Исходя из названия темы доклада, ниже будет осуществлена попытка доказать и научно обосновать факт проповеди святого апостола Варфоломея в Индии. Необходимость подобных доказательств и о

боснований возникла из-за серьезного расхождения между различными сообщениями и мнениями относительно территориального определения понятия «Индия» в I веке н. э. Зачастую это представляется весьма трудным по причине малочисленности источников, в которых подобный вопрос был бы достоверно освещен. В данном исследовании будут использованы как традиционные сиро-индийские предания относительно проповеди Варфоломея в этой стране, армянские источники, так и труды различных выдающихся христианских церковных историков и авторов.

В 50-й день по Пасхе в числе апостолов, бросавших жребий на проповедническую деятельность, был и святой апостол Варфоломей. В «Деяниях апостола Фомы» об этом пишется: «Варфоломей был среди 11 апостолов, бросавших жребий и получивших каждый часть ойкумены для миссионерской проповеди»[16; 707]. Ему и святому апостолу Филиппу, с которым пошла на подвиги ради Христа его сестра, дева Мариамна, выпало идти просвещать светом Евангелия народы Сирии и Малой Азии [15; 388]. Ввиду отсутствия ранних точных письменных сообщений о житии и трудах апостола Варфоломея, нет единого свидетельства о конкретных городах и областях присутствия святого апостола со спутниками. Однако многие редакции Житий апостола называют Индию страной его проповеди.

Повествование о житии и чудесах апостола, составленное святителем Димитрием Ростовским как наиболее позднее истолкование фактов миссии Варфоломея, являясь выдающимся повествованием православного автора, представляется более компетентным источником, в том числе благодаря своему позднейшему появлению. Созданный в XI веке армянский Гомилиарий, являющийся сокращенным изложением древних и раннесредневековых легенд о Варфоломее, последовательно описывает семь его различных путешествий [23; 1-19]: в пределы Индии – город Эдем, в земли мидян и эламитов, в Сирию, в «землю германцев», вновь в земли мидян и эламитов, в страну персов и магов, в Армению.

Как повествует армянский Гомилиарий, апостол Варфоломей отправился на проповедь вместе с апостолом Фомой. Но когда в доказательствах о первенстве апостольства в Индии святого Фомы или святого Варфоломея происходит перечисление подвигов в этой стране лишь апостола Фомы, следует не исключать и того, что два великих подвижника могли совершать своё проповедничество в этих землях одновременно. В то же время, учитывая географическую протяженность и территориальную заселенность индийского континента, можно сказать, что просветительская работа апостолов проходила не сообща, ведь «есть основания характеризовать миссию апостола Варфоломея в Индии как дополнительную проповедь для миссии Фомы. Об этом упоминает блаженный Иероним в своей истории о визите Пантена и христианизации Индии святым Фомой» [22; 130]. Таким образом, следует, что евангелизация Индии святыми апостолами проходила «в дополнение» друг другу. «Они оба могли проповедовать, но в разных местах – одновременно, либо один после другого. Они оба могли побывать в Индии, даже не подозревая о существовании друг друга» [22; 134].

Житие же Варфоломея от Димитрия Ростовского первым его спутником называет апостола Филиппа. Некоторые сведения о проповеди Варфоломея можно также почерпнуть и из несколько различного его описания в Житии апостола Филиппа, также составленном Димитрием Ростовским. При исследовании трех вышеуказанных источников возникает повод подвергать сомнению подлинность того или иного повествования. Прежде всего, это касается географических, топологических, ономатологических и иных описаний, касающихся миссии Варфоломея в Индии. Различает источники также и время появления. Но в то же время «Житие Варфоломея», «Житие апостола Филиппа» (как его дополнение) и армянский Гомилиарий могут совместно составлять единый информационный канал для исследования миссии Варфоломея в Индии, обоснованно и компетентно дополняя друг друга. Сюда же следует добавить и традиционные устные и письменные предания народов Индии и Армении, также несколько отличные от вышеуказанных источников, но способные и обогатить упомянутые выше. Таким образом, по дополняющей друг друга совокупности сведений проповедь апостола Варфоломея можно разделить на три периода. Первый период – проповедь Варфоломея в Индии, основные упоминания о которой представляет Гомилиарий. Второй период – подвиги апостола в Армении. Третий – кончина Варфоломея – по данным Гомилиария и Житий от святителя Димитрия.

Согласно Гомилиарию, первым местом проповеди апостола Варфоломея стал город Эдем: «В самом начале своей проповеди пошёл он вместе с Фомой в город Эдем, недалеко от пределов Индии» [23; 8]. Этот город как богатую и процветающую провинцию упоминает еще в Ветхом Завете пророк Иезекииль: «Купцы из Савы и Раемы торговали с тобою всякими лучшими благовониями и всякими дорогими камнями, и золотом платили за товары твои. Харан и Хане и Еден, купцы Савейские, Ассур и Хилмад торговали с тобой» (Иез.27:22—23). Исследователь А. П. Лопухин определил местоположение Эдема «вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата» [1; 18]. Проповедническую деятельность Варфоломея в Эдеме как первом пункте своей миссии можно рассматривать реализованной и состоявшейся, благодаря нахождению Эдема в «пределах» или «границах» Индии, что не противоречит многообразным мнениям о расположении Индии в начале нашей эры. В землях мидян и эламитов проповедь святого апостола принесла не так много плодов, то есть последователей – «разве что немного совсем» [2; 111], с тех пор постоянно следовавших за ним. Возможно, так случилось потому, что в этих краях Варфоломей находился недолго, или даже был в пути, не имея возможности или времени подробно и рассудительно побеседовать с мидянами и эламитами о Христе. Как места второго путешествия апостола, эти регионы вполне соответствуют апостольскому маршруту в Индию; по крайней мере, нет оснований отрицать посещение этих мест Варфоломеем на пути в индийские земли.

Что же касается третьего, сирийского путешествия апостола в город Бустр (Бостра), длившегося шесть лет [23; 10], то следует сделать несколько пояснений. Современное местоположение города – в 120 километрах от сирийской столицы Дамаска. «Бострийская» проповедь и чудеса Варфоломея в эпизодах заметно совпадают с проповедью апостола Филиппа в городе Иераполе Сирийском. В Житии апостола Филиппа пишется: «Из Азота Апостол Филипп направился в Иераполь Сирийский… В это время вблизи них двигалось погребальное шествие…» [5; 380]. Армянский источник сообщает о Варфоломее: «Он вступил в сирийский город Бостру. Случилось, что когда он входил в город, несли одного умершего» [23; 11]. Так как православная традиция называет Варфоломея и Филиппа спутниками в евангельской проповеди, то этот эпизод из жизнеописаний апостола Варфоломея подвергается сомнению. Судя по описанию дальнейшего апостольского маршрута Варфоломея в Индию, посещение Бостры представляется совершившимся после посещения индийских стран на пути в Армению, когда Варфоломей мог побывать в этом городе вместе с Филиппом, согласно жизнеописаниям. Возможно также, что вместе с Филиппом он посетил именно Иераполь Сирийский, как следует из Жития Филиппа. В таком случае проповедь Варфоломея в Бостре согласно армянским источникам является неправдоподобной из-за удаленности этого города от пределов Малой Азии: такое расстояние не вписывается между вторым и четвертым путешествием Варфоломея, как и посещение этого города по возвращении из Индии на пути в Армению. Собранные в армянском Гомилиарии деяния Варфоломея явно были подвергнуты монофизитскому редактированию. Судя по всему, подобная ошибка могла возникнуть в результате позднейшего появления третьего, сирийского путешествия Варфоломея в город Бостру, которое было включено в Гомилиарий только в V веке, как сообщает исследователь Скогорев [2; 115].

Основываясь на местных индийских церковных традициях, монсеньор Францис Корри вообще подвергает сомнению совместные апостольские деяния Варфоломея и Филиппа в Сирии и Малой Азии. В своей книге «Миссионеры-проповедники в Индии» он утверждает: «После сошествия Святого Духа Варфоломей ушел в Восточные страны. Он начал свои апостольские труды в Армении. Позже он доверил сей труд своему другу, апостолу Филиппу, и, держа путь через Аравию, Афганистан, Белуджистан и Хайберский проход, достиг Пенджаба (Индия)» [21; 23].

Во время четвертого путешествия в земли германцев, насыщенного событиями, Варфоломей также творил чудеса и проводил рукоположения, однако имен и топонимов, относящихся к этому путешествию, не сохранилось. Возможно, что под землями германцев подразумеваются некоторые колонии или поселения германцев на востоке, на территориях границ современного Ирана. Как известно, топоним Иран переводится как «земля ариев», в свою очередь считающихся «родителями» современных германцев. В данном случае, когда автор описывал путешествие Варфоломея в «земли германцев», он подразумевал его путешествие в поселения арийцев на территории Ирана, что снова свидетельствует о позднейшем появлении описания этого путешествия. Следующие – пятое, шестое и седьмое путешествия – рассказывают непосредственно о проповеди апостола Варфоломея в Индии. Вот как об этом повествуют апокрифические «Страсти апостола Варфоломея»: «Есть, как утверждают историографы, три Индии. Первая Индия – та, что ведет в Эфиопию, вторая – в Мидию, третья же край света собою являет, ибо с одной стороны у нее царство мрака, с другой – Море Океан. В эту-то Индию и пришел апостол Варфоломей и, вступив в храм идола Астарота, притворился там чужеземным странником» [2; 304]. Из далее приводимого описания внешности Варфоломея ясно, каким продолжительным и мучительным был подвиг апостола на пути в Индию: «Уже двадцать шесть лет не грязнятся и отнюдь не ветшают одежды его. Также и сандалии, хоть и носит он их двадцать шесть лет, отнюдь не ветшают» [2; 305]. Так или иначе, в 55 году святой апостол достиг города Кальян в провинции Конкан [19; 50]. Эта провинция, которая и поныне существует в составе индийского штата Махараштра, была известна своим выгодным расположением по отношению к морским торговым путям. Особенно из этой провинции выделялись два главных города: Кальян и Сопаре, в которых велась международная торговля со странами Среднего Востока. «Кальян было место, изобилующее христианами. Вокруг этого торгового центра он и организовал христианскую общину, известную как «Христиане Кальяна» [20; 39]. Сам город Кальян, расположенный неподалеку от Мумбаи, является местностью индийского апостольства святого Варфоломея. «По всей вероятности, апостол Варфоломей проповедовал на Кальянском побережье Индии, и, обращая людей в свою веру, основал церковь, просуществовавшую вплоть до VI века» [22; 131]. В это время провинцией управлял король Канкана Аристакарман, а город Кальян находился под управлением его брата – губернатора Полимия [21; 24].

Согласно Житию [4; 203-211] и некоторым армянским преданиям апостол Варфоломей после проповеди в Индии просвещал светом Евангелия Персию и Армению, затем, встретившись здесь (т. е. в Армении) на Арташатском холме с апостолом Иудой Фаддеем перед самой его мученической смертью, направился в Албанию.

С древнейших времен между Индией, Албанией и армянскими странами были установлены теснейшие религиозные и торговые связи, «связанные с распространением в этих странах религии Зороастра. Большинство средневековых историков (Бируни, Балазури, Казвини, Ягут аль-Хамави и др.), ссылающихся на поздние зороастрийские источники, считали, что зороастризм возник именно на территории южного Азербайджана. Учение Зороастра постепенно распространяется в Индии, а затем, посредством персидских царей династии Ахеминидов – и в Иране. Множество почитаемых зороастрийских храмов находилось и в Кавказской Албании. К этим храмам направлялись караванные пути из Индии, Ирана, Армении. Можно предположить, что таким маршрутом и воспользовался святой Варфоломей» [30]. Сюникский историк XIII века Стефан Орбелиани сообщает, что миссионерская деятельность апостола Варфоломея теснейшим образом связана с албанской областью Сюником: «Прежде всего, было необходимо и очень полезно показать то, что раньше, чем население Армении, эти (сюнийцы) явились первыми верующими и через святого апостола Варфоломея подчинились учению святого Евангелия, о чем уместно здесь рассказать. Когда Варфоломей возвратился из Персии, прошел через Атрпатакан, пришел со своими учениками и, пройдя через реку Аракс, вступил в пределы Сисакана (Сюника) и приступил к проповеди в селе Ордубад, в области Аревик, то в доме (во владении) Багка и в Гохтне, которые, приняв евангельскую проповедь, просветились крещением в купели посредством святого апостола Варфоломея. А святой апостол построил церковь в Гохтне» [13; 13-15]. Здесь, в Гохтне, по свидетельству историка, апостол Варфоломей рукоположил в епископы одного из своих учеников по имени Кумси. В первое объединение албанских племен Сюник (Сисакан), в котором проповедовал апостол Варфоломей, по-видимому, не входил [7; 146] и в определенные периоды (после раздела Армении в 387 году) зависел то от Албании, то от Атропатены, а временами был самостоятельным [6; 78-100]. Эта область этнически, культурно и политически была в большей мере связана именно с Албанией, чем с Арменией. В I–II веках по Р.Х. по свидетельству армянского автора Моисея Хоренского [11; 8], а также албанских историков Стефана Орбелиани и Моисея Каланкатуйского [10; 4], области Сюник (Сисакан), Гохтн и Нахичевань, расположенные на левом берегу реки Аракс, входили в состав Албании.

Свидетельство Ипполита Портуенского (ок. 222 г.): «Варфоломей после проповеди индийцам и изложения им написанного Матфеем Евангелия был также распят вниз головой в Албане, городе Великой Армении» [25; 265]. Свидетельство Дорофея (307–322 гг.): «Варфоломей, проповедовав индийцам и оставив им Евангелие Матфея, принял мученическую смерть в Карбанополе (Албанополе), городе Великой Армении» [29; 139]. Свидетельства древних авторов о проповеди апостола Варфоломея в Албании приводит митрополит Московский Макарий (Булгаков) в своей Истории Русской Церкви [9; 284]. Свидетельство Экумения (Х в.): «Упокоился (Варфоломей) в Албане, городе Великой Индийской Армении» [27; 1].

Заслуживает особого внимания упоминание приведенных авторов о нахождении города Албанополя (или Албаны) [16; 707] на территории Великой Армении. Достаточно прочесть свидетельство Экумения, чтобы понять, что этот автор, как, впрочем, и остальные, имеет небольшое представление о политической географии Кавказа. Иллюстрацией того, что под Арменией древние авторы часто подразумевали кавказский регион вообще, может послужить описание Закавказья Захарием Митиленским в седьмой главе своей книги «Хроники», где он пишет: «…в этой северной стороне есть верующие пять народов с их двадцатью четырьмя епископами. Их католикос находится в Двине, большом городе Персидской Армении… Гурзан (Грузия) также земля в Армении, с языком подобно греческому; у них есть царёк христианский, подвластный царю Персии. Аран (Албания) – также земля в той же земле Армении, со своим языком, с народом верующим и крещенным, у них есть царёк, подчиненный персидскому царю. Сисган (Сисакан, Сюник) также земля в той же земле Армении, со своим языком…» [12; 165]. Завоевательные действия армян, занимавших еще во времена Геродота только западную часть Армянского плато, привели к возможности создания государственности на недолгий по историческим меркам срок. Так, во II–I веках до Р.Х. была создана так называемая Великая Армения или империя Тиграна II. На деле она просуществовала всего с 186 по 60 год до Р.Х., причем завоевания ее вообще не коснулись албанских земель.

Согласно армянским источникам [18; 1-7], события развивались в правление армянского царя Санатрука в 64–68 годы. Указание армянских источников на совпадение времени проповеди апостола Варфоломея с правлением в Армении Санатрука не совсем правдоподобно. Согласно историческим данным, в Армении были два царя по имени Санатрук, и оба царствовали во II веке по Р.Х. По поводу названного царя Полимия следует также заметить, что исходя из имеющихся данных, царь с таким именем ни в Албании, ни в Армении в тот период не известен, и имена первых албанских царей вплоть до начала IV века также остаются неизвестными [14; 6-7].

Ефрем Сирин, писавший в конце IV или самом начале V в. о местах проповеди Варфоломея, упомянул лишь Индию и Ликаонию. Некоторые авторы под Индией подразумевали Аравию Счастливую [16; 707].

С начала IX века почитание апостола Варфоломея как просветителя Индии стало угасать. Так, византийский историк Никита Пафлагон о Варфоломее пишет: «Ходил сей блаженный муж к арабам, которые «счастливыми» именуются, да и не только к ним, но и к индийцам, а потом восточным эфиопам Христа возвестил» [23; 7]. Как подчеркивают исследователи, версия о проповеднической деятельности Варфоломея в Счастливой Аравии появилась в Средние века, и авторы этого периода перестали связывать данный факт с «утверждением древнейшей церковной традиции о проповеди апостола в Индии» [2; 130]. Позднее стали подвергаться разделениям понятия «Индия» и «инды» (народность), признанные обитателями Аравии. Вот как указанную проблематику дополняет церковный историк профессор Василий Васильевич Болотов: «Варфоломей проповедовал «индам» и оставил им Евангелие от Матфея». Здесь разумеются инды в собственном смысле. Это были «счастливые инды», обитатели Аравии» [3; 402]. Но когда профессор Болотов комментирует деятельность христианского богослова Пантена, он говорит об Индии, подразумевая полуостров Индостан [3; 410]. Разделяя индов и Индию на различные местонахождения, Болотов пишет: «Варфоломей проповедовал именно в India citerior (ближайшей Индии) (то есть индам), под которой, как показывает ее соседство с Эфиопиею, разумеется Аравийский полуостров, a India ulterior (крайняя Индия) лежит между Аравийским полуостровом и Парфиею; следовательно, под ней мы должны разуметь Индостан» [3; 414].

Древнее индийское предание сообщает о проповеди святого Варфоломея именно на территории возле Кальяна, называемой Счастливой Индией («Индия Феликс»). Испанский иезуитский священник, археолог и историк Генри Эрас упоминает святого Варфоломея как просветителя Индии; также доктор Джордж Марк Морас сосредотачивает свои учения на данном апостоле [21; 26]. Исследователь Перумалил приписывает область около города Кальян месту проповеди Варфоломея [17; 110]. Ведь изначально, когда топоним с течением времени стал все более однозначно указывать на Индостан, именно с ним стали связывать и проповедь Варфоломея. Согласно Псевдо-Софронию (VII век), Варфоломей читал проповеди «индусам, которых называли счастливыми» [26; 5]. В начале III века святой Ипполит Римский также указывает на обращение Индии к апостолу Варфоломею. Козьма Индикоплов, византийский купец, написавший «Христианскую Топографию» (о том, как он посетил Индию в 522 году), обнаружил, что епископы из Персии направлялись в Кальян а не в Малабар, «где рос перец» [8; 170об].

Что касается обозначения «Феликс», которое от обобщенного понятия Счастливой Аравии в контексте доказательств апостольства святого Варфоломея применимо и к географическим определениям территорий Индии, это обозначение применяется и к месту миссии Варфоломея – Кальяну: слово «феликс» в переводе с латинского означает счастливый, и название индийского города Кальян в переводе с санскрита имеет то же значение. Историки Уильям Паис и Винсент Мендонка дают ещё больше информации: «Согласно южноиндийскому преданию христиан штата Карнатака, первым миссионером здесь был святой апостол Варфоломей, который высадился на берегах реки Сварна у деревни Каллианпур и остался там проповедовать. В народе его называли Бетел, отсюда и происхождение города в штате Карнатака Баркур» [28; 14]. «В Южной Индии есть Каллианпур. Здесь апостол Варфоломей, известный в народе как Бетел, проповедовал Евангелие. … Есть много имен и мест, слов и обычаев в прибрежном районе Конкан около Бомбея и за его пределами, которые имеют происхождение от его имени Бетел и его проповеди. Баркур, близкий к Каллианпуру, возник от имени Варфоломея, то есть Бар – Толомай – ури, и так Баркур» [24; 9].

Варфоломей «поведал о приходе Господа Нашего Иисуса Христа, согласно Евангелию от Матфея» [26; 4]. Ведь Евангелие от Матфея было написано в Антиохии, для разделившегося на евреев и новообращенных язычников общества – чтобы предотвратить возвращение евреев в свою веру. Скорее всего, подобный раскол был и в общине индийских христиан между брахманами, обращёнными в христианство, и другими, более низшими по принадлежности общественному строю индийскими христианами. Именно тогда апостол Варфоломей узнаёт о расколе христиан и вмешивается. Видя, что эти христиане не были широко обучены Евангелию, и что у них не было текста Евангелия, Варфоломей дал им копию Писания от Матфея на арамейском языке. Судя по описаниям подвигов апостола Варфоломея в Индии, у него было несколько списков Евангелия от Матфея.

Нет оснований отвергать факт проповеди апостола Варфоломея в Индии по результатам исследования преданий церкви о том, что апостол Варфоломей действительно проповедовал здесь. Сообщения о Пантене и его проповеди в Индии и сообщение Климента Александрийского об Индии и отождествление их с географическими рамками современной Индии убеждают нас в правдоподобности сообщений древних историков о проповеди в Индии апостола Варфоломея; по крайней мере, нет оснований подвергать это сомнению.

После проповеди в армянских странах апостол Варфоломей отправился в Иераполь Фригийский, как сообщает «Житие апостола Филиппа» [5; 382]. На пути в Иераполь Фригийский он также, вместе с апостолом Филиппом, проповедовал в Иераполе Сирийском. Димитрий Ростовский свидетельствует в «Житиях» обоих апостолов об уходе Варфоломея из Иераполя Фригийского то в Индию, то в Армению, сообщая о кончине апостола Филиппа в Иераполе Фригийском в возрасте 87 лет (Варфоломею к тому времени было уже около 80 лет). После анализа всех сообщений о местах проповеди апостола Варфоломея именно такой маршрут его миссии – Индия, затем армянские земли и, наконец, кончина в Иераполе – представляется наиболее правдоподобным. Ведь помимо прочих доказательств о проповеди Варфоломея именно в Индии, нужно принимать во внимание преклонный возраст апостола: маловероятно, что он физически мог проповедовать в какой-либо другой стране позднее. Получается, что именно здесь, в Иераполе Фригийском, апостол Варфоломей после долгих мучений отошел ко Господу в 90 году по Р.Х., в возрасте 80 лет [5; 384].

Список литературы и источников:

  1. А.П.Лопухин. Толковая Библия или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т.1. Петербург. 1904.
  2. А.П.Скогорев. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. – СПб.: Алетейя, 2000.
  3. В.В.Болотов. Лекции по истории древней церкви. Минск. Белорусская Православная Церковь. 2011.
  4. Димитрий Ростовский, святитель. Жития Святых. Июнь. Москва. «Лествица». 2004.
  5. Димитрий Ростовский, святитель. Жития Святых. Ноябрь. Москва. «Лествица». 2004.
  6. З.М.Буниятов. Азербайджан в VII-IX вв. Баку. 1965.
  7. К.В.Тревер. Очерки по истории и культуре древней Армении. Москва. 1953.
  8. Козьма Индикоплов Христианская топография. Книгы о Христе, объемлюща весь мир. 1653.
  9. Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви. Кн.1. Москва. 1994.
  10. Моисей Каганкатваци. История агван. Кн.1. СПб. 1861.
  11. Моисей Хоренский. История Армении. Первод Н.О.Эмина. Кн.2. Москва. 1893.
  12. Н.В.Пигулевская. Сирийский источники по истории народов СССР. Москва. 1941.
  13. Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис. 1910.
  14. Э.Э.Исмаилов. Правители Азербайджана. Баку. 1998.
  15. Минея июнь, часть I. Москва. Издательский Совет Русской Православной Церкви. 2002.
  16. Православная Энциклопедия. Т.6. М., 2003.
  17. A.C.Perumalil. The apostles in India. India. Xavier Teachers Training Institute. 1971.
  18. C.Calanus. Historia Armena ecclesiastica et politica. Coloniae. 1686.
  19. C.V.Cheriyan, dr. Orthodox Christianity in India: A History of the Malankara Orthodox Church AD 52-2002. Academic Publishers. College Road. Kottayam-686001. Kerala State. India. 2003.
  20. Correa Francis fr. Samvedi Kristi Samaj. Mumbai. 1998.
  21. Correa Francis, fr. Missionary Heralds of India. Mumbai. 2010.
  22. George Nedungatt, S.J. Quest for the Historical Thomas, apostle of India a re-reading of the Evidence. Theological Publications in India. Bangalore. 2008.
  23. Georgio Moesinger. Vita et martyrium Sancti Bartholomaei apostoli. Salisburgi. Typographia Zaunrithiana. 1877.
  24. H.O.Mascarenhas, rev. dr. Konkanachem Christaunponn (Apostolic Christianity in Konkan). Goa, India. 1929.
  25. La Bigne M. de. Maxima bibliotheca veterum patrum et antiquorum scriptorum ecclesiasticorum. Vol.3. Lugduni. 1677.
  26. M.K.Kuriakose. History of Christianity in India: Source Materials. ISPCK, Delhi-110006. India. 2006.
  27. Oecumenius. Commentaria. Lutetia Parisiorum. 1633.
  28. W.Pais, V.Mendonca. The land called South Kanara. India. Imageflex Publishers. 2003.
  29. Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Vol.5. Bonnae. 1832.
  30. Проповедь ап. Варфоломея [Электронный документ] – (Режим доступа: http://baku.eparhia.ru/history/albania/apostle/sermon/). – Дата обращения: 23.03.2012.