Городцов Сергей Дмитриевич родился 5 июля/18 июля 1866 года в многодетной семье протоиерея Димитрия Андреевича Городцова ( 29 декабря 1909). Семья будущего святителя проживала в селе Поздном, Михайловского уезда, Рязанской губернии.

Владыка Варфоломей так вспоминал о своих родителях «…Главное настроение у меня, как церковного работника, создалось давно; мать у меня была большой подвижницей, постницей, аскетически настроенной, — а мудрый отец мои никогда не пускал меня в алтарь, чтобы прислуживать — и у меня создалось с детства особое благоговейное отношение к этому святому месту…»1.

Образование

— духовное училище в г. Скопине, Рязанской губернии 1876-80 годах.

— духовная семинария в Рязани 1880-86 годах.

— духовная академия в Петербурге с 1886 года, окончил 11 июня 1890 году.

По окончании академии присвоена степень магистра богословия. Знание языков: латинский, греческий, еврейский, немецкий, французский. Был помощником инспектора в Могилёвской духовной семинарии с августа 1890 по 1 октября 1892 года.

Священство

В Александро-Невской церкви города Тифлиса экзархом Грузии митрополит Владимиром (Богоявленским) был рукоположен во диакона 11 декабря, а 13 декабря в Неделю Праотцев 1892 года во священника и назначен вторым священником вышеназванной церкви. Перед принятием священнического сана он женился, жену будущего святителя звали Надежда2, она скончалась в 35 лет, в начале 1910-х годов. Детей у супругов не было, но они взяли на воспитание девочку, которая умерла в раннем детстве. Вторым ребёнком, усыновлённым протоиерей Сергием, стал Николай Федотович Вольянников, сын церковного сторожа одного из храмов Тифлиса, впоследствии епископ Омский и Тюменский Никандр3.

О. Сергий Городцов, будущий митр. Варфоломей

О. Сергий Городцов, будущий митр. Варфоломей

В начале января 1893 года отец Сергий назначен настоятелем Второго Миссионерского (Казанского) Тифлисского храма. Вскоре он был назначен попечителем городских школ. В его послужном списке отмечены и другие послушания: председатель Совета миссионерского братства и Епархиального грузинского училищного совета, благочинный русских церквей.

После десяти лет безупречной службы священник Сергий Городцов был удостоен сана протоиерея в декабре 1903 года. С 28 декабря 1905 года протоиерей Сергий являлся законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального женского училища.

В 1906 был избран почетным членом Тифлисского патриотического общества, наиболее активной и крупной монархической организации на Кавказе, после чего на него было совершенно покушение 27 декабря 1906 года, в котором он и его матушка были тяжело ранены. Но это не устрашило ревностного пастыря и, оправившись от ран, отец Сергий вновь возглавил Тифлисское патриотическое общество.

В летние месяцы 1911, 1912 и 1914 годов, командировался в Германию в г. Мариенбад для служения во Владимирской церкви. В том же году протоиерей Сергий закончил и подготовил к печати диссертацию на тему «Книга Иова: опыт библейско-психологического обозрения книги».

Последние годы пребывания в Тифлисе отец Сергий был настоятелем храма святого благоверного князя Михаила Тверского. За свою усердную службу митрофорный протоиерей Сергий Городцов удостоился всех наград полагавшихся священнику, кроме того имел ордена св. Анны III степени и св. Владимира III и IVстепеней, а также золотой знак от общества слепых.

Болезненное отделение Грузинской Церкви от Русской последовавшее в 25 марта 1917 года, вынудило протоиерей Сергия покинуть Грузию в августе 1918 года. Он перебирается в Петроград, где попадает в самое горнило гражданской войны, здесь же узнаёт о смерти на допросе «от разрыва сердца» старшего брата Павла.

Дальнейшие события жизни одного из величайших архипастырей Сибирской земли начинаются в Азербайджане, куда он переезжает из Петрограда. С сентября 1918 до 30 июня 1920 года протоиерей Сергий был законоучителем в Елизаветпольской мужской гимназии. После этого с 1920 по август 1923 года был настоятелем Александро-Невского собора в Баку, находящейся в «Чёрном городе»4, затем во флотской церкви.

Арест и ссылка

Отец Сергий был арестован 5 сентября 1923 года и постановлением Бакинского ОГПУ отправлен на вольную высылку в г. Уфу на 5 лет. Но после пересмотра дела в Москве протоиерей Сергий Городцов 5 октября 1924 года был отправлен на два года в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), где находился до 7 октября 1926 года.

Находясь на Соловках протоиерей Сергий в 1925 году пишет акафист святителю Филиппу Митрополиту Московскому, игумену соловецкому. Текст акафиста был одобрен священнослужителями и епископами, находившимися в то время в заключении в Соловецком лагере. Среди находящихся на Соловках архиереев были в частности епископ Волынский Пётр (Соколов), Архиепископ Курский и Обоянский Ювеналий (Масловский), епископ Алатырский Иоаким (Благовидов) и др.

После окончания срока заключения на Соловках, был отправлен в вольную высылку в Сибирь, где проживал с октября 1926 по 1 января 1930 года в Остятском сельсовете (д. Ургуль и Львовка), Барабинского района, Новосибирской области. С января 1930 года был переведён в г. Богучар Воронежской области, где служил священником местной церкви до октября 1933 года.

В конце 1934 года получил право на свободное проживание по всей территории СССР и воспользовавшись этим правом в 1935 году протоиерей Сергий переезжает в с. Воловниково, Клинского (затем Высоковский) района Московской области. С февраля 1935 до конца 1940 года служит священником в этом селе, пока 1 января 1941 года снова не подвергается высылке из Московской области, как ранее судимый и подвергавшийся административной высылке. При этом ему выдали паспорт с пометкой «Выдан на основании ст. 39 «положения о паспортах»5. Эта пометка ставилась в паспорта бывшим заключенным, лишенцам и перебежчикам, а также кочующим цыганам и запрещала проживать на режимных территориях СССР. В связи, с чем переезжает в Тверскую (в то время – Калининскую) область, где находит пристанище в Рабочем поселке Козловского сельсовета, принадлежавшего Завидовскому райисполкому и поселяется у семьи Филипповых в доме № 16 по Первомайской улице.

Вскоре началась Великая Отечественная война, и Тверская область была оккупирована немцами, в своей автобиографии митрополит Варфоломей вспоминает это время так: «переживал бои, прятался от немцев, в общение с ними не входил, а жителей при встречах уговаривал, что скоро придёт Красная Армия и прогонит немцев. При отступлении (в декабре 1941 года) немцы сожгли много домов в Рабочем посёлке, сожгли и мой дом, в котором я жил; самое ценное моё имущество немцы разграбили, а библиотека и оставшиеся вещи сгорели. Библиотека для меня очень ценная…»6.

После ухода немцев будущий Новосибирский архипастырь остался в том же Рабочем посёлке, помогая восстанавливать разрушенное хозяйство, пока в мае 1942 года не был вызван в Москву патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородский) своим однокурсником по Санкт-Петербургской академии. Митрополит Сергий предложил протоиерей Сергию принять монашество и архиерейский сан7, на что последний «ничесоже вопреки глаголя» согласился.

С начала 1930-х между ними возобновилась дружественная переписка, которая началась после окончания Санкт-Петербургской духовной академии и ненадолго прерывалась во времена первой волны гонений на Церковь в Советском Союзе в 20-е годы XX века, а когда в 1935 году отец Сергий Городцов вернулся из заключения, то получил место священника недалеко от Москвы и часто навещал митрополит Сергия в столице и останавливался у него на несколько дней. В 1941 году после того как протоиерея Городцова удалили из Московской области, митрополит Сергий принял решение назначить его своим викарием с возведением в сан епископа Можайского, но этим планам ненадолго помешала немецкая оккупация.

Архиерейское служение

Пострижение в монахи митрофорного протоиерея Сергия Городцова произошло 29 мая 1942 года в Казанском соборе (церкви) г. Ульяновска – при постриге будущий митрополит получил имя Варфоломей – мирское имя преподобного Сергия Радонежского. На следующий день в том же храме, во время всенощного бдения патриаршим местоблюстителем блаженнейшем Сергием при участии архиепископов Горьковского и Арзамасского Андрея (Комарова), Куйбышевского Алексея (Палицына) и Ульяновского Иоанна (Соколова) было совершено наречение иеромонаха Варфоломея во епископа Можайского викария Московской митрополии.

Архиерейская хиротония состоялась в Неделю всех Святых 31 мая 1942 года в том же Казанском соборе Ульяновска. После вручения архиерейского жезла новопоставленному епископу патриарший местоблюститель произнёс назидательную речь, о том, что епископское служение является всесторонней работой во спасение врученной ему паствы. В тот же день, во время праздничной трапезы епископ Варфоломей был за почти 50-летнюю службу Церкви Божией удостоен сана архиепископа8.

С 23 июня владыка Варфоломей как викарий Московской митрополии находился в Москве, до половины ноября 1942 года архиепископ служил в различных храмах столицы в Церкви Иоанна Предтечи на Пресне, Преображенской церкви, в храме Илии Обыденного, в Николо-Кузнецкой церкви и в храме села Богородского, а также в Черкизове. В это время он часто сослужил митрополит Николаю (Ярушевичу) в Богоявленском Елоховском соборе. Кроме того, в конце августа 1942 года, после Преображения Господня, совершил поездку в свой кафедральный город Можайск, где служил в церкви праведных Иоакима и Анны и в храме в честь Пророка Илии в Ильинской слободе. В Москву вернулся 31 августа.

Архиепископ Варфоломей проживал в Москве, пока не был назначен 17 октября архиепископом Ульяновским9, последнюю Божественную литургию владыка Варфоломей отслужил в Елоховском соборе 8 ноября 1942 года, а в дневнике сделал приписку «со времени хиротонии по сие число отслужил в архиерейском сане литургий 47; проповедей сказал 59»10.

В Ульяновск Владыка прибыл 15 ноября, но по болезни смог прийти в свою Воскресенскую кладбищенскую церковь только накануне праздника Святого Михаила Архангела. В храме архипастырю был устроен тёплый приём, настоятель протоиерей Александр Смирнов произнёс приветственную речь, прихожане поднесли икону Архистратига Михаила и хлеб-соль на полотенце.

Через месяц 26 декабря исполнилось 50 лет со дня священнической хиротонии архиепископа Варфоломея. По благословению Блаженнейшего Митрополита Сергия, который лично возглавил Божественную Литургию в Воскресенской церкви, Владыка Варфоломей был удостоен права ношения креста на клобуке.

Во время пребывания в Ульяновске архиепископ Варфоломей 23 июля 1943 года рукоположил во диакона бывшего обновленческого, а затем григорианского епископа Фотия (Топиро), который 22 июля принёс покаяние и отрёкся от раскольнических заблуждений перед блаженнейшем Сергием, в присутствии Ленинградского митрополита Алексея (Симанского) и архиепископа Варфоломея. На следующий день 24 июля иеродиакон Фотий был рукоположен митрополитом Алексием во иеромонаха и наречён во епископа Кубанского и Краснодарского. А 25 июля 1943 года во временном Патриаршем Казанском соборе в Ульяновске блаженнейшим митрополитом Московским и Коломенским Сергием (Страгородским), митрополитом Ленинградским Алексием (Симанским), архиепископом Ульяновским Варфоломеем (Городцовым) архимандрит Фотий хиротонисан во епископа Кубанского и Краснодарского11, это была первая архиерейская хиротония в которой принимал участие архиепископ Варфоломей.

Митрополит Сергий (Страгородский) (в центре), архиепископ Алексий (Симанский) (слева), архиепископ Варфоломей (Городцев).

Митрополит Сергий (Страгородский) (в центре), архиепископ Алексий (Симанский) (слева), архиепископ Варфоломей (Городцев).

Весной 1943 года, находясь на Ульяновской кафедре владыка Варфоломей, направил пасхальное приветствие патриарху-католикосу Грузинской Церкви Каллистрату, с которым находился в дружеских отношениях во время своего служения в Грузии. С 1917 года каноническое общение между Русской и Грузинской Православными Церквями отсутствовало, т.к. Русская Церковь не признавала автокефалию Грузинской. В письме, владыка признавал, что до 1917 года «великодержавные тенденции и правящей русской церковной власти, и нас — рядовых священников — могли производить на грузинских патриотов впечатление отрицательного характера»12. Это дружеское послание способствовало примирению двух церквей, когда архиепископ Варфоломей уже находился на кафедре в Новосибирске. Общение Грузинской и Русской Церквей было восстановлено в октябре 1943 года, когда католикос Каллистрат возобновил сношения с Русской Церковью, поздравив патриарха Сергия со вступлением на патриарший престол. В Грузию был направлен архиепископ Антоний (Романовский) который 31 октября 1943 года служил и приобщался Святых Тайн вместе с католикосом Каллистратом и грузинским духовенством.

Служение в Сибири

Вскоре после этого 26 июля 1943 года Владыка был назначен архиепископом Новосибирским и Барнаульским13 с управлением всеми Сибирскими епархиями14, на которых не было епископов. Это назначение крайне смутило ульяновского архиерея, ему старцу 76 лет было жутко снова совершать путешествие в Сибирь, об этом он не двусмысленно заявляет в своём дневнике «трудно теперь вообще всякое путешествие совершать, а такое длинное – и вовсе жутко. Но воля Божия!»15. Но беспрекословно подчиняется воле патриаршего местоблюстителя и простившись со своей Ульяновской паствой в начале августа 1943 года предпринимает это нелёгкое путешествие.

В поездке к месту назначения архиерея сопровождает молодой иподиакон Юрий Никифоров, который помогал архиепископу переносить все тяготы длительного путешествия. Из Ульяновска до Перми добирались водным путём, поднимаясь вверх по Волге на пароходе. В Перми задержались, чтобы в праздник Преображения Господня служить в церкви, а не проводить в пути. Таким образом, в Новосибирск путники прибыли 24 августа 1943 года.

Прибыв на кафедру, архиепископ Варфоломей со свойственной ему энергией взялся за возрождение церковной жизни в Сибири, которая после гонений конца 30-х годов ХХ века находилась в упадке. На огромной территории от Тюмени до Владивостока действовало лишь 6 православных приходов и не было ни одного правящего архиерея. Убеленный сединами старец-владыка, имея к моменту приезда на кафедру 76 лет от роду, начинает активно объезжать обширную епархию, везде совершая богослужения и поставляя служителей для многочисленной страждущей паствы. Всего за 13 лет управления кафедрой, митрополит Варфоломей совершил около 200 священнических и диаконских хиротоний, что позволило обновить литургическую жизнь, ранее практически полностью обескровленную.

За время пребывания высокопреосвященнейшего Варфоломея на Новосибирской кафедре, было вновь открыто около 80 храмов и молитвенных домов, чему способствовало благожелательное отношение советской власти к Русской Православной Церкви после окончания Великой Отечественной войны, а вернее с середины 1943 и до конца 1948 года, когда отношение государства к Церкви вновь стало ухудшаться. Именно поэтому, начиная с конца 1943 года, многие священнослужители были освобождены из заключения, стали вновь открываться закрытые в 20-30-е годы храмы и духовные учебные заведения.

На этой волне в 1946 году, архиепископ Варфоломею удалось получить разрешение на пристройку придела во имя преподобного Серафима Саровского к Вознесенскому храму в самом центре Новосибирска, который впоследствии стал кафедральным собором Новосибирской и Барнаульской епархии. В том же году, по ходатайству владыки из Тобольского музея атеизма удалось вернуть Церкви мощи святителя Иоанна Тобольского.

Митрополит Варфоломей (с 24 апреля 1949 года) непрестанно заботился о вверенной ему пастве, проповедовал за каждым богослужением, кроме того часто устраивал вне богослужебные беседы для разъяснения Священного Писания и душеполезных поучений. Являясь почетным доктором МДА (с 24 июня 1951 года), он часто приезжал в недавно открытую Московскую православную духовную академию для принятия экзаменов у студентов.

За все 13 лет пребывания на Новосибирской кафедре владыка позволил себе лишь однажды пойти в отпуск и то по настоянию патриарха Алексия I и два месяца 1951 года провёл Свято-Троице Сергиевой Лавре. Он не щадил своих сил до самых последних дней жизни, последнюю поезду по епархии он совершил в марте 1956 года, а 13 апреля упал и сломал правую ногу, это повлекло за собой тяжёлые осложнения здоровья, но архипастырь продолжал заниматься епархиальными делами и принимать посетителей. Однако болезнь прогрессировала и 28 мая митрополит Варфоломей впал в забытье. Архипастырь Новосибирский скончался 1 июня 1956 года, в пятницу.

Прощание

В субботу гроб с телом почившего был перенесён в Вознесенский собор где началось чтение Евангелия по усопшему, которое прерывалось богослужениями и панихидами. В воскресение и понедельник 3 и 4 июня службы совершал епископ Венедикт (Пляскин), управляющий Омской епархией, в сослужении местного и приехавшего из других епархий духовенства.

Во вторник 5 июня, состоялось отпевание почившего, которое совершали архиепископ Иркутский Палладий (Шерстенников) и епископ Омский Венедикт (Пляскин), в сослужении тридцати священников и десяти протодиаконов и диаконов. Собор смог вместить лишь малую часть верующих, пришедших на отпевание своего архипастыря, большая часть находилась во дворе храма и на прилегающих улицах. После запричастного стиха прощальные слова произнесли архиепископ Палладий, епископ Венедикт, благочинный Иркутской области митрофорный протоиерей Николай Пономарёв и соборный протоиерей Василий Озеров.

При прощании с митрополитом гроб с его телом был обнесён вокруг собора под пение ирмосов пасхального канона, затем в пределе преподобного Серафима Саровского после краткой литии оцинкованный гроб святителя под пение «Святый Боже» и «Христос воскресе», опустили в специально сооружённый склеп16. Митрополит Варфоломей покоится в Серафимовском приделе Вознесенского кафедрального собора города Новосибирска и до сего дня.

1 Шаповалова А. Варфоломей — Архиепископ Новосибирский и Барнаульский // Журнал Московской Патриархии, 1947. – № 7. – С. 69.

2 Из воспоминаний внучатого племянника Владыки Варфоломея – Николая Васильевича Андреева. Интервью 04.07.2015 г.

3 Из воспоминаний внучатого племянника Владыки Варфоломея – Николая Васильевича Андреева. Интервью 04.07.2015 г.

 4 Название восточных районов Баку, в которых в конце XIX – начале XX века сосредоточились предприятия нефтяной промышленности.

 5 С 1933 года тайно (в особых учетных формах милиции), а с 8 августа 1936 года и тайно, и явно (в учетных документах МВД и в паспорте) делалась отметка о судимости человека. В паспортах бывших заключенных, “лишенцев” и “перебежчиков” (перешедших границу СССР “самовольно”) делалась запись следующего содержания: “Выдан на основании пункта 11 постановления СНК СССР за № 861 от 28 апреля 1933 г.”. После принятия в 1940 году нового положения о паспортах и инструкции по его применению запись приобрела следующий вид: “Выдан на основании ст. 38 (39) Положения о паспортах”. Эта приписка делалась и в паспортах кочующих цыган.

6 ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 21. Л. 4.

7 Указ Патриаршего Местоблюстителя за № 196 от 17 апреля 1942 г. Из духовного наследия митрополит Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 47.

 8 Указ Патриаршего Местоблюстителя за № 11 от 31 мая 1942 г. Галкин А.К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года. С. 81.

 9 Там же.

 10 Из духовного наследия митрополит Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 68.

 11 Галкин А.К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года. С. 112.

12 Из духовного наследия митрополит Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 93.

 13 Указ Патриаршего Местоблюстителя за № 47 от 27 июля 1943 г. Галкин А.К. Указы и определения Московской Патриархии об архиереях с начала Великой Отечественной войны до Собора 1943 года. С. 99-100.

 14 В указе речь шла об управлении приходами Алтайского края. ГАНО. Ф. 1418. Оп. 2. Д. 4. Л. 6.

15 Из духовного наследия митрополит Новосибирского и Барнаульского Варфоломея. С. 92.

16 Священник В. Пашутов. Митрополит Новосибирский и Барнаульский Варфоломей (некролог) // Журнал Московской Патриархии, 1956. – № 7. – С. 22.