Симбирская Чувашская школаНачиная с середины XVI века, времени присоединения территории Среднего Поволжья к Российскому государству, начинается сложный и противоречивый процесс христианизации местных коренных народов.   Среди инородцев в XVI –первой половине XIX вв. бо̀льшая часть чувашей региона, не принявших православие, обратилась в ислам и впоследствии ассимилировалась с татарским народом.

Вторая половина XIX — начало XX вв. – период достаточно результативной политики Русской Православной Церкви в вопросах духовно-нравственного просвещения инородцев. Одним из основных направлений деятельности Симбирской епархии была антимусульманская работа.

Симбирская губерния как один из самых многонациональных регионов Среднего Поволжья, где, начиная с середины XIV в., происходили сложные этнокультурные взаимодействия славянских народов с коренными представителями иранских, тюркских, и финно-угорских народностей представляла большой интерес для воплощения в жизнь новых на тот момент педагогических методик. Обращаясь к вопросу христианизации инородцев, следует уточнить, почему среди инородческого населения исламизации более всего были подвергнуты чуваши.

Дело в том, что другая крупная национальная общность Симбирского края – мордва − считалась достаточно «обрусевшей», использовавшей преимущественно русский язык, случаи перехода в ислам были единичны и, как правило, вследствие межконфессионального брака.

Согласно многочисленным археологическим и фольклорным источникам, влияние мусульманства на чувашей в Среднем Поволжье прослеживается с X в. В период существования Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства чуваши заимствовали отдельные религиозные представления, персидскую и арабскую религиозную лексику. Одновременно формировались черты их языческого культа, нравы и особенности социальной организации [17; с. 63-67,77]. До 1842 г. трудами архиепископа Симбирского и Сызранского Анатолия (Максимовича), после него, до 1856 г., архиепископа Симбирского и Сызранского Феодотия (Озерова) проводилось крещение чувашей-язычников, к концу года в христианство было обращено до тысячи человек [13; л. 218 об.]. Несмотря на то, что принимавшие православие освобождались на три года от уплаты податей и получали личную свободу от несения рекрутской повинности, чуваши-язычники, лишённые возможности исповедовать свою веру, предпочитали переходить в ислам [13; л. 220 об.].

В конце 1860-х гг.  после массового перехода крещёных чувашей в ислам в сёлах Верхне-Тимерсянской и Больше-Тархановской волостях Симбирского уезда [9] Симбирская епархия начинает совместно с братством «Трёх Святителей»,  разрабатывать программу, направленную на религиозное воспитание инородцев (в частности чуваш) в православных традициях.

Видный чувашский просветитель и инспектор чувашских школ Казанского учебного округа И. Я. Яковлев считал, что ислам вреден для этнического самосознания его народа [15; с. 49]. По его инициативе, благодаря финансовой поддержке Симбирской епархии, в 1871-1890 гг. были открыты национальные школы православной направленности в сёлах Верхние Тимерсяны, Новые Алгаши, Старые Алгаши, Чирикеево, Богдашкино, Новое Никулино, Большая Акса. Позже, в концу XIX в., из-за массового перехода в православие по просьбе жителей в этих селениях были построены церкви, епархией для служения были направлены священники. Столь положительных результатов удалось добиться благодаря разработанной учителями-священнослужителями из числа чуваш программы, представлявшей собой доступные проповеди на русском и чувашском языках. В селениях, где совместно проживали татары и чуваши, для недопущения последних перехода в ислам, епархией распространялись православные книги, переведённые на чувашский язык. Со взрослыми учителя-священослужители проводили религиозные беседы и привлекали их вместе с детьми к чтению на их родном языке. Через некоторое время в этих школах были открыты домовые церкви, где служили священники-чуваши [8].

Другой показательный пример – массовый переход 1896 г чуваш Средне-Алгашинской волости в ислам, где соседи татары выступали наёмниками рабочей силы и отдавали предпочтение работникам-мусульманам. При содействии братства «Трёх Святителей» в волости было открыто 4 чувашских школы, процесс исламизации был прекращён. Важную роль в этом сыграло и внедрение в учебно-воспитательную практику православных инородческих школ педагогической системы И. Н. Ильминского.

Государственная религиозная политика в начале XX в. также способствовала недопущению исламизации инородческого населения из числа чуваш. Указ о свободе вероисповедания 17 апреля 1905 г. и манифест 17 октября 1905 г. не изменили статус чувашей-мусульман: если крещёным татарам было официально разрешено исповедовать ислам, то крещёные чуваши такого права не имели, поскольку до принятия христианства были не мусульманами, а язычниками [17; с. 823]. Внутри данной национальной общности возникли противоречия: православные чуваши не одобряли переход своих соплеменников в ислам, поскольку справедливо считали, что это приведёт к этнической ассимиляции и утрате родного языка. Поскольку священники использовали родной чувашский язык, а муллы настаивали на изучении татарского, большинство чувашей с охотой переходило в православие.

В ряде волостей (Верхне-Тимерсянской, Больше-Цильнинской Кадыковской, Шиговской) со смешанным населением крещёные чуваши по инициативе священников даже возбуждали ходатайства об отделении от татар-мусульман в самостоятельное сельское общество[10]. Это было связано с напряжённым отношением соплеменниками на почве религии, однако, необходимо подчеркнуть тот факт, что представители епархии пытались отговорить односельчан от данной затеи, воспитывая терпимое отношение к соседям.

Одним из наиболее значимых способов воздействия на инородческое население было участие Симбирской епархии в общественной жизни конкретного населённого пункта: помимо организации проповедей, чтений и открытия церковно-приходских школ, епархиальное руководство жертвовало на открытие в селениях пунктов медицинской помощи, организовывало столовые для малообеспеченного населения. Методика «противомусульманской» деятельности, разработанная И. Яковлевым и его последователями, направленная на недопущение массового перехода чувашского населения в ислам, эффективно заработала в начале XX вв.

Об этом говорят статистические данные: если согласно переписи 1859 г. численность чувашей-мусульман Симбирской губернии составляла около 3000 человек, то в 1905-1907 гг. их число сократилось до 400-600 человек. К 1911 г., согласно посемейным спискам, их насчитывалось 554, а по данным волостных правлений − всего 483 человека[1-7,11-12, 16; с.62].

Благодаря успешной просветительской работе Симбирской епархии, открытию православных школ для чувашей, увеличивался процент грамотного населения губернии. Таким образом, подводя итоги христианизации чуваш Симбирского края, необходимо отметить, что епархия провела колоссальную работу по просвещению инородческого населения, тем самым создав обстановку веротерпимости во взаимоотношениях между представителями проживающих здесь народов.


 

Список литературы:

  1. ГАУО. Ф.1. Оп.93. Д. 86. Л. 34 об.
  2. ГАУО. Ф.88. Оп.1. Д. 1361. Л. 38-40 об.
  3. ГАУО. Ф.88. Оп.1. Д. 1416. Л. 8-10 об.
  4. ГАУО. Ф.88. Оп.1. Д. 1457. Л. 9 об.
  5. ГАУО. Ф.88. Оп.1. Д. 1459. Л. 1.
  6. ГАУО. Ф.88. Оп.1. Д. 1460. Л. 3-4,11-12,31-32.
  7. ГАУО. Ф.88. Оп.1. Д. 1930. Л. 56,64-71.
  8. ГАУО. Ф.99. Оп.1. Д. 308. Л. 3 об.
  9. ГАУО. Ф.134. Оп.7. Д. 578. Л. 121-123. об.
  10. ГАУО. Ф. 134. Оп. 7. Д. 839. Л. 7, 28 — 29, 32 — 35 об.
  11. ГАУО. Ф.134. Оп.7. Д. 807. Л. 104-105, 258-259.
  12. ГАУО. Ф.134. Оп.7. Д. 816. Л. 40-42,47-51.
  13. ГАУО. Ф.318. Оп.1. Д. 1082. Л. 218,220 об.
  14. Денисов П.В. Религиозные верования чуваш (историко-этнографические очерки) / П.В. Денисов. − Чебоксары: Чувашское государственное издательство, 1959. − 408 с.
  15. Кондратьев А.А. Иван Яковлев — выдающийся чувашский просветитель-педагог / А.А. Кондратьев. – Чебоксары: Экология, 1998. – 236 с.
  16. Наиболее важные статистические сведения об инородцах Восточной России и Западной Сибири, подверженных влиянию ислама. – М.: Книга по Требованию, 2011. – 271 с.
  17. Полное собрание законов Российской Империи. Том XXV. 1885 − 1916 гг. – СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1917. – 1020 с.