В конце прошлого столетия до настоящего времени в России и за рубежом появляется устойчивый интерес к истории Русской Православной Церкви в послереволюционный период. Это оказалось возможным благодаря тому, что после п
разднования юбилея тысячелетия Крещения Руси в1988 г. в пределах нашей Родины началось духовное возрождение. Появилась возможность изучения архивных документов той эпохи, многие из которых долгие десятилетия пролежали на полках хранилищ под грифом «Секретно». Изучение форм сохранения монастырских и приходских общин в условиях гонений на Церковь, а так же выявление исторических источников данного периода и введение их в научный оборот является важным направлением развития истории Русской Православной Церкви.
Двадцатый век был одним из самых драматичных периодов в истории нашей Родины. На протяжении почти тысячелетнего своего бытия жизнь России и ее народа неразрывно была связана с Церковью Христовой, поэтому рассматривать события церковной истории в отрыве от социального или политического контекста невозможно. После октябрьского переворота в 1917 году Русская Православная Церковь разделила участь страны. В одном из первых своих декретов – об отделении Церкви от государства, новая власть продекларировала свободу совести[1]. На самом деле это была прелюдия к разгрому Церкви. Резко отрицательное отношение новой идеологии к русскому православию привело советскую власть к жесткому конфликту с церковной иерархией и верующими. Очевидным было стремление большевиков экспроприировать у монастырей и храмов их имущество, как они это проделали с фабриками, заводами и землей. В ходе изъятий церковных ценностей под предлогом разрухи и голода в стране, погибли десятки тысяч людей. В своем письме В. М. Молотову, по поводу изъятия церковных ценностей Ленин писал: «…чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше; надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать»[2]. Эта фраза более чем красноречиво говорит нам о том, с чем Церкви и народу Божию пришлось столкнуться в реальности.
После 1917 г. в соответствии с декретом СНК об отделении Церкви от государства монастыри и приходы лишались права владеть собственностью. Все церковное имущество объявлялось народным достоянием, которое особым постановлением местной или центральной государственной власти отдавалось в бесплатное пользование религиозных обществ – «двадцаток».
Судьба монастырей в советской России была различной. Лишь немногие смогли сохраниться, основная масса монастырей была закрыта, часть монастырей была преобразована в музеи. Наиболее удачной попыткой сохранить целостность обителей и монастырский уклад было создание на базе бывших монастырей сельскохозяйственных артелей, устав которых практически полностью соответствовал монастырским порядкам. По подсчетам В.Ф. Зыбковец в Московской области в первые годы советской власти было образовано около 18 подобных трудовых коллективов (артелей)[3], хотя О. Ю. Редькина указывает другую цифру – 12.[4]
В церковной истории проблема деятельности религиозных сельскохозяйственных артелей, а по сути тайных монастырей, затрагивалась лишь частично. В советской исторической науке господствовала негативная оценка всего, что было связано с Церковью. Церковь обвиняли в проведении антисоветской пропаганды и контрреволюционной деятельности, симпатии к самодержавным порядкам[5].
В периодической печати 1920 – 1930 гг., на фоне все усиливающейся антирелигиозной пропаганды, закрепился отрицательный взгляд на деятельность религиозных трудовых коллективов как «модернизованной формы религиозной организации», «антисоветской и контрреволюционной» по своей сущности, с низким уровнем развития хозяйства. Первые такие исследования появились в 1920–е гг. и носили резко обличительный характер (П. Бляхин, Е.Ф. Грекулов, А. Кагорницкий и др.)[6]. В целом, такая характеристика продолжала существовать в советской атеистической литературе вплоть до конца 1980–х годов, переносились из одной работы в другую. Установки и положения литературы 1920–30-х гг. в значительной степени определили подходы к изучению этой темы в последующей историографии[7].
В работах советских исследователей по истории сельскохозяйственной кооперации религиозные артели вовсе не упоминались. Основное внимание, как правило, уделялось выявлению соотношения бедняцких, середняцких и зажиточных крестьянских хозяйств в составе кооперации[8].
Для историографии послевоенного периода характерны попытки критически переосмыслить историю Русской Православной Церкви и её отношения с советской властью. Это было связано с изменением общепартийных установок и взглядов на Церковь. Искоренение религии и Церкви в это время было обосновано не раскрытием классово-эксплуататорской и контрреволюционной деятельности этого института, а идеологической борьбой за торжество научного мировоззрения. Вышли в свет работы, посвященные обновленческому расколу[9]. В 1947 г. Московская Патриархия смогла подготовить и выпустить монографию, посвященную жизни, деятельности и духовному наследию патриарха Сергия. В монографии были собраны краткая биография Святейшего патриарха, воспоминания, статьи, письма о нем и т.д.[10]
Стали появляться работы по истории отдельных православных обителей. Иван Михайлович Концевич в 1952 г. выпустил в свет книгу «Стяжание Духа Святого в путях Древней Руси». Автор всю жизнь занимался изучением истории Оптиной пустыни и её подвижников. Однако свои работы он издавал за границей, где жил и умер. В 1970 г. материалы об Оптиной, пополненные вдовой автора, были опубликованы. Позже, уже в 1995 г. вышло в свет репринтное издание этой книги[11].
Частично был затронут вопрос организации и деятельности монастырских сельскохозяйственных артелей. Однако долгое время в советской историографии господствовала версия, что преобразование православных монастырей в религиозные артели было сделано по указанию высшей церковной власти. Р.Ю. Плаксин писал: «Потерпев поражение в открытой борьбе против декрета об отделении Церкви от государства, церковники решили обойти революционное законодательство»[12].
Среди советских историков, изучающих взаимоотношения Церкви и советского государства, следует особо выделить работу В.Ф. Зыбковец. В контексте изучения проблемы отчуждения монастырской собственности в советской России, учёный впервые установил, что совхозы, сельскохозяйственные коммуны и артели, возникшие в начале 1920-х гг. на базе монастырских сельскохозяйственных производств, были организованы стихийно, снизу, без благословения патриарха Тихона[13].
В это же время (1950-60-е гг.) значительно вырос интерес к аграрной истории. В 1954 г. Академией наук совместно с Главным архивным управлением был издан сборник документов по аграрной политике советской власти (1917 – 1918 гг.), в который вошли все важнейшие законодательные акты советского правительства, решения местных партийных и советских органов, относящиеся к аграрным преобразованиям первых лет советской власти[14]. В отдельный раздел сборника были выделены документы по организации коллективных хозяйств и артелей, однако деятельность православных артелей в представленных документах не освещалась.
Анализ советского периода существования Церкви был запрограммирован на то, чтобы показать «глубокий демократизм» советского законодательства о религиозных культах и дать «достойную отповедь буржуазно-клерикальным фальсификаторам, стремящимся в антисоветских целях приукрасить отношения между церковью и государством в царской России» и позже, при советской власти[15].
В постсоветской исторической литературе возобновляется интерес к истории Церкви.[16]
В начале 1990–х годов в свет выходит «История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.», которая была рекомендована в качестве учебника для православных духовных семинарий, тиражом 30 000 экземпляров. Появились и другие публикации, посвященные этой тематике. Возникло общество любителей церковной истории, которые имеют собственное периодическое издание «Церковно – исторический вестник»[17].
В 2008 г. в издательство Сретенского монастыря выпустило в печать серьезное издание, подготовленное коллективом авторов, по истории Русской Православной Церкви в ХХ веке. Книга выстроена в виде летописи, год за годом описана картина жизни Русской Православной Церкви за всё столетие[18].
Для исследований постсоветского периода характерно кардинальное изменение отношения к Церкви и принципиально иная оценка взаимоотношений Русской Православной Церкви и советской власти. Большое внимание в этих работах уделялось и уделяется компании по изъятию церковных ценностей, истории высшего церковного управления в первые годы советской власти, деятельности Всероссийского собора, судьбе патриарха Тихона, «антиколокольной компании» и т.д.[19] Значительное число работ уделено «обновленческому» расколу Русской Православной Церкви ХХ столетия. К ним относится, например, исследование священника Димитрия Шиленка[20] и епископа Григория (Граббе)[21]. Проблема деятельности религиозных сельскохозяйственных артелей, затрагивается в этих работах лишь косвенно.
Проблема взаимоотношений Русской Православной Церкви и государства стала объектом внимания как церковных, так и светских историков. Популярными среди исследователей стали сюжеты, отражающие историю государственно-церковных отношений в первые годы после революционного кризиса. Авторы освещали множество фактов борьбы советского государства с Русской Православной Церковью: массовые аресты и расстрелы православных христиан и священников, разграбление и уничтожение православных святынь и т.д. [22].
В конце 1990-х гг. в Волгограде была проведена серьёзная работа по подготовке к публикации и изданию документов, раскрывающих деятельность религиозных объединений Нижнего Поволжья и Дона в советский период отечественной истории[23]. В 1999 г. была выпущена работа М.В. Шкаровского, посвященная государственно-церковным отношениям в с советской России[24]. Библейско-Богословский институт святого Апостола Андрея подготовил к изданию документы по истории взаимоотношений Русской Православной Церкви с «коммунистическим государством»[25].
В светской исторической науке проблема церковной истории в советской России рассматривается в тесной связи с её материальным положением. Современный исследователь взаимоотношений Церкви и государства в советской России А.Н. Кашеваров отмечает важность изучения dgfev online casino финансово-экономического положения РПЦ и его эволюции, вызванной мероприятиями советской власти. Исходя из марксистской идеологии, подрыв экономического базиса существования религии, а именно лишение Церкви материальных доходов, являлось важной, задачей атеистической власти. Это должно было ускорить распад Русской Православной Церкви[26]. А. Н. Кашеваров считает, что материально-финансовое положение Церкви было подорвано двумя способами: за счет закрытия свечных заводов и путем национализации имущества монастырей[27]. Изучение попыток монастырей самосохраниться не вошло в предметную область его исследования.
Серьезное исследование истории монастырей в первые годы советской власти предприняла О.Ю. Редькина[28]. Она ввела в научный оборот термин «религиозно-трудовой коллектив», которым обозначала все религиозные общины (независимо от их вероисповедания), оформившиеся после революционного кризиса как трудовые (как правило, сельскохозяйственные) артели или коммуны. Однако основное внимание в своем исследовании автор уделила социально-экономической деятельности религиозных организаций и почти не анализирует, каково было их духовное значение.
В издании «Жития святых земли Российской» упоминается Оптина пустнь близ Козельска в контексте описания жития преподобного Никона Оптинского. Эта обитель после прихода к власти большевиков была преобразована в «сельскохозяйственную артель». Однако подробная история монастыря в этом новом качестве в книге не US Casinos дается, поскольку основной задачей издания было составление житий русских православных святых[29].
В.Ф. Козлов в ряде публикаций дал общую характеристику судьбы церквей и монастырей в советской России[30]. Исследователь составил обзор основных источников по истории монастырей после 1917 г.[31] Историк отметил, что самый обширный комплекс документации о состоянии монастырей и храмов Московского региона в изучаемый период находится в Государственном архиве Российской Федерации (далее ГАРФ), Центральном архиве города Москва (далее ЦАГМ) и Центральном государственном архиве Московской области (далее ЦГАМО). При этом отмечаются значительные информативные возможности фондов Моссовета, Комиссии по вопросам культа при Московском областном Совете РК КД, хранящиеся в ЦГАМО[32]. Частично был затронут вопрос о деятельности общины «Отрада и Утешение» Серпуховского уезда Московской губернии[33]. При описании истории этой обители В.Ф. Козлов опирался, в основном, на материалы ГАРФ.
В это время, церковные историки получили доступ к архивам и возможность заниматься изучением новейшей историей Русской Православной Церкви. Стали издаваться церковные научные исследования по отдельным обителям. В некоторых из них уделялось особое внимания истории того или иного монастыря в советской России, в том числе в первые послевоенные десятилетия.
К таким изданиям относится, например, книга «Московский Новодевичий монастырь»[34]. Схиархимандрит Иоанн (Маслов), привлекая богатый архивный материал (в основном Российского государственного исторического архива) провел серьезное исследование истории Глинской Рождество–Богородицкой общежительной пустыни casino Курской епархии с момента своего возникновения в XVI в. до ХХ в.[35]
К 500–летию Свято–Троицкого Белопесоцкого монастыря была издана краткая история этой обители[36]. Отдельная книга с богатым иллюстративным материалом посвящена истории Свято-Екатерининского монастыря[37].
История монастырской общины «Отрада и Утешение» описывается в краеведческой литературе. Подробный очерк по истории общины написал Н.А. Чулков[38]. Однако основное внимание уделяется, как правило, истории усадьбы Орловых-Давыдовых «Отрада» около с. Семёновское до октября 1917 г. Именно в этом контексте упоминается монастырская община в работах Е. Кончина[39]. Деятельности общины «Добрыниха» в советское время посвящены работы Г.Ф. Гарина[40]. Однако в публикациях автор совершил несколько фактологических ошибок относительно истории артели «Добрыниха». Так, например, краевед пишет, что община была ликвидирована в 1927 г., в то время как архивные материалы ЦГАМО свидетельствуют, что это произошло в 1928-1929 гг. [41], закрытие Успенского собора — в 1934 г. [42], а не в 1929 г.[43]; а психиатрическая больница была открыта двумя годами позже – в 1936 г.[44]
В 2000 casino году вышло отреставрированное издание XIX в.. в котором представлен полный свод сведений о монастырях и церквях всех губерний России, их основателях, особенностях архитектуры, событиях, деятелях Православной online casino Церкви, краткие эпизоды быта описываемой эпохи[45].
Серьезный обобщающий энциклопедический справочник по истории монастырей Русской Православной Церкви был издан к 2000-летию Рождества Христова в 2001 г. Помимо кратких очерков по истории православных обителей справочник содержит достаточно подробный исторический обзор истории монастырей в дореволюционной и советской России[46].
Значительный материал по истории отдельных церковных и монастырских построек Московской области собран в справочнике – «научном каталоге» Е.Н. Подъяпольской[47]. Сведения об истории православных храмов и монастырей стали входить в состав различных справочников, путеводителей[48], что свидетельствовало о включении памятников церковной архитектуры и церковной жизни в культурное наследие России.
Следует в целом отметить, что при преподнесении истории православных обителей, советский период их существования упоминается довольно коротко, либо вовсе ограничивается приведением времени окончательной ликвидации online bingo монастыря.
Немного позже стали публиковаться исторические труды, подробно освещающие отдельные страницы советского этапа существования Русской Православной Церкви. К ним относится, например, исследование игумена Андроника (Трубачева) процесса закрытия Троице-Сергиевской Лавры и судьбы мощей великого основателя обители mobile casino Сергия Радонежского[49].
Внимание светских и церковных исследователей оказалось сфокусированным не только на истории Русской Православной Церкви в целом и жизни отдельных обителей, но и на личности, отдельных представителях священнослужителей и мирян, ради Христа и Его Церкви пострадавших. К их числу относятся работы, посвященные убийству царской семьи и личности последнего русского царя Николая II[50].
В 2002 г. был подготовлен и издан справочник, содержащий подробные сведения об архиереях Русской Православной Церкви за период 1943–2002 гг.[51] Незадолго до этого вышла online casino dgfev книга с жизнеописанием священномученика и исповедника архиепископа Верейского Иллариона (Троицкого). Он являлся ближайшим сподвижником святителя Тихона, боровшегося за сохранение Русской Православной Церкви в одно из самых тяжелых для неё времен[52].
В 2004 г. подготовлено и опубликовано издание с жизнеописанием святых земли Российской. Жития в книге расположены по хронологическому принципу, по векам. Значительный раздел посвящен описанию жизни святых ХХ столетия, в числе которых члены Императорской семьи, Патриарх Тихон и др.[53]
Значительный материал по истории жизни и трагической смерти подвижников Русской Православной Церкви в изучаемый период представлен в книге памяти Angels Camp жертв политических репрессии «Бутовский полигон». Это издание освещает историю Бутова начиная с первого упоминания о нем в XVI в., основная часть книги посвещена безвинным жертвам полигона Бутова, к числу которых относятся и представители православного духовенства. О митрополите Серафиме (Чичагове), расстрелянном в 1937 г., о его личности, семье и деятельности повествует особый раздел, составленный О. Павловой[54].
Следует отметить, что внимание исследователей было обращено не только к жизнедеятельности высших церковных иерархов Русской Православной Церкви, но и к жизни и подвигам простых монахов и священнослужителей. Таким примером может служить издание «Подвижники Марфо–Мариинской обители милосердия» в Москве[55], а также многотомное жизнеописание мучеников, подвижников ХХ столетия, составленные иеромонахом Дамаскиным (Орловским)[56]. В последнее двадцатилетие было издано немало воспоминаний, жизнеописаний настоятелей и настоятельниц монастырей ХХ века. К ним относится, например, схиигумения Фамарь (княжна Марджанова)[57].
Таким образом, в настоящее время новейшая история монастырей в России изучена достаточно поверхностно и требует продолжения сбора материала. Наличие ошибок в краеведческой литературе требует более глубокого исследования.
Актуальным остается вопрос расширения источниковедческой базы, включения в научный оборот по возможности более широкого круга архивных материалов по данной проблематике. Необходимость в ходе данного исследования выявлять необходимые материалы и обрабатывать большое количество опубликованных и неопубликованных (печатных и рукописных) источников, а также в целом решать не только исторические, но и источниковедческие задачи, потребовала обратиться к литературе по истории архивного дела и источниковедению[58].
Следует отметить, что основное внимание историки-исследователи традиционно уделяют дореволюционному online casino периоду существования и деятельности Русской Православной Церкви. Закрытость архивов на протяжении длительного времени, а также сложность источниковой базы привели к тому, что жизнедеятельность монастырских общин в первое десятилетие советской власти остается малоизученной темой до настоящего времени. Вопрос о различных формах и способах сохранения монастырских общин также остается открытым в современной церковной истории.
ПРИМЕЧАНИЯ
59 Хорхородина Т.И. История и архивы. М., 1994; Голиков А.Г. Источниковедение отечественной истории. М., 2000; Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории: учебное пособие / И.И. Данилевский, В.В. Кабанов, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М., 1998; Митяев К.Г. Теория и практика архивного дела. М., 1946; Литвак Б.Г. О закономерностях эволюции делопроизводственной документации в XVIII–XIX вв. (к постановке вопроса). // Проблемы источниковедения истории СССР и специальных исторических дисциплин. М., 1984.