организация национальных православных школВо второй половине XIX в. вопрос духовного просвещения и образования инородцев вставал наиболее остро, поскольку согласно первой всеобщей переписи 1897 г. доля православных христиан от всего населения страны составляла только 69,4 % (Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности и расселения русского этноса (1678-1917 гг.) // Советская этнография. 1982. №4. С. 14), что было связано с непрерывным расширением границ за счёт слабозаселённых восточных, северных и южных районов. Представители народов присоединяемых территорий обозначались общим словом «инородцы». Таким образом, правительство было заинтересовано в консолидации народов России посредством общегосударственной идеологии, которая выражалась в распространении сферы влияния русского языка и русской православной культуры.

Необходимо отметить тот факт, что в Российской империи просвещение инородцев в различных регионах имело свои специфические особенности. Среднее Поволжье относительно самостоятельный в экономическом и культурном отношении регион России, где с начала XIX в. наблюдается соперничество религиозных конфессий за влияние на местное население не только в религиозной, но и образовательной сферах. Именно этот регион, благодаря деятельности профессора Казанской духовной академии Николая Ивановича Ильминского, стал центром просветительской деятельности православной Церкви среди инородцев. В Казанской и Симбирской епархиях был накоплен первый опыт межнационального общения и взаимодействия, заложены основы системы инородческого образования.

Н.И. Ильминский разработал для нерусских народов Среднего Поволжья комплексную программу начального образования, основой которой было православие. По его мнению, «христианская религиозность» составляла «…самую лучшую подготовку или почву для образования» (Ильминский И.И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1885. С. 26), т.е. переход к обучению в школе должен был происходить через постижение основ православной веры. В своей миссионерской деятельности он придерживался глубокого убеждения, что инородцы, прежде чем стать русскими по языку, должны были стать русскими по «духу», т.е. они должны были усвоить православное мировоззрение. Реализуя свою главную цель — просвещение инородцев — он переводит книги религиозно-нравственного характера на разговорный язык нерусских поволжских народов и печатает их русским шрифтом, используя родной язык как главное средство обучения и воспитания в духе православия. Взгляды Н.И. Ильминского получили поддержку в Министерстве народного просвещения и были узаконены в правилах «О мерах к образованию населяющих Россию инородцев». В Среднем Поволжье во второй половине XIX в. сформировалась сеть православных братств, реализующих образовательные идеи Н.И. Ильминского. Их главная цель — религиозно-нравственное просвещение инородцев — полностью совпадала с государственной образовательной политикой, поэтому они получали в регионе материальную и административную поддержку местной власти.

В Среднем Поволжье Симбирская губерния отличалась весьма неоднородным этническим и конфессиональным составом населения. Структура населения Симбирского края складывалась постепенно на протяжении XVI–XIX веков. К концу XIX века здесь, как и в Самарской и Саратовской губерниях численно преобладало русское население. Причём, в сравнении с Казанской губернией — самой «инородческой» в Среднем Поволжье — чуваши, марийцы, татары и русские в ряде уездов представляли однонациональное большинство, а в Симбирской губернии — ни в одном из восьми уездов — нерусское население таковым не являлось. В то же время, в отличие от Самарской и Саратовской губерний, в Симбирской и Казанской концентрировалась основная масса чувашского населения (Смыков Ю.И., Гончаренко Л.Н. Национальный состав населения Поволжья в конце XIX века // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1990. С.99).

Вплоть до второй половины XIX в. национальные православные школы Симбирской епархии осуществляли свою деятельность бессистемно. В данный период инородческой, то есть национальной, школой называлась любая школа, в которой родным языком её учеников был нерусский язык.

До того, как Симбирской епархией при поддержке местных властей в крае была начата организация национальных школ, представители коренных народностей обучались в обычных начальных школах православной направленности. Практика показала, что существовавшие церковно-приходские школы не отвечали требованиям времени. Средств, выделяемых на образование, было недостаточно, поэтому за 1862-1877 гг. количество подобных образовательных учреждений сократилась вдвое, с 1892 до 976, в следствие чего уменьшилось и количество священослужителей-учителей (ГАУО. Ф. 99. ОП. 1. Д. 1129. Л. 27 об.). Детей, в основном, обучали малообразованные дьяки и члены их семей. Когда приезжали проверяющие и сталкивались с подобным положением дел, то вышеупомянутые школы закрывались «ввиду ненадобности» (Суперанский М.М. Начальная народная школа в Симбирской губернии. Историко-статистический очерк. Симбирск. 1906. С. 56).

По состоянию на 1870 г. в епархии действовали инородческие школы в следующих уездах в следующем количестве: в Буинском — 44 школы, в Ардатовском — 18 школ, в Карсунском — 17 школ, в Сенгелеевском — 10 школ, в Симбирском — 8 школ, в Сызранском — 7 школ, в Курмышском — 5 школ.

После того как сначала в 1870 г. были приняты «Правила о мерах по образованию инородцев», а через пять лет в 1875 г. для руководства всей системой православного просвещения было создано специальное общество — братство «Трёх Святителей», ситуация коренным образом изменилась. В состав совета упоминавшегося выше общества входили: ректор Симбирской духовной семинарии протоирей Н.В. Охотин, кафедральный протоирей П.И. Юстинов, директор народных училищ И.Н. Ульянов, инспектор чувашских народных училищ И.Я. Яковлев, председатель губернской земской управы Н.Д. Пазухин, директор классической гимназии Ф.М. Керенский, директор кадетского корпуса генерал Н.Л. Якубович и проч. (Отчёт о деятельности Симбирского духовно-просветительского братства «Трёх святителей» за 1-й год его существования. Симбирск: Типо-литография Н.Г. Анучина, 1886. С.3)

Реализацию образовательных идей Ильминского братство «Трёх Святителей» осуществляло посредством оказания финансовой помощи инородческим училищам православной направленности. При поддержке местной власти, начальника Симбирской губернии Николая Павловича Долгово-Сабурова, братством был организован сбор пожертвований на образовательные цели. В результате были организованы новые православные школы миссионерской направленности в тех районах губернии, где было сильно влияние ислама, старообрядчества и язычества. По состоянию на 1879 год  в Симбирской епархии дополнительно были открыты: в Симбирском — 21 школа, в Сенгелеевском — 15 школ, в Сызранском — 13 школ. Необходимо отметить тот факт, что без поддержки местных земств и органов государственной власти открытие данных национальных школ было бы невозможным.

Образование в национальных школах в Симбирской епархии строилось на православных основах и велось преимущественно на русском языке, родной язык также использовался, но считался «орудием первоначального обучения», т.е. детей инородцев на начальной стадии обучали на родных для них языках, постепенно переходя на русский. Главная особенность многонациональной Симбирской губернии рассматриваемого периода от соседних губерний Среднего Поволжья состояла в том, что русский язык выполнял связующую роль в культуре этносов. Как правило, на элементарном уровне им владели и в татарских, и в чувашских и тем более в мордовских селениях края, поэтому его использование в школах не встречало сопротивления в инородческой среде.

Самая многочисленная национальная общность — мордва, составлявшая почти 13% от всего населения Симбирской губернии (Симбирская губерния. Списки населенных мест по сведениям 1859 г. — СПб.: Издание Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел, 1863. С. 34), считалась достаточно «обрусевшей», поэтому разницы в обучении мордвин и русских руководство образовательными учреждениями в губернии не делало. Вторая по численности народность края — чуваши, составлявшие 8% от всего населения(Симбирская губерния. Списки населенных мест по сведениям 1859 г. СПб.: Издание Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел, 1863. С. 34) из-за близости с культурой и языком татар постоянно подвергалась ассимиляции и как следствие исламизации. Обеспокоенные исламизацией чувашей, православные священники и чиновники Министерства народного просвещения края в середине XIX в. стали проводить активную просветительскую политику, ограждающую чувашей мусульманского влияния и укрепляющую их в православной вере. Видный чувашский просветитель и активный член братства «Трёх Святителей», инспектор чувашских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлев считал, что ислам вреден для этнического самосознания его народа (Прозоров С. Л. Особенности адаптации чуваш в условиях русского города (на примере Симбирска XIX — начала XX века) // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. науч. ст. Ульяновск, 2002. С. 64.). Благодаря его деятельности, в Симбирском крае открылась сеть православных национальных чувашских школ, в развитии которых активно участвовало земство и Министерство народного просвещения, выделяя значительные суммы на содержание (в 1871 г. — 1810 руб.; в 1876 г. — 5400 руб.; 1890 г. — 10940 руб. (ГАУО. Ф. 99. ОП. 1. Д.701. Л. 10-13.). Постоянно заботясь об увеличении сети своих школ, Яковлев периодически обращался с ходатайствами к администрации о расширении действующих учебных заведений, если по данным проверок губернских органов образования какая-либо сельская школа не справлялась с наплывом детей. Так, например, в 1897 г. благодаря его усилиям, Кошкинское училище было переведено из одноклассного в двухклассное (ГАУО. Ф. 135. ОП. 1. Д.65. Л. 6 об.).

Кроме Симбирской чувашской школы, существовало чувашское двухклассное мужское приходское училище, в котором также обучались 65 учеников (из них 52 человека чувашской национальности). Начиная с 1908 г., училище перешло под руководство Министерства Народного просвещения (ГАУО. Ф. 135. ОП. 1. Д.65. Л. 2 об.).

С 1878 г. в Симбирской чувашской учительской школе было открыто женское отделение, при котором с 1903 г. начали работать педагогические курсы. В 1890 г. школа была преобразована в Центральную чувашскую учительскую школу. С 1900 г. при Симбирской чувашской учительской школе действовали педагогические курсы, в 1912 г. обучение в них стало трёхгодичным. Особенностью этих курсов было то, что для учёбы в них допускались лица, исповедующие язычество (ГАУО. Ф. 135. ОП. 1 Д. 65. Л. 3.). Тем самым Яковлев преследовал цель приобщения обучающихся к православию. Содержались все вышеперечисленные учебные заведения за счёт денежных поступлений от земств, отчислений из казны и значительных пожертвований братства «Трёх святителей».

Симбирский губернатор С. Ржевский в отчёте о состоянии губернии за 1903 г. отмечал, что, благодаря деятельности Симбирской чувашской учительской школы, «инородческие училища лучше других обеспечены учителями» (Библиотека РГИА. Отчёты о состоянии Симбирской губернии. 1903. С. 3). Его предшественник В. Акинфов, отмечая заслуги чувашской учительской школы в деле распространения просвещения, особо указывал, что с развитием системы национальных школ в губернии не только прекратилось тяготение чувашей к исламу, но и выросло стремление к русской культуре, языку (Библиотека РГИА. Отчёты о состоянии Симбирской губернии. 1894. С. 10).

Методика преподавания в симбирских чувашских школах было одобрена в 1884 г. на съезде преподавателей Чебоксарского уезда Казанской губернии и распространилась на все национальные православные школы сначала Среднего Поволжья, а позднее и всей Российской империи. Организация Яковлевым школьного дела позднее была одобрена и пропагандировалась самим Н.И. Ильминским.

В Симбирской губернии татары составляли немногочисленную часть населения края и концентрировались лишь в нескольких крупных селениях преимущественно Буинского и Карсунского уездов, поэтому местные власти не спешили открывать персонально для них национальные школы православной направленности. Ситуация изменилась, когда с 1886 по 1900 гг. братство «Трёх Святителей» организует работу шестнадцати «школ грамоты», где, помимо многочисленных народностей края — чуваш и мордвы, обучались татары и русские. Совместное обучение, по мнению членов братства, должно было способствовать принятию русской культуры и веры, что и произошло в Карсунском уезде.

Оставалась крупная мусульманская община лашманов в селе Старое Чекурское Буинского уезда с населением в 2000 татар и 900 чувашей исповедующих ислам. В селе было 5 мечетей и 5 школ мектебе (ГАУО. Ф. 99. ОП. 1 Д.705. Л. 2 об.). В 1900 г. Яковлев обратился к губернским властям с ходатайством об открытии в данной местности прихода и национальной православной школы. До этого момента в губернии никогда прежде для лашманов не организовывались русскоязычные православные школы, поэтому в их среде были очень сильны исламские религиозные убеждения. После вмешательства Яковлева ситуация коренным образом изменилась. В районе были построены 3 церкви с инородческими притчами с богослужением на чувашском языке. В открывшиеся 2 национальные школы прибыли учителя, выпускники чувашской учительской школы. Помимо обучения счёту и письму, местное население постепенно, согласно методике Ильминского, приобщалось к православию. В первые пять лет деятельности школ успехи не были значительными, но в 1908 г., согласно отчётам братства «Трёх святителей», был зафиксирован массовый возврат чувашей в лоно православной церкви (ГАУО. Ф. 135. ОП. 1 Д.65. Л. 8 об.). В 1909 г. Яковлев, заручившись поддержкой и авторитетом старост-чувашей, на собранные с местных жителей средства открыл ещё одну национальную школу. Таким образом, благодаря проведённой национально-образовательной политике, была решена давняя проблема края – переход чувашей, самой многочисленной национальной общности края, в ислам.

Каков же был итог деятельности местных властей и духовенства Симбирской епархии по просвещению инородцев на начало XX столетия? По состоянию на 1 апреля  1904 года, в Симбирской губернии было 138 национальных православных школ: 68 чувашских (из них 41 в Буинском уезде); 58 мордовских (их них 21 в Ардатовском и 11 в Алатырском уездах), в которых обучение велось по системе И.Я. Яковлева); 9 крещённо-татарсхих (из них 6 в Карсунском уезде); 3 эстонские школы. Также необходимо отметить тот факт, что за время реализации образовательной политики по христианизации инородцев не было выявлено случаев дискриминации к представителям других конфессий, что особенно подчёркивалось в отчётах братства «Трёх святителей». Губернское руководство и органы, отвечающие за народное образование, в свою очередь, сделали всё для того, чтобы успешно развивалась не только русская православная начальная школа, но и национальная, созданная представителями коренных народов Симбирского края. Наиболее яркий пример — это сеть национальных школ, созданная под руководством И.Я. Яковлева.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что процесс образования инородцев и приобщение их к православной вере на территории Симбирской губернии, начиная со второй половины XIX до начала XX вв., был успешно реализован.


Список литературы:

ГАУО. Ф. 99. ОП. 1 Д.1129. Л. 27 об.

ГАУО. Ф. 99. ОП. 1 Д.701. Л. 10-13.

ГАУО. Ф. 135. ОП. 1. Д.65. Л. 2,3,6,8 об.

ГАУО. Ф. 99. ОП. 1 Д.705. Л. 2 об.

Библиотека РГИА. Отчёты о состоянии Симбирской губернии. 1903.

Библиотека РГИА. Отчёты о состоянии Симбирской губернии. 1894.

Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности и расселения русского этноса (1678-1917 гг.) // Советская этнография. 1982. №4. С. 9-25.

Ильминский И.И. Избранные места из педагогических сочинений, некоторые сведения о его деятельности и о последних днях его жизни. Казань: Тип. В.М. Ключникова, 1885. С. 26.

Отчёт о деятельности Симбирского духовно-просветительского братства «Трёх святителей» за 1-й год его существования. Симбирск: Типо-литография Н.Г. Анучина, 1886.

Прозоров С. Л. Особенности адаптации чуваш в условиях русского города (на примере Симбирска XIX — начала XX века) // Историко-этнографические исследования Симбирского Поволжья: сб. науч. ст. Ульяновск, 2002.

Симбирская губерния. Списки населенных мест по сведениям 1859 г. СПб.: Издание Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел, 1863.

Смыков Ю.И., Гончаренко Л.Н. Национальный состав населения Поволжья в конце XIX века // Национальный вопрос в Татарии дооктябрьского периода. Казань, 1990.

Суперанский М.М. Начальная народная школа в Симбирской губернии. Историко-статистический очерк. Симбирск. 1906.

Таймасов T.A.Православная церковь и христианское просвещение народов Среднего Поволжья во второй половине XIX — начале XX века Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2004.