Синодальная эпоха в истории Русской Православной Церкви занимает особое место. Решение Петра I о ликвидации патриаршества и учреждении Синода не одобрялось значительной частью духовенства. Часть духовенства называла его «иконоборцем» за то, что он, подобно византийскому императору-иконоборцу Константину V, изымал монастырское имущество в пользу армии. Монастырские имения Петр называл «тунегибельными», т.е. пропадающими зря, поскольку они не приносили материальной выгоды[i]. С этого момента, наряду с появлением новых православных монастырей, началось планомерное закрытие уже существовавших. Пик этого процесса приходится на царствование Екатерины II, которая 26 февраля 1764 г. издала указ о секуляризации церковных имений[ii]. В результате реформы в центральных российских губерниях было упразднено 496 монастыря, что составляло 56,3 % от их прежней численности[iii]. На территории современной Московской областной епархии по «Духовным штатам», изданным императрице в 1764 г., было закрыто 14 монастырей[iv], Еще 6 обителей были ликвидированы несколькими годами позже, оставшись в результате реформы фактически без средств к существованию[v].

После закрытия монастырей и ликвидации монашеских общин оставались оплоты былой монастырской жизни в виде монастырских ансамблей: храмов, зданий, хозяйственных построек. Монастырь – это, безусловно, в первую очередь, люди и тот дух, который они в себе несут. Здания без духа пусты. Но, с другой стороны, архитектурные комплексы монастырей являются той самой формой, которая вдохновляет многих людей, напоминает о некогда бывшей здесь жизни, а вместе с тем вселяет и укрепляет в них веру.

Далеко не все упраздненные монастыри сохранили свои храмы, здания и постройки. Не используемые здания быстро ветшали. В случае, если они были деревянные, процесс разрушения происходил быстро.

В архивах (в Российском государственном архиве древних актов – РГАДА, Центральном государственном архиве Москвы – ЦГАМ и прочее) сохранились метрики с описанием архитектурных ансамблей некоторых из упраздненных монастырей Московской областной епархии. В них содержаться подробные описания монастырских церквей, их внутреннего убранства, а также иногда указываются другие постройки на территории бывшего монастыря.

Пожалуй, самый древний архитектурный комплекс, сохранившийся после закрытия монастыря вплоть до конца XIX столетия, располагался в бывшей Левкиевой пустыни. В клировых ведомостях с 1871 года пишется, что Успенская церковь построена в 1476 году, преподобным Левкием, основателем бывшего Левкиева монастыря, от щедрот великих князей Волоцких, что взято из описания Волоколамской Левкиевой пустыни, составлявшего в 1870 году, бывшим Воскресенского Новый Иерусалим, именуемого монастыря  архимандритом Леонидом, наместником Троице-Сергиевой лавры[vi]. Но эта дата соответствует не построению церкви, а основанию старцем Левкием его пустыни. Несмотря на это можно предположить, что церковь древняя и основана если не в конце XV, то по всей вероятности в начале XVI столетия. Церковь каменная, что и позволило ей сохраниться на протяжении нескольких столетий. Мастер, строивший церковь не известен, но как сказано в описании Левкиевой пустыни, можно предположить, что церковь основана от щедрот Волоколамского владетеля благочестивого князя Бориса Васильевича, по личному благоволению[vii].

Из метрик второй половины XIX в. мы узнаем о Спасо-Преображенском монастыре города Коломна, известном также как Спас-Ядринский мужской монастырь. В монастыре было 2 каменные церкви: Спасо-Преображенская холодная церковь в честь Преображения Господня и теплая в честь Нерукотворного Спасителева Образа. Обе были построены в конце XVII в., в 1685 г. О построении холодной Преображенской церкви храмоздателя надпись, выбитая древнеславянским шрифтом (вязью) в притворе храма на правой стене входных дверей гласит так: «лета 7193 года, июня в 28 день построена церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на Коломне, на посаде при царствии благочестивейших государех наших царя и великого князя Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея Великия, Малыя и Белыя России самодержцев и при великом господине нашем Святейшем Иоакиме, Патриархе Московском и всея России и при освященном Никите, архиепископе Коломенском и Каширском, при архимандрите Вассиане с братиею»[viii].

Примерно в это же время была построена церковь в Спасском Входоиерусалимском монастыре в Верее. «На паперти на металлической доске надпись о времени основания храма след: Божией милостью, по благословению Великого Господина Святейшего Иоакима Патриарха Московского и Российского при благочестивейшем Государе , царе и великом князе Федоре Алексеевиче всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, зачат сия Богом созданная церковь Входа Спаса во Иерусалим лете ЗРПE, а совершена ЗРПЗ, а строена сия церковь той обители при игумене Адриане и при келаре старце Захарии и при казначее старце Иосифе. В 1677 году по Рождеству Христову»[ix].

Несколько позже была построена церковь во имя Распятия Господня в Распятском женском монастыре в Серпухове. Документальных сведений о ее строительстве не сохранилось, но из устного предания известно, что она основана в 1719 г. Храм создан тщанием княгини Назареты Матвеевны Гагариной, что также известно из устного предания. Княгиня была дочерью губернатора Сибири Матвея Гагарина.

Далее в метрике обычно следует подробное описание церковных зданий с указанием размеров.

Церковь Успения Божией Матери бывшего Левкиева монастыря была квадратная, одноэтажная. Алтарь церкви с тремя полукружиями. В вышину, кроме фонаря 6 сажень, в фонаре около 7 аршин, в длину 7 сажень с 1 аршин и ширину 7 сажень с ½ аршина. Церковь построена вся из кирпича[x]. «Стены все выкладены сплошной кладкой на известке, кирпич толстый, тяжеловесный, около 18 фунтов, обожженный. Стены сохранились в своем первоначальном виде, кроме западной, к которой пристроена трапезная церковь. С восточной стороны в стене под верхней крышей есть пустое пространство и видна каменная лестница вниз, которая ведет к южной стороне, назначение которой нам неизвестно. Связи в стенах деревянные, дубовые, которые от времени истлели и оказались по местам трещины, для безопасности кругом снаружи обведен железный обруч. Наружные стены гладкие, по бокам дверей и по углам выдающиеся лопатки, сведенные к верху в три арки, в средних арках сделаны лепные рамки, узкие и продолговатые, между полукружиями алтаря такие же выдающиеся лопатки. Над входной дверью с южной стороны в виде фонаря под железной крышей в углублении на стене написан образ Успения Божией Матери, живопись не старинная и написана неискусным мастером. С северной стороны такое же сделано углубление и была живопись, но она недавно заштукатурена.

К верху на два аршина от крыши сделан небольшой уступ и покрыт железом в виде пояска.

Карниз гладкий и никаких особых украшений не имеется.

Кровля на сводах церкви шатровая на четыре ската, железная, выкрашена медянкой, новая.

Фонарь на сводах с пролетами, сквозной, круглый, с одним пояском вверху, шея гладкая, под самую крышу главы сделаны лепные украшения кругом, изображающие продолговатый, кверху широкие полузагнутые кружки.

Одна глава большая, круглая посредине церкви, покрыта железом и окрашена медянкой.

Крест на главе железный, четвероконечный, с завитками, решетчатый, прикреплен к главе цепями, на подножие его полулуние.

Окна узкие продолговатые, верх полукруглый, расположенный под самими сводами, по два окна с южной и северной стороны[xi]. В алтаре три окна, в северном и южном предалтарии по два окна, все они в один свет, с отливами снаружи, рамы у окон простые деревянные, внутрь, храма. Решетки железные, клетками, наличники окон валиками, заостренные кверху с маленькими четвероконечными крестиками, лепные. Всех дверей трое, на западе, на севере и на юге, с западной стороны из придела прежние двери заменены новыми, остальные же на севере и юге сделаны из половых досок, простые деревянные на шпонках, в позднее время, для безопасности обиты листовым железом и окрашены медянкой. Петли на дверях железные, простые на крючьях. Наличники дверей лепные валиками, кверху острые с маленькими крестиками. Особых выходов не имеется. Была особая дверь в западном углу направо, пробитая в стене церкви, через которую был вход в каменную часовню, где находилась гробница над мощами преподобного Левкия, вследствие же устройства на том месте нового придела, часовня была разобрана и дверь заделана. Паперть устроена с одной придельной стороны в колокольне»[xii]. По мнению священника этой церкви Иоанна Покровского, Успенская церковь бывшего Левкиева монастыря имеет сходство с Волоколамским Воскресенским собором Московской губернии[xiii].

Приведем описание церквей бывшего Спас-Ядринского монастыря.

«Церкви квадратные обе. Обе двухэтажные. Холодная находится в верхнем этаже, а нижний заключает в себе среди храма под сводами усыпальницу (переведенного монастыря, в 1800 г. в город Уфу), монастыря мужского, где были погребаемы монахи в каменных составных гробах, накрытых каменной плитою. Вход в эту усыпальницу заложен кирпичем, находится в верхнем этаже, а в нижнем к паперти помещается сторожка, а к алтарю помещается жилье псаломщика, средину церкви занимают Св. Врата. Алтарь в холодной – с тремя полукружиями, а теплая – с одним. Вышина холодной церкви с престолом – 14 саж., длина – 12 саж., ширина – 7. Вышина теплой церкви с крестом – 11 саж. 2 аршина, внутри церкви – 3 саж., длина церкви – 12 саж., ширина – 4 саж. Алтарь теплой церкви имеет уклонение к верху. Церкви построены из кирпича и камня, цоколь в холодной церкви в сажень сделан из большого камня. Середина насыпана бутом и залита известняковым раствором. Цемента нет. Кирпич тяжеловесовой более 14 фунтов. Клейм нет. Стены в своем первоначальном виде сохранились. Связи в стенах железные. Наружные стены гладкие. Карнизы есть, сделаны из кирпича в виде четырехугольников. Кровля шатровая – на четыре стороны из железа, выкрашена краскою. Крашена в разное время, новая[xiv]. Фонарь в теплой – глухой, а в холодной церкви с пролетами, устроен прямо над сводами. На фонаре есть шея гладкая без украшений. На фонаре церкви есть главы по одной на каждой, покрыты белой жестью. Кресты железные, восьмиконечные.

Окна в холодной церкви широкия, устроены в верху с южной, северной и западной сторон. В теплой – широкия, устроены над цоколем. В алтаре – 2, в храме – 6, притворе – 2. В холодной: в алтаре в середине – 1 в северном приделе, алтаре – 2, в южном – 1. Окна с перемычками крестами, имеют отливы с железными решетками. В холодной церкви дверей – 3, с запада, с севера и юга, а в теплой – 1. В холодной церкви – железныя, а в теплой – деревянная. Наличники у дверей простыя и петли простыя. Паперть устроена в холодной с трех сторон, а в теплой с двух»[xv].

Судя по описанию, похожий облик имела и церковь во имя Входа Господня во Иерусалим в бывшем Спасском монастыре в Верее. «Зданием церковь каменная с таковой же колокольней. Описанная церковь квадратная столпообразная, двухэтажная. Оба этажа заняты приделами, вверху во имя Входа Господня во Иерусалим, а внизу Покрова Пресвятой Богородицы, позднейшего устройства, по сказанием устроен тщанием госпожи Толстой, а прежде вероятно был подвал. Внизу по середине четвероугольный столп, на сводах которого устроен пол верхней церкви.

Алтарь церкви полукруглый в три грани. От основания до кровли 60 аршин. В длину 20 аршин, в ширину 20 аршин. Церковь по местоположению стоит на зимний восток. Церковь построена вся из кирпича[xvi]. Стены церкви выкладены все сплошной кладкой в два с четвертью аршина толщиной. Кирпич длинный и широкий и толстый, тяжеловесный 18 фунтов, обожженный без клеймов. Связи в стенах железные. Галерей кругом церкви нет. Наружные стены храма гладкие. По середине церкви вокруг обведен пояс в пять кирпичей при натуральной кладке. Карниз сделан из кирпича при натуральной кладке в пять поясков с четырьмя полукружьями вниз с каждой стороны церкви.

Кровля церкви шатровая на четыре ската, железная, выкрашена белилами на масле и покрыта медянкой. Кровля церкви старая, но еще крепкая. Церковь пятиглавая. Средний фонарь глухой устроен на сваях церкви оштукатурен. Прочие фонари также глухие, отштукатуренные, и устроены на углах храма. Главы все покрыты железом, окрашены на масле белилами и медянкой. Кресты на главах деревянные, дубовые, окованные железом и окрашены, восьмиконечные. Шарики под крестами деревянные, обитые железом и окрашены желтой краской.

Окна не широкие сверху полукруглые с откосами во внутрь церкви в несколько светов мелких. Вверху в алтаре четыре окна, внизу в алтаре 3 окна. Вверху и внизу с юга по два окна. С севера также по два окна. Вверху окна со всех сторон с колами и наличниками сделаны из кирпича разными фигурками. Решетки витые, в переплете железные.

Вход в церковь с одной западной стороны. В верхней церкви двери створчатые, железные, кованные, узорчатые, петли коих устроены в стенах. Наличники дверей каменные из кирпича, узорчатые, не имеющие определенных изображений. В нижней церкви двери двойные, одностворчатые, деревянные, обиты железом. Наличники простые, деревянные. Паперть в верхнюю церковь устроена с одной западной стороны на четырех столбах, из коих – лицевые в середине пупом круглые, между столбов устроена широкая лестница, из белого камня ступени[xvii]. Кровля паперти скатная от церкви на западе, покрыта железом и окрашена. На паперти два окна на юг. Под папертью есть помещения в виде комнаты с двумя окнами на юг в паперть нижней церкви и дверью на север[xviii]».

Совсем иной внешний вид был у церкви Распятского женского монастыря в Серпухове. Приведем ее описание второй половины XIX в. (до этого времени она простояла без особых изменений). «Квадратная одноэтажная. Алтарь с тремя полукружиями. Вышина храма 9 аршин, длина 36 аршин и ширина 26 ¾ аршина. Церковь построена вся из кирпича. Стены выложены все сплошной кладкой. Кирпич средний, приблизительно фунтов в 13 высотой, обожженный, стены сохранились в своем первозданном виде; проходов и пустых мест в них нет. Связи железные[xix]. Наружные стены гладкие. Платбанта нет. Лопаток также нет. Разных камней на стенах и муравленых плит нет. Кровля на 4 ската, железная, выкрашена краской, старая. Шатер, заканчивающийся остроконечным шпилем. Над шпилем возвышается четырехконечный железный веер. На вершине креста нет ни цепи, ни орла, ни короны. Окна широкие и прямые, заканчивающиеся вверху полукружием. В главном приделе их три, в северном и южном тоже по три. По одному в ряд с главным приделом и по два боковых. Окна в один свет; наличники у окон каменные, гладкие, сделанные под мрамор. Плитки у окон желтые, прямые. Всех дверей трое — западная, северная и южная. Наружные двери железные, окрашенные зеленой краской. Наличники дверей гладкие, без всяких изображений и надписей. Петли на дверях простые. Паперть устроена с трех сторон, ни надписей, ни камней с резьбой в ней нет» [xx].

Приведенные описания внешнего облика церквей полностью соответствует господствовавшим архитектурным стилям. Так, малые формы и объемы Успенской церкви Левкиевой пустыни доказывают, что храм был построен на рубеже XV и XVI в. Церкви, построенные в XVII в., соответствуют характерному для этого периода архитектурному стилю – шатровому. Распятский собор в Серпухове, основанный в начале XVIII в., является уникальным памятником барочной архитектуры. В свое время он был одной из высотных доминант центра города.

В документах можно обнаружить и описания внутреннего убранства бывших монастырских церквей. Об Успенской церкви Левкиева монастыря находим в метрике: «Церковь устроена внутри в виде квадратной палаты. Престол в нем один. Западный новый придел также в виде палаты. Отделяется от храма глухой стеной с одним пролетом, который во время пристройки, против остальных дверей старой церкви несколько распростроен. Своды устроены на четырех столбах и разделаются полукруглыми арками, два столба посредине храма и два столба в алтаре за иконостасом, между которыми три полукруглых отделения, посредине престал, налево жертвенник, а направо диаконник, в который устроена от престола небольшая проходная дверь. Два столба, четверогранные, гладкие и два скрытые за иконостасом. В алтаре в стенах устроены два шкафа для хранения сосудов и книг, в диаконнике шкаф с железной дверью для хранения церковной суммы и у жертвенника две печуры полукруглых и две прямых, в одной устроен колодец для умывания рук, а другая для жаровни. В северной стене церкви сделана полукруглая впадина, где стоит большое, резное, деревянное изображение Спасителя в терновом венце в темнице[xxi]. Пол лещадный, везде одинаковый. Алтарь троечастный, разделенный направо глухой стеной с небольшой входной дверью, налево аркой к жертвеннику. В алтаре своды с одной стороны от иконостаса поддерживаются двумя столбами. В алтаре три окна и в предалтариях по два окна. Престол деревянный, стоит на ровном месте. Ширина его 1 аршин и 3½ вершка, длина 1 аршин 6 вершков, вышина 1 аршин 6 вершков. Над престолом была устроена была устроена сень деревянная, простой столярной работы на четырех витых столбах, верх шатровый с главой и крестом, которая по ветхости была разобрана. Особенного горнего места не существует. Жертвенник устроен в особом северном предалтарии, на открытом месте, деревянный. Вышина его 1 аршин 6 вершков, ширина и длина 1 аршин 2 вершка. Иконостас старого устройства, простой столярной работы, деревянный пятиярусный, Царские двери из двух створок, простые с наложенными на них вызолоченными узорами, верх полукруглый. Солея устроена на ровном лещаном полу и от помоста храма отделена железной решеткой. Амвон круглый деревянный. Клиросы простой, старинной работы, деревянные, без особых украшений. В новой придельной церкви направо близ престола во имя св. муч. Левкия, издревле устроена гробница над мощами основателя бывшего монастрыя преподобного Левкия, которого мощи почивают здесь под спудом, на гробнице старинный образ преподобного покрытый медной высеребренной ризой, бока гробницы также обложены высеребренной медной ризой»[xxii].

О церквях Спас-Ядринского монастыря в Коломне находим: «Внутри устройство в обеих церквях в виде квадратной палаты. В церквях по одному приделу. Трапеза устроена в виде палаты. Притвор в холодной церкви отделяется глухою стеною с пролетом железной дверью, а в теплой – стеною с сквозными пролетами в середине. Своды устроены в холодной церкви на столбах и разделяются на равные части. В холодной церкви пол каменный – плитами, в теплой – лещадной. В алтаре и храме одинаковый, а в притворе кирпичный. В холодной церкви алтарь троечастный, разделенный с левой стороны аркой, а с правой стеной с пролетом, а в теплой – одночастный. В правой стороне алтаря находится ризница, а в левой – жертвенник. Своды лежат на стенах в обеих стенах. В холодной в левом приделе – 2 окна, в среднем – 1, в правом – 1. А в теплой, в южном и северном – 2. Помост в алтарях: в теплой церкви – равен, а в холодной – возвышен на две ступени. Престолы деревянные, дубовые в обеих церквях. В холодной церкви вышина престола – 1 аршин 6 вершков, длина и ширина – 1 ½ аршина, в теплом храме вышина – 1 аршин 4 вершка, длина и ширина – 1 ½ аршина. В холодной, над престолом сени на четырех колоннах, позлащенные, в коей в средине вырезано изображение сошествия Св. Духа на апостолов, резная, деревянная, шатровая с крестом. В холодной церкви для горнего места есть углубление, а в теплой нет. В холодной церкви в особом северном пределе-алтаре устроен жертвенник, а в теплой в одном среднем с престолом. Жертвенник деревянные, дубовые. В холодной церкви одинаковый жертвенник с престолом, а в теплой вышиною – 1 аршин 4 вершка, длина – 1 аршин 7 вершков, ширина – 1 аршин 4 вершка. Иконостасы устройства нового в обеих церквях, резные из дерева, в холодной церкви на золотом поле, а в теплой – на белом. Иконостас имеет три яруса в холодной, в теплой – два. В обеих церквах Царские двери – резные, вызолоченные. Устроены солеи, прямые, каменные. В холодной церкви возвышается на две ступени, а в теплой – нет. В теплой церкви амвона нет, а в холодной есть из камня. Клиросы огорожены деревянными решетками с двух сторон, а третья – примыкает к стене» [xxiii].

Интересно описание внутреннего убранства церкви бывшего Спасского монастыря в Верее: «Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма ничем не отделяется. Царские двери деревянные, резные, разными узорами, местами вызолоченные, а местами посеребярны. В нижней церкви устройство также квадратное, алтарь не отделен. Царские двери простые с одной северной дверью. По средине церкви четвероугольный столб, гладкий, кирпичный, на сводах которого устроен пол верхней церкви и потолок нижнего храма. Придел один. Свод в верхней церкви устроен в виде круговой дуги без опоры на столбах, а прямо со стен храма и весь открытый, а внизу крестообразный, опирающийся на столб. В нижней церкви по середине столб из кирпича, гладкий. В верхней церкви есть по две небольших впадины на северной и южной стороне. Пол верхней, нижней церквей, в обоих алтарях и притворе, кирпичный. Алтаря в верхней церкви столярной работы четырех частный: 1 – местные иконы, 2 – двунадесятые праздники, 3 – двенадцать апостолов, 4 – двенадцать ангелов, а верху – Распятие. Алтарь в верхней церкви имеет арки. В южном предалтарии, помещена ризница, а в северном – жертвенник. В алтаре одно окно, в южном предалтарии – два, одно из них в ризнице. В северном предалтарии одно окно. В нижнем алтаре расположение одинаковое с верхним с тем отличием, что в южном предалтарии – одно окно. Помост в алтаре равен с помостом храма, а верхний поднят на две ступени. В верхней церкви престол деревянный, устроен на полу без возвышений. Ширина престола 1 аршин 3 вершка. Длина 1 аршин ½ вершка. Вышина 1 ½ аршина. В нижней церкви престол деревянный, устроен также на полу без возвышений. Ширина 1 ½ аршина. Длина 1 ½ аршина. Вышина 1 аршин 7 вершков[xxiv]. Жертвенники как в нижней, так и в верхней церквах устроены по середине северного предалтарии на открытом месте. В верхней ширина 1 аршин 3 вершка. Длина 14 вершка. Вышина 1½ аршина. В нижней ширина 1 аршин. Длина 1 аршин 2 вершка. Вышина 1 аршин 6 вершков»[xxv]. «В верхней церкви от одного клироса до другого устроена из белого камня на две ступени выше от помоста храма. Решеткой не отделена. В нижнем храме от одного клироса до другого солеи нет. и решетки нет. Амвон в верхней церкви сделан из белого камня, шестигранный, на одну ступень выше солеи. На открытом месте. Клиросы в обоих храмах правые и левые устроены в прямой треугольник. Простой столярной работы»[xxvi].

Распятская церковь отличается от остальных не только внешним видом, но имеет особенности и внутреннего убранства. В соответствии со стилем, в котором она была построена – барокко, внутри было больше света и пространства, несмотря на одноэтажность постройки. «Церковь внутри устроена в виде квадратной палаты. Алтарь от храма кроме иконостаса ничем не отделяется. Приделов в церкви три. Притвор отделяется от храма столбами. Своды в церкви полукруглые, образующие особое подобие креста и покоящиеся на 4 столбах. Арками своды не разделяются, в столбах нет никаких углублений. Среди самой церкви 4 столба четырехгранных гладких, без впадин для образов и дверей, вокруг столбов нет ни решеток, ни лавок для сидения, кроме только того, что перед вторым левым столбом считая от западных дверей, устроено место для плащаницы, которое огорожено решеткой, а перед вторым правым столбом сделана темница в которой находится резная деревянная статуя Спасителя в рост человека в сидящем положении[xxvii]. В храме пол плитяной, в алтаре же лещадный. Алтари разделяются на 3 части поперечными деревянными стенами, примыкающими к каменным столбам. В боковых предалтариях устроены приделы. Своды в алтаре лежат на столбах. В сводах и стенах головников нет. Помост в алтаре возвышается над помостом храма на две ступени. Никаких изменений в алтаре не происходило. В главном Распятовом приделе престол каменный, никакой особенной доской не покрыт, ровно так же и металлическими листами не обложен, ступенями от помоста алтарь не возвышается. Ширина его 6 четвертей, длина 7 четвертей и высота 5 ½ четвертей. В приделе престолы деревянные, имеющие по 17 вершков в ширину и длину, в вышину 5 ½ четвертей. Над главным престолом устроена деревянная сень. Верх ее шатровый, подписей на ней нет. Жертвенники (числом 3) находятся в южном приделе. Все они поставлены на открытом месте и сделаны из дерева. В главном приделе вышина жертвенника 22 вершка, ширина 26 вершков, в боковых приделах жертвенники имеют вышину тоже 22 вершка, в ширину 1 аршин[xxviii]. Иконостас старого устройства резной деревянный. Резьба помещена на золотом поле. Ярус имеет один. Царские двери резные, на два створа. Солея каменная, от помоста храма возвышается на две ступени, решеткой не отделена. Амвон одинаковой высоты с солеей и выделяется из нее только своим полукружием. Место для клироса огорожено железной решеткой, без всяких украшений»[xxix].

Следует отметить, что некоторые монастырские архитектурные комплексы закрытых монастырей не только продолжали существовать, но и продолжали свое развитие даже после упразднения обители. Так, например, был с Спас-Ядринским монастырем в Коломне. После упразднения в 1791 г. он был преобразован в приход. Монастырские церкви оставались действующими и обслуживали городских прихожан. В 1830 г. тщанием прихожанина 2-й гильдии купца Александра Сафроновича Левина пристроена вновь к теплой церкви высокая каменная колокольня, византийской работы и архитектуры, вышиной 15 саженей с крестом. Колокольня имела 7 колоколов. На большом колоколе была надпись «1832 года апреля 1 дня, вылит сей колокол в г. Коломне церкви Спаса Преображения Господня иждивением коломенского 2 гильдии купца Александра Сафроновича Левина в Москве на заводе Николая Самгина, весу 28 пудов 22 фунта. Лил мастер Аким Воробьев». Полилейный колокол без надписи. Один из колоколов остался еще со времен действующего мужского монастыря. Он выполнял функции будничного колокола. О его происхождении нам известно из надписи на нем: «1789 года ноября 28 дня куплен сей колокол в г. Коломну в Спасский монастырь в бытность игумена Сильвестра, весу 48 пудов 38 фунтов».

Прихожане поддерживали в сохранности церкви бывшего Спас-Ядринского монастыря. В 1844 г. были заново расписаны стены в холодном храме. В метрике, составленной в 1887 г. зафиксирована запись в притворе на левой стороне западных дверей этой церкви: «в лето от сотворения мира 7332, от воплощения Бога Слова 1844, при благочестивейшем государе всея России Николае Павловиче по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского и Коломенского украшена сия церковь Преображения Господня, стенным письмом, холодная церковь расписана вся, а теплая по частям. В холодной на правом столбе написан великий князь равноапостольный Владимир, а на левом – равноапостольная княгиня Ольга в царских порфирах с опушкою и горностая и коронах»[xxx].

Прихожане Церкви Входа в Иерусалим в Верее также усердно следили за состоянием своей приходской церкви, доставшейся им от бывшего Спасского монастыря. Так, в 20 июля 1882 г. крестьянин деревни Хрупники Яков Домианов Большой пожертвовал церкви колокол в 35 пудов и 31 фунт с завода Самгина. Всего на колокольне стало располагаться 6 колоколов: второй – в 10 пудов, третий – 8 пудов 36 фунтов, четвертый – 5 пудов 36 фунтов, пятый – 2 пуда, шестой – в 1 пуд, без надписей о времени отлития[xxxi]. Колокольня при этом осталась без изменений. В метрике написано, что колокольня вероятно построена вместе с церковью и расположена на углу храма в северо-западном направлении, в восемь граней и с восемью пролетами. Построена из кирпича. Крыша высокая в восемь граней, к верху сведена шейкой, на которой устроена глава с восемьюконечным крестом и окрашена белилами с медянкой. Кругом колокольни карниз и пояс, одинаковые[xxxii].

Не оставили прихожане без попечения и церковные постройки на территории бывшей Левкиевой пустыни. Известно, что в 1864 г. к сохранившейся каменой церкви была пристроена каменная теплая трапезная с колокольней[xxxiii]. Колокольню сложили из кирпича, пятиярусную, нижние два яруса четвероугольные, к верху восьмигранные. В 1833 г. были вылиты большой и средний колокола для этой колокольни. Они лились в Москве на заводе майорши Анны Петровны Внукович при священниках Петре Иоакимовиче и Андрее Симоновиче и церковном старосте Елисее Косьмине. Весом большой 103 пуда, средний 31 пуд10 фунтов. Кроме них на колокольне к концу XIX в. было еще 4 колокола: два по 3 пуда и 30 фунтов в каждом и два – один 23 ¾ фунта, другой 28 фунтов, литые позже остальных (время не известно) [xxxiv]. Кто пожертвовал церкви 2 больших колокола – установить не удалось. Однако в любом случае это свидетельствует об участии прихожан в поддержании внешнего убранства Успенской церкви.

Примечательно, что в Распятской церкви в Серпухове долгое время после закрытия женского монастыря сохранялось внутреннее убранство. В том числе — напрестольный крест изящной работы. Из вырезанной на нем надписи известно, что он был пожертвован нянькой царевича Алексея (сына Петра I). «Сооружен сей крест со святыми мощами по обещанию монахини слободы Александрова монастыря Варсонафии Самойловой, дочери Конинского в 1721 году»[xxxv]. Кроме того, уже после закрытия монастыря, стены церкви были расписаны, вероятно, чаянием прихожан.

Как мы видели на примерах развития архитектурных комплексов бывших монастырей, Распятская церковь после закрытия монастыря также была дополнена колоколами, полученными в дар от неизвестных благотворителей. На колокольне к концу XIX в. было 7 колоколов. Вокруг большого колокола, пожертвованного неизвестно кем, вырезана следующая надпись: «1766 года 30 января вылит сей колокол в Распятскую церковь, что при граде Серпухове, о котором вкладчик просит безвелено при сей церкви; ежели кто дерзнет оным ту церковь лишить, и в том да будет судим Господом Богом». Другая надпись «Со святыми упокой Христа души рабов твоих иди же несть болезни, ни печаль, ни воздыхания, но жизни бесконечная…» Лит сей колокол в царствующем граде в Москве, в доме Дмитрия Никитина, сына Петрова, весом 250 пудов. Другой весом 101 пуд 19 фунтов. Третий весом 54 пуда 13 фунтов, а остальные колокола все неизвестно. Все эти колокола вылиты у Николая Самгина[xxxvi].

Православные люди всегда особым образом почитали иконы. После упразднения монастырей или закрытия церквей образы старались сохранить.

В иконостасе Успенской церкви упраздненного Левкиева монастыря почти все иконы вплоть до начала ХХ в. были старинного русского письма, многие из них, вероятно, собирались с основания церкви. Это доказывается тем, что некоторые из них значатся в старинной описи помещенной в описание Левкиевой пустыни: образ местной Живоначальной Троицы, находился на левой стороне иконостаса, образ местный Пресвятой Богородицы Благовещения, на правой стороне в иконостасе, образ местный великого чудотворца Николая, иже именуется Можайский. На левой стороне на стене, близ солеи в рамке в конце XIX в. висела икона большого размера Страшного суда, о которой священник Иоанн Покровский говорил, что она существует с самого основания бывшего здесь монастыря. Все древние иконы на протяжении всего времени существования монастыря находились в иконостасе, и после его закрытия оставались в церкви в неизменном виде. К концу XIX столетия все они обветшали и требовали реставрации. Кроме того, после закрытия монастыря в церкви долго хранились два старинных изображения преподобного Левкия, шитые шелком по бархату. Деревянное резное изображение Спасителя в терновом венце, сидящего в темнице, почти в рост человека, около аршина. Деревянное резное изображение святителя Николая, стоящего с мечем и церковью, более аршина. Кроме гробовой иконы преподобного Левкия, при его гробнице хранится крест деревянный, резной, старинный, около 3 вершков, обложен по краям серебряной сеткой, на лицевой стороне распятия и сзади креста резные изображения некоторых святых и преподобных с старинными надписями вязью, которые чрезвычайное мелкие и трудно разобрать. Крест этот на широкой серебряной цепочке, вызолочен на венце преподобного, хранится также при гробнице, в футляре[xxxvii].

После закрытия Спас-Ядринского монастыря все иконы этой обители сохранялись в иконостасе бывших монастырских церквей, которые выполняли функции приходских храмов вплоть до революционных событий 1917 г. Некоторые образы были перенесены сюда из закрытой в начале XIX в. Алексеевской церкви. Из метрики 1887 г. узнаем: «В теплой церкви на южной стене у клироса есть образ Алексия, человека Божия, древнего греческого письма, который перенесен в холодную церковь из упраздненной в 1803 г. деревянной Алексеевской церкви, длина образа – 1 аршин 9 вершков, ширина – 1 аршин. Икона Алексия, человека Божия находится в раме с вызолоченным отливом и за стеклом. Есть местночтимая икона св. Николая, резной работы в средний рост человека древняя, перенесена упраздненной Алексеевской церкви, которой не столько прихожане, но и прочие граждане Коломны с особым усердием прибегают в молитвах все время, особенно же во время общественных бедствий, во время холеры 1848 г. сей образ святителя Николая в числе прочих замечательнейших своим благодатным действием икон был носим по городу крестным ходом. В недавнее время на икону сделана серебряная риза в коей весу 890 золотников по обещанию почетного гражданина Захария Романова Колесникова. Другая местночтимая икона Божией Матери, мерою в пояс человека резной работы, в серебряной ризе». В 1877 г. в церквях бывшего Спас-Ядринского монастыря были обновлены иконостасы по инициативе церковного старосты Ивана Федоровича Лужсковского. Все прежние иконы были возобновлены[xxxviii]. Таким образом, убранство церквей старались сохранять таким, каким оно было до закрытия монастыря.

Это наблюдение применимо и к другим церквям упраздненных в Синодальную эпоху монастырей. В церкви Входа в Иерусалим бывшего Спасского монастыря в Верее в конце XIX в. сохранилась местночтимая икона святителя угодника Николая Чудотворца. Резная, в обыкновенный рост человека. По преданию с незапамятных времен существует в сем храме. В иконостасе и другие иконы церкви в обоих приделах иконного письма. Местные иконы в верхнем иконостасе были в серебряных ризах. Так описывал иконостас местный священник Петр Алексеев Кириаков в XIX столетии: «Иконостас в верхней церкви столярной работы: 1 – местные иконы, 2 – двунадесятые праздники, 3 – двенадцать апостолов, 4 – двенадцать ангелов, а верху Распятие с предстоящими. Между местными иконами устроены колонны, витые и резные с половины вниз по местам вызолочены. В проделах иконостаса положена резьба, вызолоченная разных фасонов. Царские двери двух створчатые, деревянные, резные, а по местам вызолоченные, а по местам серебрянные. Верх царских врат полукруглый. Иконостас сосновый. В нижней церкви простой столярной работы без резьбы в два яруса:1 – местные иконы, 2 – двунадесятые праздники, окрашены белилами»[xxxix].

Иконы не были единственным украшением церквей, оставшихся после закрытия монастыря. Стены Успенского собора бывшего Левкиева монастыря были расписаны живописным письмом, но живопись была не старинная и от сырости к концу XIX в. почти вся отвалилась. Кругом фонаря под шейкой снаружи между окон были сделаны изображения на востоке Спасителя, на юго-востоке Божией Матери и на северо-востоке Иоанна Крестителя, на западе преподобного Левкия Волоколамского, чудотворца, на юго-западе преподобного Иосифа Волоколамского и на северо-западе святого пророка Илии[xl].

В церкви во имя Входа Господня во Иерусалим (бывший Спасский монастырь в Верее) расписаны были только купола, где живописно изображен Святой Дух и виде голубя. Вверху в алтаре над престолом также живописно изображен Святой Дух виде голубя. Снаружи церкви изображений никаких не было[xli].

Как видим из описаний архитектурных комплексов некоторых из упраздненных монастырей, прихожане заботились о сохранении облика своих приходских храмов, сохраняя при этом память о некогда бывших на месте их приходских церквей монастырях. Религиозная жизнь была приостановлена в этих упраздненных обителях только после событий 1917 г. Реставрация заброшенных или восстановление разрушенных монастырских комплексов является, безусловно, приоритетной задачей на пути возрождения Православия.

______________________________

[i] Андреев А., свящ. Становление финансово-хозяйственного управления Русской Православной Церкви: история централизованного управления церковным имуществом и финансами в России [Текст] / Свящ. А. Андреев. – М. : Изд-во ПСТГУ, 2014. – С. 24.

[ii] Полное собрание законов Российской Империи. Собрание первое. С 1649 по 12 декабря 1825 года [Текст] : Т. 17. СПб : Гос. тип., 1985. № 12060. С. XI.

[iii] Там же. С. XI.

[iv] Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем [Текст] : Т 1 / В.В. Зверинский. – СПб : тип. В. Безобразова и К, 1892. – С. 217-218; Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем [Текст] : Т 2 / В.В. Зверинский. – СПб : тип. В. Безобразова и К, 1892. – С. 69, 145, 196-197, 203-204, 216, 234-235, 265-266, 289, 291, 310-311, 340; Послыхалин, А. Ю. Упраздненный Успенский Стромынский монастырь село Воскресенское и «пустошь Могутово» в перв. пол. XIV – кон. XV вв. [Электронный ресурс] / А. Ю. Послыхалин // Деревни и села городского поселения Фряново в былые времена. – Режим доступа: trojza.blogspot.com, свободный.

[v] Зверинский, В. В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. С библиографическим указателем [Текст] : Т 1 / В.В. Зверинский. – СПб : тип. В. Безобразова и К, 1892. – С. 80-81, 87-88, 132, 110, 115, 251-252.

[vi] Имеется в виду архимандрит Леонид (Кавелин). Леонид (Кавелин), архим. Волоколамская Левкиева пустынь и ее основатель преподобный Левкий [Текст] / Архим. Леонид (Кавелин) : Чтения в Московском обществе любителей дух. просвещения : Кн. 12. – М. : Москва тип. «Рус. ведомостей», 1870. – С. 48-86.

[vii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 20.

[viii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 74. Л. 32.

[ix] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 20.

[x] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 224 об.

[xi] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 225 с об.

[xii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Лл. 225-226.

[xiii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 229 об.

[xiv] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 74. Л. 134 об.

[xv]ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 74. Л. 134 об.

[xvi] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 16 об.

[xvii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 17 об.

[xviii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 18.

[xix] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 74.

[xx] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 74.

[xxi] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 226 об.

[xxii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 227 об.

[xxiii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 74. Л. 135 об.

[xxiv] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 18 об.

[xxv] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 18 об.

[xxvi] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 18 об.

[xxvii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 75.

[xxviii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83.  Л. 75 об.

[xxix] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 76.

[xxx] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 74. Л. 136.

[xxxi] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 19.

[xxxii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 19.

[xxxiii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 20.

[xxxiv] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 227 об.

[xxxv] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 77.

[xxxvi] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 83. Л. 76 об.

[xxxvii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 228.

[xxxviii] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 74. Л. 136 об.

[xxxix] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 18.

[xl] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 228.

[xli] ЦГАМ. Ф. 454. Оп. 3. Д. 68. Л. 19.