Монография доцента Кафедры церковной истории Московской духовной академии игумена Герасима (Дьячкова) посвящена более чем трехсотлетней истории иконы Преображения Господня из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря — уникального памятника русской иконописи. Она была выполнена в последней четверти XVII в. мастерами Оружейной палаты Московского Кремля. Этой иконой царь Иоанн Алексеевич благословил окольничего Т. Б. Юшкова. Его отец, боярин Б. Г. Юшков, в 1699/1700 г. передал ее в Белёвский Спасо-Преображенский монастырь, где она и находилась до 1922 г. Многосложная судьба образа не оставит равнодушными интересующихся русским религиозным искусством и историей Белёвского края.

Рекомендовано Кафедрой церковной истории Московской духовной академии в качестве учебного пособия по комплексному источниковедению для магистратуры.


О книге игумена Герасима (Дьячкова)

«Икона Преображения Господня последней четверти XVII века из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря»

 Настоящая книга относится к хорошо известному в XIX в. классическому жанру церковно-археологического исследования.

Автор рассматривает историю иконы Преображения Господня из Белёвского Спасо-Преображенского монастыря на широком историческом фоне. Он изучает документальные свидетельства о вкладе иконы в монастырь боярином Б. Г. Юшковым. Сравнивает и сопоставляет документы с текстом в дробнице на окладе. Выяснив личность вкладчика, игумен Герасим подробно исследует его род и его связи с обителью. Здесь представлена история рода Юшковых в его отношении к Белёвскому монастырю. Еще одним лицом, упомянутым во вкладной записи, был окольничий В. И. Хилков, которому автор уделил внимание.

Следующий большой раздел посвящен непосредственно образу Преображения Господня из Белёвского монастыря, в котором игумен Герасим с редкой обстоятельностью и полнотой изучает историю иконы, пишет её настоящую «биографию» с подробными комментариями откликов о ней в исторических источниках и литературе.

Представленное исследование важно методически, его можно назвать удачным опытом не только по содержанию, но и по форме. Этот труд — хороший пример церковно-археологического исследования, как особого направления в науке о церковных древностях.

Хочется отметить, что книга написана интересно, её чтение увлекательно, занимательно и поучительно, а в некоторых местах текст обретает поэтичность изложения.

Думаю, что книга будет хорошим подарком для читательской публики.

 

Доктор искусствоведения,

академик Российской академии художеств

Хромов Олег Ростиславович