Доклад Сакеновой Мадины Сакеновны, студентки 3 курса факультета Социальных наук Евразийского Национального Университета им.Л.Н.Гумилева (г.Астана, Казахстан), на научной конференции молодых исследователей "История христианского просвещения и духовного образования в России", проводимой Кафедрой Церковной Истории МПДА. Доклад был озвучен 26 декабря 2010 года.
 

 

Одной из острейших проблем современного общества является правильное толкование основ религии, поскольку наличие в обществе различных, порой противоречивых, мнений порождает множество неясностей. В поисках духовного совершенства, ответов на смысложизненные вопросы люди могут вступить в нетрадиционные религиозные организации, которые отличаются облегченной догматикой, умением приспособиться к различным устоям, использованием методов психологического воздействия. Отсюда следует необходимость религиозного просвещения и развития миссионерской деятельности традиционных религий. Большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях внедрения духовного образования, поскольку общество нуждается в правильном осмыслении духовной жизни. Этому способствовало развитие и изменение самосознания человека, демократическое понимание религии, которая дает право на свободу вероисповедания. Мы наблюдаем рост желающих получить духовное образование, также растет количество воскресных учебных заведений, церковно-приходских школ. Весьма ярко это проявляется в Православии.

Раскроем страницы истории православного просвещения в России, затем в Казахстане, причем не в древний период, а начиная с XIX века. Конец XIX –начало XX века является периодом быстрого распространения грамотности в стране, в обществе обсуждается вопрос о введении всеобщего обучения, которое окажет заметное влияние на развитие общественной жизни государства.

Знаменательным событием того времени, произошедшим 13 июня 1884 года, является утверждение «Правил о церковно-приходских школах», которые способствовали открытию многих церковных школ в самых глухих местах. Более миллиона сельских детей сели за парты, стали издаваться учебники, начали выходить ежемесячные журналы, к примеру, редактор П.Игнатович выпустил журнал «Церковно-приходская школа». Девочки получили возможность обучаться в епархиальных училищах, где уделялось внимание приобретению навыков рукоделия.

Вопрос становления и деятельности церковно-приходских школ тесным образом связан с целым рядом исторических реалий, важных для этого периода. Церковная школа стала важной частью системы народного образования и имела равные права с начальными школами Министерства народного просвещения. Активное привлечение духовенства к школьной деятельности путем создания церковно-приходских школ привело к организации и развитию других учебных заведений: школ грамоты и церковно-учительских школ. В 1914 году численность церковных школ достигла 38 тысяч с более 2 млн учеников, что позволяет говорить об их заметной роли в народном образовании. Да и само слово «школа», как отмечают исследователи, закрепилась в конце XIX века именно благодаря широкому распространению церковно-приходских школ.

Вдохновенным наставником православных школ был Константин Петрович Победоносцев, который в «Московском сборнике» отмечал, что школа учит читать, писать, знать Бога и любить Его, любить Отечество, почитать родителей. За годы царствования Николая Александровича количество церковно-приходских школ значительно возрасло, число учащихся в них достигло двух миллионов.

Школы открывались приходскими священниками на местные средства или средства из государственной казны, здесь обучали молитвам, преподавали Священную историю и краткий курс катехизиса, объясняли Богослужение. Помимо этого учили церковному пению, чтению церковной и гражданской печати, письму, усваивали навыки арифметических действий. Объем преподаваемых предметов был установлен особыми программами, утвержденными Святейшим Синодом.

Учительские должности занимали преимущественно лица, получившие образование в духовно-учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. В помощь учителям была издана книга Н.Ильминского «Обучение церковно-славянскому чтению». Предъявлялись требования к учителю на знание русского языка, чистописания, арифметики, истории, географии. Необходимо было знать не только краткие молитвенные воззвания, но и некоторые утренние и вечерние молитвы, в количестве не менее 20.

Надо отметить, что в обращении наставников с детьми господствовал дух кротости. Детей учили не только грамоте, но и благонравию, точности, вежливости, воздержанию в словах и поступках, благодарности и строгому повиновению.

Бурный рост числа церковно-приходских школ в России наблюдался с 1884 до революционного переворота. 11 декабря 1917 года все учебные заведения бывшего духовного ведомства передавались в ведение Наркомпроса. Было принято решение о закрытии церковно-приходских школ, прекращалось всякое преподавание Закона Божия. Государственная комиссия по просвещению 1 января 1918 года постановила упразднить в школах должности законоучителей всех вероисповеданий. С этого момента огромная часть учащихся детей осталась без религиозного обучения. Распоряжение храмами и даже священными сосудами, крестом, Евангелием и иконами и предоставление их для богослужебных целей признавалось правом гражданских властей. Все церковные Таинства, священнодействия и общественные моления были признаны посторонними и излишними. Поощрялась антирелигиозная пропаганда, письменная религиозная пропаганда была ликвидирована, хотя в 1918 году церковные журналы еще выходили. 18–25 августа 1918 года на Всероссийском совещании деятелей по подготовке учителей было решено ввести в курс обучения социологию, политическую экономику, историю социализма, то есть дисциплины, формирующие в новом учителе антирелигиозные убеждения.

Большинство православных церквей в XX веке были подвержены действию атеистической политики, что способствовало крушению религиозного мировоззрения. Развитие церковно-приходских школ во второй половине XIX – начале XX века отражало сложную внутриполитическую и внутриведомственную ситуацию, сложившуюся в данный исторический период. Так, дальнейший рост церковно-приходских школ упирался в личную инициативу деятелей, стоявших во главе государства.

Существование церковно-приходских школ было тесно связано с повседневной жизнью различных слоев общества: духовенства, крестьянства, учительства. На каждую из этих категорий населения возлагалась особая роль в жизни церковных школ. От изменений, которые происходили в сознании людей, до отношения к образованию, финансового положения и т.д. напрямую зависела дальнейшая деятельность школ Синода.

При ближайшем рассмотрении можно убедиться, что данная тема актуальна и на современном этапе исторического развития России и Казахстана. Сейчас вновь поднимается вопрос о внедрении в школьную практику начал церковности, но трудноразрешимыми оказываются те же проблемы, что и сто лет назад: степень влияния Церкви на светскую школу и источники финансирования. Многие школы нуждаются в материальной помощи, особенно относительно оснащения библиотек. Экономический кризис весьма отрицательно сказывается на финансовом положении Церкви, активно ведущей реставрацию передаваемых ей храмов и строительство новых.

Именно противопоставление церковной и светской школы было в центре внимания многих исследователей. К примеру, Константин Костюк отмечает: «История православной Церкви характеризуется глубоким конфликтом с модерном, который не преодолен и сегодня. Очень существенным фактором для ее столкновения с модерном явилась неспособность воспринять и отреагировать на импульс Просвещения, исходящий из светской культуры».

Изучение истории общеобразовательной школы началось в конце XIX века. В этот период выходит ряд работ, посвященных разноплановым вопросам развития церковно-школьного дела. Они отразили две противоположные точки зрения на роль церковно-приходской школы в истории России, сформировавшиеся в обществе в последней четверти XIX в. Положительные отзывы исходили не только от официальных исследователей и учредителей данного типа учебных заведений, но и от бывших учеников и их родителей. К примеру, труды И.Н. Корсунского, Ф.В. Благовидова, Г.О. Булашева, B.C. Маркова, СИ. Миропольского, М. Побединского, И.В Преображенского открывают ряд исследований, освещавших с положительной точки зрения деятельность церковно-приходской школы. Авторы этих работ раскрывали становление и развитие церковно-школьного дела на протяжении различных исторических периодов, сообщали сведения о состоянии учебных заведений данного типа. Кроме того, они освещали деятельность правительства и определенных исторических личностей в области развития церковного образования. Каждая из книг этих исследователей раскрывала характер деятельности данного типа учебного заведения в системе начального обучения и роль православного духовенства в деле народного просвещения.

Однако и отрицательных оценок было достаточно. Такие авторы как Н.А. Константинов и В.Я. Струминский отмечают, что «церковноприходские школы представляли собой разновидность казенных, чуждых народу школ, которые в основном развивались только благодаря значительным ассигнованиям Государственного казначейства и по существу были учреждениями искусственными, специально придуманными для удержания подрастающего поколения в пределах реакционной религиозной идеологии». По их мнению, обстановка в церковных школах, включавшая молитву, церковные службы, посты, приводила к расцвету ханжества, лицемерия, преждевременному угасанию умственной деятельности. В этих работах отражено мнение, что церковно-приходские школы приносили больше ущерба, чем пользы. Только в последние годы эта точка зрения была поставлена под сомнение. На мой взгляд, авторы новейших исследований обратили внимание на недостаточно объективное прочтение источников. Важно отметить, что с середины 90-х годов тема церковно-приходских школ получает не только новое звучание в традиционных для нее рамках, но и оформляется как самостоятельная. Начинается возрождение начальных церковных школ как учреждений православного образования для мирян. К примеру, Архиерейский собор Русской Православной Церкви (конец 1994 г.) предписал «расширить сеть приходских воскресных школ, катехизических кружков и других подходящих приходских структур, обеспечивающих религиозное образование на приходском уровне»

Особое место занимают небольшие автобиографические труды и воспоминания о наиболее ярких событиях в контексте церковно-школьного дела, написанные лицами духовного звания, чиновниками Св. Синода, педагогическим работниками и учениками. Их авторы, учительница Е.А. Воронова, священник К.А. Веселовский, инспектор А. Италийский и др., превозносили данный тип учебных заведений не с точки зрения образовательного компонента, а с позиции его нравственного воздействия на души народа, патриотического воспитания подрастающего поколения «себе на утешенье, церкви и отечеству на пользу».

Таким образом, можно констатировать, что, с одной стороны, изучение становления и роли церковно-приходской школы в развитии России дало значительные результаты, с другой стороны, целый ряд аспектов остается рассмотренным частично или не затронутым вообще. Функционирование начальной школы духовного ведомства в контексте взаимодействия государства и Церкви еще не стало предметом специального исследования. Учительство церковно-приходской школы, структура и учебно-воспитательная система, освещались при изучении общих вопросов. Специфика влияния идеологического и материального факторов на развитие церковно-школьного дела рассматривалась лишь в связи с деятельностью государственных лиц дореволюционной России. До сих пор нет исследования, в котором церковно-приходская школа была бы изучена комплексно, с привлечением более широкого круга источников.

Что же касается Православия в Казахстане, то по численности верующих эта конфессия является второй после ислама и представлена в основном приходами Русской Православной Церкви, а также старообрядческими общинами. В 1871 году была образована Туркестанская епархия, из которой вышли Алматинская, Шымкентская и Ташкентская епархии. До революции 1917 года Православие являлось государственной религией царской России и на основе этого пользовалось значительным преимуществом по сравнению с другими религиями. Строились церковные здания, церковно-приходские школы, в которых преподавался «Закон Божий». Как уже отмечалось ранее, послереволюционные годы характеризовались жесточайшим преследованием Русской Православной Церкви. К 30-м годам в Казахстане остались единицы действующих православных храмов, многие церковные здания были разрушены, переделаны в склады и т.п. Восстановление церковной жизни на территории республики началось лишь в 1945 году с образованием Казахстанской епархии и назначением ее правящим архиереем (1945–1955гг.) архиепископа Николая (Могилевского), ставшего впоследствии митрополитом и причисленного Юбилейным Собором 2000 года к лику святых. Именно благодаря его деятельности восстанавливались и открывались церкви, школы. С 1991 года отмечается увеличение числа верующих, производилось строительство новых и восстановление старых церквей, создавались и укреплялись монастыри. Резюмируя краткий экскурс в историю нашей страны, можно с полной уверенностью утверждать, что Православие имеет глубокие корни в религиозном сознании людей Казахстана, о чем говорят исторические документы, свидетельствующие о православном прошлом народа.

7 мая 2003 года принято решение Синода о создании в Казахстане Митрополичьего округа, в состав которого вошли Астанайская, Уральская и Шымкетская епархии. Возглавил округ с центром в г. Астана митрополит Мефодий – Немцов Николай Федорович.

В последние годы заметно, что увеличивается количество духовных учебных заведений, открываются воскресные, церковно-приходские школы. Так, в Астане уже 17 лет действует детская воскресная школа Константино-Еленинского собора, которая вырастила в духе почитания христианской веры не один десяток детей. Сначала это были просто беседы с ребятами о православной вере, начинающим объяснялось, как совершать первые шаги в храме, для них проводились экскурсии. В дальнейшем преподавателями специально была разработана программа для воскресной школы с учетом возрастных особенностей детей. Учеба проводится по субботам и воскресениям для детей четырех возрастных групп и для родителей. Занятия ориентированы на изучение церковнославянского языка по книгам Нового завета и Деяниям апостолов: изучают основы грамматики церковнославянского языка, делается акцент на приобретение навыков чтения (в том числе в храме). Занятия по литургике ориентированы на изучение состава богослужения. Обучают церковному пению и уставу, рисованию.
Развито преподавание ремесла для мальчиков (ремонтно-столярные работы, изготовление углового иконостаса).

Программа также ориентирована на изучение жизни и подвигов святых Казахстанской земли.

В течение учебного года предусматривается проведение праздников: Рождества Христова, Пасхи, Дня церковнославянского языка. Поздравление именинников проводится один раз в месяц – приурочивается ко дню Причастия. Выходные дни – 7 января, Пасха и Отдание Пасхи. В школе действуют однодневные паломнические поездки по храмам города (могут предусматривать поздравительные или тематические выступления детей в храмах) – 3-4 учебных дня. Предусмотрены многодневные паломнические поездки по монастырям и храмам Казахстана (5-10 календарных дней) и России (до 15 календарных дней), осуществляются в дни государственных праздников и каникул учащихся. Крещенские каникулы (16-17 января – 2 учебных дня). В конце года проводятся открытые уроки, тесты и викторины (не чаще 1 раза в месяц) для закрепления пройденных тем. Проходят мини-праздники для учащихся младшей группы (кукольные спектакли, праздники поэзии, выступление хора и т.д.) не чаще 1 раза в месяц. Выставляют работы воспитанников церковной школы по ремеслу, рукоделию, изобразительному искусству. В дни летних каникул в период с 21 июня по 6 июля планируется паломническая поездка по святым местам ближнего зарубежья.

В течение всего учебного года по субботам и воскресениям производится запись в школу, работает библиотека, проводятся индивидуальные занятия по церковнославянскому языку. Хочется отметить, что обучение в школе проводится бесплатно.

Как мы знаем, в сельских местностях дело обстоит иначе. Проблема состоит в том, что не хватает средств для восстановления полуразрушенных и обветшавших церковных строений, ведь церковные помещения еще в советское время превратились в склады, а некоторые в скотный двор. Быстро строить новые помещения для животных или амбары в обнищавших до предела деревнях – вещь практически непосильная. Следующая проблема – это бурный процесс урбанизации, который сильно сказался на посещаемости церкви. Многие стали заходить изредка, а то и вовсе перестали приходить. Кто-то ходит в основном по праздникам, кто-то делает это напоказ, чтобы было видно всем.

Но все же сегодня Церковь отсудила и восстановила множество храмов и иных сооружений, в том числе монастырей, заботится о получении и всего остального, принадлежавшего ей до прихода большевиков. Налажено регулярное обучение новых священников в специальных учебных заведениях. Пополняются ряды монахов, из числа которых выбираются высшие иерархи.

Как отмечалось мною раннее, благодаря увеличению числа приходских школ общество учится быть благоразумнее, гуманнее. Ведь в современном мире молодежь недостаточно информирована в сфере религиозного просвещения и может быть подвержена влиянию тоталитарных организаций. Отсюда можно сделать вывод о том, что в стране остро поставлен вопрос о существовании образования, которое сегодня находится в состоянии не только материального, но и духовного кризиса. Причина духовного кризиса состоит в многолетнем отчуждении человека от культуры, национальных корней, от религии. Преодолеть это отчуждение можно различными путями, однако важнейшим является осознание проблемы воспитания с учетом духовного аспекта образования.