б.Археографический обзор… С. 193 – 198; Описание рукописей, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующаго Синода. Т. II. Вып. I. СПб., 1906. С. 446.  Упоминания о списках см.: Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской духовной академии. Ч. I. Казань, 1881. С. 534 – 536.

[viii] Послания опубликованы: Послания блаженнаго Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского. Казань, 1855. Небольшие фрагменты из всех трех посланий опубликованы: Памятники литературы и письменности крестьянства Зауралья. Т. I. Вып. 2./ Сост. А.Т. Шашков, В.И. Байдин. Екатеринбург, 1991. С. 22 – 30. Выдержки из посланий также опубл.: Описание документов и дел хранящихся в архиве Святейшаго Правительствующаго Синода. Т. I. (1542 – 1721 г.). СПб., 1868. Стб. CCCCXXIV.

[ix] Шашков А.Т. Сибирский митрополит Игнатий и «дело» Иосифа Астомена // Власть, право и народ на Урале в эпоху феодализма: сб. науч. тр. Свердловск, 1991. С. 36 – 49.

[x] Димитрий Ростовский, свт. Розыск о раскольнической брынской вере. Изд. 5-е. М., 1855.

[xi] Там же. С. 566 – 584, 616, 618. 628 – 632.

[xii] Там же. С. 571 – 572. Ср. Послания блаженнаго Игнатия, митрополита Сибирского и Тобольского. Казань, 1855. С. 113 – 114.

[xiii] [Арсений (Мациевич), митр. Ростовский.] Дополненное обличение неправых и лжесловесных ответов раскольнических…//Описание документов и дел хранящихся в архиве Святейшаго Правительствующаго Синода. Т. I. (1542 – 1721 г.). СПб., 1868. Стб. CCCCXXIII – CCCCXXVII.

[xiv] Журавлев А. И., прот. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах в 4 частях. Изд. 5-е. Ч. I. СПб., 1855. С. 53 – 55. Книга была впервые издана в конце XVIII в.

[xv] Муравьев А. Н. Раскол обличаемый своею историею. СПб., 1854. С. 37 – 38. Скорее всего, автор не был знаком с «Сибирскими посланиями», а использовал данные, приведенные в сочинении Воронежского архиепископа.

[xvi] Макарий (Булгаков), митр. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. Изд. 2-е. СПб., 1858.

[xvii] Там же. С. 125 – 127, 150, 153.

[xviii] Макарий (Булгаков), митр. История русского раскола… С. 215-239, 240 – 258, 268 – 272.

[xix] Щапов А. П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской Церкви и гражданственности в XVII веке и первой половине XVIII. Казань, 1859. С. 38 – 40, 42, 176.

[xx] Там же. С. 224, 229 – 230.

[xxi] Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. М., 1887. С. 50 – 91; Николаевский П. Ф. Московский Печатный двор при патриархе Никоне // Христианское чтение. 1891. Ч. 1. С. 149 – 150; Румянцев В. Е. Древние здания Печатного двора // Труды Московского Археологического Общества. Т. 2. Вып. 1. М., 1869. С. 32-33. Прим. 67; Мансветов И. Д. Как у нас правились церковные книги. М., 1883. С. 30.

[xxii] Андреев В. В. Раскол и его значение в народной русской истории. Исторический очерк. СПб., 1870. С. 42 – 43.

[xxiii] Смирнов П. С. История русского раскола старообрядчества. Изд. 2-е., испр. и доп. СПб., 1895. С. 29 – 33.

[xxiv] Зольникова Н. Д. Проблема межконфессионального заимствования идей и текстов: книжники разных согласий старообрядчества (XVIII – XIX вв.) // Уральский сборник. История. Культура. Религия. Вып. 7. В 2 ч. Ч. 2. Проблемы книжной культуры. Екатеринбург, 2009. С. 147 – 148.