ПОЛОЖЕНИЕ О ПОДГОТОВКЕ, ОФОРМЛЕНИИ И ЗАЩИТЕ КАНДИДАТСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ В МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

В настоящем Положении содержатся требования по написанию, оформлению и защите диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия в Московской духовной академии. Процедура подготовки и защиты диссертации излагается с учетом нормативно-правовых актов, действующих в светских вузах и научных учреждениях.

Методические рекомендации предназначены для студентов дневного и заочного обучения МДА.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение (понятие диссертации, общетеоретические основы научной работы, структура богословских наук)

Выбор темы диссертации. Методология церковно-научных исследований

План работы над диссертацией. Сбор материала по теме

Оформление диссертации. Предзащита. Автореферат

Защита диссертации.

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Процесс обучения в духовной академии завершается написанием и защитой кандидатской диссертации. Успешное прохождение этого заключительного этапа свидетельствует о приобретении выпускником знаний и навыков, необходимых для самостоятельной научно-богословской работы.

Диссертация, представленная на соискание ученой степени кандидата богословия, должна быть научной квалификационной работой, написанной на современном научно-богословском уровне. В ней должно содержаться решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли научно-богословского знания. Автор диссертации обязан показать в ней глубину эрудиции в области той дисциплины, в рамках которой он проводит исследование, и специальные знания по теме диссертации. Он должен обладать фундаментальной научной базой: владеть навыками научно-богословской работы, методологией богословского творчества, методами получения, обработки и хранения научной информации. Формальным итогом диссертационного исследования является рукопись, подготовленная для публичной защиты.

Для правильной постановки и ясной формулировки проблем, решению которых посвящена диссертация, ее автору необходимо знать и учитывать состояние современной церковной науки и практики. Диссертант должен хорошо ориентироваться в научной информации, без чего невозможно определить, насколько та или иная проблема нуждается в разработке.

К предмету исследования необходим целостный (системный) подход, а само исследование должно проводиться всесторонне и объективно. Предложенные диссертантом новые решения должны быть хорошо аргументированы и критически оценены по сравнению с известными решениями, находиться в согласии с фундаментальными научными теориями и принципами.

В ходе работы диссертант обязан: обосновать актуальность выбранной темы, определить цели и задачи исследования, выбрать методологию исследования, описать процесс исследования, обсудить результаты исследования, сформулировать выводы и сделать оценку полученных результатов. Студенты духовной академии, обучающиеся заочно, приступают к написанию кандидатской диссертации после успешной защиты дипломной работы и сдачи кандидатских экзаменов по следующим дисциплинам: история и методология богословия, иностранный язык (новый или древний — в соответствии с темой диссертации), специальная дисциплина (в соответствии с темой диссертации). Перечень экзаменов в каждом случае определяется кафедрой, на которой студент пишет диссертацию, согласно поданному прошению на имя заведующего кафедрой о допуске к сдаче кандидатских экзаменов.

Главное достоинство научной работы заключается в достижении новых результатов, которые реально обогащают церковную науку, а не повторяют уже достигнутое, не отличая вечно-истинное от устаревшего и ошибочного.

Научно-богословское знание обладает определенной структурой, выражением которой являются научные специальности и входящие в их состав научные дисциплины (науки). Науки различаются между собой, в основном, по двум признакам: по изучаемому предмету и методам исследований. Имеющаяся между некоторыми из наук общность позволяет объединять их в специальности (например, изучение жизни и творчества святых отцов раннехристианской, византийской Церкви и различных Поместных Церквей осуществляется в пределах одной специальности — патрологической).

Преподавание церковно-научных дисциплин в духовной академии основывается на их делении по четырем группам, каждая из которых преподается в рамках соответствующего отделения:

богословские дисциплин;

библейские дисциплины;

церковно-практические дисциплины;

церковно-исторические дисциплины.

Основные дисциплины, изучаемые на отделении, вместе с относящимися к ним вспомогательными и комплексными дисциплинами образуют научные специальности, по которым могут проводиться диссертационные исследования. Далее перечисляются специальности по каждому отделению (в скобках указаны критерии, уточняющие положение темы внутри специальности).

Богословское отделение:

догматическое богословие;

основное богословие;

нравственное богословие;

патрология;

аскетика;

сравнительное богословие;

сектоведение;

история православного богословия (по периодам);

история религий (по отдельным религиям).

Библейское отделение:

текстология Священного Писания (Ветхого и Нового Завета);

экзегетика и герменевтика Священного Писания (Ветхого и Нового Завета);

библейское богословие;

библейская археология;

история библеистики (по периодам).

Церковно-практическое отделение:

литургическое богословие;

церковное право;

пастырское богословие;

миссиология и диакония;

историческая литургика (по периодам и регионам);

история церковного права (по периодам и регионам).

Церковно-историческое отделение:

общецерковная история (по периодам);

история Поместных Церквей (по отдельным Церквам);

история Русской Церкви (по периодам);

агиография и агиология (по периодам и регионам);

всеобщая история (по периодам и регионам);

история России (по периодам);

история церковно-исторической науки (по периодам).

 

2. ВЫБОР ТЕМЫ ДИССЕРТАЦИИ. МЕТОДОЛОГИЯ ЦЕРКОВНО-НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

 

Работа над диссертацией начинается с выбора и утверждения ее темы. Тема должна соответствовать одной из специальностей, указанных выше, с тем чтобы работа выполнялась на соответствующей кафедре и отделении. Как правило, студент выбирает тему по специальности того отделения, на котором обучается. В случае выбора комплексной темы, лежащей «на стыке» двух и более специальностей, следует определить, какая из них будет приоритетной.

Выбор темы производится во время обучения студента на II курсе. Каждая кафедра Московской духовной академии не реже одного раза в учебном семестре утверждает перечень тем кандидатских диссертаций с указанием преподавателей, готовых осуществлять научное руководство конкретными темами работ. Студент вправе как выбрать одну из этих тем, так и предложить собственную тему исследования. В любом случае ему необходимо обсудить тему (а по возможности — и примерный план работы) с научным руководителем и по итогам этого обсуждения уточнить ее формулировку. Затем студент подает на имя заведующего соответствующей кафедрой заявление о закреплении темы и утверждении научного руководителя. Данное заявление рассматривается на заседании кафедры, где также может быть изменена формулировка темы. Рекомендуется приглашать на заседание студентов, заявления которых обсуждаются, и заслушивать их сообщения о предложенных темах. В случае положительного решения кафедры студент приступает к работе над диссертацией. Если в процессе исследования выяснится, что тему нужно изменить, такое изменение (после консультации с научным руководителем) осуществляется в том же порядке, что и закрепление темы.

Тема должна удовлетворять ряду требований, которые в дальнейшем будут предъявляться к самой диссертации: она должна обладать актуальностью, научной новизной и практической значимостью. Актуальность темы означает ее важность, соответствие современным задачам церковной науки и практики. Научная новизна темы заключается как в отличии от тем ранее выполненных исследований, так и в содержательной оригинальности основной идеи, заложенной в тему. Практическая значимость темы состоит в ее приложимости к прикладным задачам науки и к решению конкретных проблем церковной жизни. Для того, чтобы тема отвечала этим требованиям, следует обращаться к новейшей научной литературе по соответствующей проблематике, документам Архиерейских Соборов и Священного Синода Русской Православной Церкви, следить за тематикой диссертаций, защищаемых в духовных академиях и светских организациях. Рекомендуется использовать информацию о диссертациях, размещаемую на сайтах духовных школ, а также «Летопись авторефератов диссертаций» (библиографический указатель, ежемесячно издаваемый Книжной палатой РФ и имеющийся в справочном отделе любой крупной научной библиотеки).

Будущему диссертанту надо обратить особое внимание на формулировку темы его работы. Название диссертации должно быть таким, чтобы читатель, увидев его, сразу мог понять, чему именно посвящено исследование. В нескольких словах (как правило, 5–8; не следует придумывать длинные формулировки, перерастающие из названия в аннотацию) необходимо с предельной четкостью выразить саму суть исследуемой проблемы (например, «Ангелологические трактаты Михаила Пселла (атрибуция и историко-догматический анализ)»). Следует поэтому избегать в формулировке темы шаблонных, расплывчатых слов и оборотов, не раскрывающих содержание работы («некоторые проблемы…», «к вопросу о…»).

Недопустимо, чтобы выбранная тема совпадала с темами уже защищенных диссертаций (независимо от того, подготовлены они в духовных или в светских образовательных учреждениях). Установив, что по интересующей его теме были выполнены диссертационные исследования, студент должен изменить формулировку своей темы так, чтобы она отражала дальнейшее продвижение в изучении проблемы. В то же время ему следует детально изучить эти работы, чтобы активно использовать их в собственной диссертации.

Помимо перечисленных формальных требований, студент должен исходить из содержания темы. Всегда лучше писать диссертацию по той теме, которая интересна и важна для диссертанта, тем более, если у него уже есть курсовые сочинения, дипломная работа, выступления на научных конференциях, публикации по схожим вопросам. По объему темы бывают широкими и узкими (например, «История египетского монашества»; «История египетского монашества в IV–V вв.»; «История монашеской общины преп. Пахомия Великого» и т. д.). Для кандидатских диссертаций предпочтительны наиболее узкие темы, позволяющие начинающему исследователю скрупулезно изучить одну проблему, тогда как широкие темы при недостаточных навыках научной работы обычно приводят к появлению поверхностных, компилятивных диссертаций, не вносящих ничего нового в науку. Характер темы может быть теоретическим или практическим, в зависимости от того, насколько она близка к проблемам церковной науки как таковой либо реальной церковной жизни (например, «Текстология писем свт. Василия Великого (на материале писем к Амфилохию Иконийскому)» и «Особенности миссионерского служения в воспитательных колониях»). Наиболее перспективны комплексные темы (например, «Харистикариат в Византийской империи XI в. (правовые и социальные аспекты)» — тема на стыке истории церковного права, общецерковной и всеобщей истории византийского периода), предполагающие решение наиболее острых и важных для развития науки вопросов. Однако выбирать их следует лишь хорошо подготовленным студентам, поскольку они требуют глубоких познаний сразу в нескольких богословских дисциплинах. Не рекомендуется выбирать для кандидатских диссертаций темы историографического и историко-биографического характера, несмотря на их кажущуюся легкость. Исследование научного наследия ученого-историка (тем более — исторической школы) или биографии церковного деятеля, чтобы претендовать на статус научного, не должно представлять собой компиляцию из опубликованных произведений соответствующего лица и посвященной ему исторической литературы. Такая диссертация должна основываться на максимально широком круге источников (включая самостоятельно выявленные в архивах), тщательном учете исторического, политического, культурного, научно-богословского и т. п. контекста деятельности соответствующего лица, его личной жизни, отношения к нему современников. Поэтому подобные работы, как правило, пишутся сформировавшимися, опытными исследователями.

Определившись с темой (фактически, с объектом и предметом исследования, а отчасти и с его целью и задачами), начинающий диссертант должен решить другой принципиально важный вопрос — о методологии своего исследования. Если формулировка темы определяет, «что» будет изучено в диссертации, то методы указывают, «как» это будет делаться.

Под методом научного познания принято понимать способ достижения цели (т. е. решения проблемы), совокупность приемов и операций научной деятельности, а под методологией — упорядоченный набор методов исследования (а равно — «учение о методе», раздел философии, где изучаются методы наук). Можно выделять несколько уровней научных методов:

общенаучные;

определенной группы наук;

конкретной отрасли науки.

Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности своего характера используются как средство познавательной деятельности в самых различных отраслях светской и церковной науки. Сюда, прежде всего, относятся логические методы: индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия, обобщение, абстрагирование, идеализация, типологизация. Общенаучными можно назвать метод сравнения, статистические методы и др. Сюда же относится системный подход, позволяющий раскрыть многообразие проявлений изучаемого объекта, определить место предмета исследования диссертации в разрабатываемой отрасли науки.

Науки делятся на естественные, социальные и гуманитарные (две последние группы зачастую объединяют), и каждая из этих групп характеризуется специфическими методами. Гуманитарная наука, имеющая дело с духовной стороной жизни человека и общества, описывает факты во всей их уникальности, не стремясь к обязательной систематизации и классификации, не прибегая к эксперименту и языку математики. Доказательства в гуманитарной сфере менее строги, чем в естественнонаучной, и строятся не на точных расчетах, а на убедительности формулировок. Богословие по своему характеру примыкает именно к гуманитарным наукам, и противопоставление гуманитарных методов естественнонаучным в полной мере относится к нему.

В то же время каждая отрасль научно-богословского знания накапливает свой арсенал средств научного познания собственных научных объектов, что в целом составляет методологию конкретной отрасли церковной науки. Например, в церковном праве используются историко-догматический, сравнительно-правовой (компаративный) методы.

Студент должен иметь в виду, что диссертация не может быть выполнена с применением лишь одного метода. Любое крупное научное исследование осуществляется на основе комплекса методов всех трех уровней, и этот факт должен затем найти отражение во введении к диссертации, где подробно описывается методология работы. Вместе с тем надо учитывать, что в гуманитарных науках общепризнанная научная теория может выступать в качестве метода изучения частной проблемы. Например, в диссертации по агиографии автор может указать, что основывается на принципах «критической агиографии», выработанных И. Делеэ и П. Петерсом; в диссертации о рецепции византийского права — что он разделяет взгляды Я. Н. Щапова на текстологию кормчих книг и т. д.

Грамотное применение методов должно обеспечить успешное решение проблемы, заявленной в теме диссертации, и возможность проверки полученных автором новых научных результатов. Такая проверка может проводиться двумя путями — верификации и фальсификации. Верификация означает возможность опытного подтверждения результатов. Фальсификация подразумевает, что научный результат должен в принципе допускать возможность его опровержения средствами науки (нефальсифицируемыми являются неконкретные, расплывчатые результаты, а также выводы философско-мировоззренческого характера). Применительно к гуманитарным исследованиям необходимо, чтобы в тексте работы были правильно, на основе соответствующих научных теорий интерпретированы (и снабжены ссылками) данные источников и сведения из научной литературы.

Для более подробного ознакомления с методологией научного творчества студентам следует обратиться к любому из опубликованных в последние годы учебных пособий для аспирантов по дисциплинам «Философия и методология науки», «История и философия науки» и к трудам выдающихся методологов гуманитарного и общенаучного познания — Г. Гадамера, Э. Гуссерля, Т. Куна, И. Лакатоса, К. Поппера, П. Рикера и др.

 

3. ПЛАН РАБОТЫ НАД ДИССЕРТАЦИЕЙ. СБОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

 

После того как выбрана тема и методы исследования, диссертант составляет индивидуальный план, по которому будет работать над диссертацией; хронологически он охватывает время от закрепления темы диссертации до окончания обучения в духовной академии. Этот план согласовывается с научным руководителем, который затем контролирует его выполнение, и утверждается на заседании кафедры. Диссертант, не выполняющий индивидуальный план, может быть подвергнут дисциплинарным взысканиям вплоть до отчисления из духовной академии.

В плане отражаются следующие мероприятия: библиографический поиск материалов по теме; изучение источников и научной литературы; уточнение плана диссертации; написание отдельных глав и параграфов; написание введения; подготовка заключения и приложений; составление библиографического списка; подготовка единого текста диссертации; прохождение предзащиты, внесение изменений в диссертацию; окончательное оформление работы; представление диссертации в диссертационный совет. Кроме того, в плане могут предусматриваться подготовка публикаций по теме работы, выступления с докладами и сообщениями на научных конференциях и т. п. В обязательном порядке включается в план написание научной статьи по теме диссертации для размещения ее на официальном сайте Московской духовной академии и составление автореферата, а для студентов заочного обучения — также сдача кандидатских экзаменов.

Помимо индивидуального плана как официального документа аспиранту следует иметь рабочий план, в котором он самостоятельно и в более детальной форме может определять последовательность и содержание своих действий по подготовке диссертации. В частности, не всегда целесообразно писать главы работы в той жесткой последовательности, в какой это указано в рабочем плане.

Первым этапом работы над диссертационным исследованием всегда является сбор материала, т. е. поиск, систематизация и изучение источников и научной литературы.

Наметив конкретную тему, диссертант должен узнать, в какой мере она освещена ранее проведенными исследованиями, защищенными в прошлом диссертациями. Для этого необходимо поинтересоваться, что по этой теме сделано за последние минимум десять или даже более лет. Это просмотр авторефератов, беглое ознакомление с книгами и статьями, материалами научных конференций, научными отчетами по данным отечественной и зарубежной литературы.

Трудно переоценить степень полезности ознакомления с информационными изданиями, которые готовятся специальными библиографическими и научно-информационными учреждениями и бывают трех видов: библиографическими, реферативными и обзорными.

Библиографические издания содержат упорядоченную совокупность библиографических описаний, которые информируют специалистов о том, что издано по интересующим их вопросам. Библиографическое описание выполняет две функции. С одной стороны, оно оповещает о появлении документа (сигнальная функция), а с другой — сообщает необходимые сведения для его отыскания (адресная функция). К библиографическим изданиям относится упомянутая выше «Летопись авторефератов», а также другие периодические издания Книжной палаты: «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей» и др.

Реферативные издания содержат публикации рефератов, включающих сокращенное изложение содержания первичных документов (или их частей) с основными фактическими сведениями и выводами. К реферативным изданиям относятся реферативные журналы, реферативные сборники, экспресс-информация, информационные листки. В России реферативные журналы по социальным и гуманитарным наукам издает Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН) под общим заголовком «Реферативный журнал» (РЖ). РЖ ИНИОН наиболее полно отражает всю мировую литературу по социологии, философии, истории, праву, востоковедению, религиоведению и т. д., публикуя рефераты, аннотации и библиографические описания, составляемые на статьи, монографии, сборники. ИНИОН также выпускает компакт-диски (CD-ROM) с библиографическими базами данных по социальным и гуманитарным наукам.

Обзорные издания и тематические указатели готовятся центральными научными библиотеками, библиотеками научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений, а также органами научно-технической информации. Указатели отражают литературу по какой-либо отрасли в целом или по ее разделу.

Весьма эффективно также использование ресурсов Интернета. В настоящее время свои сайты имеют практически все научные библиотеки, вузы и научные институты, официальные организации как светские, так и церковные. Помимо поиска информации на поисковых сайтах общей направленности, имеется возможность специализированного поиска по электронным библиографическим и полнотекстовым базам данных по различным гуманитарным наукам, по электронным каталогам крупнейших библиотек мира (включая Библиотеку Конгресса США и Российскую государственную библиотеку).

Этап сбора материала требует значительных усилий по обработке всей доступной информации по вопросам диссертации. При этом выполняется конструктивная критика предлагавшихся решений проблемы, указываются причины, вследствие которых ранее полученные результаты не удовлетворяют новым потребностям науки и практики. Используя современную литературу по теме, диссертант должен сформулировать основные позиции собственной теории исследуемого вопроса и с этих позиций критически проанализировать существующие теоретические взгляды, показать преимущества своего подхода к проблеме.

При сборе материала следует ориентироваться на то, что основным содержанием диссертации должны быть новые научные факты, связи, гипотезы. В диссертации невозможно обойтись без известного материала, но он должен быть сведен к минимуму, играя роль методологических принципов, логических связок в тексте либо вспомогательного материала, подвергаемого критическому анализу с позиции выдвигаемых автором идей или приводимого для сравнительных оценок. Именно для этих целей должны подбираться цитаты из научных работ.

Диссертант должен учитывать, каков характер его будущего исследования: преимущественно теоретический или преимущественно прикладной. Это позволит расставить акценты при сборе материалов. В работе прикладного характера перед автором может не стоять задача по разработке аргументированной теории изучаемого вопроса, поскольку он может исходить из какой-либо устоявшейся теоретической платформы и лишь в ходе обобщения практики уточнить некоторые ее положения. В этом случае сбор материалов по теории вопроса ограничивается выяснением наиболее важных точек зрения с системой привязанных к ним доказательств, что предполагает сужение круга привлекаемых источников. Если же в диссертации стоит задача разработки теории вопроса или обоснования одной из существующих позиций, то предполагается более глубокий подход к сбору теоретической информации.

Чтобы добиться целенаправленности сбора материала, диссертант может разделить тему на ряд частных проблем и отбирать материал по каждой из них отдельно.

В дальнейшем во введении к диссертации освещается состояние исследований темы. В соответствии с этим указывается круг проблемных вопросов и задач, которые необходимо изучить в диссертационной работе.

Что касается работы с первоисточниками, то здесь перед диссертантом стоят несколько иные задачи. Круг источников по теме определяется достаточно быстро, и он, как правило, значительно уже, чем массив научных исследований. Выявленные источники диссертант должен тщательно изучить под выбранным углом зрения и широко использовать их материал в работе. В источниках содержится первичная информация об изучаемых явлениях, в научной литературе — вторичная, почерпнутая из источников. Это принципиальное различие надо иметь в виду при критике данных источников и позиций других ученых.

Изучение источников должно, как правило, проводиться на языке оригинала. Основные для темы диссертанта источники должны быть прочитаны им в оригинале даже при наличии известного и старого перевода на русский язык; второстепенные источники могут изучаться в переводах. Например, работая над темой «Церковно-правовые воззрения митр. Димитрия Хоматиана (на материале судебных решений)», автор должен прочитать по-гречески все судебные акты, изданные этим канонистом, а источники, касающиеся жизни и церковного служения Хоматиана, может использовать в русском переводе.

 

4. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ. ПРЕДЗАЩИТА. АВТОРЕФЕРАТ

 

После того как подготовлен черновой вариант рукописи диссертации, автор оформляет свою работу в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к работам, направляемым в печать. Сведения об оформлении оглавления, заголовков, библиографического аппарата, списка сокращений и т. п. можно найти в Методических рекомендациях по подготовке дипломных работ в Московской духовной семинарии. Образец титульного листа кандидатской диссертации приводится в приложении 1. Объем кандидатской диссертации (без учета приложений) должен составлять, как правило, 140–180 страниц текста, набранного на компьютере шрифтом Times New Roman (14 кегль) через двойной междустрочный интервал (около 1800 знаков на странице).

Окончательный вариант диссертации должен быть написан ясным и точным научным языком. В тексте диссертации недопустимы элементы просторечия или публицистического стиля. Авторские мысли должны излагаться в безличном стиле. Избегая употребления «я» в тексте работы, диссертант может подчеркивать свое мнение, личный вклад в решение научных проблем такими оборотами, как «по мнению автора», «как установлено диссертантом», «в результате проведенного нами анализа» и т. п. Важной лексической особенностью диссертации является широкое употребление обще- и частнонаучной терминологии («теория», «синтез», «историография»; «догматическая формула», «типологическое истолкование», «канон» и т. п.), причем без специальных пояснений. В то же время текст не должен быть перегружен узкоспециальными терминами, неоправданными заимствованиями из иностранных языков; не следует употреблять канцелярские штампы и обороты («через посредство чего-то» вместо «через что-то»; «в части», «по линии» и т. п.). Для подробного ознакомления с научным стилем речи рекомендуется обратиться к книге А. К. Демидовой «Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы» (М., 1991).

Предварительная экспертиза (предзащита) диссертации проводится на кафедре, на которой выполнялась работа. По итогам предзащиты кафедра дает заключение, в котором должны быть отражены личное участие автора в получении результатов, изложенных в диссертации, степень достоверности результатов проведенных исследований, их новизна и практическая значимость, ценность научных работ соискателя, специальность, которой соответствует диссертация, полнота изложения материалов диссертации в работах, опубликованных соискателем. Заключение выдается соискателю в течение месяца со дня представления кандидатской диссертации на предзащиту, но не позднее 31 мая текущего года.

Предзащита проводится на заседании кафедры. К такому заседанию готовится текст диссертации и все научные работы, в которых опубликованы результаты диссертационного исследования, а также справка редакционного совета официального сайта Московской духовной академии. В этой справке указывается, что научная статья по теме диссертации, представленная автором, принята для размещения на данном сайте. Студенты, обучавшиеся заочно, дополнительно к этому представляют удостоверение о сдаче кандидатского минимума.

Для оценки качества диссертационного исследования заведующий кафедрой назначает двух рецензентов из числа преподавателей кафедры, специализирующихся в соответствующей области церковной науки. Их рецензии должны быть представлены соискателю за 10 дней до предзащиты. В рецензии должны быть отражены степень актуальности диссертации, личный вклад соискателя в получение новых результатов, их обоснованность, научная и научно-практическая значимость, степень соответствия публикаций автора его диссертационному исследованию. В рецензии также оцениваются структура диссертации, язык и стиль изложения материала. В конце рецензии указывается вывод: рекомендовать диссертацию к защите, не рекомендовать или рекомендовать после доработки.

Помимо рецензентов заведующий кафедрой назначает ответственного за подготовку заключения по диссертации. Ответственный преподаватель составляет проект заключения на основе текста диссертации, публикаций соискателя и рецензий.

В заседании кафедры, на котором проводится предзащита, должны участвовать доктора наук по профилю диссертации (при необходимости приглашенные с других кафедр либо из сторонних организаций). На заседании председательствует заведующий кафедрой. Если он является научным руководителем обсуждаемой работы, по его поручению обязанности председателя выполняет один из присутствующих – доктор наук.

Предзащита проводится в следующем порядке:

соискателю предоставляется слово для сообщения по теме исследования (продолжительностью не более 15 минут);

задаются вопросы по содержанию диссертации, на которые соискатель обязан ответить;

выступают рецензенты;

заслушивается ответ соискателя на замечания и предложения рецензентов;

выступают присутствующие на заседании;

председательствующий подводит итоги дискуссии и выносит на обсуждение проект заключения;

проект дорабатывается с учетом всех замечаний, сделанных на заседании, и ставится на голосование.

Заключение принимается открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании и оформляется в виде выписки из протокола заседания кафедры, которая выдается соискателю. В заключении должен быть сделан итоговый вывод о рекомендации диссертации к защите. Если диссертация рекомендуется к защите после доработки, в заключении указывается срок для внесения необходимых исправлений и дополнений в диссертацию. По истечении этого срока проводится заседание кафедры, где в таком же порядке рассматривается доработанная диссертация. При отрицательном заключении соискатель вправе повторно представить диссертацию на предзащиту не ранее чем через год.

После успешного прохождения предзащиты окончательный вариант диссертации и необходимые документы представляются соискателем в диссертационный совет. (Если в положительном заключении кафедры содержатся замечания по тексту диссертации, соискатель по своему усмотрению решает вопрос о том, учитывать их или нет. Рекомендуется учитывать те замечания, которые объективно улучшают работу, устраняют ошибки и т. д.) Соискатель также подготавливает автореферат диссертации.

Готовая к защите диссертация представляется в совет в трех экземплярах в переплетенном виде (в твердом переплете), а также обязательно в цифровом виде (на CD-R или СDRW). Электронный вариант должен содержать полный текст диссертации с приложениями, библиографией и иллюстративным материалом, а также шрифты, необходимые для корректного отображения текста, и автореферат. Текст диссертации должен быть представлен одним файлом (вместе с титульным листом), в названии которого должна присутствовать фамилия автора. Все экземпляры диссертации подписываются на титульном листе соискателем и научным руководителем.

В течение месяца со дня подачи документов диссертационный совет принимает диссертацию к защите или направляет соискателю мотивированное заключение об отказе в приеме диссертации к защите. В положительном решении диссертационного совета о принятии диссертации к защите указывается дата защиты и перечень официальных оппонентов, а также разрешается размножение автореферата диссертации. Не позднее чем за месяц до защиты диссертационный совет размещает автореферат на официальном сайте Московской духовной академии.

Объем автореферата кандидатской диссертации может составлять до 1,5 печатного листа. При наборе автореферата используется шрифт Times New Roman с кеглем 14 и одинарный междустрочный интервал.

В автореферате должны быть изложены основные идеи и выводы диссертации, показаны вклад автора в проведенное исследование, степень новизны и практическая значимость результатов исследований. Автореферат диссертации печатается типографским способом или на множительных аппаратах в количестве, определяемом диссертационным советом.

Автореферат рассылается членам диссертационного совета и заинтересованным организациям не позднее чем за месяц до защиты диссертации. Перечень адресатов, которым необходимо направить автореферат, определяет диссертационный совет.

Соискателю следует особо тщательно относиться к подготовке автореферата, поскольку большинство членов диссертационного совета будут судить о его работе именно на основании автореферата. При написании автореферата целесообразно пользоваться следующими принципами, многократно проверенными на практике:

отражение основного содержания диссертации, ее новаторских идей;

максимальная краткость изложения и ясность мысли;

раскрытие новых научных результатов, полученных лично автором, и формулирование их таким образом, чтобы из текста был виден авторский вклад в науку, четко отличающийся конкретным приращением знаний.

Автореферат должен состоять из трех частей: вводной (квалификационной), основной и библиографической. Во вводной части в сжатой форме излагаются методологический аппарат, источниковая база и другие научные характеристики диссертации, описанные во введении (актуальность, объект и предмет, цели и задачи, структура исследования). В этой части также указывается, в чем состоит научная новизна и практическая значимость диссертации и в каких формах проводилась апробация результатов исследования (обсуждение на заседании кафедры, выступления с докладами на научных конференциях и др.). Основная часть представляет собой аналитический обзор глав и параграфов диссертации в соответствии с ее структурой. В третьей части приводится список публикаций автора по теме диссертационного исследования. В нем, помимо стандартных библиографических описаний, приводятся данные об объеме публикаций в авторских листах. Для кандидатских диссертаций общий объем публикаций должен быть не менее 1,5 авторского листа, при этом каждый из научных трудов автора должен быть опубликован не позднее чем за три месяца до защиты диссертации.

Оптимальной структурой вводной части автореферата является следующая:

актуальность темы исследования;

объект исследования;

предмет исследования;

цель исследования;

задачи исследования;

теоретическая и методологическая база исследования;

изученность проблемы (историография);

источниковая база исследования;

новые научные результаты, полученные лично автором;

практическая значимость исследования;

апробация результатов исследования;

логика и структура работы.

Титульный лист и вторая страница автореферата диссертации на соискание ученой степени кандидата богословия содержит специальную информацию, оформленную соответствующим образом. Это сведение о том, что автореферат выполнен на правах рукописи; фамилия, имя и отчество автора; точное название темы диссертации и т. д. (см. приложение 2).

Все экземпляры автореферата подписываются соискателем на обложке автореферата.

 

 

5. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ

 

Защита диссертаций производится в форме научной дискуссии на открытом заседании диссертационного совета по соответствующей специальности.

В Московской духовной академии действует диссертационный совет, состав которого утверждается распоряжением Ректора. Из числа членов диссертационного совета формируется разовый диссертационный совет соответственно специфике представленных к защите диссертаций. Диссертационный совет уполномочен принимать к защите диссертации, подготовленные по специальностям четырех отделений Московской духовной академии. Для защиты диссертаций по специальностям, не входящим ни в одно из отделений (философия, история философии, логика, филология), может быть сформирован разовый диссертационный совет с участием представителей различных отделений, а также сторонних организаций. Ученый Совет Московской духовной академии контролирует работу диссертационных советов и предлагает их состав.

В состав диссертационного совета входят по должности проректор по учебной работе, проректор по научной работе и секретарь Ученого Совета Московской духовной академии. Заведующий кафедрой входит по должности в состав диссертационного совета по соответствующим специальностям. В состав диссертационного совета согласно распоряжению Ректора включаются доктора и кандидаты наук, представляющие соответствующие специальности. При этом общее число докторов наук должно быть не менее трети состава совета. Количество членов диссертационного  совета  должно  быть не менее двенадцати и, как правило, не более двадцати человек. Количество членов Совета, являющихся штатными сотрудниками Московской духовной академии, должно составлять не менее 60% от общего числа членов Совета. Распоряжением Ректора председателем диссертационного совета назначается ведущий ученый  —  специалист по профилю совета.

Официальными оппонентами, назначаемыми с их согласия диссертационным советом для защиты кандидатской диссертации, являются два ученых, компетентных в данной отрасли науки. Как правило, оба оппонента должны иметь ученую степень кандидата наук или более высокую, причем один из них должен быть сотрудником сторонней организации. Официальный оппонент на основе изучения диссертации представляет в диссертационный совет письменный Отзыв, в котором оцениваются актуальность избранной темы, степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации, их достоверность и новизна, а также дается заключение о возможности присуждения диссертанту искомой ученой степени. Копии Отзывов официальных оппонентов вручаются соискателю не позднее чем за 10 дней до защиты диссертации. Диссертационный совет вправе вернуть официальному оппоненту для переработки Отзыв, не соответствующий указанным требованиям, или заменить официального оппонента, если он не выполняет установленные требования.

Наряду с Отзывами официальных оппонентов научный руководитель соискателя готовит Отзыв о диссертанте, в котором должна даваться характеристика диссертанта как научного работника, оцениваться его эрудиция, способность к самостоятельным научным исследованиям.

Соискателю необходимо за несколько дней до защиты составить текст своего выступления и выучить его. Если соискатель намерен, помимо устного доклада, продемонстрировать иллюстративный материал (таблицы, схемы или иной видеоматериал), следует определить форму представления такого материала (плакаты, компьютерная презентация и др.) и подготовить ее. Выступление соискателя на защите не должно быть пересказом автореферата. Диссертанту следует построить свой доклад на основе введения к диссертации и сделанных в ней выводов, чтобы ярче осветить проблему, которой посвящена диссертация, особенности авторского подхода к ее решению и конкретные результаты, полученные лично соискателем. Кроме собственного доклада соискатель должен подготовить краткие мотивированные ответы на замечания, сделанные официальными оппонентами в Отзывах.

Заседание диссертационного совета по защите диссертации считается правомочным, если в его работе участвует не менее двух третей общего состава совета. На заседании должны также присутствовать научный руководитель соискателя и официальные оппоненты. Разрешается проведение защиты диссертации в отсутствие по уважительной причине только одного из официальных оппонентов, давшего по диссертации положительный Отзыв.

Публичная защита диссертации должна проходить в обстановке высокой требовательности, принципиальности и соблюдения научной этики, при этом обстоятельному анализу должны подвергаться достоверность и обоснованность всех выводов и рекомендаций научного и практического характера, содержащихся в диссертации. Защита проводится в следующем порядке:

Председатель совета открывает заседание, извещая присутствующих о правомочности заседания (после проверки явки  не менее двух третей членов совета), и объявляет о защите соискателем диссертации, называя ее тему, официальных оппонентов и научного руководителя.

Ученый секретарь совета кратко докладывает о содержании представленных к защите соискателем документов, а также кратко излагает его биографию, сообщает об Отзывах, которые поступили на диссертацию.

Соискатель выступает с докладом, который содержит изложение основных результатов работы (продолжительностью не более 20 минут).

Члены совета задают вопросы, на которые соискатель вправе отвечать последовательно (на каждый вопрос в отдельности) или одновременно (на все полученные вопросы).

Научный руководитель дает Отзыв о работе соискателя над диссертацией.

Выступают официальные оппоненты (в случае отсутствия одного из них его Отзыв оглашается ученым секретарем). Диссертант отвечает на замечания оппонентов.

Присутствующие на заседании совета участвуют в дискуссии.

Председатель подводит итог дискуссии и предоставляет заключительное слово соискателю, который отвечает на замечания, высказанные в ходе дискуссии.

Из числа членов совета избирается счетная комиссия в составе 3 человек, которая проводит подсчет голосов.

Совет проводит тайное голосование по вопросу о присуждении ученой степени. Решение совета является положительным, если за него проголосовало не менее двух третей членов совета, участвовавших в заседании.

В случае отрицательного решения совета соискателю получает право представить диссертацию в переработанном виде к защите не ранее чем через год со дня принятия такого решения.

Процедура тайного голосования, предусмотренного п. 9:

Счетная комиссия (не менее трех человек) избирается до начала тайного голосования открытым голосованием простым большинством голосов участвовавших в заседании членов диссертационного совета.

В тайном голосовании принимают участие только присутствующие на заседании члены диссертационного совета, которым счетная комиссия выдает заготовленные бюллетени после заключительного слова соискателя. Голосующий вычеркивает ненужный пункт из графы «Результаты голосования» и опускает бюллетень в опечатанную урну.

Члены счетной комиссии вскрывают урну, подсчитывают бюллетени и составляют по итогам голосования протокол. Нерозданные бюллетени остаются у счетной комиссии с соответствующей пометкой, сделанной до начала тайного голосования, что отмечается в протоколе счетной комиссии. Бюллетени, которые не позволяют выявить мнение принимавшего участие в голосовании члена диссертационного совета, считаются недействительными, что также отмечается в протоколе счетной комиссии. После оформления протокола по результатам голосования счетная комиссия опечатывает все бюллетени и прилагает их к своему протоколу.

Диссертационный совет открытым голосованием простым большинством голосов членов совета, участвовавших в тайном голосовании, утверждает протокол счетной комиссии.

 

 

СПИСОК НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

Положение о порядке присуждения ученых степеней (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 № 74 в ред. от 20.04.2006) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 6. Ст. 580.

Положение о диссертационном совете (утв. Приказом Минобразования РФ от 09.04.2002 № 1305) // Российская газета. 2002. № 98. 1 июня.

Аристер Н. И., Загузов Н. И. Процедура подготовки и защиты диссертаций. М.: Икар, 1995.

Волков Ю. Г. Диссертация: Подготовка, защита, оформление. М.: Гардарика, 2002.

Демидова А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. М.: Рус. яз., 1991.

Загузов Н. И. Написание диссертации: Учебное пособие. М.: Юрист, 2002.

История методологии социального познания. Конец XIX — XX век / Отв. ред. В. Б. Власова. М.: Ин-т философии РАН, 2001.

Кохановский В. П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. Ростов-н/Д.: Феникс, 1999.

Кузин Ф. А. Кандидатская диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистров. М.: Ось-89, 2001.

Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. М.: ИНФРА-М, 2003.

Селетков С. Г. Соискателю ученой степени. Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 1999.

Ясковский П. П. Искусство научной работы: Практическое руководство для аспирантов и соискателей. М.: МГГА, 1998.

 

Приложения: polozhenie_o_kandidatskoi_diss._v_MDA-1